Агитка:10 фактов колониального статуса России (брошюра НОД)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Перо1.jpgРедактирую
Эта статья в данный момент активно редактируется. Пожалуйста, во избежание конфликта редактирования не вносите в неё изменений пока установлен данный шаблон.

Текст агитки впервые был размещен 6 июля 2015 года на сайте отделения «Национально-освободительного движения» (далее НОД) в Молдавии.

Разбор агитки

Конституция России

1. Конституцию России, Гражданский, Налоговый и Земельный кодексы написали в США (из официального отчёта USAID о его работе в России). USAID – это центральный орган государственного управления Соединенных Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом, координирует его Государственный Секретарь США.

В упомянутом отчёте USAID написано следующее:

Финансируемые USAID исполнители верховенства права помогли разработать Конституцию России, часть I Гражданского кодекса Российской Федерации, и Налоговый кодекс Российской Федерации. Помощь USAID прямо привела к принятию Земельного кодекса 2001 года, который предусматривал право покупки, продажи и владения городской и сельской землей в России.[3]

«Помогли разработать» и «написали в США» не одно и то же – между этими двумя формами участия есть существенная разница. Это разница подтверждается, если обратиться к истории разработки Конституции России – 16 июня 1990 года, во время I-го съезда народных депутатов РСФСР (16 мая - 22 июня 1990), было принято постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки нового Основного Закона. Для работы над проектом была сформирована рабочая группа Конституционной комиссии – в ее состав вошли депутаты от разных фракций, в том числе В.Л. Шейнис, а также эксперты Е.А. Данилов, В.Д. Зорькин, В.А. Кикоть, В.И. Лафитский, Л.С. Мамут, Б.А. Страшун. На разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали Э.М. Аметистов, И.П. Ильинский, Т.Ф. Морщакова, В.М. Савицкий, Ю.А. Тихомиров и другие авторитетные ученые-правоведы. Председателем комиссии стал Б.Н. Ельцин, председатель Верховного Совета РСФСР, его заместителем Р.И. Хасбулатов, первый заместитель Председателя Верховного Совета, пост ответственного секретаря занял О.Г. Румянцев[1].

В феврале 2017 года был опубликован проект новой Конституции Сирии, разработанный российскими юристами[4]. Будет ли НОД в случае принятия данного проекта Конституции считать Сирию колонией Российской Федерации?

Референдум об изменении Конституции

2. Президент России не имеет права инициировать референдум об изменении Конституции. В федеральном конституционном законе «О референдуме РФ» Президент РФ на указан как возможный инициатор референдума.

Данный закон (№5-ФЗК) действительно не включает Президента России в список тех, кто может быть инициатором референдума[2]:

Статья 14. Инициатива проведения референдума.

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

  • 1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  • 2) Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;
  • 3) федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Недовольство автора агитки отсутствием Президента России в данном списке является следствием одной из основных программных установок НОДа – увеличения объема полномочий Президента России[5] вплоть до чрезвычайных для зачистки «предателей во власти»[6]. Именно во Владимире Путине активисты НОДа видят своего сторонника в борьбе с пятой колонной[7].

По данном закону у Президента России есть другое право – право назначения проведения референдума[2]:

Статья 23. Назначение референдума
1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.

Это право закреплено и в Конституции – причем оно является прерогативой Президента России, то есть другие органы власти не вправе назначать проведение референдума[3]. Порядок проведения референдума определяется соответствующим федеральным конституционным законом (№5-ФЗК)[3].

Приоритет международного права

3. Иностранное право является составной частью законодательства РФ и главенствует над ним (Конституция РФ, статья 15, п.4)

Упомянутый пункт 15-ой статьи звучит следующим образом[4]:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Формулировка «приоритет международного права над национальным» некорректна – международное и национальное право не образуют собой единую систему, а являются двумя различными правовыми системами, чье согласование и взаимодействие определяется Конституцией России. Международное право имеет иной объем регулирования, субъекты, процессы создания и источники, гарантии соблюдения и продолжается правом межгосударственным[4]. Иными словами, международное и национальное право имеют разные сферы действия, а потому говорить о приоритете одного над другим некорректно[5].

Приоритет международных договоров над российскими законами существовал еще в советское время – принятые в 1961 году «Основы гражданского законодательства» имели соответствующее положение (статья 129). Принятая в 1977 году новая конституция провозглашала добросоветского соблюдения Советским Союзом международного права и обязательств[5]:

Статья 29. Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.

Необходимо оговориться, что СССР признавал приоритет международного права над национальным только в сфере гражданского законодательства – общее положение о приоритете международных договоров над внутренними законами отсутстсовало ввиду недоверия к международному праву как буржуазному явлению[5]. Принятие Конституции 1993 года была принята, учитывая практику конституционного регулирования других государств, для преодоления многих препятствий к открытости внутреннего правопорядка для норм международного права. В данном контексте весьма примечательны многие положения преамбулы Конституции, в том числе об осознании многонациональным народом РФ себя частью мирового сообщества, уважении к общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, утверждении прав и свобод человека и гражданина как свидетельства ясного понимания объективного характера региональных, континентальных и планетарных интеграционных процессов и ориентации Российского государства на участие в них[4].

В заключение необходимо добавить, что приоритет международного права над национальным существует для всех стран – принятая в 1969 году Венской конвенции[6] установила невозможность для государств ссылаться на положения национального права для опрадавния невыполнения ими международного договора[5]:

Статья 27. Внутреннее право и соблюдение договоров
Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Это правило действует без ущерба для статьи 46.
Статья 46. Положения внутреннего права, касающиеся компетенции заключать договоры
1. Государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушении того или иного положения его внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры, как на основание недействительности его согласия, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения.

СССР присоединился к данной конвенции с рядом оговорок по указу (№4407-XI) Президиума Верховного Совета – при этом, как говорилось ранее, в советском праве уже существовал приоритета международных договоров, закрепленный даже в Основном законе СССР.

Центробанк России

Евгений Фёдоров излагает миф «Центробанк России – пятая колонна и контора МВФ» (первые 4 минуты)
4. Центральный Банк России не принадлежит государству и не подчиняется ему. (Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ», глава 1, чч.1-2)

Упомянутые положения закона (№86-ФЗ) звучат следующим образом[7]:

Статья 1. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 2. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

«Независимость» ЦБ России прописана также в статье 75 Конституции России[8] – её второй пункт НОД тоже использует для продвижения мифа о том, что ЦБ России это отдельная частная контора, которая не подчиняется России[8][9]. Для понимания юридического статуса Центробанка нужно обратиться к двум основным законам, определяющих статус и функции данного учреждения – соответствующего федерального закона и Конституции России.

Статус Центробанка по Конституции

Статус Центробанка России таков, что его нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти, но при этом его полномочия предполагают возможность применения мер принуждения – это подтверждено определением Конституционного Суда (№268-О) от 14 декабря 2000 года, по которому к таким полномочиям относятся исключительное право на осуществление денежной эмиссии рубля, а также защита и обеспечение его устойчивости. Согласно федеральному закону «О Центральном Банке РФ» в арсенале Центробанка России есть следующие меры принуждения[8]:

  • Принятие решение о государственной регистрации кредитных организаций (статья 4);
  • Выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций (статья 4);
  • Приостановка действия лицензии на осуществление банковских операций и их отзыв (статья 4);
  • Установление порядока и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (статья 17)[9];
  • Осуществление выдачи, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты(статья 17)[9];
  • Списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, суммы недовнесенных средств (статья 38);
  • Взыскание с кредитной организации в судебном порядке штрафа в размере, установленном Банком России (статья 38);
  • Принятие решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (статья 59);

Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты – указания, положения и инструкции – обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (статья 7)[8].

Несмотря на осуществление некоторых функций органа государственной власти, Банк России является по характеру своей деятельности прежде всего банком, т.е. кредитным учреждением – независимость Банка России выражена в особом порядке назначения/отcтранения от должности его председателя. По Конституции России кандидатуру на эту должность выдвигает президент (статья 83), а назначает и освобождает от должности Госдума (статья 103)[8].

Статус Центробанка по федеральному закону

Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ» (далее закон) устанавливает следующие цели деятельности данного юридического лица[7]:

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:
  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Помимо того, что все функции ЦБ полностью сосредоточены вокруг экономики России, весь его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью – это установлено по статье 2, к которой как раз отсылает агитка. Центробанк России не преследует целью получение прибыли (статья 3), причем половину своей (после вычета всех налогов) он перечисляет в федеральный бюджет (статья 26)[7].

По закону деятельность Центробанка зависит от Правительства России[7]:

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

В круг вопросов денежно-кредитной политики (статья 35) входят управление процентными ставками, операции на открытом рынке, эмиссия рубля и т.д. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Совет директоров Центробанка России разрабатывает во взаимодействии с Правительством и и представляет его для рассмотрения в Национальный финансовый совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу (статья 18). Национальный финансовый совет занимается (статья 13) рассмотрением проекта и ежеквартальным рассмотрением реализации направлений единой государственной денежно-кредитной политики[7].

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации (статья 15). Совет Директоров разрабатывает совместно с Правительством направления денежно-кредитной политики и принимает основные решения Центрального Банка, в том числе и по процентным ставкам, и по эмиссии рубля, и по другим вопросам (статья 18)[7].

Согласно закону (статья 12) Национальный финансовый совет как коллегиальный орган формируется за счет представителей от органов власти России[7]:

  • От Совета Федерации – 2 человека (из числа членов)
  • От Госдумы – 3 человека (из числа депутатов)
  • От Президента – 3 человека
  • От Правительства – 3 человека

Последним членом является Председатель Центробанка России – он назначается и освобождается от должности по решению Госдумы по представлению Президента (статья 5), причем одним из оснований освобождения от должности по закону служит нарушение им федеральных законов, регулирующих деятельность Банка России (статья 14). Закон устанавливает длоя Банка России подотчетность Госдуме (статья 5) – годовой отчет о деятельности Банка России направляется в Госдуму, а отткуда Президенту и Правительству России (статья 25)[7].

Наконец, «независимость» Центробанка опровергает следующее положение закона[7]:

Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

В этой же статье установлено, что Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации[7].

Эмиссия рубля

5. Россия не имеет права контролировать выпуск рубля, это делают США через МВФ (Конституция РФ, статья 75, ч.2; Договор об ассоциации с МВФ (статья 5, ч.1)

Упомянутые положения звучат следующим образом:

  • Конституция России[8]
Статья 75.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
  • Статьи соглашения Международного Валютного Фонда[10]
Статья 5. Операции и сделки Фонда.
Раздел 1. Учреждения, поддерживающие отношения с Фондом. Каждое государство-член поддерживает отношения с Фондом только через свое казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство; Фонд также поддерживает отношения только с этими учреждениями или через них.

Как говорилось ранее, статья 75 Конституции России устанавливает подчинение Центробанка другим органам власти – она же закрепляет за Банком России монополию на эмиссию рубля[8]:

Статья 75.
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Монополия на эмиссию рубля закреплена за Центробанком также по соответствующему федеральному закону – причем в дополнение к этой монополии Центробанк также организует наличное денежное обращениеи утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (статья 4)[7].

Наименование Центробанком филиалом МВФ обосновывается законом «О Центробанке России»[7]:

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

Международный Валютный фонд – это межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений[11]. Иными словами, МВФ как и любой фонд является организацией, которая распоряжается контролируемым ею капиталом. Уставной капитал МВФ формируется государствами-членами этого фонда – причем, чем больше доля страны в общем котле, тем большее количество голосов у неё есть при принятии решений.

Примечательно следующее положение устава МВФ[10]:

Статья XIII. Отделения и депозитарии

Раздел 2. Депозитарии

(а) Каждое государство-член назначает свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение, приемлемое для Фонда.

Депозитарий – это лицо, которому передаются ценности для хранения без перехода к нему права собственности[10]. Являясь депозитарием МВФ, Центробанк России занимается хранением вкладов МВФ в рублях и осуществлением операций с ними.

Идеология

6. Россия не имеет права иметь государственную идеологию (Конституция РФ, статья 13, ч.2);

Упомянутый пункт статьи 13 звучит следующим образом[12]:

Статья 13.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

В качестве отступления стоит напомнить, что в Конституции СССР 1977 года была закреплена монополия одной партии (КПСС) и, соотственно, идеологии (коммунизм) на власть – данное положение Конституции СССР (статья 6) была изменено законом СССР (№1360-I) от 14 марта 1990 года, согласно которому участие в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами осуществляет не только КПСС, но и другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей.

Запрет на государственную/обязательную идеологию обусловлен демократическим характером российского государства[13][12]:

Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Таким образом, Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм как основу развития общества и одну из содержательных характеристик демократии. Причиной этого служит разнородность общества – по различным причинам оно делится на различные классы, слои и группы населения, объединенные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующие общие цели. Противоположность плюрализма – монистическое видение – при её реализации изначально разрушительно, ибо требуют наличия внешнего по отношению к самому обществу регулятора, способного работать без ошибок и сбоев. Многообразной действительности больше соответствует плюрализм, составляющий часть внутреннего механизма саморегуляции и саморазвития общества, что в свою очередь является условием эволюционного развития общества и определяет пределы государственного руководства обществом[12].

Признание идеологического многообразия (наряду с признанием политического многообразия и многопартийности) в качестве одной из основ конституционного строя РФ есть рефлекс на насаждавшийся десятилетиями идеологический монизм, закреплявшийся в советских конституциях и поддерживавшийся всеми институтами государственной власти. Оно означает существенное сужение пределов государственной власти, поскольку из-под контроля государства выводится сфера идеологии, под которой обычно понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Одновременно такая конституционализация, поскольку она реализована в социальной практике, выступает гарантией демократии, основанной на свободной циркуляции политических взглядов и обсуждении разнообразных политических программ, поскольку именно политические партии играют существенную роль в обеспечении плюрализма и успешного функционирования ее институтов[12].

Запрет цензуры

7. В России запрещена цензура, разрешена ложь (Конституция РФ, статья 29, ч.5)

Подписание законов президентом

8. Президент России обязан подписывать любые федеральные законы, даже если они вредят государству и жителям страны (Конституция РФ, статья 107, ч.3)

Ограничение власти президента Конституцией

9. Президент России обязан подписывать любые федеральные законы, даже если они вредят государству и жителям страны (Конституция РФ, статья 80, чч.2-3)

Колониальные статьи Конституции отменить нельзя

10. Россия не может изменить колониальные статьи Конституции Российской Федерации. Закон о Конституционном собрании до сих пор не принят.

Примечания

  1. Александрова А.М. История создания Конституции РФ
  2. 2,0 2,1 Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»
  3. 3,0 3,1 Статья 84 Конституции РФ с комментариями
  4. 4,0 4,1 4,2 Статья 15 Конституции РФ с комментариями
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Будылин С.Л. Приоритет международного или национального права? Вопросы и ответы
  6. Вступила в силу 27 января 1980 года[1][2].
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Статья 75 Конституции РФ с комментариями
  9. 9,0 9,1 Данная статья утратила силу с 1 января 2013 года по федеральному закону (№327-ФЗ) от 21 ноября 2011 года.
  10. 10,0 10,1 Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (1944)
  11. Стр. 73 || Завадская В.В. Международный валютный фонд: проблемы и пути их решения
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Статья 13 Конституции РФ с комментариями
  13. Статья 1 Конституции РФ с комментариями

См. также

Ссылки