Борьба с «российской пропагандой» на Западе

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Борьба с «российской пропагандой» на Западе стала в середине 2010-х годов идеей фикс в США и ряде европейских стран, в том числе на уровне руководства Евросоюза. В ходе ведущейся уже много лет информационной войны против России западные и особенно европейские СМИ внезапно столкнулись с ситуацией, когда на фоне украинского кризиса жители Европы в большинстве своём перестали доверять тому, как европейские СМИ освещают ситуацию на Украине.[1] Между тем международные российские СМИ, такие как RT и Sputnik, продолжают завоёвывать популярность и доверие у европейцев.

В ответ на Западе, особенно в так называемых странах «новой Европы» (новые члены ЕС и евроассоциированные страны), за неимением возможности адекватно оспорить освещаемые Россией факты (например, наличие иностранных спонсоров у Евромайдана или военные преступления Украины на Донбассе) решили инициировать «борьбу с российской пропагандой», ограничивая вещание российских СМИ и запуская различные антироссийские медийные проекты.

Эта ситуация заставляет вспомнить Министерство правды (миниправ) — одно из министерств, описанных в романе Джорджа Оруэлла «1984», занимающееся «фальсификацией различной исторической информации (статистических данных, исторических фактов) на всех уровнях информирования населения: СМИ, книгах, образовании, искусстве, спорте» [2].

Выражение «министерство правды» очень любит использовать либеральная общественность по отношению к российским государственным и прогосударственным СМИ с целью подчеркнуть их предвзятость и лживость, тем самым противопоставляя их зарубежным СМИ, которые, само собой, честные, неподкупные и верны журналистскому долгу «говорить правду и только правду».

В июне 2015 года стало известно, что ЕС создал спецгруппу для борьбы с «российской пропагандой» — об этом пишут чешские СМИ, факт создания группы подтвердили и в МИД Чехии. [3] В феврале 2016 года Евросоюз запустил официальный сайт на русском языке.[4]

Содержание

С чего все начиналось

На протяжении всех 90-х годов самыми популярными СМИ в Европе и США были американский CNN, английская ВВС и европейский Евроньюс. Так было до появления телеканала «Аль-Джазира» в 1996 году. Сначала канал обрёл большую популярность в арабском мире, а в начале 2000-х и Америке, когда начал показывать подробности вторжения США в Афганистан и интервью с бен Ладеном. «На тот момент рейтинг Al-Jazeera резко пошёл вверх, и в сфере американских новостей сменился лидер. В рейтингах по освещению афганской операции Al-Jazeera обошёл CNN, что уже само по себе беспрецедентно. Во время кризиса в Персидском заливе 90-х годов, например, CNN был бесспорным лидером. Джордж Буш-старший шутил, что узнает от CNN больше, чем от ЦРУ» [5]. Почти сразу же началась критика арабского телеканала со стороны американского правительства.

Телеканал Russia Today, созданный в 2005 году, быстро набрал популярность на Западе и в связи с этим тоже стал мишенью для критики американского правительства, причём задолго до государственного переворота на Украине.

Осенью 2010 года глава Совета управляющих по телерадиовещанию США Уолтер Айзексон на 60-летии радио Свободная Европа заявил, что RT является одним из врагов Америки. Он заявил, что американское правительство должно выделять больше денег Совету, годовой бюджет которого в настоящее время превышает 700 миллионов долларов, в связи с появлением мощных англоязычных круглосуточных телеканалов у вражеских стран. В числе этих каналов был назван и Russia Today [6].

2 марта 2011 года Государственный секретарь США Хиллари Клинтон сказала, что Государственному департаменту нужны деньги на продвижение в мире американских ценностей и взглядов, так как Америка находится в состоянии информационной войны и, более того, проигрывает её ряду иностранных англоязычных телеканалов, включая RT [7].

«Сегодня RT является одним из наиболее эффективных инструментов российской внешней политики, и это вызывает серьёзные опасения на Западе, где опасаются проиграть информационную войну» [8]

Битва за умы: хронология

До государственного переворота на Украине в 2014 году дальше возмущённых разговоров политиков дело не шло. Но во время украинского кризиса западные правительства всерьёз обеспокоились влиянием российских СМИ на умы своих граждан. Уже в апреле 2014 года стали раздаваться призывы создать альтернативные телеканалы на русском языке.

Первыми этим озаботились постоянно ощущающие «российскую угрозу» прибалтийские республики. О необходимости создания такого канала заявил председатель правления Латвийского общественного телевидения (ЛТВ) Ивар Белте. По его словам, «содержание телеканала будут составлять новостные, дискуссионные и аналитические передачи, а также украинские и российские сериалы без пропаганды», а финансироваться телеканал будет из бюджетов Латвии, Литвы и Эстонии [9].

Как видно, первоначально эта идея была выдвинута не чиновником, а работником государственного канала. Но эта идея пришлась по вкусу прибалтийским чиновникам и всего через несколько дней стало известно о положительной реакции министра культуры Эстонии Урве Тийдуса [10].

А в мае 2014 года власти Чехии заявили, что совместно с Венгрией, Польшей и Словакией рассматривают возможность создания на Украине русскоязычного информационного телеканала [11].

В октябре 2014 года стало известно о планах Польши создать телеканал на русском языке для стран «Восточного партнёрства» (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина). «Речь идёт о том, чтобы донести объективное и взвешенное послание до жителей „Восточного партнёрства“, которые черпают свои знания о ситуации в регионе из российских СМИ», — отметила заместитель главы МИД Польши Катажина Кацперчик [12].

В декабре 2014 года эстонский премьер-министр Таави Рывайс заявил о возможном создании русскоязычного новостного канала [13].

В том же декабре Латвия стала просить денег у ЕС на создание уже всеевропейского телеканала на русском языке. «Должно быть понимание того, что мы должны работать со всеми русскими общинами, не только в странах Балтии» — заявил журналистам глава МИД Эдгар Ринкевич [14].

Идею создания общеевропейского русскоязычного телеканала поддержали Великобритания и Дания [15]

Украина, конечно же, не могла остаться в стороне в таком важном вопросе, как битва за умы граждан. Порошенко неоднократно подчёркивал необходимость такого канала [16] [17]. Впрочем, Украина и в этом вопросе пытается бежать впереди «европейских братьев»: там создали не просто СМИ, а целое министерство информационной политики [18] (которое в обиходе тут же назвали «министерством правды Украины»). Эту идею раскритиковало ОБСЕ в лице Дуньи Миятович [19]. Тем не менее, новое министерство создано и работает. Одним из первых шагов на пути борьбы министерства «с русскими оккупантами на информационном фронте» [20] стало создание «Информационных войск Украины» [21] — организации, объединяющей украинских прогосударственных журналистов, блогеров и интернет-пользователей. О реакции либеральной общественности на создание этой сети ботов ничего не известно. Об успехах и поражениях этой «армии» — тоже.

Когда официальные лица европейских государств говорят о необходимости создания телеканала на русском языке, они, как правило, подчёркивают, что планируемый канал будет не чисто политическим, а информационно-развлекательным или что там «не будет пропаганды, а будут точные и очень аккуратные новости и факты» [22]. Однако наднациональные политики выражаются более откровенно. Например, глава дипломатии ЕС Федерика Могерини прямо заявляет, что этот канал будет «противостоять пропаганде на русском языке» [23]. А главный русофоб Европейского союза Дональд Туск заявляет, что канал должен будет остановить российскую дезинформацию: «Мы решили бросить вызов российской публичной кампании дезинформации о конфликте на Украине» [24].

В июне 2015 года ЕС создал спецгруппу для борьбы с «российской пропагандой». [25][26] Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала лицемерием создание в Евросоюзе такой группы:

В течение многих лет русских представляют как совокупность нецивилизованных хамов, которые пьют водку и носят шапки из медвежьего меха. Когда мы пытаемся показать другую сторону медали, нас обвиняют в создании пропагандистской машины...
Откровенно говоря, я не понимаю, почему нас обвиняют в пропаганде, поскольку мы создали англоязычный телеканал (Russia Today). У НАТО тоже есть своя тактика для продвижения своей информации. Все великие державы имеют службы новостей на английском языке.[27]

В октябре 2016 года в Чехии было создано подразделение МВД для борьбы с «российской пропагандой». Команда из 20 сотрудников будет бороться с «ложными сведениями, появляющимися в открытом доступе», а также работать с чиновниками, чтобы они были готовы «противостоять распространяемой дезинформации». «Мы хотим проникнуть в каждый смартфон», — довольно прямолинейно обозначил свою цель министр внутренних дел Милан Хованец.[28]

Русскоязычные СМИ на Западе

Надо заметить, что русскоязычные средства массовой информации не являются чем-то новым и необычным для Европы.

Телевидение

Приведём более-менее полный список русскоязычных телеканалов в Европе.

Европейский союз

  • Euronews-Россия
  • Continent Europe (телеканал для русскоязычных жителей Европы)
  • «Русская служба BBC»
  • LTV1 и LTV7 (каналы Латвийского телевидения, выпускающие часть программ на русском языке)
  • TV5 (негосударственный латвийский телеканал, вещающий полностью на русском языке)
  • 3+ (эстонский русскоязычный канал)
  • ETV2 (эстонский канал, выпускающий ежедневную новостную программу «Актуальная камера» и ещё три еженедельные программы на русском языке)
  • Orsent TV (эстонский русскоязычный телеканал)
  • TVN (эстонский русскоязычный телеканал)
  • Литовское телевидение (два раза в неделю передача «Русская улица» на русском языке)

Кстати, похоже, что Латвия решила не ждать появления общеевропейского телеканала и создает свой. В отличие от двух перечисленных выше он будет вещать на русском языке полностью [29].

Остальная Европа

  • Первый Приднестровский телеканал
  • Бендерское телевидение
  • Publika TV (молдавский телеканал, вещает на румынском и русском языках)
  • TV7 (вещает на русском и румынском языках)

Украина

Несмотря на то, что на Украине русский язык не является государственным, практически все общенациональные телекомпании Украины вещают на двух языках: украинском и русском. Даже в программах на украинском языке русский язык не переводится. На украинском телевидении широко выходят двуязычные программы, где звучит как и русская, так и украинская речь. В то же время, новостные и общественно-политические программы чаще выходят на украинском языке. Не стоит забывать и про квоты на вещание на украинском языке, благодаря чему полностью русскоязычные телеканалы на Украине отсутствуют. Ниже приведён список телеканалов, вещающих на русском языке в числе прочих:

  • «Интер» (на русском языке выходят выпуски новостей, общественно-политическая программа Черное зеркало, развлекательные и социально-значимые проекты, доля русского языка превышает 70 %)
  • ТРК «Украина» (на русском языке выходят выпуски новостей, развлекательные проекты, большинство кинопродукции, доля русского языка превышает 50 %)
  • СТБ (на русском языке выходят большинство развлекательных и социально-значимых программ, а также кинопроката, доля русского языка превышает 60 %)
  • 1+1 (на русском языке выходят отдельные развлекательные и социально-значимые программы, доля русского языка превышает 50 %)
  • ТЕТ (на русском языке выходят отдельные развлекательные программы, доля русского языка превышает 50 %)
  • К1 (на русском языке выходят отдельные развлекательные и социально-значимые программы, доля русского языка превышает 50 %)
  • «Новый канал» (на русском языке выходят отдельные развлекательные и социально-значимые программы, доля русского языка составляет около 50 %)
  • М1 (украинский музыкальный канал, вещающий на русском языке)
  • ICTV (на русском языке выходят отдельные развлекательные и социально-значимые программы, доля русского языка не превышает 30 %)
  • 24 (на русском языке выходят отдельные социально-значимые программы, доля русского языка не превышает 10 %)

Список взят отсюда и из него убраны российские телеканалы, вещающие за пределами нашей страны и их ретрансляторы.

Радио

Не будем также забывать про существование русскоязычных радио и газет.

«Радио Свобода»

Это радио создано в 1953 году и финансируется США (на сайте это почему-то нигде не указывается). «Свобода» вещает на русском языке в следующих странах: Россия, Казахстан, Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Украина, Белоруссия, Польша, Румыния, Турция, Киргизия.

«Голос Америки»

Ещё одна радиостанция, вещающая на русском языке и финансируемая американским правительством. Работает с 1942 года.

«Би-би-си» (ВВС)

Работает на русском языке как минимум с 1946 года. Считается негосударственным СМИ, поскольку существует за счёт специального налога. Однако совет управляющих полностью назначается английской королевой, а устав ВВС называется коротко и ясно — Королевская хартия (в русской Википедии слово «королевская» почему-то не упоминается).

«Немецкая волна» (Deutsche Welle)

Немецкая государственная радиостанция, вещающая на русском языке с 1962 года.

Другие радиостанции

  • Ef-Ei — Латвия
  • Euronews Radio — ЕС
  • «Альфа Радио» — Белоруссия
  • «Радио Беларусь» — Белоруссия
  • «Деловая Волна» — Казахстан
  • «Европейское радио для Белоруссии» — Белоруссия
  • «Монте-Карло» — Европа
  • «Новое радио» — Белоруссия
  • «Радио Приднестровья» — Приднестровье

Мы привели лишь несколько русскоязычных радиостанций. На самом деле их намного больше.

Печатные и онлайн СМИ

А вот список (опять-таки, явно неполный) русскоязычных печатных и онлайн изданий мира: http://gastrobaiter.com/ru/poleznye-ssylki/ruspressa.html. Особенный интерес представляет сайт http://pressaru.de, из которого мы узнаем, что только в Германии издаётся как минимум 45 газет и 48 журналов на русском языке!

Если телеканалы из списка выше сложить с другими видами СМИ, то покрытие русскоговорящих жителей Запада окажется очень плотным. Конечно, значительная часть из них — это коммерческие и развлекательные СМИ. Но и оставшихся вполне достаточно, чтобы европейские власти могли без проблем выражать свою позицию. Ведь среди этих СМИ есть такие мастера воздействия на умы русскоязычных граждан как «Голос Америки», ВВС и «Евроньюс», обладающие огромной аудиторией. Зачем Западу ещё одно СМИ, которое будет выполнять ту же самую работу?

С точки зрения закона

В законодательстве европейских и североамериканских стран не содержится понятие «пропаганда» и не прописана обязанность государства бороться с таковой. Но имеется понятие «свобода слова» и прописана обязанность государства защищать данную свободу.

Но, как видим, от вполне конкретных положений законодательства можно отойти под предлогом защиты неких абстрактных «европейских ценностей».

Выводы

Конечно, любое государство имеет право создавать СМИ, чтобы доводить до граждан свою точку зрения. Но дело в том, что западные политики обвиняют российские государственные СМИ в пропаганде (и даже дезинформации!) не утруждая себя приведением доказательств (см., например, ложь западных СМИ, ложь западных политиков, свобода слова на Западе в качестве образца таких доказательств). А ведь никакая пропаганда не устоит перед фактами. Казалось бы, что может быть проще: соберите факты, покажите их зрителям, обратитесь в контролирующие органы или в суд, чтобы российские СМИ были официально названы лжецами. Но нет, вместо этого европейские политики хотят создать телеканал (очередной!), который будет заниматься тем же, что они так горячо осуждают — распространять пропаганду. При этом они упорно отказываются понимать, что популярность незападных СМИ у граждан вызвана именно усталостью от западной пропаганды.

Во всей этой истории (больше напоминающей истери́ю) с созданием телеканала на русском языке очень хорошо просматриваются две вещи.

Во-первых, стало очевидно, что западное информационное поле полностью оккупировано всего несколькими СМИ, выражающими одну и ту же точку зрения. Очень показательной в этом отношении можно считать реакцию генерального секретаря ООН Пан Ги Муна на людей, отмечающих на улицах Москвы 9 мая 2015 года: «После парада я видел, что на улицах оставались сотни тысяч людей. Сначала я думал, что они проводят демонстрацию против вашего правительства. Но я увидел, что они, наоборот, приветствовали ваше правительство. Видно, что они делали это с гордостью» [30]. Даже руководитель главной всемирной организации оказался жертвой западной пропаганды, успешно внедрившей в умы миллионов людей знак равенства между «тысячи людей на улицах Москвы» и «протест против Путина»! Что же говорить о простых европейцах и американцах.

А во-вторых, мы увидели, что западные политики лишь на словах приветствуют разнообразие мнений и точек зрений (тот самый плюрализм, во имя которого разрушили СССР!), а на деле категорически, прямо-таки панически этого не приемлют. «… Некоторые страны ЕС подняли вопрос о том, что чувствуют, что русскоязычные СМИ не изображают реальность так же» [31] — в этой короткой цитате сосредоточена вся западная установка: «мир должен быть таким, каким его хотим видеть мы». При таком подходе чужая точка зрения априори будет неправильной просто потому, что она другая, непохожая. И никаких доказательств её неправильности приводить не нужно.

Хорошо, что пока Запад не собирается по примеру своих восточно-европейских младодемократий запрещать или ограничивать российские СМИ. А то после этого останется только поставить в каждом доме, где живут понимающие русскую речь люди, телевизор, который круглосуточно будет демонстрировать самую правильную информацию — информацию министерства правды Запада.

См. также

Ссылки