Вейпинг

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вейпинг или парение — имитация курения путём вдыхания пара из специального устройства, электронной сигареты. Хотя изначально электронные сигареты были созданы как средство бросить курить, современные потребители электронных сигарет часто дистанцируют себя от курильщиков и не любят называть своё занятие «курением».

Пар электронной сигареты состоит из пропиленгликоля (имитирует сигаретную горечь), глицерина (даёт плотный пар), воды (немного воды нужно, чтобы всё это смешалось в одну жидкость), ароматизатора (даёт нужный вкус) и никотина (для наркотического эффекта).

Опасность для здоровья

Хотя вейпинг несомненно менее вреден, чем курение, в нём постоянно находят какие-то опасности.

  • Риск взрыва мощного аккумулятора. Электронная сигарета потребляет немалый ток в моменты раскуривания, когда аккумуляторный блок находится в руках и близко к голове — потому взрыв бьёт по самым уязвимым местам.
  • «Попкорновые лёгкие» — опасное перерождение лёгких, связанное с масляными ароматизаторами.
  • Риск передозировки никотина при выборе излишне крепкой жидкости, или если неумеренно прикладываться к электросигарете. Невкусные смолы ограничивают дозу никотина, которую можно высосать из сигарет.
  • В 2018 году ученые из Лондонского университета королевы Марии выяснили, что вейпинг значительно увеличивает риск воспаления легких. [1]

Вейпинг — будущее табачной отрасли

Зачем табачные компании выделяют огромные средства на борьбу с курением?[2] Действительно, когда табачный гигант Philip Morris International Inc — производитель сигарет «Marlboro», «Parliament», «Bond», «Chesterfield», «L&M» — выделяет целый миллиард долларов «Фонду за мир без курения» (Foundation for a Smoke-Free World), это не может не вызывать вопросы. Едва ли производители табака заинтересованы в собственном банкротстве. Но зачем тогда они это делают?

Разумеется, табачники думают о своём будущем, и поэтому реагируют на глобальные изменения рынка. Изменения эти неблагоприятны для них: в большинстве стран мира число курильщиков сокращается. Россия в числе лидеров по сокращению потребления сигарет, но что особенно неприятно для табачной отрасли, сокращение табакокурения недавно началось и в Китае, где потребляется 43 % всех произведённых в мире сигарет. Падение числа курильщиков происходит в том числе на родине ковбоя Мальборо, где принимаются очередные антитабачные меры (в июле 2017 года власти США ввели новое требование о сокращении содержания никотина в сигаретах).

Тем не менее, практика показывает, что несмотря на антитабачную кампанию в разных странах мира, акции табачных компаний за последние годы чувствуют себя очень неплохо:

SmokePrice.png

Хотя число курильщиков сокращается, цены на табачную продукцию растут, в том числе из-за вводимых антитабачных мер. Поэтому ожидается, что размер табачного рынка будет продолжать расти. Однако рост этот существенно замедлился по сравнению ещё с недавним прошлым, а в недалёком будущем продажи традиционных сигарет и вовсе рискуют пойти на спад.

Выход производители табака нашли в вейпинге. Ожидается, что к 2021 году продажи «электронного никотина» возрастут в три раза, хотя обычный табак ещё очень долго продолжит занимать львиную долю рынка. Это весьма похоже на развитие ситуации в автомобильной отрасли, где ведущие производители активно осваивают производство электромобилей.

При этом крайне важен тот факт, что продажа электронных сигарет гораздо более выгодна, чем продажа традиционной табачной продукции. Валовая прибыль в первом случае составляет от 27 до 36 %, а во втором — лишь от 6 до 14 %. Дело в том, что продажа обычных сигарет облагается значительными налогами, тогда как приспособления для вейпинга пока что относительно свободны от налогообложения.

Критики вейпинга всегда подозревали, что это изначально проект табачной отрасли. Получается, что именно вейперы — последняя надежда больших табачных компаний.[3]

Альтернативный табак — путь к традиционному курению

Данные исследования показали, что молодые люди, которые пробуют курить электронные сигареты, кальян и прочие несигаретные продукты табачной промышленности, вдвое чаще остальных пробуют затем традиционное курение.[4]

Исследование было опубликовано в журнале JAMA Pediatrics учёными из научно-образовательного Центра контроля табака, действующего при Университете Калифорнии в Сан-Франциско (University of California San Francisco’s Center for Tobacco Control Research and Education).

Согласно данным, полученным в результате анализа поведения тинейджеров, те из них, кто употреблял в течение года альтернативную табачную продукцию, в среднем вдвое повышали свои шансы на то, чтобы попробовать в течение следующего года обычные сигареты.

Получается, что продукты, которые позволяют взрослым отказаться от традиционного курения, вовлекают в это самое курение молодых людей. При этом чем больше различных альтернативных продуктов подростки пробуют, тем больше вероятность, что они начнут употреблять традиционные сигареты.

Авторы исследования предлагают решить проблему радикально: ввести такое же регулирование для альтернативного табака, как и для традиционного — ограничивать размер пачек, запрещать добавление ароматов и так далее. Но пока до этого ещё очень далеко.

Стратегия табачных компаний в плане ставки на «электронные сигареты» отлично себя оправдывает. Это печально, потому что это означает, что усилия по борьбе с табакокурением будут менее эффективными до тех пор, пока электронные сигареты и аналогичные приборы не будут банить или регулировать так же, как классические сигареты.

В будущем можно ожидать, что крупные табачные компании почти полностью уйдут в «электронику», и если у них это получится сделать успешно, то их акции опять будут показывать завидный рост, несмотря на все усилия государств по борьбе с вредными привычками.[5]

Вейпинг в России

Российским регуляторам и депутатам стоит обратить внимание на вейпинг и начать его регулировать, как это уже происходит с традиционной табачной продукцией. В будущем именно вейпинговый сектор может стать основным на табачном рынке, и стоит подготовиться к этому заранее.

См. также