Доступ России к Мировому океану: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
(не показана 31 промежуточная версия 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Territorial waters - Russia.svg|thumb| | [[Файл:Territorial waters - Russia.svg|thumb|400px|Сухопутная территория и морская исключительная экономическая зона России в 2014 году (до присоединения [[Крым]]а)]] | ||
'''Доступ России к Мировому океану''' | '''Доступ России к Мировому океану''' — одно из ключевых условий, определяющих статус России как [[Мировые державы#Великие державы|великой державы]]. Мировой океан — непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Составляет основную часть гидросферы Земли и покрывает почти 70 процентов земной поверхности. | ||
Борьба за выход к морям является одним из значимых факторов истории России. Так, например, в XVII-XVIII веках за выход к незамерзающим Балтийскому и Черному морям России пришлось вести долгую борьбу со Швецией и Турцией – в те времена весьма могущестными державами. | |||
== Общий обзор == | |||
Территорию [[Россия|России]] омывают 13 морей – 12 из них относятся к трем океанам (Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый), а Каспийское море-озеро это замкнутый водоём, не связанный напрямую с Мировым Океаном. Поэтому морские границы России одни из самых протяжённых в мире — длина одной лишь береговой линии составляет более 20 тыс. километров. | |||
'''С одной стороны''', большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан [http://republic.ru/images2/2014/06-09/ranks-1.jpg (карта)] с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий). Большая часть морской торговли России осуществляется через моря Атлантического и Тихого океанов — доступ в сами океаны контролируется странами, далеко не всегда дружественными к России. Данный расклад создает картину очень ограниченного доступа России к Мировому океану и часто служит поводом относить Россию к континентальным державам. | |||
'''С другой стороны''', расклад для России не безнадежен, ибо: | |||
* [[Российский военно-морской флот]] является одним из сильнейших в мире; | |||
* Имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов; | |||
* Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом с его огромными запасами углеводородов и иных ресурсов; | |||
* Современные технологии и потепление климата резко расширяют возможности по освоению Арктики и превращению [[Северный морской путь|Северного морского пути]] в одну из главных международных торговых трасс. | |||
== Какие моря омывают Россию? == | == Какие моря омывают Россию? == | ||
Строка 45: | Строка 52: | ||
== Описание районов российской акватории == | == Описание районов российской акватории == | ||
* Данные по грузообороту крупных портов<ref>Крупный порт — порт с ежегодным грузооборотом в 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.</ref>приведены за 2017 год[http://www.vestifinance.ru/articles/108278], за 2013-2015 годы[http://periskop.livejournal.com/1511719.html][http://www.morport.com/rus/news/document1751.shtml]. | |||
* Данные по | |||
=== Арктика === | === Арктика === | ||
Строка 55: | Строка 58: | ||
[[Файл:Arctic_big_rus.svg|thumb|300px|right|Карта Северного Ледовитого Океана]] | [[Файл:Arctic_big_rus.svg|thumb|300px|right|Карта Северного Ледовитого Океана]] | ||
Арктическое побережье | Арктическое побережье является наиболее протяжённым — общее расстояние, начиная от полуострова Рыбачий ([[Мурманская область]]) и заканчивая мысом Дежнёва ([[Чукотский автономный округ]]), составляет около 22,6 тысяч километров. На арктический район акватории выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно. | ||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
Строка 78: | Строка 81: | ||
| [[Ямало-Ненецкий автономный округ]] || Уральский || 0,69 | | [[Ямало-Ненецкий автономный округ]] || Уральский || 0,69 | ||
|} | |} | ||
Степень заселения<ref>Степень заселённости побережья определяется путем вычисления средней плотности населения методом среднего арифметического. Для расчётов используются показатели плотности населения для субъекта, выходящего к рассматриваемой акватории, в целом, а не для его прибрежных районов. | |||
Оценка заселённости даётся исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселённость региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей. Здесь, как и в других случаях, даётся средняя плотность населения прибрежных субъектов Федерации.</ref> арктического побережья крайне низкая — 1,255 чел./км2. Такая заселённость — следствие крайне неблагоприятных для проживания климатических условий тундры и арктической пустыни, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х годов. В настоящее время влияние этих факторов удалось частично компенсировать — суровый климат постепенно смягчается из-за глобального потепления, а недостаток трудоспобного населения был снижен путем создания рабочих мест с хорошей оплатой труда, что увеличило трудовую миграцию из прочих регионов РФ и из-за рубежа. | |||
Побережье Арктики заселено неравномерно — при движении с запада на восток заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все арктические субъекты на три региона: | |||
{| class="standard" | {| class="standard" | ||
!'''Регион акватории''' | !'''Регион акватории''' | ||
Строка 99: | Строка 102: | ||
| [[Якутия|Республика Якутия]]<br> [[Чукотский автономный округ]] | | [[Якутия|Республика Якутия]]<br> [[Чукотский автономный округ]] | ||
|} | |} | ||
Данная | Данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов: | ||
* '''Время освоения.''' Освоение Европейского Севера началось уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока лишь в XVII—XVIII веках. | |||
* '''Экономический потенциал.''' Когда Сибирь и Дальний Восток только начали осваивать, через Европейский Север уже активно шла внешняя торговля<ref>В 1584 году был основан [[Архангельск]] — вплоть до начала XVIII века через него проходила почти вся торговля России с Западной Европой. Значение Архангельска и в целом Европейского Севера в XVIII веке снизилось, ибо у России появились порты на Балтийском и Черном море. Во время мировых войн, когда России блокировали доступ в Мировой океан через Балтику и Причёрноморья, значение Европейского Севера повышалось — например, во время Первой Мировой войны в 1916 году был основан Романов-на-Муроме (ныне [[Мурманск]]), ставший ещё одним крупным портом России на Европейском Севере.</ref>. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь во второй половине XX века в связи с развитием [[Северный морской путь|Северного морского пути]]. | |||
* '''Климатические условия.''' Европейский Север обладает более мягкими климатическими условиями из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим). | |||
* '''Расположение.''' Европейский Север гораздо ближе к центральной России и ее транспортной инфраструктуре, чем север Сибири и Дальнего Востока. | |||
==== Арктические порты ==== | ==== Арктические порты ==== | ||
Строка 115: | Строка 122: | ||
==== Плюсы и минусы Арктики ==== | ==== Плюсы и минусы Арктики ==== | ||
'''Преимущества | '''Преимущества Арктического региона'''<br> | ||
* {{Плюс}} Российский сектор Арктики занимает почти | * {{Плюс}} Российский сектор Арктики занимает почти 50 % от площади акватории Северного Ледовитого Океана ([http://s15.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/786494/wx1080.jpg карта]) | ||
* {{Плюс}} Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа, большей частью которых владеет Россия ([http://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/rossijskaja_arktika/elements/6.gif карта]) | * {{Плюс}} Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа, большей частью которых владеет Россия ([http://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/rossijskaja_arktika/elements/6.gif карта]) | ||
* {{Плюс}} Огромный потенциал развития [[Северный морской путь|Северного Морского Пути]] как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию | * {{Плюс}} Огромный потенциал развития [[Северный морской путь|Северного Морского Пути]] как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию | ||
* {{Плюс}} Непосредственный доступ в Мировой Океан из данной акватории | * {{Плюс}} Непосредственный доступ в Мировой Океан из данной акватории | ||
* {{Плюс}} Наличие на побережье крупных городов — [[Архангельск]] и [[Мурманск]] — как центров экономического и политического влияния | |||
'''Проблемы Арктического региона'''<br> | '''Проблемы Арктического региона'''<br> | ||
* {{Минус}} | * {{Минус}} Крайне низкая плотность населения и неблагоприятные климатические условия создают огромные трудности освоения побережья | ||
* {{Минус}} Недостаток крупных портов, особенно на севере Сибири и Дальнего Востока | * {{Минус}} Недостаток крупных портов, особенно на севере Сибири и Дальнего Востока | ||
* {{Минус}} Затруднённое транспортное сообщение крупных портов друг с | * {{Минус}} Затруднённое транспортное сообщение крупных портов друг с другом — ввиду огромной отдаленности, которая усугублена отсутствием коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги) с основной транспортной системой России и между портами | ||
* {{Минус}} Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период | * {{Минус}} Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период | ||
* {{Минус}} Активная конкуренция за контроль над Арктикой с [[США]], [[Канада|Канадой]] и другими странами | |||
* {{Минус}} Юридические трения по поводу арктического шельфа | |||
=== Балтика === | === Балтика === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Балтики ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Балтики ==== | ||
[[Файл:Baltica.jpg|thumb|300px|right|Карта Балтийского Моря]] | [[Файл:Baltica.jpg|thumb|300px|right|Карта Балтийского Моря]] | ||
Балтийское побережье | Балтийское побережье наименее протяженное из всех — его длина составляет ~500 километров. На балтийский район акватории выходит наименьшее число субъектов и федеральных округов — 3 и 1 соответственно. | ||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 143: | Строка 154: | ||
| [[Санкт-Петербург]]|| Северо-Западный || 3724,65 | | [[Санкт-Петербург]]|| Северо-Западный || 3724,65 | ||
|} | |} | ||
Степень заселения балтийского побережья относительно хорошая — 42,88 чел/км2. В отличие от Арктики, Балтика обладает благоприятными климатическими условиями (южная тайга и подтайга) и концентрацией большой численности населения на малой территории<ref>В расчёт не был взят [[Санкт-Петербург]] — его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.</ref>. | |||
==== Балтийские порты ==== | ==== Балтийские порты ==== | ||
Строка 149: | Строка 160: | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ||
|- | |- | ||
| Санкт-Петербург || [[Санкт-Петербург]] || 51,7 | | Санкт-Петербург<ref name="Мир">Входит в [http://aapa.files.cms-plus.com/Statistics/WORLD%20PORT%20RANKINGS%202016.xlsx список крупнейших портов мира] по данным {{abbr|AAPA|Американская ассоциация портовых властей|0}} за 2016 год.</ref> || [[Санкт-Петербург]] || 51,7 | ||
|- | |- | ||
| Высоцк || [[Ленинградская область]] || 17,5 | | Высоцк || [[Ленинградская область]] || 17,5 | ||
|- | |- | ||
| Усть-Луга || [[Ленинградская область]] || 87,9 | | Усть-Луга<ref name="Мир"/> || [[Ленинградская область]] || 87,9 | ||
|- | |- | ||
| Калининград || [[Калининградская область]] || 12,7 | | Калининград || [[Калининградская область]] || 12,7 | ||
|- | |- | ||
| Приморск || [[Ленинградская область]] || 59,6 | | Приморск<ref name="Мир"/> || [[Ленинградская область]] || 59,6 | ||
|} | |} | ||
==== Плюсы и минусы Балтики ==== | ==== Плюсы и минусы Балтики ==== | ||
'''Преимущества | '''Преимущества Балтийского региона'''<br> | ||
* {{Плюс}} Из всех акторий наиболее близкая к центру страны | * {{Плюс}} Из всех акторий наиболее близкая к центру страны | ||
* {{Плюс}} Лёгкость освоения | * {{Плюс}} Лёгкость освоения побережья — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий | ||
* {{Плюс}} Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк | * {{Плюс}} Развития транспортная инфраструктура и малые расстояния между крупными портами | ||
* {{Плюс}} Наличие | * {{Плюс}} Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и др.) | ||
* {{Плюс}} Наличие на побережье города-миллионера ([[Санкт-Петербург]]) и крупного города ([[Калининград]]) как центров экономического и политического влияния. | |||
'''Проблемы Балтийского региона'''<br> | '''Проблемы Балтийского региона'''<br> | ||
* {{Минус}} | * {{Минус}} Малая протяженность побережья означает проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры, в частности строительство новых портов | ||
* {{Минус}} | * {{Минус}} Выходы из Балтики в Мировой океан, в частности выход из Финского залива в Балтийское море<ref>Большая часть акватории Финского залива это воды [[Финляндия|Финляндии]] и [[Эстония|Эстонии]] — данное обстоятельство позволяет сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива. Такая тактика уже использовалась против России — во время Великой Отечественной войны совместными усилиями немцев и финнов Балтийский флот СССР был загнан в восточную часть залива, а также пресечено снабжение блокадного Ленинграда по морю.</ref>, контролируются членами [[НАТО]] и [[ЕС]]<ref>Балтийское море связано с Атлантическим океаном через Кильский канал ([http://img-fotki.yandex.ru/get/4709/33866439.32/0_77a88_d1592c00_orig карта]) и Скандинавские проливы ([http://hrpics.ru/images/561041_proliv-kattegat-na-karte-mira.jpg карта]). Первый выход контролируется [[Германия|Германией]], второй — [[Дания|Данией]], [[Швеция|Швецией]] и [[Норвегия|Норвегией]].</ref>. | ||
* {{Минус}} Территория [[Калининградская область|Калининградской области]] — эксклав России и окружена членами [[НАТО]] и [[ЕС]]<ref>Сухопутные пути сообщения с Россией проходят по территории [[Прибалтика|Прибалтики]], а морские пути проходят лишь через Калининград (единственный крупный порт области).</ref>. | |||
* {{Минус}} | |||
=== Причерноморье === | === Причерноморье === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей ==== | ||
[[Файл:Black_Sea_relief_location_map.svg|thumb|300px|right|Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)]] | [[Файл:Black_Sea_relief_location_map.svg|thumb|300px|right|Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)]] | ||
Общая протяженность азово-черноморского побережья составляет 671 километр — из них побережье Азовского моря составляет 250 км, а черноморского 421 км. В 2014 году в связи с [[Воссоединение Крыма с Россией|воссоединением Крыма с Россией]] российское побережье Причерноморья увеличилось на 2500 км, то есть на настоящий момент длина береговой линии России составляет 3171 километр. | |||
На причерноморский район акватории России выходит 4 субъекта и 1 федеральный округ России: | На причерноморский район акватории России выходит 4 субъекта и 1 федеральный округ России: | ||
Строка 193: | Строка 205: | ||
| [[Севастополь]]|| Южный || 481,79 | | [[Севастополь]]|| Южный || 481,79 | ||
|} | |} | ||
Степень заселения азово-черноморского побережья относительно хорошая — 62,7 чел/км2 (хорошая степень заселённости), что почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий. Причина этого — благоприятные климатические условия степей и субтропиков средиземноморского типа, которые делают регион очень благоприятным для проживания и привлекательным для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае [[Севастополь]]) ввиду концентрации большого населения на малой территории. | |||
==== Причерноморские порты ==== | ==== Причерноморские порты ==== | ||
Строка 199: | Строка 211: | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузоборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузоборот (млн тонн) | ||
|- | |- | ||
| Новороссийск || [[Краснодарский край]] || 127,1 | | Новороссийск<ref name="Мир"/> || [[Краснодарский край]] || 127,1 | ||
|- | |- | ||
| Туапсе || [[Краснодарский край]] || 25,2 | | Туапсе || [[Краснодарский край]] || 25,2 | ||
Строка 211: | Строка 223: | ||
| Порт Кавказ || [[Краснодарский край]] || 30,5 | | Порт Кавказ || [[Краснодарский край]] || 30,5 | ||
|- | |- | ||
| Керчь<ref name="Крым">С 2014 года в составе РФ.</ref> || [[Республика Крым]] || 2,8<ref name="Крым-2013">[http://businessport.spb.ru/morskie_porty_kryma.html По данным 2013 года]</ref> | | Керчь<ref name="Крым">С 2014 года в составе РФ.</ref> || [[Республика Крым]] || 2,8<ref name="Крым-2013">[http://businessport.spb.ru/morskie_porty_kryma.html По данным 2013 года].</ref> | ||
|- | |- | ||
| Евпатория<ref name="Крым"/> || [[Республика Крым]] || 0,9<ref name="Крым-2013"/> | | Евпатория<ref name="Крым"/> || [[Республика Крым]] || 0,9<ref name="Крым-2013"/> | ||
Строка 226: | Строка 238: | ||
==== Плюсы и минусы Причерноморья ==== | ==== Плюсы и минусы Причерноморья ==== | ||
'''Преимущества Азово-Черноморского региона:'''<br> | '''Преимущества Азово-Черноморского региона:'''<br> | ||
* {{Плюс}} Наилучшие условиям освоения | * {{Плюс}} Наилучшие условиям освоения побережья — из-за наилучшего климата и заселенности среди всех акваторий России | ||
* {{Плюс}} Близость к центру страны | * {{Плюс}} Близость к центру страны | ||
* {{Плюс}} Контроль над значительной частью | * {{Плюс}} Контроль над значительной частью акватории — ~40 % площади Чёрного и ~85 % площади Азовского морей | ||
* {{Плюс}} Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья | * {{Плюс}} Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения. | ||
* {{Плюс}} Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья. | |||
* {{Плюс}} Наличие на побережье города-миллионера ([[Ростов-на-Дону]]) и крупных городов — [[Севастополь]], [[Сочи]], [[Таганрог]], [[Новороссийск]] — как центров экономического и политического влияния. | |||
'''Проблемы Азово-Черноморского региона:'''<br> | '''Проблемы Азово-Черноморского региона:'''<br> | ||
* {{Минус}} | * {{Минус}} Как и в случае с Балтикой, выходы в Мировой Океан, в частности Черноморские проливы<ref>Проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, с середины XV века контролируются Турцией (член НАТО с 1952 года), которая по [[rwp:Конвенция Монтрё о статусе проливов|Конвенции Монтрё]] контролирует проход всех военных судов по проливам</ref>, контролируются членами [[НАТО]] и [[ЕС]], а также Египтом<ref>Эгейское море по большей части воды Греции — как и Турция, член НАТО с 1952 года. Далее идёт Средиземное море, связанное с Мировым океаном двумя проходами — Гибралтарский пролив (под контролем [[Великобритания|Великобритании]] и [[Испания|Испании]] и Суэцкий канал (под контролем [[Египет|Египта]]). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.</ref> | ||
* {{Минус}} Многочисленные проблемы с реализацией экономического потенциала Крыма — [[антироссийские санкции]]<ref>Как и Россия в целом, Крым является жертвой экономической войны Запада и Украины, начатой с целью изоляции и ослабления экономики полуострова — ни Запад, ни Украина не признали [[воссоединение Крыма с Россией]]</ref>, [[Крым#Проблемы и задачи интеграции|экономическая зависимость от Украины]]<ref>На момент 2018 года данная зависимость частично преодолена — например, строительство [[Мост через Керченский пролив|Керченского моста]] позволит напрямую связать Крым с транспортной инфраструкторой Юга России.</ref> и обновление инфраструктуры полуострова<ref>В частности, строится автотрасса ''«Таврида»'' с целью прочнее связать между собой Севастополь и Керчь</ref>. | |||
* {{Минус}} | * {{Минус}} Азовское моря является мелководным и имеет недостаток крупных портов. | ||
* {{Минус}} Азовское | |||
=== Каспий === | === Каспий === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Каспия ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Каспия ==== | ||
[[Файл:Caspian_Sea.jpg|thumb|300px|right|Карта Каспийского моря]] | [[Файл:Caspian_Sea.jpg|thumb|300px|right|Карта Каспийского моря]] | ||
Каспийское побережье России | Каспийское побережье России, начиная от устья р. Эмба до госграницы с Азербайджаном, имеет протяженность почти 695 километров. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа: | ||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 254: | Строка 267: | ||
| [[Республика Калмыкия]] || Южный || 3.73 | | [[Республика Калмыкия]] || Южный || 3.73 | ||
|} | |} | ||
Степень заселения каспийского побережья относительно хорошая — 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом — особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь. | |||
==== Каспийские порты ==== | ==== Каспийские порты ==== | ||
Строка 269: | Строка 282: | ||
==== Плюсы и минусы Каспия ==== | ==== Плюсы и минусы Каспия ==== | ||
'''Преимущества Каспийского моря'''<br> | '''Преимущества Каспийского моря'''<br> | ||
* {{Плюс}} Хорошие условия | * {{Плюс}} Хорошие условия освоения — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий. | ||
* {{Плюс}} | * {{Плюс}} Наличие богатых запасов нефти и газа | ||
* {{Плюс}} Близость к центру страны | |||
* {{Плюс}} Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения. | * {{Плюс}} Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения. | ||
* {{Плюс}} Россия делит акваторию с нейтральными ([[Туркмения]], [[Азербайджан]]) и даже дружественными ([[Казахстан]], [[Иран]]) странами. | * {{Плюс}} Россия делит акваторию с нейтральными ([[Туркмения]], [[Азербайджан]]) и даже дружественными ([[Казахстан]], [[Иран]]) странами. | ||
* {{Плюс}} Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги. | * {{Плюс}} Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги. | ||
* {{Плюс}} Наличие на побережье крупнейших городов — [[Махачкала]] и [[Астрахань]] — как центров экономического и политического влияния. | |||
'''Проблемы Каспийского региона'''<br> | '''Проблемы Каспийского региона'''<br> | ||
* {{Минус}} Малое количество крупных портов. | |||
* {{Минус}} Малое количество крупных портов | * {{Минус}} Из-за своего замкнутого статуса Каспий мало вовлечён в международные торговые морские потоки. | ||
* {{Минус}} Из-за своего замкнутого статуса Каспий мало вовлечён в международные торговые морские потоки | * {{Минус}} Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне. | ||
* {{Минус}} Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне | |||
=== Дальний Восток === | === Дальний Восток === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока ==== | ||
[[Файл:ДФО.jpg|thumb|300px|right|Карта Дальнего Востока]] | [[Файл:ДФО.jpg|thumb|300px|right|Карта Дальнего Востока]] | ||
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане | Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ: | ||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 303: | Строка 318: | ||
| [[Чукотский автономный округ]] || Дальневосточный || 0.07 | | [[Чукотский автономный округ]] || Дальневосточный || 0.07 | ||
|} | |} | ||
Степень заселения дальневосточного побережья крайне низкая — 5,01 чел/км2, что в ~4 раза больше аналогичного показателя у Арктики. По сравнению с Арктикой, Дальний Восток обладает более мягкими климатическими условиями — особенно Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья. | |||
Как и Арктика, Дальний Восток заселен неравномерно — при движении с юга на север заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все дальневосточные субъекты на два региона: | |||
{| class="standard" | |||
!'''Регион акватории''' | |||
!'''Средняя плотность населения (чел/км2)''' | |||
!'''Субъекты РФ''' | |||
|- | |||
|Южно-дальневосточный | |||
| 6,33 | |||
| [[Приморский край]]<br> [[Сахалинская область]]<br> [[Хабаровский край]] | |||
|- | |||
|Северо-дальневосточный | |||
| 0,36 | |||
| [[Камчатский край]]<br> [[Магаданская область]]<br> [[Чукотский автономный округ]] | |||
|} | |||
Как и у Арктики, данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов, среди которых определяющую роль играет климат. | |||
==== Дальневосточные порты | ==== Дальневосточные порты ==== | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ||
Строка 311: | Строка 342: | ||
| Ванино || [[Хабаровский край]] || 26,8 | | Ванино || [[Хабаровский край]] || 26,8 | ||
|- | |- | ||
| Восточный<ref>Вместе с Козьмино | | Восточный<ref>Вместе с Козьмино</ref> || [[Приморский край]] || 65,2 | ||
|- | |- | ||
| Находка || [[Приморский край]] || 21,3 | | Находка || [[Приморский край]] || 21,3 | ||
Строка 331: | Строка 362: | ||
==== Плюсы и минусы Дальнего Востока ==== | ==== Плюсы и минусы Дальнего Востока ==== | ||
'''Преимущества | '''Преимущества Дальневосточного региона'''<br> | ||
* {{Плюс}} Большое количество крупных портов | * {{Плюс}} Большое количество крупных портов. | ||
* {{Плюс}} | * {{Плюс}} Наличие богатых запасов нефти и газа. | ||
* {{Плюс}} Близость дружественного [[Китай|Китая]] как важный фактор экономического развития Дальнего Востока | * {{Плюс}} Близость дружественного [[Китай|Китая]] как важный фактор экономического развития Дальнего Востока. | ||
* {{Плюс}} Наличие на побережье крупнейшего ([[Владивосток]]) и крупного ([[Комсомольск-на-Амуре]]) городов как центров экономического и политического влияния. | |||
'''Проблемы Дальневосточного региона''' | '''Проблемы Дальневосточного региона''' | ||
* {{Минус}} Подобно портам Арктики, порты Дальнего Востока сильно удалены друг от друга и не связаны короткими путями сухопутного сообщения ни друг с другом, ни с основной транспортной системой России | * {{Минус}} Подобно портам Арктики, порты Дальнего Востока сильно удалены друг от друга и не связаны короткими путями сухопутного сообщения ни друг с другом, ни с основной транспортной системой России | ||
* {{Минус}} Наибольшая среди других акваторий удаленность от центра страны | |||
* {{Минус}} Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются [[Южная Корея|Южной Кореей]] и [[Япония|Японией]] | * {{Минус}} Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются [[Южная Корея|Южной Кореей]] и [[Япония|Японией]] | ||
* {{Минус}} [[Территориальные споры России#Япония|Курильский вопрос]] как тормоз развития экономического сотрудничества с Японией | * {{Минус}} [[Территориальные споры России#Япония|Курильский вопрос]] как тормоз развития экономического сотрудничества с Японией | ||
==См. также== | == См. также == | ||
*[[Северный морской путь]] | * [[Северный морской путь]] | ||
* [[Морские порты России]] | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия от 04:06, 14 января 2020
Доступ России к Мировому океану — одно из ключевых условий, определяющих статус России как великой державы. Мировой океан — непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Составляет основную часть гидросферы Земли и покрывает почти 70 процентов земной поверхности.
Борьба за выход к морям является одним из значимых факторов истории России. Так, например, в XVII-XVIII веках за выход к незамерзающим Балтийскому и Черному морям России пришлось вести долгую борьбу со Швецией и Турцией – в те времена весьма могущестными державами.
Общий обзор
Территорию России омывают 13 морей – 12 из них относятся к трем океанам (Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый), а Каспийское море-озеро это замкнутый водоём, не связанный напрямую с Мировым Океаном. Поэтому морские границы России одни из самых протяжённых в мире — длина одной лишь береговой линии составляет более 20 тыс. километров.
С одной стороны, большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан (карта) с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий). Большая часть морской торговли России осуществляется через моря Атлантического и Тихого океанов — доступ в сами океаны контролируется странами, далеко не всегда дружественными к России. Данный расклад создает картину очень ограниченного доступа России к Мировому океану и часто служит поводом относить Россию к континентальным державам.
С другой стороны, расклад для России не безнадежен, ибо:
- Российский военно-морской флот является одним из сильнейших в мире;
- Имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов;
- Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом с его огромными запасами углеводородов и иных ресурсов;
- Современные технологии и потепление климата резко расширяют возможности по освоению Арктики и превращению Северного морского пути в одну из главных международных торговых трасс.
Какие моря омывают Россию?
Описание районов российской акватории
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
Арктическое побережье является наиболее протяжённым — общее расстояние, начиная от полуострова Рыбачий (Мурманская область) и заканчивая мысом Дежнёва (Чукотский автономный округ), составляет около 22,6 тысяч километров. На арктический район акватории выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Степень заселения[2] арктического побережья крайне низкая — 1,255 чел./км2. Такая заселённость — следствие крайне неблагоприятных для проживания климатических условий тундры и арктической пустыни, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х годов. В настоящее время влияние этих факторов удалось частично компенсировать — суровый климат постепенно смягчается из-за глобального потепления, а недостаток трудоспобного населения был снижен путем создания рабочих мест с хорошей оплатой труда, что увеличило трудовую миграцию из прочих регионов РФ и из-за рубежа.
Побережье Арктики заселено неравномерно — при движении с запада на восток заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все арктические субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | Красноярский край Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия Чукотский автономный округ |
Данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов:
- Время освоения. Освоение Европейского Севера началось уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока лишь в XVII—XVIII веках.
- Экономический потенциал. Когда Сибирь и Дальний Восток только начали осваивать, через Европейский Север уже активно шла внешняя торговля[3]. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь во второй половине XX века в связи с развитием Северного морского пути.
- Климатические условия. Европейский Север обладает более мягкими климатическими условиями из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим).
- Расположение. Европейский Север гораздо ближе к центральной России и ее транспортной инфраструктуре, чем север Сибири и Дальнего Востока.
Арктические порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | Мурманская область | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Плюсы и минусы Арктики
Преимущества Арктического региона
- Российский сектор Арктики занимает почти 50 % от площади акватории Северного Ледовитого Океана (карта)
- Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа, большей частью которых владеет Россия (карта)
- Огромный потенциал развития Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию
- Непосредственный доступ в Мировой Океан из данной акватории
- Наличие на побережье крупных городов — Архангельск и Мурманск — как центров экономического и политического влияния
Проблемы Арктического региона
- Крайне низкая плотность населения и неблагоприятные климатические условия создают огромные трудности освоения побережья
- Недостаток крупных портов, особенно на севере Сибири и Дальнего Востока
- Затруднённое транспортное сообщение крупных портов друг с другом — ввиду огромной отдаленности, которая усугублена отсутствием коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги) с основной транспортной системой России и между портами
- Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период
- Активная конкуренция за контроль над Арктикой с США, Канадой и другими странами
- Юридические трения по поводу арктического шельфа
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Балтийское побережье наименее протяженное из всех — его длина составляет ~500 километров. На балтийский район акватории выходит наименьшее число субъектов и федеральных округов — 3 и 1 соответственно.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
Степень заселения балтийского побережья относительно хорошая — 42,88 чел/км2. В отличие от Арктики, Балтика обладает благоприятными климатическими условиями (южная тайга и подтайга) и концентрацией большой численности населения на малой территории[4].
Балтийские порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Санкт-Петербург[5] | Санкт-Петербург | 51,7 |
Высоцк | Ленинградская область | 17,5 |
Усть-Луга[5] | Ленинградская область | 87,9 |
Калининград | Калининградская область | 12,7 |
Приморск[5] | Ленинградская область | 59,6 |
Плюсы и минусы Балтики
Преимущества Балтийского региона
- Из всех акторий наиболее близкая к центру страны
- Лёгкость освоения побережья — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий
- Развития транспортная инфраструктура и малые расстояния между крупными портами
- Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и др.)
- Наличие на побережье города-миллионера (Санкт-Петербург) и крупного города (Калининград) как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Балтийского региона
- Малая протяженность побережья означает проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры, в частности строительство новых портов
- Выходы из Балтики в Мировой океан, в частности выход из Финского залива в Балтийское море[6], контролируются членами НАТО и ЕС[7].
- Территория Калининградской области — эксклав России и окружена членами НАТО и ЕС[8].
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей
Общая протяженность азово-черноморского побережья составляет 671 километр — из них побережье Азовского моря составляет 250 км, а черноморского 421 км. В 2014 году в связи с воссоединением Крыма с Россией российское побережье Причерноморья увеличилось на 2500 км, то есть на настоящий момент длина береговой линии России составляет 3171 километр.
На причерноморский район акватории России выходит 4 субъекта и 1 федеральный округ России:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
Степень заселения азово-черноморского побережья относительно хорошая — 62,7 чел/км2 (хорошая степень заселённости), что почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий. Причина этого — благоприятные климатические условия степей и субтропиков средиземноморского типа, которые делают регион очень благоприятным для проживания и привлекательным для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большого населения на малой территории.
Причерноморские порты
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Новороссийск[5] | Краснодарский край | 127,1 |
Туапсе | Краснодарский край | 25,2 |
Ростов-на-Дону | Ростовская область | 11,6 |
Тамань | Краснодарский край | 12,3 |
Азов | Ростовская область | 7,1 |
Порт Кавказ | Краснодарский край | 30,5 |
Керчь[9] | Республика Крым | 2,8[10] |
Евпатория[9] | Республика Крым | 0,9[10] |
Феодосия[9] | Республика Крым | 2,6[10] |
Ялта[9] | Республика Крым | 0,2[10] |
Севастополь[9] | Севастополь | 4,8[10] |
Таганрог | Ростовская область | 2,9 |
Плюсы и минусы Причерноморья
Преимущества Азово-Черноморского региона:
- Наилучшие условиям освоения побережья — из-за наилучшего климата и заселенности среди всех акваторий России
- Близость к центру страны
- Контроль над значительной частью акватории — ~40 % площади Чёрного и ~85 % площади Азовского морей
- Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
- Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья.
- Наличие на побережье города-миллионера (Ростов-на-Дону) и крупных городов — Севастополь, Сочи, Таганрог, Новороссийск — как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Азово-Черноморского региона:
- Как и в случае с Балтикой, выходы в Мировой Океан, в частности Черноморские проливы[11], контролируются членами НАТО и ЕС, а также Египтом[12]
- Многочисленные проблемы с реализацией экономического потенциала Крыма — антироссийские санкции[13], экономическая зависимость от Украины[14] и обновление инфраструктуры полуострова[15].
- Азовское моря является мелководным и имеет недостаток крупных портов.
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
Каспийское побережье России, начиная от устья р. Эмба до госграницы с Азербайджаном, имеет протяженность почти 695 километров. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Степень заселения каспийского побережья относительно хорошая — 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом — особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Каспийские порты
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Махачкала | Республика Дагестан | 3,8 |
Астрахань | Астраханская область | 2,6 |
Оля | Астраханская область | 1,58 |
Плюсы и минусы Каспия
Преимущества Каспийского моря
- Хорошие условия освоения — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий.
- Наличие богатых запасов нефти и газа
- Близость к центру страны
- Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
- Россия делит акваторию с нейтральными (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественными (Казахстан, Иран) странами.
- Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги.
- Наличие на побережье крупнейших городов — Махачкала и Астрахань — как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Каспийского региона
- Малое количество крупных портов.
- Из-за своего замкнутого статуса Каспий мало вовлечён в международные торговые морские потоки.
- Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне.
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Степень заселения дальневосточного побережья крайне низкая — 5,01 чел/км2, что в ~4 раза больше аналогичного показателя у Арктики. По сравнению с Арктикой, Дальний Восток обладает более мягкими климатическими условиями — особенно Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.
Как и Арктика, Дальний Восток заселен неравномерно — при движении с юга на север заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все дальневосточные субъекты на два региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Южно-дальневосточный | 6,33 | Приморский край Сахалинская область Хабаровский край |
Северо-дальневосточный | 0,36 | Камчатский край Магаданская область Чукотский автономный округ |
Как и у Арктики, данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов, среди которых определяющую роль играет климат.
Дальневосточные порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Ванино | Хабаровский край | 26,8 |
Восточный[16] | Приморский край | 65,2 |
Находка | Приморский край | 21,3 |
Пригородное | Сахалинская область | 16 |
Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | 1,92[17] |
Владивосток | Приморский край | 12,9 |
Магадан | Магаданская область | 1,22[18] |
Анадырь | Чукотский автономный округ | 0,215[19] |
Де-Кастри | Хабаровский край | 10,5 |
Посьет | Приморский край | 6,5 |
Плюсы и минусы Дальнего Востока
Преимущества Дальневосточного региона
- Большое количество крупных портов.
- Наличие богатых запасов нефти и газа.
- Близость дружественного Китая как важный фактор экономического развития Дальнего Востока.
- Наличие на побережье крупнейшего (Владивосток) и крупного (Комсомольск-на-Амуре) городов как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Дальневосточного региона
- Подобно портам Арктики, порты Дальнего Востока сильно удалены друг от друга и не связаны короткими путями сухопутного сообщения ни друг с другом, ни с основной транспортной системой России
- Наибольшая среди других акваторий удаленность от центра страны
- Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются Южной Кореей и Японией
- Курильский вопрос как тормоз развития экономического сотрудничества с Японией
См. также
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания
- ↑ Крупный порт — порт с ежегодным грузооборотом в 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.
- ↑ Степень заселённости побережья определяется путем вычисления средней плотности населения методом среднего арифметического. Для расчётов используются показатели плотности населения для субъекта, выходящего к рассматриваемой акватории, в целом, а не для его прибрежных районов. Оценка заселённости даётся исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселённость региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей. Здесь, как и в других случаях, даётся средняя плотность населения прибрежных субъектов Федерации.
- ↑ В 1584 году был основан Архангельск — вплоть до начала XVIII века через него проходила почти вся торговля России с Западной Европой. Значение Архангельска и в целом Европейского Севера в XVIII веке снизилось, ибо у России появились порты на Балтийском и Черном море. Во время мировых войн, когда России блокировали доступ в Мировой океан через Балтику и Причёрноморья, значение Европейского Севера повышалось — например, во время Первой Мировой войны в 1916 году был основан Романов-на-Муроме (ныне Мурманск), ставший ещё одним крупным портом России на Европейском Севере.
- ↑ В расчёт не был взят Санкт-Петербург — его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Входит в список крупнейших портов мира по данным AAPA за 2016 год.
- ↑ Большая часть акватории Финского залива это воды Финляндии и Эстонии — данное обстоятельство позволяет сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива. Такая тактика уже использовалась против России — во время Великой Отечественной войны совместными усилиями немцев и финнов Балтийский флот СССР был загнан в восточную часть залива, а также пресечено снабжение блокадного Ленинграда по морю.
- ↑ Балтийское море связано с Атлантическим океаном через Кильский канал (карта) и Скандинавские проливы (карта). Первый выход контролируется Германией, второй — Данией, Швецией и Норвегией.
- ↑ Сухопутные пути сообщения с Россией проходят по территории Прибалтики, а морские пути проходят лишь через Калининград (единственный крупный порт области).
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 С 2014 года в составе РФ.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 По данным 2013 года.
- ↑ Проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, с середины XV века контролируются Турцией (член НАТО с 1952 года), которая по Конвенции Монтрё контролирует проход всех военных судов по проливам
- ↑ Эгейское море по большей части воды Греции — как и Турция, член НАТО с 1952 года. Далее идёт Средиземное море, связанное с Мировым океаном двумя проходами — Гибралтарский пролив (под контролем Великобритании и Испании и Суэцкий канал (под контролем Египта). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
- ↑ Как и Россия в целом, Крым является жертвой экономической войны Запада и Украины, начатой с целью изоляции и ослабления экономики полуострова — ни Запад, ни Украина не признали воссоединение Крыма с Россией
- ↑ На момент 2018 года данная зависимость частично преодолена — например, строительство Керченского моста позволит напрямую связать Крым с транспортной инфраструкторой Юга России.
- ↑ В частности, строится автотрасса «Таврида» с целью прочнее связать между собой Севастополь и Керчь
- ↑ Вместе с Козьмино
- ↑ Данные 2012 года.
- ↑ Данные 2011 года.
- ↑ Данные 2011 года.