Жильё в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 3: Строка 3:
'''Жилой фонд [[Россия|Российской Федерации]]''' на конец 2017 г. составляет 3708 млн м², из которых около 90 млн м² (2,5 % от всего жилищного фонда) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.[http://gks.ru/folder/210/document/13234][http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/07-15.htm]
'''Жилой фонд [[Россия|Российской Федерации]]''' на конец 2017 г. составляет 3708 млн м², из которых около 90 млн м² (2,5 % от всего жилищного фонда) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.[http://gks.ru/folder/210/document/13234][http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/07-15.htm]


В начале XXI века в России окончательно были решены вопросы ликвидации неэффективных и устаревших форм жилья, таких как коммунальные квартиры.<ref>В советский период коммунальным признавалось жильё, в котором несколько семей пользовались одними и теми же жилыми и нежилыми помещениями. В современной России — «обслуживающие» помещения (по Жилищному Кодексу РФ: «на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты»)</ref> Закрытие этой серьёзной проблемы способствовало массовое промышленное домостроение, начиная с 1960-х годов и до современности, что позволило обеспечить российские семьи индивидуальным жильём.
В начале XXI века в России окончательно были решены вопросы ликвидации неэффективных и устаревших форм жилья, таких как коммунальные квартиры.<ref>В советский период коммунальным признавалось жильё, в котором несколько семей пользовались одними и теми же жилыми и нежилыми помещениями. В современной России — имеющие «обслуживающие» помещения (по Жилищному Кодексу РФ: «на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты»)</ref> Закрытие этой серьёзной проблемы способствовало массовое промышленное домостроение, начиная с 1960-х годов и до современности, что позволило обеспечить российские семьи индивидуальным жильём.


Улучшение жилищных условий граждан требует дальнейшего планомерного строительства новых, качественных и ликвидацию ветхих объектов.
Улучшение жилищных условий граждан требует дальнейшего планомерного строительства новых, качественных и ликвидацию ветхих объектов.
Строка 113: Строка 113:
Помимо рыночных и регулятивных методов снижения ипотечной ставки, государство может применять программы поддержки для различных категорий граждан.
Помимо рыночных и регулятивных методов снижения ипотечной ставки, государство может применять программы поддержки для различных категорий граждан.


Существуют государственные программы, которые платят часть ипотечной ставки за молодые семьи, семьи с двумя и более детьми, за военнослужащих и за другие особо ценные для государства категории граждан.[http://domrfbank.ru/mortgage/programs/]
Существуют государственные программы, которые возмещают часть расходов и платят часть ипотечной ставки за молодые семьи, семьи с двумя и более детьми, за военнослужащих и за другие особо ценные для государства категории граждан.[http://domrfbank.ru/mortgage/programs/]


* Так при получении заёмщиком государственной субсидии у него появляется возможность снижения ставки на 1-3 %. [http://спроси.дом.рф/ipoteka/kak-snizit-stavku-po-ipoteke-prakticheskie-sovety/]
* Так при получении заёмщиком государственной субсидии у него появляется возможность снижения ставки на 1-3 %. [http://спроси.дом.рф/ipoteka/kak-snizit-stavku-po-ipoteke-prakticheskie-sovety/]
Строка 119: Строка 119:
* Многодетные семьи могут с 25 сентября 2019 года подавать заявки на списание части кредита по ипотеке до 450 тыс. рублей. [http://дом.рф/media/news/s-25-sentyabrya-mnogodetnye-semi-mogut-podavat-zayavki-v-banki-na-spisanie-450-tys-rubley-po-ipoteke/]
* Многодетные семьи могут с 25 сентября 2019 года подавать заявки на списание части кредита по ипотеке до 450 тыс. рублей. [http://дом.рф/media/news/s-25-sentyabrya-mnogodetnye-semi-mogut-podavat-zayavki-v-banki-na-spisanie-450-tys-rubley-po-ipoteke/]


* Дополнительно к стоимости жилья в вычет можно включить выплаты процентов по ипотеке. Это позволит сэкономить ещё до 400 тысяч рублей. [http://www.vedomosti.ru/finance/news/13809361/bogatym-ne-vozvraschat]
* Дополнительно к стоимости жилья в налоговый вычет можно включить выплаты процентов по ипотеке. Это позволит сэкономить ещё до 400 тысяч рублей. [http://www.vedomosti.ru/finance/news/13809361/bogatym-ne-vozvraschat][http://verni-nalog.ru/nalogovye-vychety/pokupka-kvartiry/procenty-po-ipoteke/]
 
* С лета 2019 года россияне могут воспользовать «ипотечными каникулами»: право находящегося в трудной жизненной ситуации заёмщика, имеющего ипотечный кредит, сроком до шести месяцев приостановить исполнение его обязательств или уменьшить размер периодических платежей.[http://www.vtb.ru/personal/ipoteka/informacija-dlja-zaemshhikov/ipotechnye-kanikuly/]


'''[[Материнский капитал]]''' (453 026 рублей на 2019 год) принимается в качестве первого взноса по ипотеке, также им можно погасить часть уже взятого ипотечного кредита.
'''[[Материнский капитал]]''' (453 026 рублей на 2019 год) принимается в качестве первого взноса по ипотеке, также им можно погасить часть уже взятого ипотечного кредита.
Строка 145: Строка 147:


=== Предоставление жилья государством ===
=== Предоставление жилья государством ===
Некоммерческая аренда муниципально-государственного характера имеет ограниченные возможности, так как площади такой недвижимости менее 3 % от всего фонда России. К такому положению привела массовая приватизация граждан жилья, предоставленная им государством по договорам социального найма: если в 2000 году на долю муниципально-государственного жилья приходилось треть от всех жилых площадей, то в 2017 году — всего 8 % (снижение такой госсобственности с 900 млн м² до 300 млн м²). Фактически государство отдало сотни миллионов квадратных метров гражданам без права требования (не в социалистических, а в рыночных условиях), и вопрос об обеспечении массовым социальным (бесплатным) жильём населения выглядит неконструктивно и абсурдно, по крайне мере, до строительства нового государственного жилья. Соответственно, текущий вопрос государственной политики в области распределения жилья: будет ли она по-прежнему «приватизационной» или станет «арендной».
Некоммерческая аренда муниципально-государственного характера имеет ограниченные возможности, так как площади такой недвижимости менее 3 % от всего фонда России. К такому положению привела массовая приватизация<ref>Приватизация — процесс перехода государственного жилья в частную собственность.</ref> граждан жилья, предоставленная им государством по договорам социального найма: если в 2000 году на долю муниципально-государственного жилья приходилось треть от всех жилых площадей, то в 2017 году — всего 8 % (снижение такой госсобственности с 900 млн м² до 300 млн м²). Фактически государство отдало сотни миллионов квадратных метров гражданам без права требования (не в социалистических, а в рыночных условиях), и вопрос об обеспечении массовым социальным (бесплатным) жильём населения выглядит неконструктивно и абсурдно, по крайне мере, до строительства нового государственного жилья. Соответственно, текущий вопрос государственной политики в области распределения жилья: будет ли она по-прежнему «приватизационной» или станет «арендной».


{{#ev:youtubeimg|ZAWbpxSsjjA|250|right|Переселение из аварийного жилья в 2008-2018 гг.}}
{{#ev:youtubeimg|ZAWbpxSsjjA|250|right|Переселение из аварийного жилья в 2008-2018 гг.}}

Версия от 10:58, 1 октября 2019

Обеспеченность жильём в России, 1914—2014 гг., м² на человека

Жилой фонд Российской Федерации на конец 2017 г. составляет 3708 млн м², из которых около 90 млн м² (2,5 % от всего жилищного фонда) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.[1][2]

В начале XXI века в России окончательно были решены вопросы ликвидации неэффективных и устаревших форм жилья, таких как коммунальные квартиры.[1] Закрытие этой серьёзной проблемы способствовало массовое промышленное домостроение, начиная с 1960-х годов и до современности, что позволило обеспечить российские семьи индивидуальным жильём.

Улучшение жилищных условий граждан требует дальнейшего планомерного строительства новых, качественных и ликвидацию ветхих объектов.

Обеспеченность жильём

По данным ОЭСР, по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем 25,2 м²/чел (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40).[3]

Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (среднестатистически на одного россиянина приходится одна комната). По мировым меркам это хороший показатель, по европейским — относительно низкий. Стратегическая потребность населения России в жилых площадях оценивается ещё в 1,5 млрд м².

С 2000 по 2017 год обеспеченность жильём в России выросла с 19,2 м²/чел до 25,2 м²/чел.[4] Для сравнения: ещё ранее, в 1990 году, этот показатель составлял 16,4 м²/чел.[5])

К концу 2015 года общее число квартир в России составляло 64 миллиона.[6] Россия, вводя ежегодно более 1 млн квартир в эксплуатацию, догоняет среднеевропейский уровень — 473 квартиры на 1000 человек. В России — 436 квартир на 1000 жителей.[7]

Помимо квартир, разумеется, россияне владеют частными домами и дачами. По состоянию на 2011 год дачами было обеспечено 60 % россиян.[8]

Жилищное строительство

Ввод жилья в РФ и РСФСР, 1979—2014 гг.
Строительная активность в России разные годы

В 2018 году в России построено 75,7 млн м² жилья.[9] В 2014 и 2015 годах Россия ввела рекордные за всю свою историю объёмы жилья — 84,2 и 85,3 млн м² соответственно, побив рекорд РСФСР 1987 года (72,8 млн.м²).[10] К 2024 году планируется довести ввод нового жилья до 120 млн м² в год.

Таблица «Ежегодные показатели ввода жилья в эксплуатацию»

2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Введено общей
площади, млн м² [11]
30,3 43,6 58,4 85,3 80,2 79,2 75,7 - -
Число кваpтиp
и домов, тыс [12]
373 515 717 1195 1167 1139 1076 - -
Число комнат, тыс[2] 925 1159 1513 2307 2183 2142 1991 - -

Из общевозводимого жилья около 60 % относятся к многоквартирным домам.

Главной макроэкономической задачей в жилищном строительстве является привлечение «длинных» финансовых ресурсов под низкие проценты, как для застройщиков, так и для банков, участвующих в проектном финансировании и ипотечном кредитовании. Одними из возможных решений могли бы стать привлечение пенсионных денег и выпуск ипотечных ценных бумаг.

Качество жилья

В 2014 году, по данным ОЭСР, 62 % россиян удовлетворены своим жильем, что является сравнительно низким показателем (в Германии удовлетворены 93 %), при этом в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-е и 2000-е гг. [13]

Плюсы жилья в России

  • По сравнению с Европой и США, дома в России отличаются большей прочностью и лучшей приспособленностью под суровые погодные условия. Дома имеют толстые стены и не рушатся от непогоды, как это постоянно происходит в США.
  • В России повсеместно в городах доступно централизованное горячее водоснабжение в любое время года и централизованная канализация. Эти факторы существенно улучшают санитарное состояние. В той же Италии, для получения горячей воды необходимо тратить дорогую электроэнергию, а отсутствие централизованной канализации приводит к периодическому затоплению улиц нечистотами, которые своевременно не вывезли из выгребных ям.
  • Полноценное отопление позволяет россиянам переживать зиму с комфортом, в жарко натопленных квартирах, а не в полухолодных помещениях, как часто приходится делать европейцам с их крайне дорогой коммуналкой (а также с их более мягкими зимами, что приводит к тому, что во многих районах вообще практически полностью отказываются от отопления, а осенне-весенние холода и редкие случаи мороза терпят как неизбежное бедствие — по дому ходят и спят в теплой одежде).
  • Коммунальные расходы в России в разы ниже, чем на Западе. Средние расходы российской семьи на жилищно-коммунальные услуги составляют 5000 руб/мес. (2013 г.), что вдвое ниже, чем в Норвегии (11 тыс. руб/мес.) или в Германии (9 тыс. руб/мес.), а расходы на электроэнергию и вовсе в 3-4 раза ниже, чем в большинстве европейских стран.[14] При этом для малоимущих расходы на ЖКУ в значительной мере субсидируются.

Минусы жилья в России

  • Теплоснабжение в России часто неэффективно из-за устаревшей инфраструктуры[15], а значительную долю жилищных расходов граждан составляют именно расходы на отопление (порядка трети всех расходов).[16] Впрочем, в 2010-е годы предпринимаются активные усилия по модернизации теплосетей.[17]
  • Низкое качество городской среды (типично для большинства так называемых «спальных районов» в российских городах), что связано со сложившимися с советских времён негативными традициями застройки, устаревшими строительными нормами и правилами (СНиПами)[18], с неограниченной жаждой наживы и некомпетентностью строительного бизнеса, который стремится выжать максимум прибыли с участка за счёт повышения плотности застройки (в условиях дефицита жилья раскупят даже жильё с некачественной средой), а также пытается сэкономить на проектировании и на благоустройстве (хотя затраты на проектирование составляют порядка 0,5-1,5 % стоимости проекта, и на благоустройство тоже совсем немного).[19]

Городская среда в России

Городская среда России по европейским меркам крайне неразвита, за исключением центров некоторых исторических городов и элитных районов. Интерес к этой проблеме значительно возрос в последние годы, предпринимаются шаги по исправлению ситуации. Однако города формируются десятилетиями и веками, и положительные изменения пока заметны лишь в отдельных сферах и в отдельных российских городах.

Проблема восходит к советской эпохе: стремительная индустриализация и урбанизация в 1930-е-1950-е, а также колоссальные разрушения жилой застройки в годы Великой Отечественной войны создали огромную неудовлетворённую потребность населения в жилье. Эту проблему советская власть начала активно решать в конце 1950-х, однако при этом было сделано множество ошибок. Начавшаяся в те времена массовая микрорайонная застройка смогла в целом обеспечить население жильём, однако она же стала причиной деградации облика российских городов практически во всех внешних аспектах: начиная от архитектуры и дизайна до общей организации городского планирования и заполнения связующих пространств между домами.

Исправлению ситуации в наше время мешают устаревшие (восходящие к 1960-м годам) строительные нормы и правила (СНиП)[20], а также жадность застройщиков (стремящихся построить максимум квадратных метров на участке) и деградировавший за десятилетия общий уровень градостроительства и архитектуры. Ситуацию осложняет пока ещё достаточно низкий запрос на комфортную среду со стороны большинства россиян, привыкших к сформировавшимся условиям.

В городах за последние 25 лет наблюдаются противоречивые тенденции в отношении качества жилья и среды — с одной стороны, появился обширный рынок элитного жилья и возводится много качественных зданий (как по удобству, так и по архитектуре), внутренние потребительские качества новой застройки эконом-класса также повысились. В центрах городов воссоздаются памятники архитектуры, возрождены многие архитектурные стили прошлого, используются заграничные архитектурные наработки.

Однако в отношении городской среды новые окраинные районы зачастую представляют собой значительно ухудшенную версию позднесоветской застройки — каменные джунгли высотой до 20-30 этажей среди сплошных наземных автопарковок, при дефиците зелени и освещения, когда единственным заметным элементом благоустройства часто оказывается детская площадка стандартного цветастого окраса. В техническом отношении наблюдается безусловный прогресс по сравнению с советскими временами, однако среда обитания становится всё более и более неестественной и несоразмерной человеку.

В сельской местности значительная доля россиян живёт в достаточно неразвитых по европейским меркам условиях. Однако здесь также происходит обновление застройки — по сравнению с советскими временами в России наблюдается бум строительства частных загородных домов (именно домов, а не небольших дач или сезонных дачных строений). Продолжается газификация сельских поселений, распространение интернета и прочих удобств. В сёлах массово развиваются водоснабжение и канализация, модернизируются электрические сети.

Капитальный ремонт

Около 50 % жилых домов в России нуждаются в капремонте (по состоянию на 2015 год). По программе капитального ремонта за ближайшие 30 лет в России будет отремонтировано 740 тыс. домов общей площадью 2,3 млрд м². По предварительным итогам 2015 года, было отремонтировано 20 тысяч домов.[21]

Доступность жилья

См. также: Либеральные мифы#В России невозможно купить квартиру
Динамика доступности приобретения жилья в России, 2000—2017

В настоящее время Россия строит больше жилья[22], чем РСФСР в самые продуктивные её годы. Квартир становится больше и больше становится общая жилая площадь — за новейшее время число квадратов на человека выросло с 19 м² до 25,2 м².

Рынок российской недвижимости — конкурентный и самодостаточный, что позволяет гражданам выбирать жильё как по цене, так и по географии.

Покупка

Норматив стоимости одного квадратного метра жилья в России (2018)

В рыночных условиях экономики купле-продажа является главным способом деловых, товарно-денежных отношений. Во всём мире к ним прикладываются государственные программы и регуляционные механизмы, помогающие гражданам приобретать недвижимость.

В России на федеральном и региональном уровнях существуют программы поддержки граждан, решивших приобрести жильё: в виде субсидий, жилищных сертификатов и выделения земельных участков под индивидуальное строительство. Поддержка определяется в соответствии со среднесрочными возможностями государства содействовать благосостоянию таких важных категорий лиц, как молодые семьи, многодетные семьи, военнослужащие, молодые научные сотрудники, работники образовательных и медицинских учреждений, молодые люди, готовые работать в сельской местности. (При этом не забывая о всех остальных нуждающихся, поддержка которых чуть меньше, —например, в виде льгот и субсидий по расходам на содержание жилья.)

  • На приобретение или строительство жилого помещения можно использовать средства семейного (материнского) капитала. В том числе, для получения компенсации затрат на уже осуществлённое строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Обеспечение жильём военнослужащих в 2012-2017 гг.
  • Для военнослужащих также есть возможность воспользоваться жилищной субсидией, которая расчитывается индивидуально с применением коэффициентов и поправок, установленных Постановлением Правительства

РФ от 3 февраля 2014 г. № 76. [23]

Можно утверждать, что купить себе то или иное жильё может позволить заметно более половины населения России. Однако вопрос в том, где это жильё будут расположено и каково будет его качество.

  • Если сравнить 2008 и 2011 годы, то выясняется, что в 2008 году отношение средней стоимости «квадрата» к средней месячной зарплате россиян составляло 3,7, а в 2011 году — чуть менее 2. Таким образом, уровень доступности жилья в России повысился — как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения. [24]
  • По состоянию на 2012 год средней российской семье для покупки среднего качества квартиры нужно 20 лет копить деньги (при условии откладывания 20 % семейного дохода).[25]
  • Между тем, жильё за пределами крупных городов более доступно.
  • Вполне пригодный для проживания дом в непафосном месте можно — при помощи местных властей, которые часто помогают молодым семьям материалами — построить за 500 тысяч рублей, которые вполне реально оформить в ипотеку;
  • Наконец, уезжающим работать в сёла молодым врачам дают один миллион рублей «подъёмных».[26] За этот миллион в небольшом селе абсолютно реально обустроить себе неплохой коттедж.
  • До 260 тысяч рублей на покупку квартиры или строительство дома можно вернуть обратно в виде налогового вычета.[27]

Ипотека

Ипотечное кредитование[3] оказывает прямое воздействие на рынок жилой недвижимости: и на спрос граждан на жильё, и на предложение застройщиков.

В 2018 году российскими банками выдано 1,47 млн ипотечных кредитов на 3,01 трлн рублей, что на 49 % больше, чем в 2017 году.[28]

Общий объём ипотечных кредитов достиг к началу 2019 года 6,5 трлн рублей.

Средневзешенная ставка ипотечного кредита в России, по данным Центробанка, за 2018 год составила 9,35 %.[29] Причём ещё на конец 2015 года она составляла 13,44 %[30]

Благодаря снижению ставки с 12,5 % до 10 %, около 200 тысяч заёмщиков (семей) рефинансировали свою задолженность, что позволило уменьшить ежемесячные платежи на 10-15 %.

Помимо рыночных и регулятивных методов снижения ипотечной ставки, государство может применять программы поддержки для различных категорий граждан.

Существуют государственные программы, которые возмещают часть расходов и платят часть ипотечной ставки за молодые семьи, семьи с двумя и более детьми, за военнослужащих и за другие особо ценные для государства категории граждан.[31]

  • Так при получении заёмщиком государственной субсидии у него появляется возможность снижения ставки на 1-3 %. [32]
  • Многодетные семьи могут с 25 сентября 2019 года подавать заявки на списание части кредита по ипотеке до 450 тыс. рублей. [33]
  • Дополнительно к стоимости жилья в налоговый вычет можно включить выплаты процентов по ипотеке. Это позволит сэкономить ещё до 400 тысяч рублей. [34][35]
  • С лета 2019 года россияне могут воспользовать «ипотечными каникулами»: право находящегося в трудной жизненной ситуации заёмщика, имеющего ипотечный кредит, сроком до шести месяцев приостановить исполнение его обязательств или уменьшить размер периодических платежей.[36]

Материнский капитал (453 026 рублей на 2019 год) принимается в качестве первого взноса по ипотеке, также им можно погасить часть уже взятого ипотечного кредита.

Льготная ипотечная программа с государственной поддержкой для семей, в которых с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года родится второй и/или последующий ребёнок.

Право на данный ипотечный сертификат не обременяется какими-либо дискриминационными условиями, кроме условия разумности и платёжеспособности граждан, вступающих в программу (как и любую долговую услугу). Постановлением от 28.03.2019 № 339 утверждено, что период субсидирования распространяется на весь срок действия кредита в размере от 5,25 % годовых.[37]

Использовать эти кредитные средства можно: 1) на приобретение новой квартиры или дома, в том числе с земельным участком, а также строящегося жилья. Льготные условия кредитования для регионов Дальнего Востока более расширенные — предусматривается возможность субсидирования ставок по кредитам на приобретение жилых помещений, в том числе с земельным участком, расположенных в сельских поселениях Дальневосточного федерального округа, не только на первичном рынке жилья, но и на вторичном; сама ставка — 5 %. 2) на погашение ранее выданных кредитов и займов на покупку жилья.

Накопительно-ипотечная система для военнослужащих. Данная система начала действовать в 2005 году после принятия ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ.[38]

Аренда

Каждая десятая[4] квартира (дом) в России находится в коммерческой и в некоммерческой аренде.[5] Причём в коммерческой сфере основными арендодателями являются граждане, а юридические лица незначительно представлены в аренде жилья. На сегодня форма арендных (доходных) домов — перспективная, но исключительно редкая.

Доля коммерческой аренды в России в 4 раза меньше, чем в западных странах.

На Западе значительная часть арендного жилья — это так называемые хостелы (коммерческие общежития), которые в современной России не слишком распространены. Кроме того, российские арендаторы квартир сталкиваются с тем, что ежемесячная плата за наём жилья на протяжении лет выливается в такую сумму, что разумнее на эти деньги сделать первый взнос по ипотеке и приобрести собственное жильё. Долгосрочная аренда привлекательна для россиян лишь в случае социального найма.

Предоставление жилья государством

Некоммерческая аренда муниципально-государственного характера имеет ограниченные возможности, так как площади такой недвижимости менее 3 % от всего фонда России. К такому положению привела массовая приватизация[6] граждан жилья, предоставленная им государством по договорам социального найма: если в 2000 году на долю муниципально-государственного жилья приходилось треть от всех жилых площадей, то в 2017 году — всего 8 % (снижение такой госсобственности с 900 млн м² до 300 млн м²). Фактически государство отдало сотни миллионов квадратных метров гражданам без права требования (не в социалистических, а в рыночных условиях), и вопрос об обеспечении массовым социальным (бесплатным) жильём населения выглядит неконструктивно и абсурдно, по крайне мере, до строительства нового государственного жилья. Соответственно, текущий вопрос государственной политики в области распределения жилья: будет ли она по-прежнему «приватизационной» или станет «арендной».

Переселение из аварийного жилья в 2008-2018 гг.

Сегодня в России муниципальные квартиры (жильё за государственный счёт) предоставляются следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, военнослужащим, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания.

Предоставление жилья по договору социального найма.

Также квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане и признанные нуждающимися в жилых помещениях (если на каждого члена семьи выходит меньше 10 м², или существующая квартира длительное время не отвечает установленным нормам для жилых помещений; если в одной квартире проживает гражданин, страдающий заболеванием, при котором совместное проживание становится невозможным, а другого жилья нет; если своей квартиры нет вовсе, ни на основе права собственности, ни по договору соцнайма). Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время и зависит от времени постановки на очередь, от региона и размеров его жилищного бюджета, от количества очередников и льготников.

Отказать в признании статуса нуждающего государственный орган может, если были предоставлены не все необходимые документы, а также недостоверные сведения. В случае преднамеренного ухудшения своих жилищных условий[7], «принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий» (статья 53 Жилищного Кодекса РФ [39]), что подтверждалось некоторыми судебными решениями.[40]

Предоставление служебных жилых помещений.

На служебное, временное пользование жильём может расчитывать практически любой сотрудник бюджетной сферы: государственные служащие; депутаты любого уровня; учителя, врачи, пожарные, полицейские; лица, несущие службу в МВД; военнослужащие; сотрудники различных учреждений с государственным участием.

Если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то по решению органов власти занимаемую служебную квартиру могут передать в собственность.[41]

Не стоит забывать, что статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина Российской Федерации на жилище.[42]

См. также

Ссылки

Официальные документы

Примечания

  1. В советский период коммунальным признавалось жильё, в котором несколько семей пользовались одними и теми же жилыми и нежилыми помещениями. В современной России — имеющие «обслуживающие» помещения (по Жилищному Кодексу РФ: «на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты»)
  2. Число комнат округлено до «целых» за счёт пяти-, шести-, семикомнатных квартир и домов, но теоретически число комнат по году может быть ещё больше за счёт такого многокомнатного жилья.
  3. Ипотека — это кредитная форма покупки недвижимости, при которой банк даёт деньги под залог приобретаемой недвижимости, а гражданин получает право собственности с обременением (до полной выплаты).
  4. Оценочно от 9 до 15 %.
  5. Рыночная (коммерческая) аренда предлагается физическими и юридическими лицами с целью получения прибыли, а некоммерческая аренда — государственными и частными юрлицами и гражданами для социально-гуманитарных целей.
  6. Приватизация — процесс перехода государственного жилья в частную собственность.
  7. К таким действиям можно отнести: обмен благоустроенного жилья на аварийное; продажа или передача в дар пригодной для проживания недвижимости; подселение к себе третьих лиц; прямые действия гражданина в причинении вреда жилью.