Изменения границ современной России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
Территориальная политика современной [[Россия|России]] отличается большой практичностью и направлена не только на увеличение территории государства мирным путём, но и на планомерное урегулирование старых территориальных споров, которые приводят или потенциально могут привести к конфликтам с другими государствами.
'''Территориальная политика современной [[Россия|России]]''' отличается большой практичностью и направлена не только на увеличение территории государства мирным путём, но и на планомерное урегулирование старых территориальных споров, которые приводят или потенциально могут привести к конфликтам с другими государствами.


В осуществлении всех этих задач Россия старается действовать как можно более практично и рационально, из-за чего приходится порой идти на пусть незначительные, но всё-таки жертвы.
В осуществлении этих задач Россия старается действовать как можно более рационально, из-за чего приходится порой идти на пусть незначительные, но всё-таки жертвы.


== Установление границ недропользования в Каспийском море ==
== Установление границ недропользования в Каспийском море ==

Версия от 22:55, 26 января 2017

Территориальная политика современной России отличается большой практичностью и направлена не только на увеличение территории государства мирным путём, но и на планомерное урегулирование старых территориальных споров, которые приводят или потенциально могут привести к конфликтам с другими государствами.

В осуществлении этих задач Россия старается действовать как можно более рационально, из-за чего приходится порой идти на пусть незначительные, но всё-таки жертвы.

Установление границ недропользования в Каспийском море

См. также: Отношения России и Ирана

Согласованные границы (сплошная линия), нефтегазовые месторождения и нефтегазовая инфраструктура в Каспийском регионе, 2013

Краткая история вопроса

Каспийское море (далее Каспий) — внутриконтинентальный водоём, фактически озеро. Это обстоятельство не позволяет распространить на него действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, особенно положения, определяющие порядок разграничения континентального шельфа и установление на нём исключительных экономических зон. Отсюда разногласия по поводу международного статуса и актуальность споров по разграничению полезных ископаемых и биологических ресурсов.

Ныне действующий правовой режим Каспия определяется советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории, запрет на плавание судов под флагом некаспийских государств и свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон. Тем не менее было предложено 3 варианта изменения этой системы:

Страны Позиция Примечания
Россия, Азербайджан, Казахстан Разграничение по линиям равного удаления от берегов По такому сценарию Иран получает 51,9 тыс. км² акватории Каспия (14%)
Иран Каждая страна получает 74,2 тыс. км² или 20% площади акватории Каспия. Границы своей зоны Иран определил самостоятельно, без учета распределения остальной площади
Туркменистан Определение координат срединной линии методом равноудаленных точек, но по широтам. При разделе таким способом на широте 40 градусов от границы до берега Азербайджана расстояние будет втрое меньше, чем до берега Туркмении.

Начало 2000-х годов — Россия достигла договоренностей по границам недроиспользования Каспия с Казахстаном и Азербайджаном:

Итоги для России:

  • 1) Решение проблемы пограничных месторождений. Границы проведены по модифицированным срединным (медианным) линиям для закрепления за одной страной тех месторождений, которые расположены по обе стороны исходной линии.
  • 2) Россия могла не дожидаться общего решения всех прикаспийских государств по статусу всего моря в целом, что, несомненно, нанесло бы урон ее интересам.
  • 3) Были начаты разработки шельфовых месторождений имени Ю. Корчагина и имени В. Филановского и ряда других. Карта основных месторождений Каспия

Урегулирование территориального спора с Китаем

См. также: Отношения России и Китая

Карта к Пекинскому трактату (1860)

Во второй половине XVII века Россия не могла закрепиться на среднем течении Амура ввиду недостатка сил на Дальнем Востоке. Власти Цинского Китая считали весь бассейн Амура своим, несмотря на отсутствие каких-либо признаков освоения значительной его части. Несмотря на попытки российских дипломатов решить вопрос путем переговоров, Китай начал боевые действия против русских поселений в бассейне Амура. После неудачной осады Албазина Китай пошел на заключение Нерчинского договора. По нему Россия сохраняла за собой Нерчинск и основную часть территории Забайкальского края, а также получала ряд уступок, в частности, до середины XIX века два речных острова близ Хабаровска, равно как и сам Хабаровск, находились на территории, которая в соответствии с этим договором признавалась нейтральной.

Нерчинский договор устанавливал лишь условную границу, статус которой не меняли и последующие договоры России и Китая вплоть до середины XIX века. В 1856 году Запад развязал 2-ую опиумную войну против Китая. Возникла угроза захвата Англией и Францией Приморья и Сахалина для создания плацдарма давления как на Китай, так и на Россию. Из донесения генерал-губернатора Восточной Сибири императору Николаю I от 25 февраля 1849 года:

Возникло не безосновательное предположение, что англичане займут устье Амура...Каких тогда потребуется сил и средств от правительства, чтобы Восточная Сибирь не сделалась английскою, когда в устье Амура станет английская крепость, и английские пароходы пойдут по Амуру до Нерчинска и даже до Читы? … Если бы вместо английской крепости стала в устье Амура русская крепость, равно как и в Петропавловском порте в Камчатке, и между ними ходила флотилия, а для вящей предосторожности чтобы в крепостях этих и на флотилии гарнизоны, экипаж и начальство доставляемы были извнутри России, — то этими небольшими средствами на вечные времена было бы обеспечено для России владение Сибирью и всеми неисчерпаемыми ее богатствами[1]

Угроза была более чем реальна не только из-за экспансии Запада в Восточной Азии, но и ввиду того, что во время Крымской Войны англо-французский флот атаковал Петропавловск-Камчатский и в случае успеха мог высадить десант в Приморье.

Поэтому России пошла на заключение договоров с Китаем — сначала Айгунского (1858), а затем Пекинского (1860). К Пекинскому договору была приложена карта, на которой хорошо видно, что два острова на реке Амур вблизи Хабаровска были отмечены как территория России.

1919 год — при подписании Версальского мирного договора и учреждении Лиги Наций был принят принцип, согласно которому речные границы проводились по середине главного фарватера. Тем не менее, в договоре были предусмотрены исключения, одним из которых являлось наличие уже демаркированной границы. Таким образом, Версальский договор никак не затрагивал два речных острова близ Хабаровска.

1960-е годы — ухудшение отношений СССР и КНР. На фоне обострения отношений китайцы заявили свои права на небольшой остров Даманский, который принадлежал Советскому Союзу, но находился с китайской стороны главного русла Уссури. После значительного числа провокаций китайцы начали в октябре 1969 года локальный военный конфликт с СССР, в ходе которого погибло около 800 китайских и около 60 советских военнослужащих.

1964 год — договор о размежевании территории между СССР и Китаем. Вопрос об островах Тарабарова и Большом Уссурийском или Фуюаньского треугольника не был согласован, из-за чего и начался территориальный конфликт. В то же время китайцы развернули «ирригационную войну»: начали затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком, чтобы соединить острова с китайским берегом и тем самым присвоить их. СССР, в свою очередь, углублял дно и укреплял берег.

1969 год — главы правительств СССР и Китая по итогам конфликта пришли к решению о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Остров Даманский при этом фактически остался у китайцев.

1991 год — М.С. Горбачёв заключил с Китаем пограничный договор, по которому граница была отодвинута от китайского берега и проведена по фарватеру Амура. В итоге остров Даманский окончательно отошел Китаю, а Фуюаньский треугольник стал спорной территорией[1], ирригационная война вокруг них продолжилась.

Карта раздела островов

14 октября 2004 годаВладимир Путин и Ху Цзиньтао подписали соглашение, согласно которому территория спорных островов (380 км²) делилась поровну между сторонами. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам[2]. По итогам раздела остров Тарабаров (43,3 км²) полностью отошел Китаю, а территория Большого Уссурийского острова была поделена 40% (КНР) на 60% (Россия).

Итоги для России:

  • 1) Была полностью урегулирована граница России и Китая на Дальнем Востоке — участке границы, за изменение которого шли столетия пограничных конфликтов и споров.
  • 2) У Китая отпала мотивация вести ирригационные войны, ибо он получил свою долю и признал юрисдикцию России над 60% площади Большого Уссурийского острова.
  • 3) Новая граница была проведена под прямым углом и на суше. Такая граница более удобна для маркировки и ее труднее с юридической точки зрения нарушить, в отличие от границы по фарватеру реки с изменяющимся разливом.
  • 4) Был потерян последний довод Китая оспорить договора середины XIX века.
  • 5) Удалось отвести границу на значительное расстояние (20-30 км) от Хабаровска.

Урегулирование территориального спора с Азербайджаном

Данный раздел статьи – об урегулировании сухопутной границы между Россией и Азербайджаном.

Об урегулировании морской границы см.Изменения границ современной России#Установление границ недропользования в Каспийском море
Бывшие российские села на территории Азербайджана

2011 год[2] – Россия передала Азербайджану сёла Храх-Уба (Палыдлы) и Урьян-Уба (Урьяноба), бывших анклавами России на территории Азербайджана, с населением около 600 человек (в основном лезгины).

До образования СССР оба села входили в состав Дагестанской области. В состав советского Дагестана оба села вошли в 1920 году (Храх-Уба) и 1940 (Урьян-Уба) гг.[3], что было закреплено постановлением №1023 Совмина СССР от 28 мая 1954 года, действие которого в 1984 году продлили на 20 лет. С 1943 года входят в состав Магарамкентского района Дагестанской АССР, который существовал в своих границах до 2010 года.

В 2004 году истек срок постановления №1023, что привело к территориальному спору. Села было решено передать Азербайджану, что было оформлено договором "О государственной границе", жителям спорных сел был предоставлен выбор из двух вариантов: переезд на территорию Дагестана с получением компенсации или отказ от переселения и получение гражданства Азербайджана[4].

Договор определяет прохождение госграницы между Россией и Азербайджаном на всем ее протяжении, от начальной точки до Каспийского моря. За основу была принята существовавшая административно-территориальная граница между РСФСР и Азербайджанской ССР на момент распада СССР. Как отмечается в справке к закону, "начальная точка - это точка стыка госграниц РФ, Азербайджана и Грузии, местоположение которой будет определено отдельным трехсторонним договором".

Немало значение в территориальном споре играло положение трансграничной реки Самур. В 1952 году для обеспечения маловодных районов Азербайджанской ССР, на территории Магарамкентского района Дагестанской АССР был выделен участок земли под строительство гидроузла и водозаборных сооружений Самур-Дивичинского (позже Самур-Апшеронского) канала, которое было завершено в 1956 году. Административная граница стала проходить по правому берегу реки, то есть весь гидроузел стал собственностью Дагестанской АССР вплоть до распада СССР. В 1990-е годы уже независимый Азербайджан объявил Самурской гидроузел на территории РФ своей собственностью, что привело к проблеме делимитации границы между двумя государствами.

28 августа 2010 года – Россия и Азербайджан подписали соглашение №1416-р о демилитации границы и использовании ресурсов р.Самур. Новая граница переместилась с правого берега реки на середину гидроузла, плюс стороны договорились о делении ресурсов реки по принципу 50/50% (ранее Азербайджан пользовался 90% ресурсов реки). Иными словами, Азербайджан сделался совладельцем гидроузла.

Урегулирование территориального спора с Норвегией

См. также: F.A.Q. по стратегии России в Арктике

Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией существовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон государствами в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в «серой зоне» была создана Совместная российско-норвежская комиссия[5].

Разрешение спора долгое время усложняли 3 фактора:

  • Полярные позиции сторон. СССР настаивал на проведение границы вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия на равноудалении границы от побережий Шпицбергена и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля.
  • Шпицбергенский трактат 1920 года. Согласно данному трактату архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но при этом находится под международным контролем. Трактат не только не давал Норвегии исключительных прав на морское пространство вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам-подписантам трактата претендовать на акваторию Баренцева моря.
  • Прецедент с морской границей. В 1969 году в своем решении по Северному морю Международный Суд ООН постановил, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон. Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми[6].
...фактор, который должен приниматься во внимание, – элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям...

Спор обострился еще сильнее, когда в Баренцевом море помимо богатых рыбных ресурсов были обнаружены значительные запасы углеводородов. В связи с этим в апреле 2010 года Россия и Норвегия решили разделить спорную территорию в 175 тысяч километров на две равные части[7].

Схема раздела Баренцева моря.

15 сентября 2010 года — подписание договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» между двумя странами. Согласно договору спорная территория была поделена между сторонами поровну, то есть Россия получила 87,5 тыс. км².

Как пояснил Столтенберг на пресс-конференции, Норвегия пошла на заключение этого договора по следующим причинам:

  • 1) Урегулирование более 1700 км морской границы — самой протяженной не только в Европе, но и вообще в мире.
  • 2) Укрепление сотрудничества РФ и Норвегии в области освоения и развития ресурсов Арктики.
  • 3) Данный договор может служить примером урегулирования с использованием норм международного права подобных территориальных споров для других стран, в частности участниками борьбы за Арктику.

Важность вопроса энергетики поднял и Д.Медведев на той же пресс-конференции:

...неурегулированность вопросов о территориальном размежевании, о разграничении морских пространств не давала возможности заниматься крупными энергетическими проектами, а этого нам было недостаточно: мы хотели бы, чтобы такого рода проекты развивались с другой степенью интенсивности

О том, как будут впредь осваиваться ресурсы, в частности нефтегазовые, в разграниченной зоне пояснил Столтенберг:

Если, например, Россия найдёт ресурсы на российской стороне, российская сторона может пригласить наши компании участвовать, как это было сделано в области Штокмановского месторождения. Естественно, тут полностью принимает решение Россия, если она хочет пригласить норвежские компании. И Норвегия тоже может пригласить российские компании для того, чтобы участвовать в разработке на норвежской стороне. Это национальные решения. Но существует специальная область для сотрудничества. Это месторождения, которые находятся частично на российской стороне и на норвежской стороне. И там существует специальная система, это описано уже детально в Договоре, который мы сегодня подписали. Там написано, что мы должны делать, как мы должны организовать ситуацию там и использовать эти ресурсы как можно лучше в таких трансграничных месторождениях

По его же словам Норвегия уже имеет опыт подобного освоения — на примере месторождений Фригг и Статфьорд, расположенных на границе британского и норвежского секторов Северного Моря.

Подписание соглашения вызвало шквал критики со стороны оппозиции — по их мнению, Россия должна была отстаивать свою позицию и игнорировать аргументы Норвегии. В определенной степени данную критику можно понять, ибо Россия равно как и Норвегия имела значительный запас юридических аргументов в свою пользу. В целом обе стороны считают договор компромиссным.

Итоги для России:

  • 1) Урегулирование большого участка норвежско-российской морской границы (1700 км).
  • 2) Помимо своей доли в площади спорного участка, Россия получила область в 1 млн км² вокруг хребта Ломоносова в Арктике в свое полноправное владение. Это была главная стратегическая цель России. Норвегия лишилась оснований мешать России в освоении хребта Ломоносова, т.к. территориальный спор был урегулирован.
  • 3) Был снят мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа, а Россия получила право на разработку месторождений углеводородов на ранее спорной территории[8][9].
  • 4) Гарантировалось отсутствие прав третьих стран на добычу и использование ресурсов на спорной территории.

Воссоединение Крыма с остальной Россией

К России присоединился не только Крым, но и значительная по площади исключительная экономическая зона в Чёрном и Азовском морях

См. также: F.A.Q. по воссоединению Крыма с Россией, Правовые основания воссоединения Крыма с Россией

После государственного переворота на Украине, организованного националистами и оппозицией при спонсорстве и посредничестве, жителям Крыма и Севастополя пришлось взять власть в свои руки. Под охраной российских войск и сил самообороны власти автономии начали подготовку к референдуму, прошедшего 16 марта 2014 года.

17 марта 2014 года — по итогам прошедшего 16 марта референдума Крым провозглашен независимым государством, что было признано Россией указом №147.

18 марта 2014 года — подписан договор о вхождении Республики Крым и г. Севастополь в состав России[10]. 3 дня спустя после одобрения обеих палат Парламента Путин подписал федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В тот же день был издан указ Президента РФ «Об образовании Крымского федерального округа». Таким образом, реализовалось существовавшее на протяжении нескольких последних десятилетий стремление крымчан, севастопольцев и россиян к воссоединению своей страны и своего народа.

Итоги для России: Воссоединение Крыма с Россией как процесс объединения двух независимых государств имеет последствия не только для России, но для самого Крыма. С учетом сложности перестройки экономики Крыма для его интеграции с России и наличие ряда других проблем существуют и негативные итоги воссоединения.

Присоединение анклава в Охотском море

См. также: Территориальные споры России#Япония

Полученный Россией анклав в Охотском море

Данный анклав внутри нашего Охотского моря, больше известный как «Peanut Hole Sea of Okhotsk», находился вне исключительной экономической зоны РФ и поэтому по международному праву считался открытым морским пространством. Такое пространство доступно для всех стран мира, которые могут заниматься там любой экономической деятельностью, разрешенной т.н. Морской Конвенцией, исключая деятельность на шельфе.

По данной Конвенции Охотское море близко к статусу полузакрытого:

Статья 122 Для целей настоящей Конвенции «замкнутое или полузамкнутое море» означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств.

Охотское море окружено территорией России и Японии и состоит по большей части из ИЭЗ этих государств. Связь с Тихим Океаном обеспечивается через проходы между Курильскими островами.

Пытаясь добиться своих прав на эту территорию, РФ еще в 2001 году подала общую заявку на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части. В 2004 году было принято решение разделить эти заявки. По анклаву заявка была рассмотрена в 2013 году (об этом ниже), тогда как по арктической части Россия представила на заседании комиссии ООН заявку 10 февр. 2016 г.

Комиссия по границам континентального шельфа была создана в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и состоит из 21 эксперта, которые являются специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии. Эксперты избираются сроком на пять лет. Комиссия рассматривает представляемые прибрежными государствами заявки относительно внешних границ континентального шельфа в районах, где эти границы выходят за пределы 200 морских миль (370,4 км). При подаче заявки государство может самостоятельно выбирать те из перечисленных в Конвенции критериев, по которым будет определяться граница ее шельфа. Комиссия выносит рекомендации по этим заявкам. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе этих рекомендаций, являются окончательными и обязательны для всех.

Февраль 2013 года — Россия подала свою заявку по континентальному шельфу в Охотском море. Этому предшествовала многолетняя работа по подготовке всестороннего научного обоснования российской заявки. Проводились также продолжительные консультации с Японией. Функции головного ведомства по доработке заявки выполняло Минприроды России. Оно координировало научные исследования и обработку полученных данных, отвечало за подготовку материалов заявки и её оформление. Важную роль в успешном прохождении заявки сыграли также дополнительные гидрографические работы, которые были проведены осенью 2013 года Минобороны России. МИД обеспечивал дипломатическое и международно-правовое сопровождение этих работ.

23 мая 2013 годаофициальная нота Японии, в которой было подтверждено согласие на рассмотрение Комиссией сути заявки безотносительно решения вопроса Курильских островов. По сути данный шаг значительно ускорил принятие решения, ибо устранял серьезные препятствия для решения данного вопроса.

Ноябрь 2013 года — после анализа аргументов российской стороны подкомиссия ООН по вопросам шельфа признала права России на анклав. В соответствии с достигнутыми договоренностями, в Подкомиссия в соответствии с действующими нормами международного права обязалась подготовить рекомендации для Комиссии ООН по границам континентального шельфа в феврале-марте 2014 года (33-я сессия Комиссии). При одобрении этих рекомендаций Пленумом Комиссии будет закрыт вопрос принадлежности анклава[11].

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы. Благодаря признанию анклава частью российского континентального шельфа наша страна получает дополнительные запасы ценных полезных ископаемых и других природных ресурсов. По объему запасов эти территории в 52 тыс. км² — настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики. Напомню, что включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава (включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и т.д.), а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды и т.п. — то есть на территорию анклава, которая сейчас юридически считается частью Мирового океана, будет распространяться российское законодательство о континентальном шельфе. Таким образом, Охотское море будет полностью признано международным сообществом внутренним морем России» — комментарий Сергея Донского, министра природных ресурсов и экологии РФ от 15 ноября 2013 года

Март 2014 года — Комиссия ООН по границам континентального шельфа удовлетворила заявку России о включении в состав ее континентального шельфа анклава площадью 52 тыс. км², находящегося в срединной части Охотского моря[12].

Август 2015 года — после консультации комиссии ООН по границе континентального шельфа и согласования с Японией было принято постановление правительства РФ, закрепляющее границу страны на континентальном шельфе Охотского моря. По нему установлено, что морское дно и недра подводного района в центральной части Охотского моря за пределами 200 морских миль являются континентальным шельфом Российской Федерации. Кроме того, предусмотрена корректировка и переиздание соответствующих навигационных морских карт, а также их передача на хранение генеральному секретарю ООН[13].

Итоги для России:

  • 1) Площадь шельфа и ИЭЗ России увеличилась на более чем 52 тыс. км².
  • 2) Под полную юрисдикцию России перешла территория, богатая природными ресурсами пользоваться которыми ранее могли все страны мира.
  • 3) Решение проблемы анклава существенно ослабило позиции Японии в Курильском вопросе и эксплуатации ресурсов Охотского моря.
  • 4) Обоснование прав на континентальный шельф Охотского моря ценно не только само по себе, его можно считать подготовкой к юридическому подчинению области вокруг хребта Ломоносова в Арктике, на которую помимо России могут теоретически претендовать ещё и Канада с Данией[14].

Открытие новых островов в Арктике

См. также: F.A.Q. по стратегии России в Арктике

Репортаж канала Россия-24 об открытии острова ЯЯ

Сентябрь 2013 — открытие острова Яя экипажем исследовательского судна Адмирал Владимирский. Новый остров является самым западным из группы Новосибирских островов. Год спустя (23 сентября 2014 года) на остров Яя впервые ступила нога человека[15].

О происхождении данного острова почти ничего не известно. По одной из гипотез[16] остров Яя возник в результате движения льдин во второй половине XX века. Примечательно, что в этом же районе[3] до 1936 года существовал другой остров под названием Васильевский, превратившийся в отмель из-за таяния льда, смешанного со складывающими остров породами. С учетом этого остров Яя явно не последний такой сюрприз.

Октябрь 2015 — арктическая экспедиция гидрографической службы Северного флота открыла 5 проливов, 7 мысов, 4 бухты и 9 новых островов в архипелаге Новая Земля. Размеры самого крупного из них (находится в проливе Борзова около 370 метров в длину и 125 метров в ширину.

Пока точная площадь всех открытых островов не известна, равно как названия, которые им присудят.Первоначально острову и островку в заливе Седова, которым предполагалось дать название Сенеж и Плашкоут, в честь судов, с которых непосредственно производились работы, но эти названия Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии не были согласованы.

В ходе экспедиции также было открыто пять проливов, семь мысов и четыре бухты. Был окончательно переквалифицирован один географический объект: гидрографы нанесли на карты береговую линию пролива, ранее считавшегося заливом Кривошеина.

Гидрографическая экспедиция СФ начала комплекс арктических исследований 18 августа. Маршрут пролегал через Баренцево и Карское моря, акваторию Северного Ледовитого океана. Плавание проходило в сложных арктических условиях при наличии дрейфующих льдин и айсбергов. Участники экспедиции провели научные изыскания на островах архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, в том числе на самом северном российском острове — острове Рудольфа. Поход продлился 41 день, за это время моряки прошли 5300 миль, выполнили более 5000 км маршрутного промера и съемок рельефа дна.

Сентябрь 2016. Вблизи ледников у побережья Новой Земли на экранах радиолокационных станций гидрографами судна «Горизонт» были обнаружены ещё два новых острова. Таким образом, территория России выросла на площадь пяти Монако. [17]

Итоги для России:

  • 1) Увеличение площади территории России. Площадь острова Яя оценивают в 500 м², острова из архипелага Новая Земля — до 20 км².
  • 2) Сдвиг и увеличение площади территориальных вод вглубь Арктики. Если остров Яя дает увеличение ПТВ на 1170,6 км², то новые острова из архипелага Новая Земля — не менее, чем на 370 км² (по состоянию на 2015 год). [18][19]
  • 3) Определены изменения рельефа в Арктике (на одном лишь Новой Земле было зафиксировано 15 изменений, требующих внесение корректуры в 23 навигационные морские карты, три руководства и пособия для плавания. Также изучен рельеф дна в удаленных от основных пунктов базирования флота районах Арктики.
  • 4) Уточнены координаты точек, определяющих географическое положение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Барсуков И.П. Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Хабаровск, 1999. С. 206-207.
  2. Соглашение о границе, заключенное в 2010 году, вступило лишь после его ратификации законом №166-ФЗ от 27 июня 2011 года
  3. Юго-запад архипелага, между островами Яя и Столбовой