Комментарии к Конституции России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (AlexBond переименовал страницу Конституция России (с комментариями)/Преамбула в Комментарии к Конституции России без оставления перена…)
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника)
Строка 10: Строка 10:
В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу.
В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу.


За прошедшее время – в 2013 году Конституция России отметила 20-летний юбилей[http://tass.ru/politika/827317] – в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, , в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, [[Конституционная речь Владимира Путина|настаивая]] на проведении всенародном голосовании для принятия [[Поправки в Конституцию России (2020)|поправок в Конституцию России]]:
За прошедшее время – в 2018 году Конституция России отметила 25-летний юбилей[http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/99378/][http://www.cbr.ru/cash_circulation/memorable_coins/coins_base/showcoins/?cat_num=5015-0027] – в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, [[Конституционная речь Владимира Путина|настаивая]] на проведении [[Голосование по поправкам в Конституцию России|всенародного голосования]] для принятия [[Поправки в Конституцию России (2020)|поправок в Конституцию России]]:
{{quote|Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке.}}
{{quote|Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке.}}


В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее.
В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее.


'''Принцип №1:'''
=== Принцип народного единства ===
{{quote|'''Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов'''}}
{{quote|'''Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов'''}}
Еще на стадии формирования централизованного государства (XV-XVI вв.) Россия складывалась как союз народов, вошедших в состав огромного евразийского государства. Присоединение народов к этому союзу осуществлялось на разных основания – от добровольного вхождения до порабощения.
Еще на стадии формирования централизованного государства (XV-XVI вв.) Россия складывалась как союз народов, проживающих на огромных просторах как Европы, так и Азии. Присоединение народов к этому союзу российское государство осуществляло разными способами – от принятия в подданство (добровольное) до завоевания (насильственное).


Формирование централизованного русского государства было основой политики [[Правители России#Иван III Васильевич Великий, 1462—1505|Ивана III Великого]] (1462-1505) и его преемников. При Иване III под власть Москвы перешла большая часть русских княжеств, в частности Новгородское княжество, а также свергнуто татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, [[Правители России#Василий III Иванович Строитель, 1505—1533|Василии III Строителе]], были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, [[Правители России#Иван IV Васильевич Грозный, 1545—1584|Ивана IV Грозного]], который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды.
Формирование централизованного русского государства было основой политики [[Правители России#Иван III Васильевич Великий, 1462—1505|Ивана III Великого]] (1462-1505) – он объединил под своей властью большую часть княжеств (в частности, Новгородское) и свергнул татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, [[Правители России#Василий III Иванович Строитель, 1505—1533|Василии III Строителе]], были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, [[Правители России#Иван IV Васильевич Грозный, 1545—1584|Ивана IV Грозного]], который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды, в частности Казанского и Астраханского ханств.


Процесс формирования территории России продолжился и далее – при [[rwp:Формирование территории Русского государства|царях]], [[rwp:Формирование территории Российской империи|императорах]] и [[rwp:Формирование территории СССР|советской власти]]. Расширение Российской Федерации происходило при Владимире Путине – в 2014 году [[Воссоединение Крыма с Россией|были присоединены]] [[Крым]] и [[Севастополь]]. В настоящее время (2022) войти в состав России изъявили желание [[ДНР]][http://glavadnr.ru/press/denis-pushilin-okonchatelnoe-osvobozhdenie-mariupolya-delo-schitanyh-sutok/], [[ЛНР]][http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14196723] и [[Южная Осетия]][http://south-ossetia.info/anatolij-bibilov-nastalo-vremya-yuzhnoj-osetii-vernutsya-domoj-v-rossiyu/].
Процесс формирования территории России продолжился и далее – при [[rwp:Формирование территории Русского государства|царях]], [[rwp:Формирование территории Российской империи|императорах]] и [[rwp:Формирование территории СССР|советской власти]]. Российская Федерация также прирастала территориями – в 2014 году были присоединены [[Крым]] и [[Севастополь]]. Весной 2022 года войти в состав России изъявили желание [[ДНР]][http://glavadnr.ru/press/denis-pushilin-okonchatelnoe-osvobozhdenie-mariupolya-delo-schitanyh-sutok/], [[ЛНР]][http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14196723] и [[Южная Осетия]][http://south-ossetia.info/anatolij-bibilov-nastalo-vremya-yuzhnoj-osetii-vernutsya-domoj-v-rossiyu/][http://south-ossetia.info/anatolij-bibilov-podpisal-ukaz-o-naznachenii-referenduma-respubliki-yuzhnaya-osetiya/].


Чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы, авторы преамбулы выразили весь это многовековой процесс во фразе ''«соединенные общей судьбой на своей земле»''. С юридической точки зрения это означает защиту территориальной целостности страны Россия, осознавая себя в своих границах, не намерена отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей. По смыслу текста Конституции России самоопределение народов происходит лишь в рамках единства её территории – субъекты федерации не наделены правом правом сецессии (выхода) из состава единого государства.
Выше описанный процесс вкратце выражен во фразе ''«соединенные общей судьбой на своей земле»'' – такой смысл заложили в нее авторы преамбулы, чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы. Другой смысл, заложенный авторами – защита территориальной целостности страны. Россия, осознавая себя в своих границах, '''не намерена''' отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей – субъекты федерации '''не наделены''' правом сецессии (выхода) из состава единого государства. Осуществление народами России права на самоопределение осуществляется лишь в рамках '''единства её территории''' – для этого в составе России образованы республики и другие автономные образования.


'''Принцип №2:'''
=== Принцип гражданского мира ===
{{quote|'''утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие'''}}
{{quote|'''утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие'''}}
Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.
Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.
Строка 35: Строка 35:
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.


'''Принцип №3:'''
=== Принцип уважения к прошлому ===
{{quote|'''чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость'''}}
{{quote|'''чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость'''}}
По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ.
По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ.
Строка 41: Строка 41:
Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – ''«веру в добро и справедливость»''. Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи.
Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – ''«веру в добро и справедливость»''. Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи.


'''Принцип №4:'''
=== Принцип демократического государства ===
{{quote|'''возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы'''}}
{{quote|'''возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы'''}}
Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет.
Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет.
Строка 47: Строка 47:
Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года {{abbr|РСФСР|Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика|0}}, еще находясь в составе СССР, приняла [[rwp:Декларация о государственном суверенитете РСФСР|Декларацию о государственном суверенитете]]. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР.
Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года {{abbr|РСФСР|Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика|0}}, еще находясь в составе СССР, приняла [[rwp:Декларация о государственном суверенитете РСФСР|Декларацию о государственном суверенитете]]. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР.


'''Принцип №5'''
=== Принцип ответственности ===
{{quote|'''исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества'''}}
{{quote|'''исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества'''}}
Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня.
Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня.


Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого.
Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого.
<!--== Раздел первый. Основные положения ==
=== Глава 1. Основы конституционного строя ===
=== Глава 2. Права и свободы человека и гражданин ===
=== Глава 3. Федеративное устройство ===
=== Глава 4. Президент Российской Федерации ===
=== Глава 5. Федеральное Собрание ===
=== Глава 6. Правительство Российской Федерации ===
=== Глава 7. Судебная власть и прокуратура ===
=== Глава 8. Местное самоуправление ===
=== Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции ===
== Раздел второй. Заключительные и переходные положения ==-->


== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 57: Строка 69:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* '''[http://www.kremlin.ru/acts/constitution/item Актуальный текст Конституции России]'''
* '''''Чернявский А.Г.''''' '''[http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]''' (доступ платный)
* '''''Чернявский А.Г.''''' '''[http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]''' (доступ платный)
* ''Авакьян С. А.'' [http://учебники.информ2000.рф/konstitution/kon1-1/kon202.pdf Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь] — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
* ''Авакьян С. А.'' [http://учебники.информ2000.рф/konstitution/kon1-1/kon202.pdf Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь] — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.


[[Категория:Конституция России]]
[[Категория:Комментарии к Конституции России]]

Версия от 23:38, 3 июня 2022

Конституция Российской Федерации (далее Конституция России или Конституция) – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года. Заменила собой Конституцию РСФСР(РФ) 1978 года, последнюю советскую конституцию. Термины «Основной закон» и «Конституция» являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России.

Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского[1]. Предлагаемое издание комментариев подготовлено с учетом новейшего законодательства по состоянию на 16 июля 2020 года, конкретизирующего нормы Конституции России, судебной и административной практики. Особое внимание уделено толкованию конституционных норм в решениях Конституционного Суда России. Также рассмотрены поправки к Конституции, внесенные в 2020 году.

Преамбула к Конституции России

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Преамбула – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие[2]. Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией.

В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу.

За прошедшее время – в 2018 году Конституция России отметила 25-летний юбилей[1][2] – в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, настаивая на проведении всенародного голосования для принятия поправок в Конституцию России:

Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке.

В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее.

Принцип народного единства

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов

Еще на стадии формирования централизованного государства (XV-XVI вв.) Россия складывалась как союз народов, проживающих на огромных просторах как Европы, так и Азии. Присоединение народов к этому союзу российское государство осуществляло разными способами – от принятия в подданство (добровольное) до завоевания (насильственное).

Формирование централизованного русского государства было основой политики Ивана III Великого (1462-1505) – он объединил под своей властью большую часть княжеств (в частности, Новгородское) и свергнул татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, Василии III Строителе, были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, Ивана IV Грозного, который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды, в частности Казанского и Астраханского ханств.

Процесс формирования территории России продолжился и далее – при царях, императорах и советской власти. Российская Федерация также прирастала территориями – в 2014 году были присоединены Крым и Севастополь. Весной 2022 года войти в состав России изъявили желание ДНР[3], ЛНР[4] и Южная Осетия[5][6].

Выше описанный процесс вкратце выражен во фразе «соединенные общей судьбой на своей земле» – такой смысл заложили в нее авторы преамбулы, чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы. Другой смысл, заложенный авторами – защита территориальной целостности страны. Россия, осознавая себя в своих границах, не намерена отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей – субъекты федерации не наделены правом сецессии (выхода) из состава единого государства. Осуществление народами России права на самоопределение осуществляется лишь в рамках единства её территории – для этого в составе России образованы республики и другие автономные образования.

Принцип гражданского мира

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие

Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.

Если нынешняя конституция основана на на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, то авторы советских конституций делали акцент на пролетарско-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах.

После принятия новой конституции классовые интересы не исчезли и не растворились, но воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.

В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.

Принцип уважения к прошлому

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость

По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ.

Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – «веру в добро и справедливость». Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи.

Принцип демократического государства

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы

Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет.

Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года РСФСР, еще находясь в составе СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР.

Принцип ответственности

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества

Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня.

Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого.


Примечания

  1. Чернявский, Александр Геннадьевич – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор (см. справку).
  2. Стр.531 || Авакьян

Ссылки