Крепости России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 3: Строка 3:


== Морские крепости ==
== Морские крепости ==
{{Эпиграф|Приморские крепости весьма разность имеют с теми, которые на сухом пути, ибо на сухом пути стоящие крепости всегда заранее могут о неприятельском приходе ведать, понеже довольства времени требуют войску маршировать; а на море так безвестно есть, как человеку о своей смерти.|Император Пётр I Великий, «Дневник царя»}}
{{main|Морские крепости России}}
 
К морским крепостям традиционно относят крепости, защищающие морские порты и проливы, а также устья крупных рек. Характерной особенностью таких крепостей является приспособленность к боевым действиям против вражеского морского флота. При этом не всегда, особенно в XX веке то, что фактически являлось морской крепостью ею называлось. К крупным российским морским крепостям можно отнести следующие:
[[Файл:Tankitõrjeliin 034.jpg|thumb|150px|Противотанковые заграждения БОБРа, 2009]]
* Береговая оборона балтийского района (БОБР, ныне Моонзундские острова, Эстония)
К морским крепостям традиционно относят крепости, защищающие морские порты и проливы, а также устья крупных рек. Характерной особенностью таких крепостей является приспособленность к боевым действиям против вражеского морского флота.
* Бормазунд (ныне Бормасунд, Финляндия)
 
* Владивосток
=== Береговая оборона балтийского района (БОБР, ныне Моонзундские острова, Эстония) ===
* Еникале  
'''1940—1941 гг.''' — на островах Моонзундского архипелага и соседнем острове Осмуссаар ведётся строительство мощной системы обороны, прежде всего с моря, призванной защитить от захвата как сами острова, так и Рижский и Финский заливы Балтийского моря (последняя задача должна была решаться во взаимодействии с укреплённой базой Ханко) вместе с соединяющим их напрямую проливом Моонзунд. Укрепления строились местами практически там же, где ранее располагались укрепления Моонзундской и Передовой позиций Крепости Петра Великого, остатки которых к этому моменту утратили какую-либо ценность.
* Керченская крепость
 
* Кронштадт
Сильно недостроенные укрепления БОБРа, тем не менее, в целом достойно показали себя в начале Великой Отечественной войны, хоть и штурмовались, в отличие от Первой Мировой войны, со стороны тыла. После войны в связи с изменениями в военном деле укрепления островов практически не достраивались и восстанавливались лишь частично.
* Либава (Порт Императора Александра III, ныне Лиепая, Латвия)
 
* Михайловская крепость (Батум, ныне Батуми, Грузия) ===
[[Файл:BomarsundFortress01.JPG|thumb|150px|Руины главного форта крепости Бормазунд, 2007]]
* Морская крепость Императора Петра Великого ===
 
* Новодвинская крепость
=== Бормазунд (ныне Бормасунд, Финляндия) ===
* Порт-Артур
'''1809 г.''' — вскоре после присоединения западной Финляндии и Аландских островов к России на Аланде (ныне в [[Финляндия|Финляндии]]) — крупнейшем из островов архипелага была выкуплена земля и начались подготовительные работы к строительству у пролива Бормазунд, ведущего в удобную для флота бухту Лумпарн, одноимённой с проливом морской крепости. В связи с международной обстановкой на других границах и последовавших Отечественной войны 1812 года, войны с Персией и Заграничного похода дальнейшие работы вскоре были отложены, как оказалось более, чем на 20 лет.
* Балтийск (Пиллау)
 
* Рогервик (позже Балтийский Порт, ныне Палдиски, Эстония)
'''1832—1854 гг.''' — с возобновлением работ при Николае I крепость [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.91.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0.D0.B7.D1.83.D0.BD.D0.B4.C2.A0.E2.80.94_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.B8|медленно строилась, однозначно достигнув размера крупного проекта]] ещё до Крымской войны (главный форт крепости был завершён в 1844 году).
* Севастополь
 
* Соловецкий монастырь (Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь)
'''1854 г.''' — после успешного отражения нападения с моря недостроенная крепость после непродолжительных, но упорных боёв была взята с суши в основном действием очень большого по тем временам количества артиллерии многократно превосходящих англо-французских войск во время Крымской войны, после чего была взорвана.
* Троицк (Таганрог)
 
* Ханко (ныне Ханко, Финляндия)
Позднее крепость не восстанавливалась. Ныне часть неплохо сохранившися благодаря облицовке из толстых многоугольных гранитных плит развалин крепости служит туристическим объектом в Финляндии.
Более подробное описание этих крепостей приведено в статье [[Морские крепости России]].
 
[[Файл:Форт№12.1.jpg|thumb|150px|right|Укрепления форта № 12 крепости Владивосток]]
 
=== Владивосток ===
'''1889—1905 гг.''' — важнейший российский порт на Тихом Океане, преобразованный в крепость [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA|получил первую систему укреплений с суши и с моря]], в целом успешно выполнившую свою задачу в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг.
 
'''1906—1917 гг.''' — после Русско-японской войны единственный глубоководный порт страны на Тихом Океане с подведённой железной дорогой стал ещё более важным, вследствие чего было принято решение о преобразованит Владивостока в одну из сильнейших в мире морских крепостей, для чего в это время он подвергся [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|коренной реконструкции]], в значительной мере выполненной до революций 1917 года, причём строительство не прекращалось даже во время Первой Мировой войны.
 
В результате последовавших затем Гражданской войны и оккупации строительство было заброшено, а затем крепость была разоружена по условиям договора о выводе японских войск. Снова укреплять Владивосток стали только в 1930-х годах.
 
[[Файл:Yeni-Kale fortress, Kerch.jpg|thumb|150px|right|Укрепления Еникале, 2003]]
 
=== Еникале ===
'''1699—1706 гг.''' —  во время очередной Русско-турецкой войны построенная Турцией на берегу Керченского пролива для контроля судоходства в нём построена бастионная крепость с каменными элементами Еникале (на турецком буквально «Новая крепость»).
 
'''21 июня 1771 г.''' —  во время очередной Русско-турецкой войны крепость сдана русской армии без боя.
 
'''1774 г.''' —  Керчь и Еникале переданы России.
 
'''1825 г.''' — крепость упразднена (то есть снята с вооружения как оборонительный объект постоянной готовности).
 
'''1825 г.''' — в крепости организован военный госпиталь.
 
'''Май 1855 г.''' — использовавшаяся во время Крымской войны как артиллерийская позиция, крепость выдержала недолгий бой с англо-французским флотом, после чего была оставлена защитниками.
 
'''1880 г.''' — военный госпиталь в крепости упразднён, после чего она была заброшена.
 
Крепость в XX веке подверглась частичной реставрации и к настоящему времени крепость относительно неплохо сохранилась.
 
[[Файл:Crimea Fortress Kerch-03.jpg|thumb|150px|right|Укрепления Керченской крепости, 2009]]
 
=== Керченская крепость ===
'''1857—1872 гг.''' — компактная, но мощная морская бастионная крепость без порта, представлявшая собой по сути гигантскую батарею береговой обороны, [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1870-1881)#.D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C|была построена]] под городом [[Керчь]] в районе будущего [[Крымский мост|Крымского моста]] для контроля входа в Керченский пролив. Строительство крепости велось на месте бывшей батареи береговой обороны 1771 года, взятой в Крымскую войну противником с суши. Крепость не следует путать с более древней крепостью в Керчи — Еникале.
 
Вследствие неожиданно быстрого прогресса артиллерии укрепления крепости вскоре безнадёжно устарели и сохранились в практически первоначальном виде. Крепость доступна для посещения и является туристическим объектом.
 
[[Файл:Fortress near Kronstadt pic6.JPG|thumb|150px|right|Морской форт «Император Александр I» в Кронштадте, 2016]]
 
=== Кронштадт ===
'''1703 г.''' — после освобождения от шведов устья Невы в ходе Северной войны Петром I Великим выполнены промеры глубин на подступах к реке со стороны Финского залива и установлено наличие единственного глубоководного подхода к острову Котлин, который было решено защитить морским фортом.
 
'''1703—1704 гг.''' — подготовлено и выполнено [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8B.D0.B5 .D1.84.D0.BE.D1.80.D1.82.D1.8B .D0.9A.D1.80.D0.BE.D0.BD.D1.88.D1.82.D0.B0.D0.B4.D1.82.D0.B0|строительство морского форта Кроншлот (изначально Кроншлосс)]] у берегов острова Котлин.
 
'''1704 г.''' — Кроншлот успешно выдержал атаку шведской эскадры, после чего дополнительные артиллерийские батареи были размещены на самом острове Котлин.
 
'''1705 г.''' — Кроншлот успешно выдержал атаку более мощной шведской эскадры.
 
'''1706 г.''' — на западной оконечности острова Котлин был построен форт «Шанц» (он же «Александровская батарея» и «Александр-шанец»).
 
'''Начало 1720-х''' — на острове Котлин построена Ивановская батарея.
 
'''1723 г.''' — на острове Котлин официально заложена морская крепость Кронштадт.
 
'''1703—1724 гг.''' — у берегов Кронштадта построен второй крупный [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1721-1725)#.D0.A4.D0.BE.D1.80.D1.82_.C2.AB.D0.A6.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D1.8C.C2.BB_.D0.9A.D1.80.D0.BE.D0.BD.D1.88.D1.82.D0.B0.D0.B4.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8|морской форт «Цитадель»]] или, неофициально, «Новый Кроншлот», позднее при радикальной реконструкции переименованный в «Император Пётр I».
 
...
 
[[Файл:Ziemeļu forti(1).jpg|thumb|150px|right|Укрепления крепости Либава, 2008]]
 
=== Либава (Порт Императора Александра III, ныне Лиепая, Латвия) ===
'''1890 г.''' — началось строительство военно-морской базы и крепости в городе Либава (ныне Лиепая, [[Латвия]]). Крепость требовала строительства искусственной гавани и располагалась всего в 70 км от границы с Германской Империей, что было опасно в случае войны, однако как база флота Либава имела и серьёзное преимущество, предопределившее её строительство — в то время это был наименее незамерзающий российский порт на Балтийском море, обеспечивавший при наличии ледокола круглогодичную эксплуатацию.
 
'''12 августа 1893 г.''' — в присутствии Императора Александра III состоялась официальная церемония закладки уже строившейся военно-морской базы.
 
'''5 декабря 1894 г.''' — военно-морской базе присвоено название «Порт Императора Александра III».
 
'''1898 г.''' — военно-морская база фактически вошла в строй, приняв на зимовку первые корабли российского военно-морского флота.
 
'''1904—1905 гг.''' — во время Русско-японской войны строительство собственно частично вступившей в строй крепости было приостановлено, хотя она к этому времени и [[%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B (%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9 II, 1894-1906)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C .D0.9B.D0.B8.D0.B1.D0.B0.D0.B2.D0.B0 .28.D0.9F.D0.BE.D1.80.D1.82 .D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B0 .D0.90.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D1.80.D0.B0 III.29|однозначно достигла размеров крупного проекта]]. Однако в целом база в это время с успехом использовалась по прямому назначению и активно расширялась как порт, обеспечив, в частности, завершение подготовки и отправку на театр боевых действий 3-й Тихоокеанской эскадры в то время, когда остальные военные порты на Балтике были скованы льдами.
 
'''27 июня 1907 г.''' — в связи с изменением плана обороны страны крепость как таковая была упразднена, хотя уже построенные оборонительные сооружения сохранялись.
 
'''1914 г.''' — в соответствии с планами 1910 года при начале войны в виду опасности захвата противником оборонительные сооружения Либавы приведены в негодность.
 
'''1915 г.''' — Либава захвачена немецкими войсками. Больше как крепость она не восстанавливалась.
 
Некоторые из сооружений крепости сохранились, хоть и не в лучшем состоянии, и поныне.
 
=== Михайловская крепость (Батум, ныне Батуми, Грузия) ===
 
=== Морская крепость Императора Петра Великого ===
 
[[Файл:Новодвинская крепость.JPG|thumb|150px|right|Валы Новодвинской крепости, 2013]]
 
=== Новодвинская крепость ===
'''1701—1714 гг.''' — в устье реки Северная Двина [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1700-1711)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.28.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C.29|построена каменная бастионная крепость]], призванная защитить [[Архангельск]] от нападений с моря. Только начатая крепость летом 1701 года победила в бою со шведской эскадрой благодаря подвигу захваченных в плен шведами лоцмана Ивана Рябова и толмача (переводчика) Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли под пушки крепости и посадивших их на мель. Основные сооружения крепости были завершены в 1705 г., а в 1714 г. достроили усиливший её равеллин.
 
'''1863 г.''' — крепость была упразднена.
 
Изначально очень качественно построенная крепость более не модернизировалась, хоть и предотвратила нападение на Архангельск даже в Крымскую войну 1854—1855 гг., с успехом прослужив, таким образом, до самого конца эпохи гладкоствольной артиллерии. К настоящему времени она относительно неплохо сохранилась, хоть и не отреставрирована. Формально находится на территории г. Архангельск, но отстоит от его центра на расстояние около 20 км.
 
[[Файл:Port Arthur Inside.JPG|thumb|150px|right|Внутренний коридор укреплений Порт-Артура, 2006]]
 
=== Порт-Артур ===
'''1880-е гг.''' - китайским правительством с технической помощью германских и французских специалистов начато строительство военного порта и крепости Люйшунь (в иностранных источниках — Порт-Артур). Выбранная гавань у рыбацкой деревни Люй-шунь-коу. Выбранная гавань имела исключительно удачное географическое расположение, но была слишком мелководна, пересыхая в прилив в значительной своей части, в связи с чем при строительстве порта пришлось делать обширные углубительные и берегоукрепительные работы.
 
'''1892 г.''' — порт и крепость Люйшунь (Порт-Артур) были введены китайцами в строй.
 
'''1894 г.''' — китайская крепость взята штурмом японскими войсками и отошла было Японии, но под давлением России и других европейских стран была возвращена Китаю.
 
'''1898 г.''' — морская крепость Порт-Артур (Люйшунь) на Жёлтом море взята в аренду у [[Китай|Китая]] на 25 лет. Частично искусственно углублённая гавань Порт-Артура была способна вместить корабли 1 ранга того времени, но с проходом только во время прилива, что впоследствии самым печальным образом отразилось на ходе Русско-Японской войны.
 
'''1900—1904 гг.''' — Порт-Артурская крепость [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.9F.D0.BE.D1.80.D1.82-.D0.90.D1.80.D1.82.D1.83.D1.80.C2.A0.E2.80.94_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|подверглась коренной реконструкции]].
 
'''1904 г.''' — многомесячная [[Национальные_символы_России#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.9F.D0.BE.D1.80.D1.82-.D0.90.D1.80.D1.82.D1.83.D1.80|героическая оборона Порт-Артура]] в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг.. Крепость сдалась после исчерпания ресурсов к обороне и сил гарнизона, при этом общие потери штурмующих почти втрое превысили численность гарнизона крепости.
 
'''1905 г.''' — по Портсмутскому мирному договору Россия отказалась от права аренды Порт-Артура.
 
'''1945—1955 гг.''' — по договору с Китаем Порт-Артур находится в совместном использовании Китая и СССР.
 
После 1955 года Люйшунь (Порт-Артур) служит пунктом базирования среднего размера кораблей китайских военно-морских сил. К настоящему времени является пригородом многомиллионного города Далянь в который превратился отстроенный во времена царской аренды российский коммерческий порт и город Дальний.
 
=== Пиллау ===
Крепость в г. [[Балтийск]].
 
[[Файл:Paldiski kindlustused ehk "muula mäed" 2.JPG|thumb|150px|right|Валы крепости Рогервик, 2013 г.]]
 
=== Рогервик (позже Балтийский Порт, ныне Палдиски, Эстония) ===
 
'''1718—1726 гг.''' — на берегу Балтийского моря в объёме первой очереди построены порт и [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_I,_1725-1727)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.A0.D0.BE.D0.B3.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B8.D0.BA|крепость Рогервик]] (позже Балтийский Порт, Балтиски, ныне Палдиски, Эстония). Строительство и порта, и крепости было прервано вскоре после смерти Петра I. В это время была построена крепость с пятью бастионами, маяк и портовые сооружения, однако главное сооружение порта — волнолом, призванный сделать гавань порта защищённой от северных ветров, в это время достроить не удалось. Последующие попытки его достроить также не увенчались успехом по разным причинам.
 
'''1762—1768 гг.''' — крепость достроена.
 
'''6 марта 1790 г.''' — крепость взята внезапным нападением шведского десанта, который вскоре отступил. Комендант крепости, не организовавший в ней нормальную службу, был отдан под суд.
 
'''1796 г.''' — крепость упразднена.
 
В настоящее время руины валов крепости доступны для осмотра. Построенные из дерева внутренние строения крепости не сохранились.
 
[[Файл:FuerteConstantino.JPG|thumb|150px|right|Константиновская батарея Севастопольской крепости, 2004]]
 
=== Севастополь ===
 
'''1784—1787 гг.''' — выполнены [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#.D0.9C.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D1.8C|первоочередные работы по строительству морской крепости Севастополь]] на берегу Ахтиарской бухты, хотя самые первые полевые укрепления там были построены контингентом русских войск под командованием А.В. Суворова ещё до присоединения Крыма к России.
 
...
 
[[Файл:SolovetskyMonastery.jpg|thumb|150px|right|Стены Соловецкого монастыря, 2009]]
 
=== Соловецкий монастырь (Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь) ===
'''1578 г.''' — монастырь превращается в морскую крепость, получив первые, ещё деревянные стены.
 
'''1584—1594 гг.''' — построены новые [[Крупные_российские_проекты_(Фёдор_I,_1584-1598)#.D0.A1.D1.82.D0.B5.D0.BD.D1.8B_.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D0.B5.D1.86.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8B.D1.80.D1.8F|каменные стены и башни Соловецкого монастыря]]. Использование местного материала в виде огромных гранитных глыб оказалось крайне удачным архитектурным решением - построенные в это время стены не только прекрасно сохранились до наших дней, но и сохраняли военное значение до середины XIX века(!) включительно, когда они успешно выдержали обстрел со стороны английской эскадры, отвадив от монастыря всех без исключения врагов страны.
 
[[Файл:Petrovsk kazarmu 2012.jpg|thumb|150px|right|Часть казарм — единственный, не считая гавани, сохранившийся элемент Троицкой крепости, 2012]]
 
=== Троицк (Таганрог) ===
'''1696 г.''' — в ходе Второго азовского похода Петра I Великого начаты изыскания для строительства укреплённого порта на Азовском море в районе мыса Таганий Рог (ныне г. [[Таганрог]]). В это же время, не дожидаясь результатов изысканий началось строительство первых укреплений будущей крепости.
 
'''1698 г.''' — после разработки соответствующего проекта начато строительство порта и крепости Троицк на берегу Азовского моря.
 
'''1699 г.''' — гавань Троицка введена в строй в объёме первой очереди. Это была первая в мире полностью искусственная гавань морского порта.
 
'''1 сентября 1705 г.''' — завершено строительство искусственной гавани, по свидетельству очевидцев одной из лучших гаваней в Европе.
 
'''1709 г.''' — в основном завершено строительство порта с искусственной гаванью и крепости Троицк, включавшей передовые укрепления и первый в России морской форт «Черепаха» на искусственном острове.
 
'''1711—1712 гг.''' — после крайне неудачного Прутского похода укрепления крепости Троицк полностью срыты, а территория потеряна. Тем не менее, исполнитель работ получил приказ аккуратно снести надземную часть крепости, не тронув дорогостоящие фундаменты, что и было с успехом выполнено.
 
'''1736—1739 г.''' — окрестности Троицка в ходе очередной Русско-турецкой войны заняты российскими войсками, тут же начавшими восстановление крепости. Однако по мирному договору всё построенное пришлось снова срыть, хотя сама территория осталась за Россией.
 
'''1768—1770(?) гг.''' — в ходе ещё одной Русско-турецкой войны крепость была вновь возведена на старых фундаментах, но уже под названием Таганрог.
 
'''1771 г.''' — Азовская флотилия, базируясь на Таганрог, успешно способствует наступлению армии в Крыму и в том же году перебазируется в [[Керчь]]. Судостроение из города переводится в Херсон и порт становится в основном коммерческим.
 
'''10 февраля 1784 г.''' — в связи с отдалением границ на относительно безопасное расстояние Таганрогская крепость была упразднена.
 
'''1855 г.''' — город Таганрог успешно пережил две попытки штурма и многочисленные обстрелы с моря в ходе Крымской войны, получив после первой из них немало полевых укреплений.
 
[[Файл:Hanko dugouts 1.jpg|thumb|150px|right|Противотанковый ров базы Ханко, 2006]]
 
=== Ханко (ныне Ханко, Финляндия) ===
'''1940—1941 гг.''' — на арендованной у [[Финляндия|Финляндии]] территории срочно создаётся укреплённая военно-морская база, призванная оборонять северный фланг входа в Финский залив во взаимодействии с береговыми батареями Береговой обороны балтийского района, располагавшимися южнее. Располагалась на месте стыка бывших и давно к тому времени разукомплектованных Флангово-шхерной и Передовой позиций Морской крепости Петра Великого, но каких-либо серьёзных укреплений по наследству от неё не получила.
 
В 1941 году недостроенная, но уже получившая достаточно развитую систему морских и сухопутных укреплений база с успехом оборонялась с 22 июня по 2 декабря 1941 года, когда была завершена её организованная эвакуация. Поскольку крупнокалиберная артиллерия базы была железнодорожной, основная часть её укреплений, за исключением в основном орудийных двориков, носила полудолговременный характер, например в виде двойных срубов с заполнением булыжником и внешней обваловкой и до настоящего времени не сохранилась. Ныне находится на территории Финляндии.


== Сухопутные крепости ==
== Сухопутные крепости ==

Версия от 21:24, 21 января 2019

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Здесь собирается перечень российских крепостей, укрепрайонов и прочих фортификационных сооружений и их комплексов всех времён, достаточно крупных для попадания в списки серии статей Крупные российские проекты, а также аналогичных более мелких, но ставших важными или широко известными, в том числе национальными символами России.

Морские крепости

Основная статья: Морские крепости России К морским крепостям традиционно относят крепости, защищающие морские порты и проливы, а также устья крупных рек. Характерной особенностью таких крепостей является приспособленность к боевым действиям против вражеского морского флота. При этом не всегда, особенно в XX веке то, что фактически являлось морской крепостью ею называлось. К крупным российским морским крепостям можно отнести следующие:

  • Береговая оборона балтийского района (БОБР, ныне Моонзундские острова, Эстония)
  • Бормазунд (ныне Бормасунд, Финляндия)
  • Владивосток
  • Еникале
  • Керченская крепость
  • Кронштадт
  • Либава (Порт Императора Александра III, ныне Лиепая, Латвия)
  • Михайловская крепость (Батум, ныне Батуми, Грузия) ===
  • Морская крепость Императора Петра Великого ===
  • Новодвинская крепость
  • Порт-Артур
  • Балтийск (Пиллау)
  • Рогервик (позже Балтийский Порт, ныне Палдиски, Эстония)
  • Севастополь
  • Соловецкий монастырь (Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь)
  • Троицк (Таганрог)
  • Ханко (ныне Ханко, Финляндия)

Более подробное описание этих крепостей приведено в статье Морские крепости России.

Сухопутные крепости

Файл:Novogeorgievsk 1884 1.jpg
Укрепления Новогеоргиевска в 1884 г.

Новогеоргиевск (ныне Модлин, Польша)

1832—1841 гг. — в результате грандиозного мегапроекта построенная ещё Наполеоном крепость Модлин на слиянии Вислы и Нарева полностью перестроена в крупнейшую в мире крепость Новогеоргиевск.

1862(1864?) г. — достроена Оборонительная казарма цитадели Новогеоргиевской крепости — в XX—XXI веках — самое длинное здание в Европе — на 15 метров длиннее стен Московского кремля.

1883—1888 гг. — в ходе масштабной реконструкции крепость получила внешний обвод из 8 новых артиллерийских фортов. Также был модернизирован форт Остроленка.

1912(1894)—1914 гг. — крупная реконструкция крепости под требования противостояния артиллерии современного типа постепенно велась с 1894 года, но с 1912 года была резко расширена и по целям, и по финансированию. До начала Первой Мировой войны была выполнена уже в значительном объёме.

1915 г. — после непродолжительной осады и мощного штурма крепость сдалась немецким войскам на фоне предательства её командира, вероятно имевшего отношение и к имевшему место несколько ранее подозрительному захвату противником совершенно секретных полных планов её укреплений.

Ныне в значительной степени сохранившаяся крепость находится на территории Польши.