Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(не показано 17 промежуточных версий этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
Здесь приведены [[крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 11 июня 978 года по 15 июля 1015 года.
Здесь приведены [[крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 11 июня 978 года по 15 июля 1015 года.


Несмотря на то, что о тех далёких временах информации осталось совсем немного, благодаря летописным и археологическим данным можно однозначно выделить крупные проекты, приведённые в этой статье. Границы рассматриваемого периода соответствуют восхождению Владимира Великого на Великое Княжение Киевское и его смерти.
Границы рассматриваемого периода обусловлены началом киевского княжения Владимира Святославича Великого (называемого также Крестителем и Святым) и его смертью.


{{Крупные российские проекты (список периодов)}}
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}
Строка 145: Строка 145:
Первым русским каменным храмом стал [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Собор_Успения_Пресвятой_Богородицы_(Десятинная_церковь)_в_Киеве|Успенский собор (Десятинная церковь)]]. Она была построена из тонкого обожжённого кирпича-[[rwp:Плинфа|плинфы]], который был стандартным строительным материалом в Древнем Риме и в Византии, а с этого времени стал основным материалом для дорогих монументальных зданий и на Руси (за исключением Галицкого и Владимиро-Суздальского княжества, где начиная с XII века развилось белокаменное зодчество). Византийская и русская плинфа имела обычно размеры  примерно 300×350×25 мм.
Первым русским каменным храмом стал [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Собор_Успения_Пресвятой_Богородицы_(Десятинная_церковь)_в_Киеве|Успенский собор (Десятинная церковь)]]. Она была построена из тонкого обожжённого кирпича-[[rwp:Плинфа|плинфы]], который был стандартным строительным материалом в Древнем Риме и в Византии, а с этого времени стал основным материалом для дорогих монументальных зданий и на Руси (за исключением Галицкого и Владимиро-Суздальского княжества, где начиная с XII века развилось белокаменное зодчество). Византийская и русская плинфа имела обычно размеры  примерно 300×350×25 мм.


Очевидно, перенос на Русь технологий производства плинфы, создание предприятий по добыче сырья и обжигу кирпича следует считать отдельным крупным проектом. Помимо церковного строительства, плинфа шла также на княжеские терема и укрепления: в частности, на [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Великокняжеская_резиденция_в_Киеве|княжеские палаты Владимира]] и первые каменные [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Софийские_ворота_и_Вал_Владимира_в_Киеве|Софийские ворота в Киеве]].
Перенос на Русь технологий производства плинфы, создание предприятий по добыче сырья и обжигу кирпича можно рассматривать как отдельный крупный проект. Помимо церковного строительства, плинфа шла также на княжеские терема и укрепления: в частности, на [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Великокняжеская_резиденция_в_Киеве|княжеские палаты Владимира]] и первые каменные [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Софийские_ворота_и_Вал_Владимира_в_Киеве|Софийские ворота в Киеве]].


Возможно, плинфа ранее эпохи Владимира I могла использоваться при строительстве [[Крупные_российские_проекты_(Ольга,_945-962)#Каменный_терем_в_Киеве|каменных теремов Ольги в Киеве и Вышгороде]], построенных в середине X века (вероятно, при помощи византийских мастеров), однако их положение точно не идентифицировано и не все исследователи доверяют летописным сведениям об их существовании. В любом случае, устойчивая традиция каменного зодчества на Руси началась именно при Владимире I.
Возможно, плинфа ранее эпохи Владимира I могла использоваться при строительстве [[Крупные_российские_проекты_(Ольга,_945-962)#Каменный_терем_в_Киеве|каменных теремов Ольги в Киеве и Вышгороде]], построенных в середине X века (вероятно, при помощи византийских мастеров), однако их положение точно не идентифицировано и не все исследователи доверяют летописным сведениям об их существовании. В любом случае, устойчивая традиция каменного зодчества на Руси началась именно при Владимире I.
Строка 162: Строка 162:


== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий ==
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий ==
[[Файл:Крещение Руси. Худ. Клавдий Лебедев.jpg|thumb|250px|left|Крещение киевлян в Днепре]]
[[Файл:Крещение Руси. Худ. Клавдий Лебедев.jpg|thumb|250px|left|Крещение киевлян в Днепре. Худ. Клавдий Лебедев]]


=== Крещение Руси ===
=== Крещение Руси ===
К тому моменту, когда Владимир стал княжить в Киеве, стало очевидно, что, несмотря на военные успехи его отца, население страны раздроблено и не имеет в себе внутреннего стержня — фактически религиозно-нравственные устои того времени сводились к стихийным обычаям и множеству суеверий, иногда принимавших совершенно извращённые формы. Предпринятая, было, Владимиром попытка установить в Киеве сильный языческий культ к успеху не привела. В результате он отправил в соседние страны (Византию, Хорезм и т. д.) посольства из бояр с целью исследования их вер. Кроме того, ко двору самого Великого Князя вызывались соответствующие представители от различных религий.
Крещение Руси в 988 году в Христианство по греческому обряду (Православие), воспринятое от Ромейской империи (Византии), стало ключевым событием древнерусской истории, определившим цивилизационный путь Руси и России на следующую тысячу лет. Причины Крещения Руси при Владимире I имели, с одной стороны, общий для всех языческих народов Европы характер: не имевшие развитой письменной традиции и жёсткой организации языческие верования везде рано или поздно уступали монотеистическим религиям (в 960 году, например, крестилась Дания, а в 985 году – Польша). С другой стороны, были и особые причины, по которым Русь крестилась именно в конце X века и именно в Православие.<ref>За первое десятилетие своего правления Владимир объединил в составе Русской Земли всех или почти всех восточных славян (белые хорваты, обитавшие в Прикарпатье и Закарпатье, возможно, были окончательно присоединены несколько позднее Крещения, в 992 году). Для этого, в частности, Владимиру пришлось заново подчинять отпавшие от Руси после гибели Святослава и во время междоусобицы Святославичей племена: радимичей и вятичей, а также, вероятно, дреговичей, полочан и волынян (статус которых при Святославе I не вполне ясен). Север Руси был частично населён варягами-скандинавами и финно-угорскими народами, среди данников Руси были балтские племена, на юге киевским князьям служили отдельные роды тюркских кочевников-печенегов. У всех были свои языки и культуры, свои местные языческие боги и обряды. Население Русской Земли было внутренне разобщено, и Владимир не мог не понимать, что это таило в себе опасность развала страны, с таким трудом собранной им самим и его предками.  


Окончательное решение о крещении Руси в ещё единое на тот момент с Западной Европой [[Православие]] было принято на совете бояр в 987 г., а само крещение началось в 988 г., когда крестился сам Владимир, женившийся в то же время на византийской царевне Анне. Вскоре после этого главный идол Киева был сброшен в Днепр, причём специальная команда следила за тем, чтобы его не прибило обратно к берегу до самых Днепровских порогов, расположенных уже глубоко в землях, контролируемых враждебными в то время печенегами. Само же крещение в большинстве случаев проходило без особых проблем — так, в Киеве Великому князю оказалось достаточно объявить «кто меня любит приходи на Днепр креститься». Сложности возникли только в Новгороде, где вследствие соседства с финно-угорскими племенами был особенно развит языческий культ, включавший в том числе человеческие жертвоприношения. Фактически в Новгороде имело место восстание волхвов, то есть относительно многочисленных в этом городе языческих жрецов, которые не хотели лишаться источника доходов.
После того, как Владимир отослал в Византию либо обратно на север варягов-язычников, которые помогли ему взять власть в Киеве в 978 году, он столкнулся с тем, что его киевское окружение – это во многом либо христиане, либо симпатизирующие христианству люди. Предпринятая было Владимиром около 980 года попытка установить в Киеве сильный языческий культ с ограниченным пантеоном богов, во-главе с «княжеско-дружинным» богом-громовержцем Перуном, к успеху не привела, но вызвала столкновения и народные волнения на религиозной почве в Киеве, значительная часть населения которого к тому моменту была христианами (к христианам терпимо относились князь Игорь I, при котором в Киеве был построен деревянный Ильинский собор, княгиня Ольга, которая первой из правителей Руси крестилась, и её старший внук князь Ярополк I). Расширение торговых и дипломатических связей Руси с Европой и особенно с Византией способствовало неуклонному росту числа христиан, прежде всего среди городского населения Русской земли (купцов, дружинников и ремесленников).  


Крещение Руси положило начало масштабному [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#.D0.9E.D0.B1.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.BE.D0.B5|росту грамотности в стране]], а также росту многих ремёсел. На Русь из Византии приехало не только множество священников, но и немало иконописцев и мастеров фресковой живописи, переплётчиков и переписчиков книг, архитекторов и мастеров по церковной утвари — в те времена это были представители сложнейших и передовых областей искусства и техники. В русских городах началось строительство деревянных, а также [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Начало_регулярного_каменного_строительства_на_Руси_(из_кирпича-плинфы)|первых каменных храмов]], включая [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#Собор Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) в Киеве|Десятинную церковь в Киеве]]. Уже в XI веке всё это привело к изменению облика русских городов, расцвету искусств и ремёсел и широчайшему распространению грамотности среди городского населения. Принятый после 996 года [[rwp:Церковный устав Владимира|Церковный устав Владимира]] положил начало русскому письменному законодательству.
Были у Владимира и личные, внутренние причины для перехода в Христианство: в частности, пример его родной бабки Ольги, при дворе которой он воспитывался в Киеве в детские годы. Казалось бы, выбор был очевиден. Однако в Киеве в то время проживали многочисленные общины торговцев из соседних стран, исповедовавших не только Христианство греческого и латинского образца, но и другие авраамические религии, которые также поклонялись единому Богу.</ref>


Спустя 1000 лет, в 1988 г., празднование 1000-летия Крещения Руси стало первым большим религиозным событием, разрешённым к проведению властями СССР. В настоящее время бытует мнение, что оно ознаменовало собой начало Второго Крещения Руси, которое имеет место в наше время — в период 1988—2013 гг. в среднем открывалось по 1000 храмов в год, что является беспрецедентным в истории Христианства.[http://www.youtube.com/watch?v=qY9vsqdGdK4].
Согласно летописи, содержащей обширный рассказ «о выборе веры», Владимир подошёл к данному вопросу весьма серьёзно и отправил посольства в соседние страны, – православную Ромейскую империю (Византию), католическую Священную Римскую Империю, иудейскую Хазарию, мусульманскую Волжскую Булгарию, – с целью исследования их вер. Кроме того, ко двору самого Великого Князя вызывались представители от различных религий. Таким образом, Крещение было крупным проектом в том числе и дипломатического характера.<ref>Очевидно, целью Владимира было в том числе и введение Руси в политико-дипломатическую систему Христианского мира, либо, на момент выбора веры, Исламского мира.</ref>
 
Окончательное решение о Крещении Руси в единое на тот момент с Западной Европой Христианство (ещё не разделённое окончательно на Православие и Католичество) было принято на совете бояр в 987 году, а само крещение началось в 988 году, когда крестился сам Владимир – по одной версии в Киеве, а по другой – в греческом городе Херсонесе-Таврическом (Корсуни) в Крыму, на который войско Русской Земли совершило успешный поход с целью «завоевания веры». Из Корсуни Владимир вывез греческих священников и мастеров, книги и церковную утварь. Возвращение города Византии (и, что немаловажно, его восстановление после осады за русский счёт) послужило основанием для заключения союза с византийским императором Василием II и женитьбе Владимира на его сестре, царевне Анне (примечательно, что Владимир крестился под именем Василий, что стало ещё одним проявлением желания русского князя стать равным по статусу греческому императору).
 
Из Корсуни Владимир вернулся в Киев и в добровольно-принудительном порядке крестил киевлян, а за ними и население других городов Руси (крещены, очевидно, были не все горожане, но христианство с этих пор стало обязательным для княжеской дружины и всего высшего военно-управленческого слоя). Главный идол Киева был сброшен в Днепр, причём специальная команда следила за тем, чтобы его не прибило обратно к берегу до самых Днепровских порогов, расположенных уже глубоко в землях, контролируемых враждебными в то время печенегами. В большинстве городов Руси проходило без особых проблем (везде уже были в том или ином количестве христиане) — так, в Киеве Владимиру оказалось достаточно объявить: «кто меня любит, приходи на Днепр креститься». Сложности возникли на Севере и Северо-Востоке Руси. В Новгороде, где вследствие соседства с варягами-язычниками и финно-угорскими племенами был особенно развит языческий культ, произошло фактически восстание волхвов (языческих жрецов), которое пришлось подавлять «огнём и мечом».<ref> Впрочем, о крещении Новгорода «огнём и мечом» говорят лишь поздние источники, а именно так называемые Татищевские известия – выписки историка XVIII века Василия Татищева из утраченной впоследствии так называемой Иоакимовской летописи, достоверность которых вызывает вопросы. С другой стороны, возможность боевых столкновений в Новгороде в конце X века косвенно подтверждают найденные археологами следы пожаров в это время (которые, впрочем, могли быть и обычными бытовыми пожарами).</ref> В Ростове языческое финское население не приняло греческих священников, из-за чего, как считается, центр Ростовской епархии пришлось спустя короткое время переместить в недавно основанный город Суздаль (центр Суздальского ополья, куда в то время прибывало много переселенцев из христианизированной южной Руси).
 
При Владимире I была основана Русская Церковь, являвшаяся на тот момент Киевской Митрополией Константинопольского патриархата. Первым [[rwp:Митрополит Киевский и всея Руси|митрополитом Киевским и всея Руси]], согласно церковному преданию, стал [[rwp:Михаил I (митрополит Киевский)|Михаил I]]; первым известным настоятелем храма (Десятинной церкви) — [[rwp:Анастас Корсунянин|Анастас Корсунянин]] (по-видимому, игравший роль главного помощника Владимира I в организации Крещения). До конца правления Владимира в Русской Земле были основаны следующие епархии, кафедральные храмы и монастыри:
 
* '''Киевская митрополия/епархия''' (988) с центром в Киеве, где был построен '''каменный кафедральный Успенский собор (Десятинная церковь)''' в Киевском детинце, и '''деревянный Киевский Софийский собор''' (предположительно, при Успенском и Софийском храмах уже в начале X века могли действовать небольшие монастыри).
 
* '''Новгородская епархия''' (989) с центром в Новгороде, где был построен '''деревянный Новгородский Софийский собор «о 13 верхах»''' (первый известный завершённый русский многоглавый храм).
 
* '''Черниговская епархия''' (991) с центром в Чернигове, третьем по значению городе Руси в те времена. Предположительно, здесь был построен '''деревянный Спасо-Преображенский собор'''
 
* '''Белгородская епархия''' (992)<ref>Первый известный по имени белгородский епископ упоминается в 1072 году,[http://www.pravenc.ru/text/77864.html] в связи с чем возможна и более поздняя дата основания епархии.</ref> с центром в Белгороде-Киевском (крупном в то время городе под Киевом, где была княжеская резиденция Владимира). В ведении епархии находились города Киевской волости, на Правобережье Днепра (Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень). Город Белгород, вероятно, был специально отстроен под Киевом в качестве примера «идеального» христианского города. Предположительно, здесь был построен '''деревянный собор 12 апостолов''' (в конце XII века здесь был возведён каменный храм на месте старого деревянного, вероятно, с сохранением посвящения).
 
* '''Ростовская епархия''' (992) с центром в Ростове, главном тогда городе Северо-Востока Руси. Здесь был построен '''деревянный Ростовский Успенский собор'''. В Ростовской волости, как и в Новгороде, было особенно сильно влияние волхвов и язычества (большинство населения тогда здесь составляло финно-угорское племя меря). Из-за упорного сопротивления большинства местных язычников, первый ростовский епископ Феодор вынужден был переехать в город Суздаль, основанный незадолго до Крещения (либо уже после него ставший полноценным городом, именно в качестве епископской резиденции). В Суздале был построен '''деревянный Богородице-Рождественский собор'''.<ref>В 1010 году, когда Ростовским князем стал Борис Владимирович (вместо Ярослава Мудрого, в окружении которого, вероятно, было сильно языческое влияние), епископ Феодор Ростовский вернулся из Суздаля в Ростов, но в 1015 году после убийства Бориса Святополком Окаянным снова отправился в Суздаль, где умер до 1024 года, после чего Ростовские епископы известны только с 1051 года, когда во главе епархии стал Леонтий Ростовский (по легенде, отец богатыря Алёши Поповича).</ref>
 
* '''Полоцкая епархия''' (992) с центром в Полоцке, где, по всей видимости, был построен '''деревянный Полоцкий Софийский собор''', расположившийся вероятно в новом «княжеском» Полоцком детинце, выстроенном в стороне от старого «племенного» центра города. Исландский миссионер [[rwp:Торвальд Кодранссон|Торвальд Кодраснссон]] (Торвальд Путешественник, известный по ряду исландских саг) прибыл в Полоцк из Константинополя около 986 года и впоследствии основал здесь церковь и монастырь Иоанна Крестителя (до своей смерти в 1002 году).
 
*  '''Владимиро-Волынская епархия''' (992/993) с центром во Владимире (Волынском), где, по всей видимости, был построен '''деревянный Владимиро-Волынский Успенский собор'''. Владимир-Волынский был в то время новым городом (вероятно, основанным во время или вскоре после войны за Червенские города 981 года в качестве приграничной крепости). В 988 году здесь был посажен князем Всеволод Владимирович, а основание в этом городе епархии окончательно сделало его главным центром княжеской власти на Западе Руси.
 
* '''Туровская епархия''' (1005) с центром в Турове, главном городе бывшей земли дреговичей на Припяти. Епархия охватывала первоначально почти всю южную часть нынешней Беларуси по Правобережью Днепра. Возможно, после окончательной победы в 1019 году Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным, бывшим ранее Туровским князем и, возможно, пытавшимся распространять здесь христианство по латинскому обряду, епархия на какое-то время была упразднена. <sup>[http://minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2005-god/stupeni-2-18-turovskaya-eparhiya-put-dlinnoyu-v-ty-syachu-let/istoriya-turovskoj-eparhii#.ZCZCsnZBwUE]</sup> Посвящение первого деревянного собора Туровской епархии неизвестно, равно как и выстроенного предположительно в 1160-х – 1170-х годах первого каменного собора. По некоторым предположениям, это мог быть Троицкий собор.<sup>[http://pravdaosele.livejournal.com/4092.html]</sup><ref>Ныне кафедрральным собором Турова является Кирилло-Лаврентьевский собор, освящённый в честь святых Кирилла и Лаврентия Туровских, живших в середине XII века.[https://drevo-info.ru/articles/26910.html]</ref>
 
Крещение Руси положило начало масштабному [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#.D0.9E.D0.B1.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.BE.D0.B5|росту грамотности в стране]], а также развитию многих ремёсел. На Русь из Византии приехало не только множество священников, но и немало иконописцев и мастеров фресковой живописи, переплётчиков и переписчиков книг, архитекторов и мастеров по церковной утвари — в те времена это были представители сложнейших и передовых областей искусства и техники. В русских городах началось строительство деревянных, а также [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Начало_регулярного_каменного_строительства_на_Руси_(из_кирпича-плинфы)|первых каменных храмов]], включая [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#Собор Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) в Киеве|Десятинную церковь в Киеве]]. Уже в XI веке всё это привело к изменению облика русских городов, расцвету искусств и ремёсел и широчайшему распространению грамотности среди городского населения. Принятый после 996 года [[rwp:Церковный устав Владимира|Церковный устав Владимира]] положил начало русскому письменному законодательству.
 
Спустя 1000 лет, в 1988 г., празднование 1000-летия Крещения Руси стало первым большим религиозным событием, разрешённым к проведению властями СССР. В настоящее время бытует мнение, что оно ознаменовало собой начало Второго Крещения Руси, которое имеет место в наше время — в период 1988—2013 гг. в среднем открывалось по 1000 храмов в год, что является беспрецедентным в истории Христианства.


[[Файл:Златник Владимира на памятной монете 100 рублей 1988 года.jpg|thumb|200px|left|Памятная монета 1988 г. «1000-летие древнерусской монетной чеканки»]]
[[Файл:Златник Владимира на памятной монете 100 рублей 1988 года.jpg|thumb|200px|left|Памятная монета 1988 г. «1000-летие древнерусской монетной чеканки»]]
Строка 182: Строка 208:
Владимир Святославич начал чеканить как золотые монеты (златники или золотники), так и серебряные (серебряники). Дошедшее до нас на этих монетах изображение Владимира, хоть и довольно условное, является исторически первым известным прижизненным изображением [[Правители России|российского правителя]].[http://istorija-deneg.ru/chekanka-monet-na-rusi/] [http://istorija-deneg.ru/chekanka-deneg-v-drevnej-rusi-i-v-srednie-veka/][http://ru.wikipedia.org/wiki/Златник][http://ru.wikipedia.org/wiki/Сребреник]
Владимир Святославич начал чеканить как золотые монеты (златники или золотники), так и серебряные (серебряники). Дошедшее до нас на этих монетах изображение Владимира, хоть и довольно условное, является исторически первым известным прижизненным изображением [[Правители России|российского правителя]].[http://istorija-deneg.ru/chekanka-monet-na-rusi/] [http://istorija-deneg.ru/chekanka-deneg-v-drevnej-rusi-i-v-srednie-veka/][http://ru.wikipedia.org/wiki/Златник][http://ru.wikipedia.org/wiki/Сребреник]


[[Файл:Zlatnik from Hermitage.jpg|200px|thumb|Златник Владимира, рубеж X—XI вв.]]
[[Файл:Zlatnik from Hermitage.jpg|250px|thumb|Златник Владимира, рубеж X—XI вв.]]
[[Файл:Srebrenik 1.jpg|200px|thumb|Серебряник Ярослава, XI в.]]
[[Файл:Srebrenik 1.jpg|250px|thumb|Серебряник Ярослава, XI в.]]
Чеканка монеты на Руси началась ранее, чем в большинстве других европейских государств того времени. Подобный прогресс был обусловлен налаживающимися культурными и технологическими связями с Византией (монеты чеканились по образцу византийских солидов: с портретом князя на аверсе и ликом Христа на реверсе), а также богатством, которое Русь приобрела в IX—XI вв. благодаря контролю над речными торговыми путями «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» (в конце I тысячелетия н. э. по этим путям в Европу шла значительная доля используемого в европейской экономике серебра). Значительное количество найденных в XIX—XX вв. кладов с древнерусскими монетами X—XI вв. доказывает, что на Руси уже более 1000 лет назад существовала собственная развитая монетная система.
Чеканка монеты на Руси началась ранее, чем в большинстве других европейских государств того времени. Подобный прогресс был обусловлен налаживающимися культурными и технологическими связями с Византией (монеты чеканились по образцу византийских солидов: с портретом князя на аверсе и ликом Христа на реверсе), а также богатством, которое Русь приобрела в IX—XI вв. благодаря контролю над речными торговыми путями «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» (в конце I тысячелетия н. э. по этим путям в Европу шла значительная доля используемого в европейской экономике серебра). Значительное количество найденных в XIX—XX вв. кладов с древнерусскими монетами X—XI вв. доказывает, что на Руси уже более 1000 лет назад существовала собственная развитая монетная система.


Согласно поздним летописям XVI века (возможно, не вполне достоверно освещающим события X–XI веков), ко времени княжения Владимира также относится первое зафиксированное на Руси использование наградных денег (и вообще первое известное награждение знаком отличия) — летом 1000 г. воевода Александр Попович (возможно, один из исторических прототипов былинного богатыря Алёши Поповича) был награждён за победу над степняками золотой гривной (золотой обруч, использовавшийся и как украшение, и как расчётное средство).[http://ru.wikipedia.org/wiki/Наградная_монета][http://www.mir-faleristiki.ru/polezno/103-pervaya-medal-na-rusi.html]
Согласно поздним летописям XVI века (возможно, не вполне достоверно освещающим события X–XI веков), ко времени княжения Владимира также относится первое зафиксированное на Руси использование наградных денег (и вообще первое известное награждение знаком отличия) — летом 1000 г. воевода Александр Попович (возможно, один из исторических прототипов былинного богатыря Алёши Поповича) был награждён за победу над степняками золотой гривной (золотой обруч, использовавшийся и как украшение, и как расчётное средство).[http://ru.wikipedia.org/wiki/Наградная_монета][http://www.mir-faleristiki.ru/polezno/103-pervaya-medal-na-rusi.html]


===Пограничные города на Левобережье Днепра ===
=== Расширение Киевского детинца ===
См. [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Посульская_оборонительная_линия|Посульская оборонительная линия]].
См. [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Город_Владимира_в_Киеве|Город Владимира в Киеве]].
 
=== Укреплённые линии и города по рекам вокруг Киева ===
После Крещения Руси обострились отношения с язычниками-печенегами, которые кочевали в степях и лесостепях к югу от Киева. Князь Владимир I предпринял попытки крестить не только Русь, но и печенегов, однако в основном потерпел в этом неудачу (в христианство перешло лишь несколько печенежских ханов, и то если верить данным не «Повести временных лет», а поздних летописей). В 990 году (а возможно, уже и сразу в 988) началась «великая беспрерывная война» с печенегами, шедшая по крайней мере до 997 года (по данным ПВЛ), либо даже до 1004 года (по данным поздних летописей).


===Пограничные города на Правобережье Днепра ===
Для противостояния печенежской угрозе Владимир окончательно пересадил свою дружину на коней, сформировав конное русское войско, а также начал масштабный проект укрепления границ к югу и юго-востоку вокруг Киева. Вот что об этом сообщает [http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869 «Повесть временных лет»]:
См. [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Стугнинская_оборонительная_линия|Стугнинская оборонительная линия]].


=== Расширение детинца Киева ===
{{quote|1=''В год 6496 [988 от Р. Х.] ... И сказал Владимир: «Это плохо, что мало городов вокруг Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.''}}
См. [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Город_Владимира_в_Киеве|Город Владимира в Киеве]].
 
Таким образом, из летописи можно заключить, что в этот период были построены:
* '''Десно-Остёрская оборонительная линия''' – по реке Десне близ её впадения в Днепр и её левому притоку Остру, на Левобережье Днепра.
* '''Трубежская оборонительная линия''' – по реке Трубеж на Левобережье Днепра.  
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Посульская_оборонительная_линия|Посульская оборонительная линия]]''' – по реке Сула на Левобережье Днепра.
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Стугнинская_оборонительная_линия|Стугнинская оборонительная линия]]''' – по реке Стугна на Правобережье Днепра.
 
[[Файл:Богатырский скок. Художник Юрий Межиров.jpg|thumb|250px|right|Богатырский скок. Худ. Юрий Межиров]]
Десно-Остёрская и Трубежская линии были внутренними резервными линиями защиты, предназначенными также для обеспечения надёжных и быстрых коммуникаций между Киевом и, соответственно, Черниговской и Переяславской волостями (судя по всему, в этот период были выстроены либо существенно обновлены сухопутные дороги между Киевом и Черниговом и Киевом и Переяславлем). Посульская и Стугнинская линии были основными внешними рубежами оборонами, по которым долгое время проходила фактическая граница Руси.
 
Проект укрепления южных лесостепных границ увенчался успехом: если в 996 году Владимир был вынужден лично спасаться «под мостом», потерпев поражение в битве под Василёвом (к югу от Киева), а в 997 году печенеги осаждали уже пригородную княжескую резиденцию – Белгород-Киевский (к западу от Киева), то в 1001 году нападения печенегов на Киев более чем на десятилетие прекратились, а в 1004 году печенеги были изгнаны далеко в степь (согласно данным поздних летописей). Впрочем, в 1010-е годы, на фоне начавшейся междоусобицы сыновей Владимира, печенеги вновь стали ходить походами на Русскую Землю (в частности, в поддержку претендента на киевский престол Святополка I Окаянного), однако после установления прочной Ярослава I в Киеве печенежская угроза была по большей части снята, а последняя попытка печенегов осадить Киев в 1036 году окончилась их полным разгромом и уходом на Дунай, к границам Византии.
 
[[Файл:Богатырская застава. Худ. Фёдор Рерберг, 1895.jpg|thumb|250px|left|Богатырская застава. Худ. Фёдор Рерберг, 1895]]
В русском фольклоре история защиты границ Руси при Владимире I отразилась в героическом эпосе о богатырях князя Владимира Красное Солнышко, охраняющих Русь от «поганых», то есть языческих врагов, на «богатырских заставах». Слово «богатырь», впрочем, позднее и имеет тюркское (монгольское) происхождение – от слова «багатур»/«баатар»/«батыр», как называли самых лучших, сильных и храбрых воинов народы, обитавшие в Великой Степи. В домонгольской же Руси лучших воинов называли «храбрами» (что отчасти сохранилось в летописной формулировке «храбрый богатырь»). Позднее, спустя примерно 100 лет, на древнейший слой эпических песен и сказаний о борьбе Владимира I с печенегами наложился новый слой эпоса времён борьбы князя Владимира II Мономаха с половцами, сменившими печенегов в южнорусских степях (князь Владимир Красное Солнышко, таким образом, это не только Владимир I, но и Владимир II). Ещё позднее сюда наложился фольклорный слой, связанный с борьбой Руси с Золотою Ордою и Крымским ханством в XIV–XVII веках (от этого периода в фольклоре осталось и слово «богатырь» и формулировки вроде «храбрый козак Илья Муромец»).
 
Строительство укреплённых городов на основанных Владимиром I линиях продолжалось и позднее, при следующих русских князьях.
 
При Ярославе I, после его победы над печенегами, к югу от Стугнинской оборонительной линии была построена [[Крупные_российские_проекты_(Ярослав_I,_1015-1054)#Поросская_оборонительная_линия|Поросская оборонительная линия]]. Таким образом южная граница на Правобережье Днепра была отодвинута далеко в лесостепь, которую вновь начали заселять славяне-земледельцы (ушедшие оттуда после прихода печенегов в начале X века). На Левобережье Днепра в XII веке передовые русские рубежи достигли реки Ворскла, где была основана крепость Лтава (ныне Полтава).


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия от 06:00, 31 марта 2023

Владимир I Святой (а также Великий, Креститель и Красное Солнышко)

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 11 июня 978 года по 15 июля 1015 года.

Границы рассматриваемого периода обусловлены началом киевского княжения Владимира Святославича Великого (называемого также Крестителем и Святым) и его смертью.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы Нации

Десятинная церковь внутри города Владимира в Киеве (реконструкция)

Город Владимира в Киеве

В это время, точно после Крещения Руси, и как считается, в рамках единого мегапроекта реконструкции столицы была радикально – примерно в 5 раз – расширена территория Киевского детинца (так до XIV века по-древнерусскиназывалась центральная укреплённая часть города, позднее появился термин кремль). В ходе строительства была снесена значительная часть старых укреплений столица, а также курганы и прочие объекты, здания и сооружения, мешавшие возведению стен. В рамках данного проекта примерно в 989—996 годах были возведены:

Общая площадь Киевского детинца при Владимире достигла 12 гектар. Позднее, при Ярославе I, к детинцу был пристроен окольный Город Ярослава, в результате чего площадь Киева внутри укреплений увеличилась до 72 гектар.

Успенский собор (Десятинная церковь) в Киеве (реконструкция первоначального облика)

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) в Киеве

Храм, выполнявший роль киевского кафедрального собора, с участием греческих и болгарских мастеров был отделан мрамором, украшен фресками и мозаикой. Изготовление мозаики было достаточно трудоёмким, кроме того храму были переданы многочисленные драгоценные сосуды, иконы и кресты, принесённые из Корсуня (Херсонеса). На поддержание этого храма и всей митрополии Великий Князь Владимир выделил десятую часть своих доходов (точнее, доходы с десятой части своих городов). От этой десятины и пошло неофициальное название храма. Проект был осуществлён в рамках строительства города Владимира в Киеве — фактически мегапроекта реконструкции Киева.

Десятинная церковь является первым достоверно известным каменным храмом Древнерусского государства. Строилась с 989 года по 996 год, в 994 году была освящена, в 1007 году сюда перенесены мощи святой равноапостольной княгини Ольги.[3]

Собор разрушен монгольскими войсками в ходе штурма Киева в 1240 году, однако сохранилась часть фундаментов и элементов отделки.

Великокняжеская резиденция в Киеве

По археологическим данным, [4] примерно в 990-х годах к юго-востоку, юго-западу и северо-востоку от Десятинной церкви, фактически одновременно с нею, были построены редкие и очень дорогие для того времени каменные здания гражданского назначения, обычно описываемые специалистами как дворцы великокняжеской резиденции. Проект был осуществлён в рамках строительства города Владимира в Киеве — фактически мегапроекта реконструкции Киева.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. Худ. Олег Фёдоров (на заднем плане, вероятно, изображены ворота Киева)

Софийские ворота и Вал Владимира в Киеве

В рамках строительства города Владимира в Киеве Великим Князем были построены новые рвы, валы и стены, включавшие и одну из первых в стране каменную проездную башню — Софийские ворота.

Софийский собор в Киеве

Первый деревянный Софийский кафедральный собор, возможно, как и новгородский аналог и более поздний каменный храм, тринадцатиглавый, был построен, судя по похвалам летописцев, ещё при Владимире Великом, скорее всего вскоре после Крещения Руси.

Собор простоял до 1017 года, когда сгорел в результате несчастного случая, и был восстановлен к 1018 году.

Белгород-Киевский

Укреплённая великокняжеская резиденция (замок размером с крупный по тем временам город)[2], расположенная к западу от Киева на берегу реки Ирпень. Как поселение не вполне достоверно упоминается с 980 г., однако отчасти городские укрепления и, по-видимому, сам дворцовый комплекс были построены в 991 г. При этом Великий Князь, по летописным свидетельствам, переселил в город множество народа. Археологические исследования подтверждают летописную датировку создания укреплений. В дальнейшем город был достаточно важной крепостью (выдержал осаду печенегами в 997 г.), столицей удельного княжества и успешно развивался в качестве одного из крупных городов до разрушения монголами в 1240 г., после чего восстановился как небольшое поселение. Ныне — село Белогородка Киево-Святошинского района.

Софийский собор в Новгороде

Деревянный тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде («из дуба о 13 верхах», согласно летописи) был построен в 989 году. Это был первый известный русский многоглавый храм, сразу выделивший таким образом русскую храмовую архитектуру из общей традиции православного храмового зодчества, заимствованной Русью у Ромейской империи (Византии).

Спустя 60 с лишним лет на месте деревянного собора был построен сохранившийся доныне каменный собор.

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) в Ростове

В Ростове — в то время дальней национальной окраине страны, где жила уже перемешавшаяся со славянами, но не слившаяся с ними меря — по преданию, в 991 году был построен первый Собор Успения Пресвятой Богородицы, однако сопротивление язычников христианству здесь, по-видимому из-за национальных особенностей[3], приняло более серьёзный характер — христиане оставались в городе меньшинством и первые два ростовских епископа были просто-напросто изгнаны язычниками. Окончательно крестить Ростов удалось лишь святому Леонтию, которому тоже поначалу пришлось переселяться за городскую стену. Собор был построен «от древес дубовых» и, как известно из летописи XII века, был «чудный и зело преудивленный».

Собор простоял до 1160 года, когда здание погибло во время пожара. Вскоре на его месте был построен новый каменный собор.

Фортификационные сооружения

Укрепления Города Владимира в Киеве

См. Город Владимира в Киеве.

Укрепления Белгорода-Киевского

См. Белгород (Киевский).

Город-крепость Васильев

Город-крепость Васильев, или Василёв (ныне г. Васильков), предназначенный для защиты Киева от набегов кочевников с юга, был построен вместе с редким по тем временам деревянным православным храмом в 988 году. Название крепости, построенной в рамках проекта Стугнинской оборонительной линии на месте ранее существовавшего поселения, было, как считается, дано по христианскому имени Великого Князя — Василий. Датировка крепости подтверждается обнаруженной археологами характерной только для этого времени конструкцией подземной части крепостных валов.

Город был назван по христианскому имени Владимира I (в крещении Василий). Возможно, Васильев при Владимире I играл также роль южной от Киева княжеской резиденции. С его строительством на правобережье Днепра было создано кольцо укреплённых княжеских резиденций (Вышгород на севере, Белгород на востоке, Васильев на юге).

Город Переяславль

В это время в 993 году или, по другим данным, в 1001 году, в связи с войной с печенегами был построен город Переяславль (ныне Переяслав-Хмельницкий), оборонявший центральную на тот момент Русь с юга, с того же направления, что построенная позже Посульская оборонительная линия. Но, каков бы ни был точный год создания крепости, кладка из сырцового кирпича внутри валов однозначно указывает именно на этот период его строительства.

Позднее его укрепления были серьёзно модернизированы.

Расширение детинца Чернигова

В это время, наряду с другими городами Среднего Поднепровья, был подвергнут дополнительному укреплению Чернигов, являвшийся в то время, вероятно, третьим по значению городом страны. В частности, как считается, в этот период был перестроен Черниговский детинец: он получил более мощные укрепления, его площадь выросла примерно с 4,5-5 до 6 га.[5][6]

Город Новгород-Северский

Город Новгород-Северский, по археологическим данным, был построен при Владимире I, на рубеже X-XI веков.[7]

Крутой берег реки Сулы — основа Посульской линии

Посульская оборонительная линия

Линия укреплений вдоль восточного притока Днепра — реки Сула, защищавшая Русь от набегов печенегов. Линия в нижнем течении Сулы была построена и заселена при Великом Князе Владимире.

Обрывистые берега реки Сулы делались ещё более труднопреодолимыми с помощью дополнительных валов с эскарпами, а в наиболее удобных местах были построены достаточно крупные по тем временам укреплённые поселения (впоследствии вошедшие в состав Переяславского княжества). Летописные данные об этом объекте подтверждаются многочисленными археологическими находками и датировками.

Строительство первой очереди линии велось не ранее начала 980-х годов и было достоверно завершено в 1008 году, хотя летописи указывают завершение и в 988 году.[8] При этом следует иметь в виду, что наиболее острая фаза войны с печенегами пришлась на 993—997 годы, а стоявшая позади этой новой линии крепость Переяславль, с которой, по идее, надо было начинать, была реконструирована только в 993 году, а масштабные мероприятия по Крещению Руси в 987—990 годах вряд ли оставляли ресурсы для мегастройки на границе, что даёт основания думать, что проект был начат не ранее 993 года.

Позднее, уже в связи с войной с половцами, линия была продлена в среднее и верхнее течение Сулы.

Стугнинская оборонительная линия

При Великом Князе Владимире на западном берегу Днепра основная линия обороны на границе со степью проходила не по более широко известной Поросской оборонительной линии, построенной на несколько десятилетий позднее, а по реке Стугна. В это время на ней, помимо, возможно, более мелких укреплений, были построены достаточно крупные города-крепости Васильев (Васильков), Заречье (Новгород Малый)[4] и, возможно, Треполь (Триполье).

Сроки строительства объекта, по-видимому, совпадали с Посульской линией. Позднее, но не ранее начала XII века, на ней была построен город-крепость Тумащь.[9]

Город-крепость Новгород Малый (?) (Заречье)

В это время, по археологическим данным, был построен крупный по тем временам город-крепость с детинцем и окольным городом в составе Стугнинской оборонительной линии. Точное название города неизвестно, в настоящее время город, вскоре[5] погибший по археологическим же данным от катастрофического пожара, называют Заречьем, но отдельные специалисты идентифицируют его с упомянутым в источниках Новгородом Малым. Валы города содержат фундаменты из сырцового кирпича, использовавшиеся в отечественном оборонном строительстве только в этот период.

Город-крепость Воинь

По археологическим данным, именно в это время на слиянии Сулы и Днепра был построен город-крепость Воинь, впервые упомянутый в 1155 году. Город, стоявший на месте соединения при днепровских Змиевых валов и новой Посульской оборонительной линии, стал одним из главных её укреплённых пунктов, являясь частью проекта её строительства. Город, построенный с нуля или практически с нуля имел, помимо основных укреплений, ещё и детинец с речным портом. Скорее всего его строительство велось в 993—1008 годах (см. подробнее в описании Посульской оборонительной линии).

Позднее укрепления города были почти полностью перестроены.

Город-крепость Дебрянск

По археологическим данным, именно в это время, условно считается, что в 985 году, в «дебрях» дремучих лесов, сохраняющих свою репутацию отчасти и поныне, был построен город Дебрянск, ныне областной центр Брянск.

Крепость Ладога — восстановление в дереве

В первые годы XI века разрушенная в 997 году крепость, ныне известная как Старая Ладога, была отстроена в дереве и, видимо, расширена.

Деревянная крепость в Ладоге прослужила с обновлениями до 1114 года, когда её перестроили в камне.

Вид на холм Рубленого города в Ярославле, 2010

Ярославль

Город — в то время укреплённое поселение — был основан Ярославом Мудрым в бытность его до 1010 года ростовским князем на месте или рядом с языческим поселением Медвежий Угол. В дальнейшем на месте города того времени у слияния Волги и Коростоли, ограниченном с третьей стороны Медведицким оврагом с речкой Медведицей, располагался Ярославский кремль, также известный как Рубленый город. Его не следует путать с построенным гораздо позднее Спасо-Преображенским монастырём, ныне иногда ошибочно называемым Ярославским кремлём.

Позднее Рубленый город Ярославля неоднократно перестраивался.

Кидекша — легендарное основание

Город, впервые попавший в летописи только полтора века спустя, тем не менее, по легендарным рассказам из тех же летописей, служил местом встречи сыновей Великого Князя Владимира — Бориса и Глеба при их поездках из вотчин на Северо-Востоке Руси в Киев. Учитывая, что оба святых князя погибли вскоре после смерти своего отца, очевидно, что если эта легенда правдива, то город (ныне село) Кидекша должен был быть построен не позднее этого периода.

Город Друцк

По-видимому, именно в это время был построен город Друцк — на то время состоявший, по сути, из одного детинца и получивший в 1001 году свой первый деревянный храм.

Позднее город стал столицей удельного княжества и получил ещё одну линию стен (окольный город).

Город-крепость Ярск (Ерсика)

Валы на городище Ерсики, 2013 год

Древнейший известный город Латвии, Ярск (Ерсика), был основан в конце X века как древнерусское укреплённое поселение на левом берегу реки Даугавы (Западной Двины), в земле латгалов (по-древнерусски, летьголы). Город был построен, по археологическим данным, на месте более раннего латгальского посёлка, имел, вероятно, смешанное население.

Основание города произошло во время присоединения Латгалии к Руси при князе Владимире I – вероятно, после 987 года, когда Владимир отослал править в Полоцк своего сына Изяслава вместе с его матерью Рогнедой Полоцкой (то есть в конце 980-х годов или в 990-х годах, когда был основан и город Изяславль). Первоначальный размер Ярского городища составлял около 70 на 100 м.

Ярск – реконструируемое русское название, Ерсика – современное латвийское, Герсика (Герцике) – немецкое. Город был частью Полоцкого княжества – либо непосредственно, либо как племенной центр вассального племени летьгола (последнее менее вероятно, с учётом того, что укрепления в XI-XII века имели вполне обычный для древнерусского города характер). [6]

Позднее, в XI веке, – по-видимому уже при полоцком князе Брячиславе Изяславиче, – город был существенно укреплён и расширен (построены укрепления детинца и окольного города).

Кирпич в остатках фундаментов Десятинной церкви, наши дни

Промышленность строительных материалов

Начало регулярного каменного строительства на Руси (из кирпича-плинфы)

Каменное строительство храмов в Русской Земле началось при Владимире I, заимствовавшим эту технологию из Византии (Ромейской Империи) сразу после Крещения Руси.

Первым русским каменным храмом стал Успенский собор (Десятинная церковь). Она была построена из тонкого обожжённого кирпича-плинфы, который был стандартным строительным материалом в Древнем Риме и в Византии, а с этого времени стал основным материалом для дорогих монументальных зданий и на Руси (за исключением Галицкого и Владимиро-Суздальского княжества, где начиная с XII века развилось белокаменное зодчество). Византийская и русская плинфа имела обычно размеры примерно 300×350×25 мм.

Перенос на Русь технологий производства плинфы, создание предприятий по добыче сырья и обжигу кирпича можно рассматривать как отдельный крупный проект. Помимо церковного строительства, плинфа шла также на княжеские терема и укрепления: в частности, на княжеские палаты Владимира и первые каменные Софийские ворота в Киеве.

Возможно, плинфа ранее эпохи Владимира I могла использоваться при строительстве каменных теремов Ольги в Киеве и Вышгороде, построенных в середине X века (вероятно, при помощи византийских мастеров), однако их положение точно не идентифицировано и не все исследователи доверяют летописным сведениям об их существовании. В любом случае, устойчивая традиция каменного зодчества на Руси началась именно при Владимире I.

Наука и образование

Новгородский кодекс — древнейшая известная книга Руси (конец X — начало XI века)

Обучение книжное

До Крещения Руси грамотность в стране была малораспространённой, что, видимо, объяснялось не столько сложностью использования давно известной соседним народам письменности, сколько языческими суевериями, фактически превращавшими любое написанное слово в колдовской предмет, тут же вызывавший подозрения на написавшего его в чём-то нехорошем, например в пренебрежении обычаями предков. А за такое дело могли и жизни лишить.

Поэтому массово обучать чтению и письму начали после Крещения Руси с помощью болгарских учителей, говоривших на весьма близком на то время языке[7]. Методы внедрения книжной мудрости в массы, как свидетельствует «Повесть временных лет», ничем не отличались от практиковавшихся Петром I Великим: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых». То есть речь идёт фактически о начале школьного образования в стране.

Результат такой политики не заставил себя ждать — вскоре грамотность настолько распространилась, что, по утверждению многих авторов, ссылающихся на новгородские берестяные грамоты XI—XII веков, в отношении уровня распространения грамотности Русская Земля я в этот период не отставала от Западной Европы (а возможно, даже и превосходила её).

При Ярославе I Мудром, сыне Владимира I Крестителя, образование и книжность на Руси получили мощный импульс дальнейшего развития: были основаны первые крупные русские школы и библиотеки, положено начало русской литературе, создан первый светский письменный свод законов – «Русская Правда».

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Крещение киевлян в Днепре. Худ. Клавдий Лебедев

Крещение Руси

Крещение Руси в 988 году в Христианство по греческому обряду (Православие), воспринятое от Ромейской империи (Византии), стало ключевым событием древнерусской истории, определившим цивилизационный путь Руси и России на следующую тысячу лет. Причины Крещения Руси при Владимире I имели, с одной стороны, общий для всех языческих народов Европы характер: не имевшие развитой письменной традиции и жёсткой организации языческие верования везде рано или поздно уступали монотеистическим религиям (в 960 году, например, крестилась Дания, а в 985 году – Польша). С другой стороны, были и особые причины, по которым Русь крестилась именно в конце X века и именно в Православие.[8]

Согласно летописи, содержащей обширный рассказ «о выборе веры», Владимир подошёл к данному вопросу весьма серьёзно и отправил посольства в соседние страны, – православную Ромейскую империю (Византию), католическую Священную Римскую Империю, иудейскую Хазарию, мусульманскую Волжскую Булгарию, – с целью исследования их вер. Кроме того, ко двору самого Великого Князя вызывались представители от различных религий. Таким образом, Крещение было крупным проектом в том числе и дипломатического характера.[9]

Окончательное решение о Крещении Руси в единое на тот момент с Западной Европой Христианство (ещё не разделённое окончательно на Православие и Католичество) было принято на совете бояр в 987 году, а само крещение началось в 988 году, когда крестился сам Владимир – по одной версии в Киеве, а по другой – в греческом городе Херсонесе-Таврическом (Корсуни) в Крыму, на который войско Русской Земли совершило успешный поход с целью «завоевания веры». Из Корсуни Владимир вывез греческих священников и мастеров, книги и церковную утварь. Возвращение города Византии (и, что немаловажно, его восстановление после осады за русский счёт) послужило основанием для заключения союза с византийским императором Василием II и женитьбе Владимира на его сестре, царевне Анне (примечательно, что Владимир крестился под именем Василий, что стало ещё одним проявлением желания русского князя стать равным по статусу греческому императору).

Из Корсуни Владимир вернулся в Киев и в добровольно-принудительном порядке крестил киевлян, а за ними и население других городов Руси (крещены, очевидно, были не все горожане, но христианство с этих пор стало обязательным для княжеской дружины и всего высшего военно-управленческого слоя). Главный идол Киева был сброшен в Днепр, причём специальная команда следила за тем, чтобы его не прибило обратно к берегу до самых Днепровских порогов, расположенных уже глубоко в землях, контролируемых враждебными в то время печенегами. В большинстве городов Руси проходило без особых проблем (везде уже были в том или ином количестве христиане) — так, в Киеве Владимиру оказалось достаточно объявить: «кто меня любит, приходи на Днепр креститься». Сложности возникли на Севере и Северо-Востоке Руси. В Новгороде, где вследствие соседства с варягами-язычниками и финно-угорскими племенами был особенно развит языческий культ, произошло фактически восстание волхвов (языческих жрецов), которое пришлось подавлять «огнём и мечом».[10] В Ростове языческое финское население не приняло греческих священников, из-за чего, как считается, центр Ростовской епархии пришлось спустя короткое время переместить в недавно основанный город Суздаль (центр Суздальского ополья, куда в то время прибывало много переселенцев из христианизированной южной Руси).

При Владимире I была основана Русская Церковь, являвшаяся на тот момент Киевской Митрополией Константинопольского патриархата. Первым митрополитом Киевским и всея Руси, согласно церковному преданию, стал Михаил I; первым известным настоятелем храма (Десятинной церкви) — Анастас Корсунянин (по-видимому, игравший роль главного помощника Владимира I в организации Крещения). До конца правления Владимира в Русской Земле были основаны следующие епархии, кафедральные храмы и монастыри:

  • Киевская митрополия/епархия (988) с центром в Киеве, где был построен каменный кафедральный Успенский собор (Десятинная церковь) в Киевском детинце, и деревянный Киевский Софийский собор (предположительно, при Успенском и Софийском храмах уже в начале X века могли действовать небольшие монастыри).
  • Новгородская епархия (989) с центром в Новгороде, где был построен деревянный Новгородский Софийский собор «о 13 верхах» (первый известный завершённый русский многоглавый храм).
  • Черниговская епархия (991) с центром в Чернигове, третьем по значению городе Руси в те времена. Предположительно, здесь был построен деревянный Спасо-Преображенский собор
  • Белгородская епархия (992)[11] с центром в Белгороде-Киевском (крупном в то время городе под Киевом, где была княжеская резиденция Владимира). В ведении епархии находились города Киевской волости, на Правобережье Днепра (Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень). Город Белгород, вероятно, был специально отстроен под Киевом в качестве примера «идеального» христианского города. Предположительно, здесь был построен деревянный собор 12 апостолов (в конце XII века здесь был возведён каменный храм на месте старого деревянного, вероятно, с сохранением посвящения).
  • Ростовская епархия (992) с центром в Ростове, главном тогда городе Северо-Востока Руси. Здесь был построен деревянный Ростовский Успенский собор. В Ростовской волости, как и в Новгороде, было особенно сильно влияние волхвов и язычества (большинство населения тогда здесь составляло финно-угорское племя меря). Из-за упорного сопротивления большинства местных язычников, первый ростовский епископ Феодор вынужден был переехать в город Суздаль, основанный незадолго до Крещения (либо уже после него ставший полноценным городом, именно в качестве епископской резиденции). В Суздале был построен деревянный Богородице-Рождественский собор.[12]
  • Полоцкая епархия (992) с центром в Полоцке, где, по всей видимости, был построен деревянный Полоцкий Софийский собор, расположившийся вероятно в новом «княжеском» Полоцком детинце, выстроенном в стороне от старого «племенного» центра города. Исландский миссионер Торвальд Кодраснссон (Торвальд Путешественник, известный по ряду исландских саг) прибыл в Полоцк из Константинополя около 986 года и впоследствии основал здесь церковь и монастырь Иоанна Крестителя (до своей смерти в 1002 году).
  • Владимиро-Волынская епархия (992/993) с центром во Владимире (Волынском), где, по всей видимости, был построен деревянный Владимиро-Волынский Успенский собор. Владимир-Волынский был в то время новым городом (вероятно, основанным во время или вскоре после войны за Червенские города 981 года в качестве приграничной крепости). В 988 году здесь был посажен князем Всеволод Владимирович, а основание в этом городе епархии окончательно сделало его главным центром княжеской власти на Западе Руси.
  • Туровская епархия (1005) с центром в Турове, главном городе бывшей земли дреговичей на Припяти. Епархия охватывала первоначально почти всю южную часть нынешней Беларуси по Правобережью Днепра. Возможно, после окончательной победы в 1019 году Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным, бывшим ранее Туровским князем и, возможно, пытавшимся распространять здесь христианство по латинскому обряду, епархия на какое-то время была упразднена. [10] Посвящение первого деревянного собора Туровской епархии неизвестно, равно как и выстроенного предположительно в 1160-х – 1170-х годах первого каменного собора. По некоторым предположениям, это мог быть Троицкий собор.[11][13]

Крещение Руси положило начало масштабному росту грамотности в стране, а также развитию многих ремёсел. На Русь из Византии приехало не только множество священников, но и немало иконописцев и мастеров фресковой живописи, переплётчиков и переписчиков книг, архитекторов и мастеров по церковной утвари — в те времена это были представители сложнейших и передовых областей искусства и техники. В русских городах началось строительство деревянных, а также первых каменных храмов, включая Десятинную церковь в Киеве. Уже в XI веке всё это привело к изменению облика русских городов, расцвету искусств и ремёсел и широчайшему распространению грамотности среди городского населения. Принятый после 996 года Церковный устав Владимира положил начало русскому письменному законодательству.

Спустя 1000 лет, в 1988 г., празднование 1000-летия Крещения Руси стало первым большим религиозным событием, разрешённым к проведению властями СССР. В настоящее время бытует мнение, что оно ознаменовало собой начало Второго Крещения Руси, которое имеет место в наше время — в период 1988—2013 гг. в среднем открывалось по 1000 храмов в год, что является беспрецедентным в истории Христианства.

Памятная монета 1988 г. «1000-летие древнерусской монетной чеканки»

Первая чеканка русской монеты

При Великом Князе Владимире на Руси впервые началась первая полноценная чеканка собственной государственной монеты, основанной на византийских образцах (до этого чеканка монеты, предположительно, была произведена уже при Ярополке I Святославиче, известно 13 экземпляров так называемых «псевдодирхемов Ярополка» — они были основаны на арабских монетах и, возможно, получены путём перечеканки).

Чеканка монет Владимира началась вскоре после Крещения Руси и имела поначалу не столько экономическое, сколько символическое значение (до этого времени экономика Руси обслуживалась византийской и арабской монетой).

Владимир Святославич начал чеканить как золотые монеты (златники или золотники), так и серебряные (серебряники). Дошедшее до нас на этих монетах изображение Владимира, хоть и довольно условное, является исторически первым известным прижизненным изображением российского правителя.[12] [13][14][15]

Златник Владимира, рубеж X—XI вв.
Серебряник Ярослава, XI в.

Чеканка монеты на Руси началась ранее, чем в большинстве других европейских государств того времени. Подобный прогресс был обусловлен налаживающимися культурными и технологическими связями с Византией (монеты чеканились по образцу византийских солидов: с портретом князя на аверсе и ликом Христа на реверсе), а также богатством, которое Русь приобрела в IX—XI вв. благодаря контролю над речными торговыми путями «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» (в конце I тысячелетия н. э. по этим путям в Европу шла значительная доля используемого в европейской экономике серебра). Значительное количество найденных в XIX—XX вв. кладов с древнерусскими монетами X—XI вв. доказывает, что на Руси уже более 1000 лет назад существовала собственная развитая монетная система.

Согласно поздним летописям XVI века (возможно, не вполне достоверно освещающим события X–XI веков), ко времени княжения Владимира также относится первое зафиксированное на Руси использование наградных денег (и вообще первое известное награждение знаком отличия) — летом 1000 г. воевода Александр Попович (возможно, один из исторических прототипов былинного богатыря Алёши Поповича) был награждён за победу над степняками золотой гривной (золотой обруч, использовавшийся и как украшение, и как расчётное средство).[16][17]

Расширение Киевского детинца

См. Город Владимира в Киеве.

Укреплённые линии и города по рекам вокруг Киева

После Крещения Руси обострились отношения с язычниками-печенегами, которые кочевали в степях и лесостепях к югу от Киева. Князь Владимир I предпринял попытки крестить не только Русь, но и печенегов, однако в основном потерпел в этом неудачу (в христианство перешло лишь несколько печенежских ханов, и то если верить данным не «Повести временных лет», а поздних летописей). В 990 году (а возможно, уже и сразу в 988) началась «великая беспрерывная война» с печенегами, шедшая по крайней мере до 997 года (по данным ПВЛ), либо даже до 1004 года (по данным поздних летописей).

Для противостояния печенежской угрозе Владимир окончательно пересадил свою дружину на коней, сформировав конное русское войско, а также начал масштабный проект укрепления границ к югу и юго-востоку вокруг Киева. Вот что об этом сообщает «Повесть временных лет»:

В год 6496 [988 от Р. Х.] ... И сказал Владимир: «Это плохо, что мало городов вокруг Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.

Таким образом, из летописи можно заключить, что в этот период были построены:

  • Десно-Остёрская оборонительная линия – по реке Десне близ её впадения в Днепр и её левому притоку Остру, на Левобережье Днепра.
  • Трубежская оборонительная линия – по реке Трубеж на Левобережье Днепра.
  • Посульская оборонительная линия – по реке Сула на Левобережье Днепра.
  • Стугнинская оборонительная линия – по реке Стугна на Правобережье Днепра.
Богатырский скок. Худ. Юрий Межиров

Десно-Остёрская и Трубежская линии были внутренними резервными линиями защиты, предназначенными также для обеспечения надёжных и быстрых коммуникаций между Киевом и, соответственно, Черниговской и Переяславской волостями (судя по всему, в этот период были выстроены либо существенно обновлены сухопутные дороги между Киевом и Черниговом и Киевом и Переяславлем). Посульская и Стугнинская линии были основными внешними рубежами оборонами, по которым долгое время проходила фактическая граница Руси.

Проект укрепления южных лесостепных границ увенчался успехом: если в 996 году Владимир был вынужден лично спасаться «под мостом», потерпев поражение в битве под Василёвом (к югу от Киева), а в 997 году печенеги осаждали уже пригородную княжескую резиденцию – Белгород-Киевский (к западу от Киева), то в 1001 году нападения печенегов на Киев более чем на десятилетие прекратились, а в 1004 году печенеги были изгнаны далеко в степь (согласно данным поздних летописей). Впрочем, в 1010-е годы, на фоне начавшейся междоусобицы сыновей Владимира, печенеги вновь стали ходить походами на Русскую Землю (в частности, в поддержку претендента на киевский престол Святополка I Окаянного), однако после установления прочной Ярослава I в Киеве печенежская угроза была по большей части снята, а последняя попытка печенегов осадить Киев в 1036 году окончилась их полным разгромом и уходом на Дунай, к границам Византии.

Богатырская застава. Худ. Фёдор Рерберг, 1895

В русском фольклоре история защиты границ Руси при Владимире I отразилась в героическом эпосе о богатырях князя Владимира Красное Солнышко, охраняющих Русь от «поганых», то есть языческих врагов, на «богатырских заставах». Слово «богатырь», впрочем, позднее и имеет тюркское (монгольское) происхождение – от слова «багатур»/«баатар»/«батыр», как называли самых лучших, сильных и храбрых воинов народы, обитавшие в Великой Степи. В домонгольской же Руси лучших воинов называли «храбрами» (что отчасти сохранилось в летописной формулировке «храбрый богатырь»). Позднее, спустя примерно 100 лет, на древнейший слой эпических песен и сказаний о борьбе Владимира I с печенегами наложился новый слой эпоса времён борьбы князя Владимира II Мономаха с половцами, сменившими печенегов в южнорусских степях (князь Владимир Красное Солнышко, таким образом, это не только Владимир I, но и Владимир II). Ещё позднее сюда наложился фольклорный слой, связанный с борьбой Руси с Золотою Ордою и Крымским ханством в XIV–XVII веках (от этого периода в фольклоре осталось и слово «богатырь» и формулировки вроде «храбрый козак Илья Муромец»).

Строительство укреплённых городов на основанных Владимиром I линиях продолжалось и позднее, при следующих русских князьях.

При Ярославе I, после его победы над печенегами, к югу от Стугнинской оборонительной линии была построена Поросская оборонительная линия. Таким образом южная граница на Правобережье Днепра была отодвинута далеко в лесостепь, которую вновь начали заселять славяне-земледельцы (ушедшие оттуда после прихода печенегов в начале X века). На Левобережье Днепра в XII веке передовые русские рубежи достигли реки Ворскла, где была основана крепость Лтава (ныне Полтава).

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. В то время просто Белгород, позднее Белгород-Киевский.
  3. В отличие от славян, язычество которых сводилось большей частью к сложной системе примет и суеверий, финно-угорские племена имели куда более тоталитарный его вариант и, в частности, регулярно практиковали человеческие жертвоприношения и тому подобные недобрые ритуалы, рецидивы которых у некоторых поволжских народностей отмечались вплоть до времён Российской Империи.
  4. Современное название городища, историческое название города, вскоре погибшего при крупном пожаре, точно неизвестно, но некоторые исследователи отождествляют его с летописным Новгородом Малым.
  5. Поскольку при раскопках были обнаружены только предметы времён примерно Великого Князя Владимира.
  6. По немецким ливонским хроникам известно, что к концу XII здесь правил князь Всеволод (Виссевальд), сын «короля Полоцка», то есть полоцкого князя. Между 1213 и 1239 годами (после смерти князя Всеволода) Герсикское княжество было присоединено немецкими крестоносцами к Ливонии (Рижскому архиепископству).
  7. Собственно, поэтому нынешний церковнославянский язык почти идентичен древнеболгарскому.
  8. За первое десятилетие своего правления Владимир объединил в составе Русской Земли всех или почти всех восточных славян (белые хорваты, обитавшие в Прикарпатье и Закарпатье, возможно, были окончательно присоединены несколько позднее Крещения, в 992 году). Для этого, в частности, Владимиру пришлось заново подчинять отпавшие от Руси после гибели Святослава и во время междоусобицы Святославичей племена: радимичей и вятичей, а также, вероятно, дреговичей, полочан и волынян (статус которых при Святославе I не вполне ясен). Север Руси был частично населён варягами-скандинавами и финно-угорскими народами, среди данников Руси были балтские племена, на юге киевским князьям служили отдельные роды тюркских кочевников-печенегов. У всех были свои языки и культуры, свои местные языческие боги и обряды. Население Русской Земли было внутренне разобщено, и Владимир не мог не понимать, что это таило в себе опасность развала страны, с таким трудом собранной им самим и его предками. После того, как Владимир отослал в Византию либо обратно на север варягов-язычников, которые помогли ему взять власть в Киеве в 978 году, он столкнулся с тем, что его киевское окружение – это во многом либо христиане, либо симпатизирующие христианству люди. Предпринятая было Владимиром около 980 года попытка установить в Киеве сильный языческий культ с ограниченным пантеоном богов, во-главе с «княжеско-дружинным» богом-громовержцем Перуном, к успеху не привела, но вызвала столкновения и народные волнения на религиозной почве в Киеве, значительная часть населения которого к тому моменту была христианами (к христианам терпимо относились князь Игорь I, при котором в Киеве был построен деревянный Ильинский собор, княгиня Ольга, которая первой из правителей Руси крестилась, и её старший внук князь Ярополк I). Расширение торговых и дипломатических связей Руси с Европой и особенно с Византией способствовало неуклонному росту числа христиан, прежде всего среди городского населения Русской земли (купцов, дружинников и ремесленников). Были у Владимира и личные, внутренние причины для перехода в Христианство: в частности, пример его родной бабки Ольги, при дворе которой он воспитывался в Киеве в детские годы. Казалось бы, выбор был очевиден. Однако в Киеве в то время проживали многочисленные общины торговцев из соседних стран, исповедовавших не только Христианство греческого и латинского образца, но и другие авраамические религии, которые также поклонялись единому Богу.
  9. Очевидно, целью Владимира было в том числе и введение Руси в политико-дипломатическую систему Христианского мира, либо, на момент выбора веры, Исламского мира.
  10. Впрочем, о крещении Новгорода «огнём и мечом» говорят лишь поздние источники, а именно так называемые Татищевские известия – выписки историка XVIII века Василия Татищева из утраченной впоследствии так называемой Иоакимовской летописи, достоверность которых вызывает вопросы. С другой стороны, возможность боевых столкновений в Новгороде в конце X века косвенно подтверждают найденные археологами следы пожаров в это время (которые, впрочем, могли быть и обычными бытовыми пожарами).
  11. Первый известный по имени белгородский епископ упоминается в 1072 году,[1] в связи с чем возможна и более поздняя дата основания епархии.
  12. В 1010 году, когда Ростовским князем стал Борис Владимирович (вместо Ярослава Мудрого, в окружении которого, вероятно, было сильно языческое влияние), епископ Феодор Ростовский вернулся из Суздаля в Ростов, но в 1015 году после убийства Бориса Святополком Окаянным снова отправился в Суздаль, где умер до 1024 года, после чего Ростовские епископы известны только с 1051 года, когда во главе епархии стал Леонтий Ростовский (по легенде, отец богатыря Алёши Поповича).
  13. Ныне кафедрральным собором Турова является Кирилло-Лаврентьевский собор, освящённый в честь святых Кирилла и Лаврентия Туровских, живших в середине XII века.[2]