Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимир I Святой (а также Великий, Креститель и Красное Солнышко)

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 11 июня 978 года по 15 июля 1015 года.

Границы рассматриваемого периода обусловлены началом киевского княжения Владимира Святославича Великого (называемого также Крестителем и Святым) и его смертью.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы Нации

Десятинная церковь внутри города Владимира в Киеве (реконструкция)

Город Владимира в Киеве

В правление Владимира I, после Крещения Руси была осуществлена масштабная перестройка центра Киева. В 5 раз был увеличен Киевский детинец, располагавшийся на Старокиевской горе (детинцем по-древнерусски называлась центральная укреплённая часть города, позднее в XIV веке появился термин кремль). В ходе строительства была снесена значительная часть старых укреплений столицы (Старокиевского городища времён князей Олега, Игоря I и княгини Ольги), а также курганы и прочие объекты, мешавшие возведению стен. В рамках данного были возведены:

  • Успенский собор (Десятинная церковь) – первый каменный храм на Руси, первый кафедральный собор Русской Церкви (Киевской митрополии).
  • Княжий двор Владимира в Киеве — каменно-деревянный дворцовый комплекс. Четыре каменных здания (соединённые, вероятно, деревянными теремами и переходами) располагались к западу, югу и северо-востоку, от Десятинной Церкви. В ансамбль входили: Большой Западный дворец (предположительно, главный жилой каменный терем княжеской семьи), Южный дворец (предположительно, гридница – зал для пиров и собраний княжеской дружины),[4] Киевский Митрополичий двор (резиденция митрополитов Киевских и клира Десятинной церкви, предположительно к северо-востоку от храма) и четвёртое (северо-западное) каменное здание. Между княжеским жильём и храмом была внутренняя площадь, на которой, перед входом в храм, вероятно, были установлены четыре скульптуры лошадей, вывезенные Владимиром из Корсуни (Херсонеса).[2]
  • Вал Владимира в Киеве – новые, более мощные и обширные укрепления Киева, представлявшие собой невысокий земляной вал, в который были «утоплены» высокие и широкие дерево-земляные стены с боевыми площадками поверх.
  • Софийские ворота Киева – первые на Руси каменные Софийские ворота, которые вели на юго-запад, к построенному вне Детинца Софийскому храму. Также сквозь Вал Владимира вели на север Подольские (Киевские) ворота, через которые можно было спуститься в Подол (торгово-ремесленный район непосредственно на берегу Днепра) и, на юго-восток, Михайловские ворота (названные так позднее по построенному в конце XI – начале XII века Михайловскому монастырю).

За пределами Княжьего двора, в центре Города Владимира находилась площадь Бабин Торжок, на которой, помимо торга, собиралось киевское вече и оглашались княжеские указы. Возможно, название «Бабин Торжок» происходит от античных статуй — «баб», также привезённых Владимиром из Корсуни в 988 году.

Строительство Десятинной церкви и Княжьего двора, вероятно, в основном было осуществлено в 989—996 годах. Стены и ворота были построены либо в этот же период, либо завершены несколько позднее (возможно, в начале XI века). Общая площадь Киевского детинца при Владимире I достигла 10-12 гектар. Позднее, при Ярославе I, к детинцу был пристроен окольный Город Ярослава, в результате чего площадь Киева внутри укреплений увеличилась до 72 гектар.

Успенский собор (Десятинная церковь) в Киеве (реконструкция первоначального облика)

Успенский собор (Десятинная церковь) в Киеве

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) – первый достоверно известный каменный храм, выстроенный на Руси. Храм был центральной композиционной частью города Владимира в Киеве — мегапроекта реконструкции Киева при Владимире I Великом.

Строительство шло с 989 года по 996 год, в 994 году церковь была освящена. Храм играл роль киевского кафедрального собора и главного храма всей Руси (Киевской митрополии) вплоть до строительства каменного Софийского собора в Киеве при Ярославе I Мудром после 1037 года.

Строили храм приглашённые Владимиром I из Византии либо вывезенные из Херсонеса (Корсуни) «мастера от грек». Помимо греческих мастеров и художников, в строительстве и отделке вероятно участвовали болгарские мастера. По сохранившимся остаткам храма известно, что он был отделан мрамором, украшен фресками и мозаиками. Изготовление мозаики было достаточно трудоёмким, кроме того храму были переданы многочисленные драгоценные сосуды, иконы и кресты, принесённые из Корсуни.

Мозаика пола Десятинной церкви

Впрочем, вероятно, основная часть украшений и отделки появилась в храме только при Ярославе Мудром, когда Десятинная церковь в 1039 году была заново освящена (вероятно, в связи с перестройкой), и после того как на Руси уже достаточно развилось искусство фрески и мозаики. Что касается, мраморной отделки (современники называли храм также Мраморным), то она с большей вероятностью относится именно ко временам Владимира, который, предположительно, вывез много мрамора и статуй из Корсуни.

Точное посвящение храма неизвестно. Летописи и иные источники называют его Десятинной церковью либо Богородицей Десятинной (посвящение в честь праздника Успения Богородицы, особо почитаемого на Руси, более вероятно, чем в честь Рождества Богородицы или Введения Богородицы во Храм). Название «Десятинная церковь» связано с тем, что на поддержание храма и всей митрополии Владимир I выделил церковную десятину – десятую часть всех своих доходов (точнее, доходы с десятой части своих городов). Возможно, при Десятинной церкви существовал монастырь – один из первых на Руси.

Ещё при жизни Владимира I Десятинная церковь начала превращаться в княжескую усыпальницу и сокровищницу главных киевских святынь (в этом статусе она и оставалась после перенесения кафедры Киевской митрополии в Софийский собор при Ярославе Мудром). В храме со времён основания хранились мощи священномученика Климента, папы Римского I века нашей эры, отправленного в ссылку в каменоломни Корсуни (и погибшего там, как считается, мученической смертью). В 1007 году в Десятинную церковь были перенесены из Вышгорода мощи святой равноапостольной княгини Ольги. В 1011 году в храме похоронили христианскую супругу Владимира — царевну Анну Византийскую, а в 1015 году здесь похоронили и самого Владимира. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви останки посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка I и Олега Древлянского. В 1078 году в Десятинной церкви был похоронен убитый в бою князь Изяслав I Ярославич Триумвир. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны и впоследствии исчезли.[3].

Собор был разграблен в 1169 и 1203 годах, когда Киев брали войска русских князей во время междоусобиц. Церковь пострадала во время землетрясения 1230 года в Южной Руси, вскоре после чего храм был разрушен монгольскими войсками в ходе взятия Киева в 1240 году. В 1630-х годах, когда Киев был в составе Польши, над юго-западным углом древнего храма по указанию митрополита Петра Могилы в память об утраченной святыне была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.[4] В 1824 году, в эпоху Российской Империи, остатки фундаментов были обследованы и наполовину снесены, в 1828-1842 годах здесь был выстроен новый храм в русско-византийском стиле по проекту знаменитого архитектора Василия Стасова, стоимостью 100 тысяч золотых рублей. При советской власти в 1928 году стасовская церковь была снесена и в 1936 году окончательно разобрана, остатки фундаментов древней церкви в 1938-1939 годах были вновь изучены и впоследствии законсервированы.

Дворец князя Владимира в Киеве. Современная реконструкция

Княжий двор Владимира в Киеве

Каменно-деревянная княжеская резиденция, построенная князем Владимиром I вскоре после Крещения Руси в обновлённом Киевском Детинце — Городе Владимира. Вепрвые упоминается в летописи в 996 году, время строительства подтверждается данными археологии.[5] В состав резиденции фактически входил Успенский собор (Десятинная церковь) — первый каменный храм на Руси, который был композиционным центром как Княжьего двора, так и всего Детинца, располагавшегося на вершине Старокиевской горы.

Четыре каменных здания (соединённые, вероятно, деревянными теремами и переходами) располагались к западу, югу и северо-востоку, от Десятинной Церкви (здания известны только по археологии, их назначение предположительное):

  • Большой Западный дворец — главный жилой княжеский терем, располагавшийся, по гипотезе, именно в западном каменном здании. Между княжеским жильём и Десятинной церковью была небольшая площадь, на которой, перед входом в храм, вероятно, были установлены четыре скульптуры лошадей, привезенные Владимиром из Корсуни (Херсонеса), как в Царьграде (Константинополе) четыре знаменитых коня греческого скульптора Лисиппа были вывезены из Олимпии и установлены перед Софийским собором.
  • Южный дворец — каменное здание на юге, у выхода с княжеского двора. Вероятно, здесь была гридница — парадным залом для пиров и сборов княжеской дружины (живущие при княжьем дворе дружинники назывались гриднями).[6]
  • Киевский Митрополичий двор — вероятно, располагался в северо-восточном каменном здании у храма. Здесь была резиденция митрополитов Киевских, где проживали также священники Десятинной церкви. При Ярославе I Митрополичий двор был перенесён к построенному в его княжение каменному Софийскому собору.
  • Фундаменты четвёртого, северо-западного здания, сохранились плохо, его планировку археологам определить не удалось.[7] Можно предположить, что здесь могла храниться государственная казна, либо это был дом для княжеских гостей, либо отдельное «женское» крыло княжеского дворца.
Софийские ворота Киева. Реконструкция Юрия Асеева

Софийские ворота Киева

Софийские ворота Киева были построены при Владимире I в 990-е либо в начале 1000-х годов в рамках мегапроекта по перестройке и расширению Киевского детинца – Города Владимира. Это были первые известные каменные ворота на Руси.[5]

Ворота вели через Вал Владимира на юго-запад, «в поле». Примерно в это же время здесь, вне укреплений Детинца, был выстроен деревянный Киевский Софийский собор. По этому храму получили своё название и ворота, и ведущая от них дорога.

Софийские ворота служили главным парадным въездом в Киев вплоть до возведения Золотых ворот Ярославом I Мудрым около 1037 года. При Ярославе к югу от Киевского детинца был возведён Окольный город, и Софийские ворота, таким образом, превратились в проезд из Детинца в Город Ярослава.

Размер ворот в основании составлял 10 на 10,6 метров, ширина проезда была всего 3,7-5 м, В высоту они могли достигать 20 и более метров, что в условиях только что начавшегося полноценного каменного строительства было исключительным по величине сооружением для Русской Земли.

Деревянный Софийский собор в Киеве

Первый деревянный Софийский кафедральный собор, возможно, как и новгородский аналог и более поздний каменный храм, тринадцатиглавый, был построен, судя по похвалам летописцев, ещё при Владимире Великом, скорее всего вскоре после Крещения Руси в 988-989 годах или в начале 990-х. Возможно, был многоглавым, как и построенный в то же время или чуть ранее деревянный Софийский собор в Новгороде. Возможно, при Киевском Софийском соборе во времена Владимира I был основан один из первых на Руси монастырей.

Собор простоял до 1017 года, когда сгорел в результате катастрофического пожара, и был восстановлен к 1018 году, а впоследствии был заменён при Ярославе I Мудром на частично сохранившийся доныне каменный Софийский собор.

Белгород-Киевский

Укреплённая великокняжеская резиденция (замок размером с крупный по тем временам город)[6], расположенная к западу от Киева на берегу реки Ирпень. Как поселение не вполне достоверно упоминается с 980 г., однако отчасти городские укрепления и, по-видимому, сам дворцовый комплекс были построены в 991 г. При этом Великий Князь, по летописным свидетельствам, переселил в город множество народа. Археологические исследования подтверждают летописную датировку создания укреплений. В дальнейшем город был достаточно важной крепостью (выдержал осаду печенегами в 997 г.), столицей удельного княжества и успешно развивался в качестве одного из крупных городов до разрушения монголами в 1240 г., после чего восстановился как небольшое поселение. Ныне — село Белогородка Киево-Святошинского района.

Деревянный Софийский собор в Новгороде

Деревянный тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде («из дуба о 13 верхах», согласно летописи) был построен в 989 году. Это был первый известный русский многоглавый храм, сразу выделивший таким образом русскую храмовую архитектуру из общей традиции православного храмового зодчества, заимствованной Русью у Ромейской империи (Византии).

Храм был центром Новгородской епархии, во главе которой стал епископ Иоаким Корсунянин – предположительный автор Иоакимовской летописи, которая, в случае её достоверности, претендует на звание древнейшей на Руси. Согласно этой летописи, в Новгороде были сильны позиции язычества (вероятно, вследствие соседства с не крещёными ещё шведами и финно-угорскими племенами), и в 991 году произошло восстание волхвов (языческих жрецов), которое воеводе Добрыне (дяде Владимира I) пришлось подавлять «огнём и мечом».[7] Однако Софийский храм, если он и вправду был построен к тому времени, во время этих событий не пострадал.

Спустя 60 лет, 4 марта 1048 года деревянный храм сгорел. Ещё ранее, в 1044 году, в присутствие князя Ярослава I Мудрого и его сына, новгородского князя Ярослава Владимировича, ряжом был заложен каменный храм. Сохранившийся доныне Новгородский Софийский собор был достроен и освящён, по разным данным, в 1050 или 1052 годах.

Деревянный Успенский собор в Ростове

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Ростове – первый христианский храм на Северо-Востоке Руси – был выстроен в 991 году, вскоре после Крещения Руси. В то время Ростов, столица Ростовской волости, был дальней окраиной страны, где жила уже перемешавшаяся со славянами, но ещё не слившаяся с ними финно-угорская меря. Языческий культ здесь был особенно сильно укоренён, а, кроме того, распространять христианство на церковнославянском языке мешал языковой барьер. Поэтому сопротивление Крещению здесь приняло куда более серьёзный характер, чем в Киеве и даже в Новгроде — христиане оставались в городе меньшинством.

Храм был центром Ростовской епархии. Однако из-за упорного сопротивления местных волхвов и язычников, первый ростовский епископ Феодор вынужден был переехать в основанный незадолго до Крещения город Суздаль, где на распахиваемом переселенцами из южной Руси Суздальском ополье христианство прививалось быстрее. Второй ростовский епископ, Иларион, прибыл в Ростов в 991 году, но уже через год также был изгнан, в связи с чем вернулся домой в Грецию. Феодор, однако, остался на Руси, создал в Суздале полноценную епископскую резиденцию и выстроил там деревянный Суздальский Богородице-Рождественский собор, а в 1010 году вернулся в Ростов. Князем Ростовским в это время стал Борис Владимирович (вместо перешедшего в Новгород Ярослава Мудрого, в окружении которого, вероятно, в то время было сильно языческое влияние). Однако уже в 1015 году после убийства князя Бориса (предполагаемого наследника Владимира I) его братом Святополком I Окаянным, дела в Ростове пошли к худшему, и епископ Феодор снова отправился в Суздаль, где и умер до 1024 года, когда произошло Суздальское восстание волхвов (охватившее, вероятно и Ростов). Окончательно крестить ростовскую мерю удалось лишь следующему епископу, святому Леонтию, которому также поначалу пришлось переселяться за городскую стену (Леонтий Ростовский, бывший епископом между 1051–1077 годами, по легенде является отцом ростовского богатыря Алёши Поповича).

Собор был построен «от древес дубовых» и, как известно из летописи XII века, был «чудный и зело преудивленный». Храм простоял до 1160 года, когда здание погибло во время пожара. Вскоре на его месте был построен новый каменный собор.

Фортификационные сооружения

Укрепления Города Владимира в Киеве

См. Город Владимира в Киеве.

Укрепления Белгорода-Киевского

См. Белгород (Киевский).

Город-крепость Васильев

Город-крепость Васильев, или Василёв (ныне г. Васильков), предназначенный для защиты Киева от набегов кочевников с юга, был построен вместе с редким по тем временам деревянным православным храмом в 988 году. Название крепости, построенной в рамках проекта Стугнинской оборонительной линии на месте ранее существовавшего поселения, было, как считается, дано по христианскому имени Великого Князя — Василий. Датировка крепости подтверждается обнаруженной археологами характерной только для этого времени конструкцией подземной части крепостных валов.

Город был назван по христианскому имени Владимира I (в крещении Василий). Возможно, Васильев при Владимире I играл также роль южной от Киева княжеской резиденции. С его строительством на правобережье Днепра было создано кольцо укреплённых княжеских резиденций (Вышгород на севере, Белгород на востоке, Васильев на юге).

Город Переяславль

В это время в 993 году или, по другим данным, в 1001 году, в связи с войной с печенегами был построен город Переяславль (ныне Переяслав-Хмельницкий), оборонявший центральную на тот момент Русь с юга, с того же направления, что построенная позже Посульская оборонительная линия. Но, каков бы ни был точный год создания крепости, кладка из сырцового кирпича внутри валов однозначно указывает именно на этот период его строительства.

Позднее его укрепления были серьёзно модернизированы.

Расширение детинца Чернигова

В это время, наряду с другими городами Среднего Поднепровья, был подвергнут дополнительному укреплению Чернигов, являвшийся в то время, вероятно, третьим по значению городом страны. В частности, как считается, в этот период был перестроен Черниговский детинец: он получил более мощные укрепления, его площадь выросла примерно с 4,5-5 до 6 га.[8][9]

Город Новгород-Северский

Город Новгород-Северский, по археологическим данным, был построен при Владимире I, на рубеже X-XI веков.[10]

Крутой берег реки Сулы — основа Посульской линии

Посульская оборонительная линия

Линия укреплений вдоль восточного притока Днепра — реки Сула, защищавшая Русь от набегов печенегов. Линия в нижнем течении Сулы была построена и заселена при Великом Князе Владимире.

Обрывистые берега реки Сулы делались ещё более труднопреодолимыми с помощью дополнительных валов с эскарпами, а в наиболее удобных местах были построены достаточно крупные по тем временам укреплённые поселения (впоследствии вошедшие в состав Переяславского княжества). Летописные данные об этом объекте подтверждаются многочисленными археологическими находками и датировками.

Строительство первой очереди линии велось не ранее начала 980-х годов и было достоверно завершено в 1008 году, хотя летописи указывают завершение и в 988 году.[11] При этом следует иметь в виду, что наиболее острая фаза войны с печенегами пришлась на 993—997 годы, а стоявшая позади этой новой линии крепость Переяславль, с которой, по идее, надо было начинать, была реконструирована только в 993 году, а масштабные мероприятия по Крещению Руси в 987—990 годах вряд ли оставляли ресурсы для мегастройки на границе, что даёт основания думать, что проект был начат не ранее 993 года.

Позднее, уже в связи с войной с половцами, линия была продлена в среднее и верхнее течение Сулы.

Стугнинская оборонительная линия

При Великом Князе Владимире на западном берегу Днепра основная линия обороны на границе со степью проходила не по более широко известной Поросской оборонительной линии, построенной на несколько десятилетий позднее, а по реке Стугна. В это время на ней, помимо, возможно, более мелких укреплений, были построены достаточно крупные города-крепости Васильев (Васильков), Заречье (Новгород Малый)[8] и, возможно, Треполь (Триполье).

Сроки строительства объекта, по-видимому, совпадали с Посульской линией. Позднее, но не ранее начала XII века, на ней была построен город-крепость Тумащь.[12]

Город-крепость Новгород Малый (?) (Заречье)

В это время, по археологическим данным, был построен крупный по тем временам город-крепость с детинцем и окольным городом в составе Стугнинской оборонительной линии. Точное название города неизвестно, в настоящее время город, вскоре[9] погибший по археологическим же данным от катастрофического пожара, называют Заречьем, но отдельные специалисты идентифицируют его с упомянутым в источниках Новгородом Малым. Валы города содержат фундаменты из сырцового кирпича, использовавшиеся в отечественном оборонном строительстве только в этот период.

Город-крепость Воинь

По археологическим данным, именно в это время на слиянии Сулы и Днепра был построен город-крепость Воинь, впервые упомянутый в 1155 году. Город, стоявший на месте соединения при днепровских Змиевых валов и новой Посульской оборонительной линии, стал одним из главных её укреплённых пунктов, являясь частью проекта её строительства. Город, построенный с нуля или практически с нуля имел, помимо основных укреплений, ещё и детинец с речным портом. Скорее всего его строительство велось в 993—1008 годах (см. подробнее в описании Посульской оборонительной линии).

Позднее укрепления города были почти полностью перестроены.

Город-крепость Дебрянск

По археологическим данным, именно в это время, условно считается, что в 985 году, в «дебрях» дремучих лесов, сохраняющих свою репутацию отчасти и поныне, был построен город Дебрянск, ныне областной центр Брянск.

Крепость Ладога — восстановление в дереве

В первые годы XI века разрушенная в 997 году крепость, ныне известная как Старая Ладога, была отстроена в дереве и, видимо, расширена.

Деревянная крепость в Ладоге прослужила с обновлениями до 1114 года, когда её перестроили в камне.

Вид на холм Рубленого города в Ярославле, 2010

Ярославль

Город — в то время укреплённое поселение — был основан Ярославом Мудрым в бытность его до 1010 года ростовским князем на месте или рядом с языческим поселением Медвежий Угол. В дальнейшем на месте города того времени у слияния Волги и Коростоли, ограниченном с третьей стороны Медведицким оврагом с речкой Медведицей, располагался Ярославский кремль, также известный как Рубленый город. Его не следует путать с построенным гораздо позднее Спасо-Преображенским монастырём, ныне иногда ошибочно называемым Ярославским кремлём.

Позднее Рубленый город Ярославля неоднократно перестраивался.

Кидекша — легендарное основание

Город, впервые попавший в летописи только полтора века спустя, тем не менее, по легендарным рассказам из тех же летописей, служил местом встречи сыновей Великого Князя Владимира — Бориса и Глеба при их поездках из вотчин на Северо-Востоке Руси в Киев. Учитывая, что оба святых князя погибли вскоре после смерти своего отца, очевидно, что если эта легенда правдива, то город (ныне село) Кидекша должен был быть построен не позднее этого периода.

Город Друцк

По-видимому, именно в это время был построен город Друцк — на то время состоявший, по сути, из одного детинца и получивший в 1001 году свой первый деревянный храм.

Позднее город стал столицей удельного княжества и получил ещё одну линию стен (окольный город).

Город-крепость Ярск (Ерсика)

Валы на городище Ерсики, 2013 год

Древнейший известный город Латвии, Ярск (Ерсика), был основан в конце X века как древнерусское укреплённое поселение на левом берегу реки Даугавы (Западной Двины), в земле латгалов (по-древнерусски, летьголы). Город был построен, по археологическим данным, на месте более раннего латгальского посёлка, имел, вероятно, смешанное население.

Основание города произошло во время присоединения Латгалии к Руси при князе Владимире I – вероятно, после 987 года, когда Владимир отослал править в Полоцк своего сына Изяслава вместе с его матерью Рогнедой Полоцкой (то есть в конце 980-х годов или в 990-х годах, когда был основан и город Изяславль). Первоначальный размер Ярского городища составлял около 70 на 100 м.

Ярск – реконструируемое русское название, Ерсика – современное латвийское, Герсика (Герцике) – немецкое. Город был частью Полоцкого княжества – либо непосредственно, либо как племенной центр вассального племени летьгола (последнее менее вероятно, с учётом того, что укрепления в XI-XII века имели вполне обычный для древнерусского города характер). [10]

Позднее, в XI веке, – по-видимому уже при полоцком князе Брячиславе Изяславиче, – город был существенно укреплён и расширен (построены укрепления детинца и окольного города).

Кирпич в остатках фундаментов Десятинной церкви, наши дни

Промышленность строительных материалов

Начало регулярного каменного строительства на Руси (из кирпича-плинфы)

Каменное строительство храмов в Русской Земле началось при Владимире I, заимствовавшим эту технологию из Византии (Ромейской Империи) сразу после Крещения Руси.

Первым русским каменным храмом стал Успенский собор (Десятинная церковь). Она была построена из тонкого обожжённого кирпича-плинфы, который был стандартным строительным материалом в Древнем Риме и в Византии, а с этого времени стал основным материалом для дорогих монументальных зданий и на Руси (за исключением Галицкого и Владимиро-Суздальского княжества, где начиная с XII века развилось белокаменное зодчество). Византийская и русская плинфа имела обычно размеры примерно 300×350×25 мм.

Перенос на Русь технологий производства плинфы, создание предприятий по добыче сырья и обжигу кирпича можно рассматривать как отдельный крупный проект. Помимо церковного строительства, плинфа шла также на княжеские терема и укрепления: в частности, на княжеские палаты Владимира и первые каменные Софийские ворота в Киеве.

Возможно, плинфа ранее эпохи Владимира I могла использоваться при строительстве каменных теремов Ольги в Киеве и Вышгороде, построенных в середине X века (вероятно, при помощи византийских мастеров), однако их положение точно не идентифицировано и не все исследователи доверяют летописным сведениям об их существовании. В любом случае, устойчивая традиция каменного зодчества на Руси началась именно при Владимире I.

Наука и образование

Новгородский кодекс — древнейшая известная книга Руси (конец X — начало XI века)

Обучение книжное

До Крещения Руси грамотность в стране была малораспространённой, что, видимо, объяснялось не столько сложностью использования давно известной соседним народам письменности, сколько языческими суевериями, фактически превращавшими любое написанное слово в колдовской предмет, тут же вызывавший подозрения на написавшего его в чём-то нехорошем, например в пренебрежении обычаями предков. А за такое дело могли и жизни лишить.

Поэтому массово обучать чтению и письму начали после Крещения Руси с помощью болгарских учителей, говоривших на весьма близком на то время языке[11]. Методы внедрения книжной мудрости в массы, как свидетельствует «Повесть временных лет», ничем не отличались от практиковавшихся Петром I Великим: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых». То есть речь идёт фактически о начале школьного образования в стране.

Результат такой политики не заставил себя ждать — вскоре грамотность настолько распространилась, что, по утверждению многих авторов, ссылающихся на новгородские берестяные грамоты XI—XII веков, в отношении уровня распространения грамотности Русская Земля я в этот период не отставала от Западной Европы (а возможно, даже и превосходила её).

При Ярославе I Мудром, сыне Владимира I Крестителя, образование и книжность на Руси получили мощный импульс дальнейшего развития: были основаны первые крупные русские школы и библиотеки, положено начало русской литературе, создан первый светский письменный свод законов – «Русская Правда».

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. Худ. Олег Фёдоров (на заднем плане изображены Софийские ворота Киева)

Конное русское войско

При Владимире I основа русского войска — княжеская дружина — была окончательно пересажена на коней, и в целом конница стала главным компонентом армии Русской Земли. Ранее довольно многочисленная конница появилась на Руси ещё во времена Святослава I Храброго, о чём известно по летописным описаниям войны Святослава с греками в Болгарии. Однако при Святославе, как считается, конница играла ещё второстепенную роль, для русских было непривычно сражаться в конном строю, и в основном лошади использовались просто как транспорт. Основой же была пехота варяжско-славянского образца (которая использовала построение «стена щитов», по возможности нападая с кораблей и из засад).

У перевода войска преимущественно в конный формат было несколько причин. Во-первых, с самого начала правления Владимира осложнились отношения Руси с язычниками-печенегами, вылившиеся после Крещения Руси в «Великую беспрерывную войну» (990—1004). Главной ареной сражений в то время стали не леса и берега рек/морей, как было в период создания Древнерусского государства, а степи, лесостепи и плотно заселённые и распаханные земли вокруг Киева, на которые печенеги совершали свои набеги. Эффективно противостоять конным степнякам могло только конное войско.

Во-вторых, в Западной Европе к тому моменту окончательно сложилось конное рыцарское войско, которое должно было быть хорошо известно на Руси хотя бы по контактам со Священной Римской Империей, основанной Оттоном I в 962 году. Русь при Владимире начала претендовать на статус, сравнимый с имперским статусом как Ромейской империи (Византии), так и этой новой западной империи. Соответственно, и войско должно было быть высокостатусное, что в реалиях того времени означало тяжеловооружённое, одоспешенное конное войско.

В-третьих, огромные территориальные размеры Русской Земли требовали расширения возможностей военного контроля над ней, ускорения переброски войск. По рекам на ладьях можно было перебрасывать войска и припасы лишь в тёплое время года, зимой же по льду могла быстро пройти конница. Кроме того, именно при Владимире летопись впервые сообщает о дорожном строительстве на Руси и именно в военных целях. По-видимому, Владимир успел выстроить как минимум в Южной Руси сеть прямоезжих дорог, которая позволяла быстро реагировать на любые военные угрозы с юга и запада.

Роль пехоты, и, в частности, варяжского компонента, при Владимире снизилась. Он предпочитал отправлять варягов-скандинавов на службу в Византию, а после Крещения Руси в 988 году отношения с языческими на тот момент Швецией и Норвегией испортились, о чём свидетельствует, в частности, нападение норвежского ярла Эйрика Хаконарсона на Ладогу в 997 году (который впоследствии стал королём Норвегии, где приостановил процесс крещения норвежцев, начатый Олафом I Трюггвасоном, союзником и, ранее, полководцем на службе у Владимира). Из-за этого приток скандинавов на Русь на рубеже X—XI веков временно сократился (впоследствии вновь массово набирать варягов на службу начал Ярослав I Мудрый).

В XI веке, тем не менее, Русь ещё осуществляла крупные морские и речные походы, для чего требовалась «морская пехота» (каковой были, по сути, те же варяги). С XII века, однако, роль конницы возросла ещё сильнее, и хотя флот и пехотные соединения сохранялись и часто играли заметную роль (особенно в северной Новгородской земле), конница в основном доминировала на полях сражений в течение 6-7 веков русской истории, до создания рекрутской регулярной армии Петром I в 1698—1699 годах.

Русская стража (гвардия) в Ромейской Империи

Варяжская стража. Миниатюра из «Мадридского Скилицы», рукописи сочинения греческого историка Иоанна Скилицы. Видны боевые топоры, характерные для северных народов

Знаменитая «варяжская стража» («варяжская гвардия») императоров Ромейской империи (Византии) имела изначально русское происхождение и появилась на рубеже X–XI веков. Её создание было фактически совместным русско-византийским проектом.

Выходцы из Руси, известные под именем «росов» служили Византии и ранее, по крайней мере со времён князя Олега Вещего в начале X века. Тогда они участвовали в морских военных кампаниях, в частности, в войнах с арабами на Крите. Однако именно император Василий II (годы правления 976—1025) сформировал из русов свою личную стражу и элитную часть своего войска. Основой для этого, вероятно, стали 6000 «тавроскифов», которые согласно греческим и армянским источникам прибыли с Руси, недавно перешедшей в христианство в то время. При Василии II «росы» («рузы») участвовали в его военных кампаниях в Грузии и Сирии, а также, около 1016 года, в окончательном завоевании Византией Первого Болгарского царства (павшего в 1018 году).

Согласно русским летописям, великий князь Владимир I пришёл к власти в Киеве с помощью наёмного варяжского войска, которое он набрал во время своего новгородского княжения (с 970 года), а затем в Скандинавии, куда он временно бежал в 977 году во время междоусобицы с братом, киевским князем Ярополком I. Однако вскоре после вокняжения в Киеве Владимир отправил большинство своих варягов на службу Византии – то ли из-за нежелания платить им, то ли из-за опасения их нелояльности.

После Крещения Руси в 988 году, Владимир, вероятно, и отправил тот самый варяжско-русский отряд в 6000 человек на помощь византийскому императору Василию II Болгаробойце. Это, по-видимому, было частью сделки, согласно которой Василий II отдал за Владимира свою сестру-царевну и отправил священников и греческих мастеров для основания Русской Церкви (Киевской митрополии) и её первых храмов. Владимир, в свою очередь, вернул Византии ранее захваченный им город Херсонес (Корсунь) в Крыму, и заключил военный союз, выслав войска, которые помогли Василию II подавить мятеж полководца Варды Фоки в 989 году. На самой Руси с 990-х годов стали больше востребованы не варяги, а созданное Владимиром I конное войско, необходимое для борьбы с печенегами.

Не исключено, что сам термин «варяги» русские летописцы заимствовали не напрямую у скандинавов, а из греческих источников XI века. В этом случае, несмотря на летописный рассказ о варягах Владимира, византийскую «варяжскую стражу/гвардию» в этот период корректнее всё же называть русской стражей/гвардией. Тем более, что византийские авторы в рассказах о том времени употребляют именно термин «росы» («рузы»). Посылка союзных контингентов и варяжских наёмников из Руси в Византию, вероятно, продолжалась и после 988 года.[12]

В сохранившихся греческих источниках слово Βάραγγοι (варяги) впервые упоминается в 1034 году при императоре Романе III. Слово возможно, имеет норвежское происхождение и на тот момент оно означало прежде всего выходцев из Норвегии, которые в то время, в числе прочих скандинавов массово поступали на службу к русскому князю Ярославу I Мудрому, а через его посредство, и в Византию. С XI века названия «варяги» и «варяжская стража» закрепились. При этом варягами, по-видимому, греки называли выходцев не только из Скандинавии и Руси, но и из Англии. Особенно много англосаксов в варяжской страже стало после 1066 года, когда началось Норманнское завоевании Англии и в Византию оттуда прибыло много беженцев (позднее появился даже специальный термин «англоваряги»). Варяжская стража играла важную роль в византийской политике и войнах в XI-XII веках, и затем даже была возрождена в XIII веке после отвоевания греками-никейцами Константинополя у Латинской империи (основанной захватившими город крестоносцами в 1204 году). Церемониальную роль при константинопольском дворе варяги продолжали играть, вероятно, и в XIV веке.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Крещение киевлян в Днепре. Худ. Клавдий Лебедев

Крещение Руси

Крещение Руси в 988 году в Христианство по греческому обряду (Православие, воспринятое от Ромейской Империи – Византии) с церковнославянским языком богослужения (воспринятым от уже распавшейся к тому моменту Моравской державы и от Болгарского царства), стало ключевым событием древнерусской истории, определившим цивилизационный путь России на следующую тысячу лет. Причины Крещения имели общий для всех языческих народов Европы характер – не обладавшие развитой письменной традицией и жёсткой организацией языческие верования везде рано или поздно уступали монотеистическим религиям (до 922 года стала исламской Волжская Булгария, в 960 году крестилась Дания, в 985 году – Польша). С другой стороны, были и особые обстоятельства, по которым Русь крестилась именно в конце X века.[13] В числе этих причин было стремление Владимира укрепить княжескую власть, обеспечив не просто политическое, но и идеологическое единство Русской Земли, а также включить её в Христианский мир, со странами которого Русь активно торговала и заключала союзы, у которых заимствовала технологии и культуру.

Согласно летописи, содержащей обширный рассказ «о выборе веры», Владимир подошёл к данному вопросу весьма серьёзно и основательно, отправив посольства в соседние страны, – православную Ромейскую Империю (Византию), католическую Священную Римскую Империю, иудейскую Хазарию и мусульманскую Волжскую Булгарию, – с целью исследования их вер. Кроме того, ко двору самого Великого Князя вызывались представители от различных религий. Таким образом, Крещение было крупным проектом в том числе и дипломатического характера.[14] Выиграло в «соревновании вер» Христианство – ещё не разделённое окончательно на Православие и Католичество. Крещение же именно по греческому обряду было связано далеко не только с тем, что Константинополь был географически ближе к Руси, чем Рим, но и с тем, что Византийская Империя переживала тогда период возрождения своего могущества и культурного блеска (с которыми не могли сравниться ни Западная Европа, ни находившаяся в X веке в состоянии глубокого внутреннего кризиса Католическая Церковь). Важным фактором было то, что в Киеве и в целом на Руси уже проживало много христиан: варягов-наёмников и торговцев, в частном порядке принявших крещение в Византии или в Западной Европе, а также славян-христиан, бежавших на Русь либо из разгромленной венграми в начале-середине X века Моравии, либо из Первого Болгарского царства, которое к 988 году находилось в состоянии длительной войны Византией (и было ею окончательно завоёвано в 1018 году).

Окончательное решение о Крещении Руси было принято на совете бояр в 987 году, а само Крещение началось в 988 году, когда крестился лично князь Владимир – по одной версии в Киеве, а по другой – в греческом городе Херсонесе (Корсуни) в Крыму, на который войско Русской Земли совершило успешный поход с целью «завоевания веры». Из Корсуни Владимир вывез греческих священников и мастеров, а также книги, иконы и церковную утварь. Возвращение города Византии (и, что немаловажно, его восстановление после осады за русский счёт) послужило основанием для заключения союза с византийским императором Василием II и женитьбе Владимира на его сестре, греческой царевне Анне.[15] Из Корсуни Владимир вернулся в Киев и крестил киевлян, а за ними и население других городов Руси (крещены, очевидно, были далеко не все горожане, но христианство с тех пор стало обязательным для княжеской дружины и всего военно-служилого слоя). Главный идол Киева был сброшен в Днепр, причём специальная команда следила за тем, чтобы его не прибило обратно к берегу до самых Днепровских порогов, расположенных уже глубоко в землях, контролируемых враждебными в то время печенегами.

Крещение Новгорода. Худ. И. Глазунов

В большинстве городов вдоль «пути из варяг в греки» Крещение прошло без особых проблем (почти везде на этом главном торговом пути уже присутствовали христиане в том или ином количестве) — так, в стольном Киеве Владимиру оказалось достаточно объявить: «кто меня любит, приходи на Днепр креститься». Сложности возникли в Новгороде и на Северо-Востоке Руси (где среди финских племён был особенно силён языческий культ), а также на западных русских окраинах. Процесс последующего крещения всего населения был длительным: последние восточнославянские племена (вятичи) были крещены только лишь в начале XII века, а крещение балтских и финно-угорских племён в составе Руси продолжалось и позднее, в XIII-XV веках (до XIII века включительно очаги язычества сохранялись и среди славян). Тем не менее, как политический и культурный факт переход Руси в Христианство состоялся уже в конце X века.

При Владимире I была основана Русская Церковь, являвшаяся на тот момент Киевской Митрополией Константинопольского патриархата. Первым митрополитом Киевским и всея Руси, согласно церковному преданию, стал Михаил I; первым известным настоятелем храма (Десятинной церкви) — Анастас Корсунянин (по-видимому, игравший роль главного помощника Владимира I в организации Крещения). До конца правления Владимира в Русской Земле были основаны следующие епархии, кафедральные храмы и монастыри:

  • Новгородская епархия (989/990) с центром в Новгороде, где был построен деревянный Новгородский Софийский собор «о 13 верхах» (первый известный завершённый русский многоглавый храм). В Новгороде, где вследствие соседства с варягами-язычниками и финно-угорскими племенами были сильны позиции язычества, в 991 году произошло восстание волхвов (языческих жрецов), которое пришлось подавлять «огнём и мечом».[7]
  • Черниговская епархия (991) с центром в Чернигове, третьем по значению городе Руси в те времена. Предположительно, здесь был построен деревянный Черниговский Спасо-Преображенский собор (судя по посвящению последующего каменного храма в Чернигове). Южная часть Черниговской волости, по рекам Десне, Сейму и Сожу, была крещена достаточно быстро, однако жившие в бассейне реки Оки вятичи более сотни лет, до начала XI века не поддавались крещению (вероятно, бегство язычников из других регионов Руси в глухие вятические леса способствовало в итоге фактическому отделению вятичей от Руси после смерти Владимира I).
  • Белгородская епархия (992)[16] с центром в Белгороде-Киевском (крупном в то время городе под Киевом, где была княжеская резиденция Владимира). Предположительно, здесь был построен деревянный Белгородский собор 12 апостолов (в конце XII века, согласно летописям, был возведён каменный храм на месте старого деревянного, вероятно, с сохранением посвящения). В ведении Белгородской епархии находились города Киевской волости на Правобережье Днепра (сам Белгород, а также Вышгород, Звенигород, Васильев, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий и Искоростень). Белгород, вероятно, был специально отстроен Владимиром I под Киевом в качестве примера «идеального» христианского города.
  • Ростовская епархия (992) с центром в Ростове, главном тогда городе Северо-Востока Руси. Здесь был построен деревянный Ростовский Успенский собор. В Ростовской волости, как и в Новгороде, было особенно сильно влияние волхвов и язычества (большинство населения тогда здесь составляло финно-угорское племя меря). Из-за упорного сопротивления большинства местных язычников, первый ростовский епископ Феодор вынужден был переехать в новый город Суздаль, основанный незадолго до Крещения (либо уже после него ставший полноценным городом, именно в качестве епископской резиденции). Здесь, в свою очередь, был построен деревянный Суздальский Богородице-Рождественский собор.[17]
  • Полоцкая епархия (992) с центром в Полоцке, где, по всей видимости, был построен деревянный Полоцкий Софийский собор в новом «княжеском» Полоцком детинце, выстроенном в стороне от старого «племенного» центра города. Исландский миссионер Торвальд Кодраснссон (Торвальд Путешественник, известный по ряду исландских саг) прибыл в Полоцк из Константинополя около 986 года и впоследствии основал здесь церковь и монастырь Иоанна Крестителя (до своей смерти в 1002 году). О каких-либо конфликтах при крещении славян-полочан и дреговичей летописи не сообщают, однако по некоторым летописным намёкам, позиции волхвов в Полоцкой волости оставались довольно сильны на протяжении XI века.[18] Балтские племена, частично подвластные, частично платившие дань Полоцку в это время, крестить, судя по всему, по большей части не удалось (они остались язычниками вплоть до прихода северных крестоносцев в XIII веке).
  • Владимиро-Волынская епархия (992/993) с центром во Владимире (Волынском), где, по всей видимости, был построен деревянный Владимиро-Волынский Успенский собор. Владимир-Волынский был в то время новым городом (вероятно, основанным во время или вскоре после войны за Червенские города 981 года в качестве приграничной крепости). В 988 году здесь был посажен князем Всеволод Владимирович, а основание в этом городе епархии окончательно сделало его главным центром княжеской власти на Западе Руси. Предположительно, на Карпаты, – малоосвоенную тогда окраину Руси, – бежало немало языческих волхвов из Поднепровья, крещёного Владимиром. Вероятно, в подражание каменным произведениям христианского искусства они создали в X-XI веках знаменитый Збручский идол, дошедший до нашего времени. Поход Владимира 992 года на белых хорватов, живших в Прикарпатье, мог быть связан с усилиями по крещению данного региона.
  • Туровская епархия (1005) с центром в Турове, главном городе бывшей земли дреговичей на Припяти. Епархия охватывала первоначально почти всю южную часть нынешней Беларуси по Правобережью Днепра.[19] Возможно, после окончательной победы в 1019 году Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным, бывшим ранее Туровским князем и, по некоторым предположениям, пытавшимся распространять здесь христианство по латинскому обряду (Святополк был женат на польской княжне), епархия на какое-то время была упразднена. [13] Посвящение первого деревянного собора Туровской епархии неизвестно, равно как и выстроенного предположительно в 1160-х – 1170-х годах первого каменного собора. По некоторым предположениям, это мог быть Троицкий собор.[14][20]

Крещение Руси положило начало масштабному росту грамотности в стране, а также развитию многих ремёсел. На Русь из Византии приехало не только множество священников, но и немало иконописцев и мастеров фресковой живописи, переплётчиков и переписчиков книг, архитекторов и мастеров по церковной утвари — в те времена это были представители сложнейших и передовых областей искусства и техники. В русских городах началось строительство деревянных, а также первых каменных храмов, включая Десятинную церковь в Киеве. Уже в XI веке всё это привело к изменению облика русских городов, расцвету искусств и ремёсел, широчайшему распространению грамотности среди городского населения. Принятый после 996 года Церковный устав Владимира положил начало русскому письменному законодательству.

Спустя 1000 лет, в 1988 г., празднование 1000-летия Крещения Руси стало первым большим религиозным событием, разрешённым к проведению властями СССР. В настоящее время бытует мнение, что оно ознаменовало собой начало Второго Крещения Руси, которое имеет место в наше время — в период 1988—2013 гг. в среднем открывалось по 1000 храмов в год, что является беспрецедентным в истории Христианства.

Памятная монета 1988 г. «1000-летие древнерусской монетной чеканки»

Первая чеканка русской монеты

При Великом Князе Владимире на Руси впервые началась первая полноценная чеканка собственной государственной монеты, основанной на византийских образцах (до этого чеканка монеты, предположительно, была произведена уже при Ярополке I Святославиче, известно 13 экземпляров так называемых «псевдодирхемов Ярополка» — они были основаны на арабских монетах и, возможно, получены путём перечеканки).

Чеканка монет Владимира началась вскоре после Крещения Руси и имела поначалу не столько экономическое, сколько символическое значение (до этого времени экономика Руси обслуживалась византийской и арабской монетой).

Владимир Святославич начал чеканить как золотые монеты (златники или золотники), так и серебряные (серебряники). Дошедшее до нас на этих монетах изображение Владимира, хоть и довольно условное, является исторически первым известным прижизненным изображением российского правителя.[15][16][17][18]

Златник Владимира, рубеж X—XI вв.
Серебряник Ярослава, XI в.

Чеканка монеты на Руси началась ранее, чем в большинстве других европейских государств того времени. Подобный прогресс был обусловлен налаживающимися культурными и технологическими связями с Византией (монеты чеканились по образцу византийских солидов: с портретом князя на аверсе и ликом Христа на реверсе), а также богатством, которое Русь приобрела в IX—XI вв. благодаря контролю над речными торговыми путями «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» (в конце I тысячелетия н. э. по этим путям в Европу шла значительная доля используемого в европейской экономике серебра). Значительное количество найденных в XIX—XX вв. кладов с древнерусскими монетами X—XI вв. доказывает, что на Руси уже более 1000 лет назад существовала собственная развитая монетная система.

Согласно поздним летописям XVI века (возможно, не вполне достоверно освещающим события X–XI веков), ко времени княжения Владимира также относится первое зафиксированное на Руси использование наградных денег (и вообще первое известное награждение знаком отличия) — летом 1000 г. воевода Александр Попович (возможно, один из исторических прототипов былинного богатыря Алёши Поповича) был награждён за победу над степняками золотой гривной (золотой обруч, использовавшийся и как украшение, и как расчётное средство).[19][20]

Расширение Киевского детинца

См. Город Владимира в Киеве.

Укреплённые линии и города вокруг Киева

После Крещения Руси обострились отношения с язычниками-печенегами, которые кочевали в степях и лесостепях к югу от Киева. Князь Владимир I предпринял попытки крестить не только Русь, но и печенегов, однако в основном потерпел в этом неудачу (в христианство перешло лишь несколько печенежских ханов, и то если верить данным не «Повести временных лет», а поздних летописей). В 990 году (а возможно, уже и сразу в 988) началась «великая беспрерывная война» с печенегами, шедшая по крайней мере до 997 года (по данным ПВЛ), либо даже до 1004 года (по данным поздних летописей).

Для противостояния печенежской угрозе Владимир окончательно пересадил свою дружину на коней, сформировав конное русское войско, а также начал масштабный проект укрепления границ к югу и юго-востоку вокруг Киева. Вот что об этом сообщает «Повесть временных лет»:

В год 6496 [988 от Р. Х.] ... И сказал Владимир: «Это плохо, что мало городов вокруг Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.

Таким образом, из летописи можно заключить, что в этот период были построены:

  • Десно-Остёрская оборонительная линия – по реке Десне близ её впадения в Днепр и её левому притоку Остру, на Левобережье Днепра.
  • Трубежская оборонительная линия – по реке Трубеж на Левобережье Днепра.
  • Посульская оборонительная линия – по реке Сула на Левобережье Днепра.
  • Стугнинская оборонительная линия – по реке Стугна на Правобережье Днепра.
Богатырский скок. Худ. Юрий Межиров

Десно-Остёрская и Трубежская линии были внутренними резервными линиями защиты, предназначенными также для обеспечения надёжных и быстрых коммуникаций между Киевом и, соответственно, Черниговской и Переяславской волостями (судя по всему, в этот период были выстроены либо существенно обновлены сухопутные дороги между Киевом и Черниговом и Киевом и Переяславлем). Посульская и Стугнинская линии были основными внешними рубежами оборонами, по которым долгое время проходила фактическая граница Руси.

Проект укрепления южных лесостепных границ увенчался успехом: если в 996 году Владимир был вынужден лично спасаться «под мостом», потерпев поражение в битве под Василёвом (к югу от Киева), а в 997 году печенеги осаждали уже пригородную княжескую резиденцию – Белгород-Киевский (к западу от Киева), то в 1001 году нападения печенегов на Киев более чем на десятилетие прекратились, а в 1004 году печенеги были изгнаны далеко в степь (согласно данным поздних летописей). Впрочем, в 1010-е годы, на фоне начавшейся междоусобицы сыновей Владимира, печенеги вновь стали ходить походами на Русскую Землю (в частности, в поддержку претендента на киевский престол Святополка I Окаянного), однако после установления прочной Ярослава I в Киеве печенежская угроза была по большей части снята, а последняя попытка печенегов осадить Киев в 1036 году окончилась их полным разгромом и уходом на Дунай, к границам Византии.

Богатырская застава. Худ. Фёдор Рерберг, 1895

В русском фольклоре история защиты границ Руси при Владимире I отразилась в героическом эпосе о богатырях князя Владимира Красное Солнышко, охраняющих Русь от «поганых», то есть языческих врагов, на «богатырских заставах». Слово «богатырь», впрочем, позднее и имеет тюркское (монгольское) происхождение – от слова «багатур»/«баатар»/«батыр», как называли самых лучших, сильных и храбрых воинов народы, обитавшие в Великой Степи. В домонгольской же Руси лучших воинов называли «храбрами» (что отчасти сохранилось в летописной формулировке «храбрый богатырь»). Позднее, спустя примерно 100 лет, на древнейший слой эпических песен и сказаний о борьбе Владимира I с печенегами наложился новый слой эпоса времён борьбы князя Владимира II Мономаха с половцами, сменившими печенегов в южнорусских степях (князь Владимир Красное Солнышко, таким образом, это не только Владимир I, но и Владимир II). Ещё позднее сюда наложился фольклорный слой, связанный с борьбой Руси с Золотою Ордою и Крымским ханством в XIV–XVII веках (от этого периода в фольклоре осталось и слово «богатырь» и формулировки вроде «храбрый козак Илья Муромец»).

Строительство укреплённых городов на основанных Владимиром I линиях продолжалось и позднее, при следующих русских князьях.

При Ярославе I, после его победы над печенегами, к югу от Стугнинской оборонительной линии была построена Поросская оборонительная линия. Таким образом южная граница на Правобережье Днепра была отодвинута далеко в лесостепь, которую вновь начали заселять славяне-земледельцы (ушедшие оттуда после прихода печенегов в начале X века). На Левобережье Днепра в XII веке передовые русские рубежи достигли реки Ворскла, где была основана крепость Лтава (ныне Полтава).

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. По образцу Царьграда (Константинополя), где четыре знаменитых коня греческого скульптора Лисиппа, вывезенные из Олимпии, были установлены перед Софийским собором.
  3. По преданию, в XVII веке митрополит Пётр Могила отыскал мощи Владимира и других князей, но в XVIII веке останки вновь исчезли
  4. В церкви 1630-х годов была выставлена одна из древнейших икон с образом св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня.
  5. По другой версии, первыми каменными воротами Киева могли быть Подольские (Киевские) ворота,[1] ведущие в торгово-ремесленный район Подол и к соседнему городу Вышгороду, бывшему на момент начала 990-х годов главным выездным направлением из Киева. Однако убедительных археологических подтверждений этому нет.
  6. В то время просто Белгород, позднее Белгород-Киевский.
  7. 7,0 7,1 Впрочем, о крещении Новгорода «огнём и мечом» говорят лишь поздние источники, а именно так называемые Татищевские известия – выписки историка XVIII века Василия Татищева из утраченной впоследствии так называемой Иоакимовской летописи, достоверность которых вызывает вопросы. С другой стороны, возможность боевых столкновений в Новгороде в конце X века косвенно подтверждают найденные археологами следы пожаров в это время (которые, впрочем, могли быть и обычными бытовыми пожарами).
  8. Современное название городища, историческое название города, вскоре погибшего при крупном пожаре, точно неизвестно, но некоторые исследователи отождествляют его с летописным Новгородом Малым.
  9. Поскольку при раскопках были обнаружены только предметы времён примерно Великого Князя Владимира.
  10. По немецким ливонским хроникам известно, что к концу XII здесь правил князь Всеволод (Виссевальд), сын «короля Полоцка», то есть полоцкого князя. Между 1213 и 1239 годами (после смерти князя Всеволода) Герсикское княжество было присоединено немецкими крестоносцами к Ливонии (Рижскому архиепископству).
  11. Собственно, поэтому нынешний церковнославянский язык почти идентичен древнеболгарскому.
  12. По некоторым гипотезам, ближе к началу XI века отношения Владимира с Византией всё же испортились, так как Руси было невыгодно полное поглощение Византией Болгарского царства и, таким образом, чрезмерное усиление Империи в Черноморском регионе. Отдельные исследователи даже предполагают, что Киевская митрополия на какое-то время могла перейти из Константинопольской в Болгарскую патриархию. Но полностью убедительных подтверждений этому нет.
  13. За первые 10 лет своего правления Владимир объединил в составе Русской Земли практически всех восточных славян (только белые хорваты, обитавшие в Прикарпатье и Закарпатье, возможно, были окончательно присоединены несколько позднее Крещения, в 992 году). Для этого Владимиру пришлось заново подчинять отпавшие от Руси после гибели Святослава и во время междоусобицы Святославичей племена – радимичей и вятичей, а также, вероятно, дреговичей, полочан и волынян (статус которых при Святославе I не вполне ясен). Север Руси был частично населён варягами-скандинавами и финно-угорскими народами, среди данников Руси были балты, на юге киевским князьям служили отдельные роды тюркских кочевников-печенегов. У всех были свои языки и культуры, свои местные языческие боги и обряды. Население Русской Земли было внутренне разобщено, и Владимир не мог не понимать, что это таило в себе опасность развала страны, с таким трудом собранной им самим и его предками. После того, как Владимир отослал в Византию либо обратно на север варягов-язычников, которые помогли ему взять власть в Киеве в 978 году, он столкнулся с тем, что его киевское окружение было либо христианами, либо симпатизирующими христианству язычниками. Предпринятая было Владимиром около 980 года попытка установить в Киеве сильный языческий культ с ограниченным пантеоном богов, во-главе с «княжеско-дружинным» богом-громовержцем Перуном, к успеху не привела, но лишь вызвала столкновения и народные волнения на религиозной почве в Киеве, значительная часть населения которого к тому моменту была крещена (к христианам терпимо относились Игорь I, при котором в Киеве был построен деревянный Ильинский собор, княгиня Ольга, которая первой из правителей Руси крестилась, и её старший внук Ярополк I). Расширение торговых и дипломатических связей Руси с Европой и особенно с Византией способствовало неуклонному росту числа христиан, прежде всего среди городского населения Русской земли (купцов, дружинников и ремесленников). Были у Владимира и личные, внутренние причины для перехода в Христианство: в частности, пример его родной бабки Ольги, при дворе которой он воспитывался в Киеве в детские годы. Казалось бы, выбор был очевиден. Однако в Киеве в то время проживали многочисленные общины торговцев из соседних стран, исповедовавших не только Христианство греческого и латинского образца, но и другие авраамические религии, которые тоже были основаны на вере в единого Бога. Поэтому, видимо, Владимир решил устроить «испытание вер».
  14. Очевидно, целью Владимира было в том числе и введение Руси в политико-дипломатическую систему Христианского мира, либо, на момент выбора веры, Исламского мира.
  15. Примечательно, что Владимир крестился под именем Василий, что стало ещё одним проявлением желания русского князя стать равным по статусу греческому императору.
  16. Первый известный по имени белгородский епископ упоминается в 1072 году,[2] в связи с чем возможна и более поздняя дата основания епархии.
  17. В 1010 году, когда Ростовским князем стал Борис Владимирович (вместо Ярослава Мудрого, в окружении которого, вероятно, было сильно языческое влияние), епископ Феодор Ростовский вернулся из Суздаля в Ростов, но в 1015 году после убийства Бориса Святополком Окаянным снова отправился в Суздаль, где умер до 1024 года, после чего Ростовские епископы известны только с 1051 года, когда во главе епархии стал Леонтий Ростовский (по легенде, отец богатыря Алёши Поповича).
  18. Так, в «Повести временных лет» утверждается, что полоцкий князь Всеслав Брячиславич, прозванный Чародеем, был рождён «от волхвования» (до 1044 года) и потому был «немилостив на кровопролитие». Во время войн Всеслава Чародея с сыновьями Ярослава Мудрого в 1060-х – 1070-х годах он неоднократно успешно привлекал на свою пользу языческие балтские и финно-угорские племена. В «Слове о полку Игореве» конца XII века Всеслав и вовсе описывается как оборотень.
  19. До основания Туровской епархии в 1005 году земли Туровской волости, вероятно, относились к Белгородской епархии, либо к Полоцкой.
  20. Ныне кафедральным собором Турова является Кирилло-Лаврентьевский собор, освящённый в честь святых Кирилла и Лаврентия Туровских, живших в середине XII века.[3]