Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.

Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Медный всадник, 2012
Транспортировка Гром-камня, около 1770

Медный всадник

Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов.

Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.

Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.

Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006
Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме

Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II

Самые большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и оттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[1], венцом развития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катания в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.

Помимо грандиозных горок в состав комплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенный в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предметов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен в 1762—1768 годах, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в связи с соответствующим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались под руководством М. В. Ломоносова.[2]

Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.[3]

Крупнейшие корабли и суда

78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»

Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.

74-пушечные линейные корабли типа «Царь Константин»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два корабля этого типа:

  • «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
  • «Победослав» — заложен 26 января 1777 года, спущен на воду 26 июня 1782 года.

Ещё два корабля этого типа были введены в строй позднее.

74-пушечные линейные корабли типа «Исидор»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены оба корабля этого типа:

  • «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
  • «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.

66-пушечные линейные корабли типа «Азия»

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли среднего размера. В это время в Архангельском адмиралтействе были построены первые 13 таких кораблей типа «Азия»:

  • «Азия» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Америка» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 18 мая 1774 года.
  • «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Иануарий» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года, спущен на воду 21 мая 1781 года.
  • «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года, спущен на воду 21 мая 1782 года.

Ещё тринадцать кораблей этого типа были построены позднее.

66-пушечный линейный корабль «Победоносец»

Корабль, отличавшийся постройкой из обожжённого леса, пропитанного жидкой смолой с серой, в результате получился очень долговечным — даже при осмотре через 7 лет после спуска на воду на нём не было найдено никаких повреждений. Заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года. Участвовал в «Вооружённом нейтралитете», в войне со Швецией 1788—1790 годов, во время которой взял в плен шведский линейный корабль «Финланд», также участвовал в войне с Францией 1792—1797 годов и, в качестве плавучей батареи, стоял на дежурстве в системе обороны ронштадта в период обострения отношений (войны) с Англией в 1801 году. Разобран в Кронштадте в 1807 году.

66-пушечный линейный корабль «Давид Солунский»

Заложен по индивидуальному проекту 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Корабли самой крупной в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, 56 из которых были введены в строй ранее. В это время были построены последние два корабля этого типа:

Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург

Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокотехнологичными — в них впервые были применены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были закончены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.

Жеребец Сметанка, картина того времени

Сельское хозяйство

Хреновской конезавод

Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за одного уникального жеребца арабской породы — Сметанку граф заплатил, по-видимому, без учёта стоимости двухгодичного перегона под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.

Граф столь активно вложился в конезавод, желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только позднее при Александре I, тогда же завод был перестроен в камне.

Машиностроение

Архангельское адмиралтейство — реконструкция

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

В это время в 1773-1774 гг. Архангельское адмиралтейство подверглось очередной крупной реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью взамен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[4]

Предприятие развивалось и позднее.

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино)

Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.

Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец подвергся серьёзной реконструкции под вкусы нового Императора.

Наука и образование

Академические экспедиции по программе М. В. Ломоносова

В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятью отрядами во главе с известными естествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) были проведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентном для мировой науки XVIII века объёме.

Императорский воспитательный дом, 1820-е
Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)

Здравоохранение и социальная защита

Императорский воспитательный дом в Москве

Благотворительное учреждение для воспитания брошенных младенцев, часть которого была введёна в строй ранее в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — крупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностью здание (его западное крыло) было достроено только в 1960-х гг.

Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано Московское ремесленное учебное заведение (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).

Гидротехнические сооружения

Фортификационные сооружения

Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века
Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни

Днепровская линия

Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году. Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.

Линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[5]

Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Александровск, ныне Запорожье.

Крепость Ставрополь Азово-Моздокской оборонительной линии

Азово-Моздокская линия

Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 апреля 1777 года доклада князя Потёмкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонительная линия использовала полученную после окончания очередной Русско-турецкой войны возможность устроить наконец оборонительную линию от Азовского моря до Каспийского, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, была введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.

Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[6]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.