Крупные российские проекты (Олег I, 879-912)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Крупные рос.проекты.pngНезавершённая статья о крупных российских проектах
Эта статья о крупных российских проектах находится в процессе написания. Она требует значительной доработки и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании. Вы можете помочь проекту и дописать её.

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 879 по 912 год. Границы периода обусловлены началом правления Олега после смерти Рюрика и смертью самого Олега.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Фортификационные сооружения

Крепость Ладога — перестройка в камне

В это время построенная Рюриком небольшая деревянная крепость-резиденция, ныне известная как Староладожская, была перестроена в камне. Как пишет историк Анатолий Кирпичников, «Постройка эта претендует считаться самым древним каменным сооружением первых веков русской истории. Начало отечественного каменного дела получило, таким образом, новую, можно сказать удивительную по давности, дату своего отсчета. Ведь ничего подобного не было в то время ни в славянской Восточной Европе, ни в странах Балтийского бассейна.»[2]

Крепость пала после длительной осады норвежцев в 997 году и была полностью разрушена. Восстановили её в деревянном варианте уже через несколько лет в начале XI века.

Флот Олега идёт на Царьград в 907 г., миниатюра XV века

Мероприятия по перевооружению армии и флота

Флот Олега Вещего

Как считается, в 907 году отечественный флот предпринял один из самых удачных набегов на Византию, для чего потребовалось строительство огромного по тем временам флота из 2000 кораблей.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Заморские гости. Картина Н. Рериха, 1901

Путь из варяг в греки

Торговые пути VIII—XI вв. Путь «из варяг в греки» по Днепру показан фиолетовым, путь «из варяг в арабы» (Волжский путь) показан красным.

Великому Князю Олегу впервые удалось объединить под своей властью территории вдоль речного пути от Балтийского моря до низовьев Днепра — так называемый «путь из варяг в греки». Торговый маршрут шёл через Финский залив, реку Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень, реки Ловать, Кунья и Сережа, затем через волок на реку Торопа (приток Западной Двины), затем по реке Двине и её притоку реке Каспле до озера Каспля, затем через волок на реку Катынь (приток Днепра), затем по Днепру в Чёрное море.

Ранее основным источников торговых доходов Новгорода и государства Рюрика был Волжский путь («путь из варяг в арабы»), по которому в IX веке шли крупнейшие потоки серебряной монеты из арабских стран в Европу. Путь же через Днепр был основой для торгового процветания Киева, через который экспортировались товары в Византию, однако возможности транзита по днепровскому пути в Северную Европу были долгое время ограничены. Хазары, контролировавшие степи в нижнем течении Днепра, не препятствовали торговле и участвовали в ней, но к концу IX века с приходом в Причерноморье кочевников-венгров ситуация осложнилась. Однако создание единого древнерусского государства на землях вокруг Невы, Волхова и Днепра решило проблему безопасности вдоль большей части речного пути, а с венграми, по всей видимости, Руси удалось вступить в союз — в результате венгры спокойно прошли мимо Киева на запад, а русы помогали венграм в завоевании Закарпатья и Паннонии (нынешней Венгрии).

Открытый таким образом «путь из варяг в греки» выгодно отличился от альтернативных речных путей. Те же венгры в X веке заблокировали маршрут из Чёрного моря в Центральную Европу по Дунаю. Путь через Двину проходил через территории различных племён Прибалтики, находившихся на догосударственной стадии развития и от того совсем не безопасных (впрочем, уже в X веке благодаря усилению древнерусского Полоцкого княжества торговля по Двине также приобрела большие масштабы, и двинской путь можно считать альтернативной веткой «пути из варяг в греки»). Дополнительным преимуществом пути по маршруту Днепр-Волхов-Нева являлось то, что неподалёку от устья Невы начинались шхеры, позволявшие пройти от Швеции до устья Днепра на одном и том же судне, прячась от штормов за островками. Указанные преимущества были очень существенны и перевешивали недостатки, связанные с тем, что по дороге требовалось преодолеть два волока, которые, по-видимому, были укомплектованы всем необходимым оборудованием и специалистами для перевозки кораблей посуху. Также вдоль пути была размещена торговая и судостроительно-судоремонтная инфраструктура. В ключевой точке маршрута, близ волока между системами Двины и Днепра, в первой половине X века выросло и достигло расцвета крупнейшее поселение Северо-Восточной Европы — Гнездовское городище (Смоленск, присоединённый Олегом к русскому государству в 882 г.).

С учётом того, что и западные чисто морские маршруты вокруг Европы были отнюдь не безопасными и весьма протяжёнными, ситуация для транзитной торговли через Русь в X—XI вв. сложилась самая благоприятная. «Путь из варяг в греки» принёс стране значительную прибыль и способствовал расцвету древнерусского государства в последующие два века. Торговое значение этого пути начало уменьшаться после христианизации Венгрии в 1000 г., когда открылся путь по Дунаю, и в результате успеха Первого крестового похода в 1099 г., что привело к интенсификации торговли по Средиземному морю. Окончательно главный древнерусский торговый путь пришёл в упадок в начале XIII века, когда в 1204 г. крестоносцы коварно захватили византийскую столицу Константинополь, а ливонские рыцари в 1201 г. заблокировали с помощью крепости Рига устье Двины, захватив затем часть западнорусских земель в ходе Северных крестовых походов.

Укреплённое поселение Плесков (Псков)

Плесков (Псков), по археологическим данным, уже в IX веке был довольно важным по тем временам населённым пунктом, имевшим земляные и деревянные укрепления. Город впервые упоминается в летописях в 903 году в связи с тем, что из его окрестностей наследный княжич Игорь взял себе в жёны Ольгу — будущую фактическую правительницу Руси.

Позднее Великая Княгиня Ольга перестроила поселение в полноценный город.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Постройка эта претендует считаться самым древним каменным сооружением первых веков русской истории. Начало отечественного каменного дела получило таким образом новую, можно сказать, удивительную по давности, дату своего отсчёта. Ведь ничего подобного не было в то время ни в славянской Восточной Европе, ни в странах Балтийского бассейна.