Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с сетября 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

В это время крупные корабли вводились в строй только на Азовском море.

Корабль 3-го ранга «Крепость»

Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота

Определить точную стоимость кораблей кумпанского Азовского флота, строившихся специально созданными кумпанствами (принудательно созданными обществами налогоплатильщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами (корабли 3-го ранга), по-видимому, относятся к крупным проектам.

  • «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт»)
  • «Скорпион»
  • «Флаг»
  • «Звезда» (он же «Золотая Звезда», «Штарн» и «Дегоустари»)
«Гото Предестинация» — первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.

58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)

Первый отечественный полноценный линейный корабль. Как и многие другие корабли Азовского флота в официальных документах проходил одновременно под несколькими названиями, близкими по смыслу, но на разных языкаах. Строился лично Петром I (мастером Петром Михайловым) и мастером Федором Скляевым. Заложен 19 ноября 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 г.

58-пушечный линейный корабль «Черепаха» («Шхельпот»)

Второй полноценны линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.

Фортификационные сооружения

Тобольский кремль. Фотография Президента России Дмитрия Медведева.

Каменные укрепления Тобольского кремля

Каменные стены Тобольского кремля - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.

Крепостная Павлинская башня Тобольского кремля.

Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[1]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Основание военно-морского флота (кумпанский Азовский флот)

Активное строительство Азовского флота началось с 1696 г. Подавляющее большинство кораблей этого флота, введенных в строй в этот период, кроме построенных за счет казны к весне 1700 г. двух линкоров, строились кумпанствами - обществами налогоплатильщиков, на которые была возложени обязанность построить определенные корабли. Поэтому натуральный характер такого рода налога затрудняет оценку стоимости кумпанского флота, но , учитывая его большую численность, даже несмотря на невысокое качество построенных в это время кораблей, проект однозначно можно отнести к одному из крупнейших в этот период.

В дальнейшем, для замены недолговечных кумпанских кораблей был построен полноценный Азовский флот.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.