Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Крупнейшие морские порты: Главное Адмиралтейство)
Строка 52: Строка 52:
=== Петербургский порт ===
=== Петербургский порт ===
См. [[#Основание Санкт-Петербурга|Основание Санкт-Петербурга]].
См. [[#Основание Санкт-Петербурга|Основание Санкт-Петербурга]].
==Машиностроение==
[[Файл:Admiraltejstvo_1716.jpg|thumb|150px|left|Петербургское Адмиралтейство, 1716 г.]]
[[Файл:Адмиралтейская_верфь_в_Петербурге_-_литография_К.П._Беггрова_по_рисунку_К._Сабата.jpg|thumb|150px|Строительство кораблей в Петербургском Адмиралтействе, литография XIX в.]]
=== Главное Адмиралтейство===


== Фортификационные сооружения ==
== Фортификационные сооружения ==

Версия от 21:44, 2 января 2014

Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19(30) августа 1700 года по 12 (23) июля 1711 года.

Границы периода обусловлены началом Северной войны и Прутским договором.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

80-пушечный линейный корабль Азовского флота «Старый орёл»

Также имел название «Оут адлер». Строился лично Петром I (Петром Михайловым) и Феджосеем Скляевым.

70-пушечные линейные корабли Азовского флота

Строились по чертежам Петра I корабельным мастером Ричардом Козенцем. Всего было построено два однотипных корабля:

  • «Старый дуб»
  • «Спящий Лев»
  • «Самсон»

66-пушечный линейный корабль Азовского флота «Святой Георгий»

64-пушечный линейный корабль Азовского флота «Аист»

62-пушечные линейные корабли Азовского флота»

  • «Дельфин»
  • «Винкельчак»
  • «Воронеж»

60-пушечные линейные корабли Азовского флота

Серия строилась под руководством корабельного мастера Осипа Ная.

  • «Шпага» («Деген»)
  • «Сулица» («Ланц»)
  • «Цвет войны»

Еще один корабль серии — «Скорпион» в строй не вводился.

50-пушечный линейный корабль Азовского флота «Ластка»

Также назывался «Шваль».

50-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Первая серия линейных кораблей Балтийского флота, строившаяся на верфях, расположенных на притоках Ладожского озера. Всего в серии лёгких линкоров были построены четыре корабля:

  • «Рига» — заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен в 1710 г.
  • «Выборг» — фактически нес 45 орудий, заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен в 1710 г.
  • «Пернов» — фактически нес 45 орудий, заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в 1710 г.
  • Без названия — заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в июле 1711 г., в 1712 г. разбился и затонул на Ладоге.

Крупнейшие морские порты

Таганрог

См. Укрепления Таганрога.

Петербургский порт

См. Основание Санкт-Петербурга.

Машиностроение

Петербургское Адмиралтейство, 1716 г.
Строительство кораблей в Петербургском Адмиралтействе, литография XIX в.

Главное Адмиралтейство

Фортификационные сооружения

Укрепления Таганрога

Морской форт Кроншлот - первый кронштадтский форт. Чертёж XVIII века.

Первые форты Кронштадта

Санкт-Петербургская (Петропавловская) крепость (дерево-земляная)

Первые укрепления Санкт-Петербургской (ныне Петропавловской) крепости были выполнены дерево-земляными - основой валов служили деревянные конструкции с забутовкой камнем. Подобного рода система гарантировала прочность валов - во время Великой Отечественной войны гораздо меньшей толщины стены огневых точек, возводдимых по аналогичной технологии при обороне Ханко выдерживали прямые попадания 152 мм снарядов. Строительство первой очереди крепости в виде шести бастионов основной линии укреплений было завершено в сентябре 1703 г. В 1704-1705 гг был построен земляной равеллин (будущий Иоанновский) на востоке острова. В 1705-1709 гг на Березовом острове севернее основной линии крепостных стен было построен Кронверк - крупное земляное укрепление в форме короны. В 1705 г. в горже (тыльной части) Головкина бастиона построен кавальер, представлявший собой дополнительное земляное фортификационное сооружение, предназначенное для ведение огня поверх валов самого бастиона.

В эти же годы начинается перестройка Петропавловской крепости в камне, но в это время возводятся только отдельные каменные элементы, такие как арка Петровских ворот, полностью же перестройка Санкт-Петербургской крепости в камне была завершена гораздо позднее.

Западная укреплённая линия

Линия укреплений вдоль западных границ России, построенная в 1706-1708 годах в направлении от Пскова через Смоленск на Брянск. Крупнейшими были модернизированные крепости Псковская, Великолукская и Смоленская. В южной части линии, через смоленские и брянские леса военным инженером Василием Корчминым была устроена цепь засек и укреплений (Рославль, Брянск, Почеп, Трубчевск), преградившая в 1708 году вторжение шведской армии Карла XII в Центральную Россию (в итоге решающее сухопутное сражение Северной войны состоялось под Полтавой в 1709 г. и принесло победу России). [1]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Карта Санкт-Петербурга в 1705 г. (по реконструкции 1853 г.)

Основание Санкт-Петербурга

Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.[2]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Азовский флот

До 1710 г. исторически первый основанный Петром I флот на Азовском море, строившийся с 1696 г., являлся основным флотом страны — именно на него шло основное финансирование. Более того, до 1707 г., несмотря на основание Санкт-Петербурга, линейные корабли строились только на юге. Позднее, в 1711 г. связи с тяжелым поражением в Прутском походе, а также в связи с пересмотром оперативных планов войн с Османской Империей, дальнейшее развитие флота было временно прекращено.

Общие затраты на Азовский флот оцениваются в 2,2…2,6 млн рублей в ценах начала 1700-х годов[3], что может составлять сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Балтийский флот (основание)

Сила флота, построенного Петром I на Балтике к концу Северной войны многократно превзошла силу Азовского флота. В это время в его составе постоянно находилось 27 крупных линейных кораблей. Стоимость одновременно находящихся в строю кораблей Балтийского флота в это время примерно равнялась всем средствам, потраченным на Азовский флот.[4] Однако, поскольку корабли служили в среднем около 10 лет, общая стоимость флота в несколько раз превосходила Азовский и, составляла, видимо, порядка 7 млн рублей в ценах начала 1700 гг или более триллиона рублей в ценах 2012 г.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.