Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19(30) августа 1700 года по 12 (23) июля 1711 года.

Границы периода обусловлены началом Северной войны и Прутским договором.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

80-пушечный линейный корабль Азовского флота «Старый орёл»

Также имел название «Оут адлер». Строился лично Петром I (Петром Михайловым) и Феджосеем Скляевым.

70-пушечные линейные корабли Азовского флота

Строились по чертежам Петра I корабельным мастером Ричардом Козенцем. Всего было построено два однотипных корабля:

  • «Старый дуб»
  • «Спящий Лев»
  • «Самсон»

66-пушечный линейный корабль Азовского флота «Святой Георгий»

64-пушечный линейный корабль Азовского флота «Аист»

62-пушечные линейные корабли Азовского флота»

  • «Дельфин»
  • «Винкельчак»
  • «Воронеж»

60-пушечные линейные корабли Азовского флота

Серия строилась под руководством корабельного мастера Осипа Ная.

  • «Шпага» («Деген»)
  • «Сулица» («Ланц»)
  • «Цвет войны»

Еще один корабль серии — «Скорпион» в строй не вводился.

50-пушечный линейный корабль Азовского флота «Ластка»

Также назывался «Шваль».

50-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Первая серия линейных кораблей Балтийского флота, строившаяся на верфях, расположенных на притоках Ладожского озера. Всего в серии лёгких линкоров были построены четыре корабля:

  • «Рига» — заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен в 1710 г.
  • «Выборг» — фактически нес 45 орудий, заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен в 1710 г.
  • «Пернов» — фактически нес 45 орудий, заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в 1710 г.
  • Без названия — заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен в июле 1711 г., в 1712 г. разбился и затонул на Ладоге.

Крупнейшие морские порты

Таганрог

См. Укрепления Таганрога.

Петербургский порт

См. Основание Санкт-Петербурга.

Машиностроение

Петербургское Адмиралтейство, 1716 г.
Строительство кораблей в Петербургском Адмиралтействе, литография XIX в.

Главное Адмиралтейство

[1]

Фортификационные сооружения

Укрепления Таганрога

[2][3][4][5]

Кроншлот - первый русский морской форт на Балтике. Чертёж XVIII века.

Первые форты Кронштадта

В 1703 г., после того как шведы в ходе боев Северной войны покинули Невскую губу, Пётр I вышел в Финский залив и произвел промеры глубин, которые показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около острова Котлин. В этом месте Пётр велел основать морскую крепость, макет которой он впоследствии собственноручно изготовил и прислал из Воронежа в конце 1703 года.

Строительство началось в январе 1704 года - как только окреп лёд, по нему начался подвоз строевого леса и булыжного камня, заранее заготовленных на берегу осенью 1703 года. Строился форт путём опускания на дно наполненных камнями специальных бревенчатых срубов (они назывались "ряжи"). Таким образом на отмели был создан выступающий над водой фундамент, на котором затем была возведена насыпь и сооружен форт. Все работы выполнялись солдатами армейских полков.

Форт Шанц - первая русская береговая батарея на Балтике. 2010 г.

Первый русский морской форт на Балтике получил название Кроншлосс ("Коронный ключ"), а затем был переименован в Кроншлот ("Коронный замок"). В присутствии Петра I он был торжественно освящен новгородским митрополитом 7(18) мая 1704 - эта дата считается днём основания Кронштадта, хотя сам город Кронштадт и кронштадтская крепость были официально основаны в 1723 г. Строительство на самом острове Котлин началось лишь через несколько лет - в 1706 г. на западной оконечности острова был построен форт «Шанц» (иначе называемый Александровская батарея или «Александр-шанец»). По всей видимости, это была первая постоянная русская морская береговая батарея на Балтике.

Строительство укреплений у острова Котлин в кратчайшем времени оправдалось - в 1704 и 1705 гг. форт Кроншлот подвергся атакам шведов, но небольшие размеры и удачное расположение форта привели к тому, что несмотря на двухдневную бомбардировку эскадрой из 14 шведских кораблей, ни единая бомба в форт не попала. В 1705 г. к Котлину подошла еще более мощная шведская эскадра из 22 кораблей, но также не имела успеха (в это время на острове был устроен ряд временных береговых батарей). Кроншлот стал началом большой Кронштадтской крепости, и со времени его основания вот уже более трёх веков ни единый вражеский корабль не смог пройти к Петербургу мимо Кронштадта.[6][7]

План и профиль Санкт-Петербургской крепости. Х.А. Миних, 1727-1728 гг

Санкт-Петербургская (Петропавловская) крепость (дерево-земляная)

Санкт-Петербургская крепость (вскоре названная Петропавловской) была заложена 16 (27) мая 1703 года по плану Петра I и в его присутствии. Эта дата считается днём основания Санкт-Петербурга.

Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости. Гравюра А.Ф. Зубова, 1716 г.

Первые укрепления Санкт-Петербургской крепости были выполнены дерево-земляными - основой валов служили деревянные конструкции с забутовкой камнем. Подобного рода система гарантировала прочность валов - во время Великой Отечественной войны гораздо меньшей толщины стены огневых точек, возводимых по аналогичной технологии при обороне Ханко выдерживали прямые попадания 152 мм снарядов. Строительство первой очереди крепости в виде шести бастионов основной линии укреплений было завершено в сентябре 1703 г. В 1704-1705 гг был построен земляной равеллин (будущий Иоанновский) на востоке острова. В 1705-1709 гг на Березовом острове севернее основной линии крепостных стен было построен Кронверк - крупное земляное укрепление в форме короны. В 1705 г. в горже (тыльной части) Головкина бастиона построен кавальер, представлявший собой дополнительное земляное фортификационное сооружение, предназначенное для ведение огня поверх валов самого бастиона.

В эти же годы начинается перестройка Петропавловской крепости в камне, но в это время возводятся только отдельные каменные элементы, такие как арка Петровских ворот, полностью же перестройка Санкт-Петербургской крепости в камне была завершена гораздо позднее.[8]

Западная укреплённая линия

Линия укреплений вдоль западных границ России, построенная в 1706-1708 годах в направлении от Пскова через Смоленск на Брянск. Крупнейшими были модернизированные крепости Псковская, Великолукская и Смоленская. В южной части линии, через смоленские и брянские леса военным инженером Василием Корчминым была устроена цепь засек и укреплений (Рославль, Брянск, Почеп, Трубчевск), преградившая в 1708 году вторжение шведской армии Карла XII в Центральную Россию (в итоге решающее сухопутное сражение Северной войны состоялось под Полтавой в 1709 г. и принесло победу России). [9]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Основание Санкт-Петербурга. Картина А.Г. Венецианова, 1838
Карта Санкт-Петербурга в 1705 г. (по реконструкции 1853 г.)

Основание Санкт-Петербурга

Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.[10]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Азовский флот

До 1710 г. исторически первый основанный Петром I флот на Азовском море, строившийся с 1696 г., являлся основным флотом страны — именно на него шло основное финансирование. Более того, до 1707 г., несмотря на основание Санкт-Петербурга, линейные корабли строились только на юге. Позднее, в 1711 г. связи с тяжелым поражением в Прутском походе, а также в связи с пересмотром оперативных планов войн с Османской Империей, дальнейшее развитие флота было временно прекращено.

Общие затраты на Азовский флот оцениваются в 2,2…2,6 млн рублей в ценах начала 1700-х годов[11], что может составлять сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Балтийский флот (основание)

Сила флота, построенного Петром I на Балтике к концу Северной войны многократно превзошла силу Азовского флота. В это время в его составе постоянно находилось 27 крупных линейных кораблей. Стоимость одновременно находящихся в строю кораблей Балтийского флота в это время примерно равнялась всем средствам, потраченным на Азовский флот.[12] Однако, поскольку корабли служили в среднем около 10 лет, общая стоимость флота в несколько раз превосходила Азовский и, составляла, видимо, порядка 7 млн рублей в ценах начала 1700 гг или более триллиона рублей в ценах 2012 г.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.