Крымский кризис (1990-е годы)

Материал из Русского эксперта
Версия от 21:55, 18 августа 2019; AlexBond (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Крымский кризис 1990-х годов''' — это противостояние между властями Крыма и Россия|Ро…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Крымский кризис 1990-х годов — это противостояние между властями Крыма и России, с одной стороны, и властями Украины, с другой стороны, по вопросу о статусе Республики Крым и города Севастополь.

Украина получила в 1991 году независимость и вышла из состава Советского Союза. Крым, однако, вошёл в состав Украины лишь в 1954 году, с юридическими нарушениями и без волеизъявления местных жителей. Большинство населения Крыма были русскими, и их симпатии были направлены в сторону России.

Вопрос был в том, останутся ли Крым и Севастополь в составе независимой Украины, а если останутся — будут ли они иметь автономию. Параллельно между Россией и Украиной развивался спор о судьбе Черноморского флота и другие политические и экономические конфликты.

Причины кризиса

Проблема статуса Крыма возникла задолго до развала СССР по следующим причинам:

  • Передача Крыма в 1954 году была незаконной. Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР, осуществившие передачу Крыма УССР, действовали вне своих полномочий прописанных в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года соответственно — подробнее см. здесь.
  • Передача Севастополя также была незаконной. Несмотря на расположение на Крымском полуострове, Севастополь административно не входил в состав Крымской области бывшей УССР.
  • Пророссийский настрой населения Крыма. Русские составляли и продолжают составлять большинство населения полуострова . По переписи 1989 года доля русских в Крымской области равнялась 67,05 %[1] и 74,4 % в Севастополе[2]. Русское население Крыма исторически отличалось пророссийским настроем и поэтому стремление Украины к независимости почти не получило здесь поддержки.
  • Недовольство крымчан национальной политикой Украины, особенно вопросом о языке. Верховный Совет УССР ещё в 1990 году взял курс на отделение от СССР — 1 января был принят закон «О языке», в котором статус государственного получил лишь украинский язык, а 16 июля принята Декларация о государственном суверенитете Украины. На фоне роста националистических настроений на Западной Украине это вызвало беспокойство со стороны русского населения Крыма, которое боялось оказаться страдающей стороной[1].
  • Крымско-татарский вопрос. В 1989 году началось массовое возвращение крымских татар на земли Крыма. В начале 1990-х гг. татарские активисты стали организовывать массовые акции в рамках борьбы за права крымско-татарского народа. 26-30 июня 1991 года приошёл съезд представителей крымских татар (курултай) в Симферополе, где были приняты довольно жёсткие и демонстративные решения. В частности, Крым был провозглашен национально территорией крымско-татарского народа со своими государственными символами и атрибутами, было заявлено об исключительно праве собственности на землю и недра, о параллельных органах власти и управления. Наиболее одиозно прозвучало заявление курултая о том, что татары приняли на себя статус народа, ведущего национально-освободительную борьбу[1].

В ноябре 1990 года четвертая внеочередная сессия областного совета Крымской области приняла решение о проведении 20 января 1991 г. референдума об автономном статусе Крыма (ранее Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, существовавшая в 1921—1946 годах, была упразднена в связи с выселением крымских татар и других меньшинств в ходе войны). Это был один из первых опытов такого рода референдумов за всю историю СССР. Данная идея встретила сопротивление со стороны Украины — например, председатель Верховного Совета Украины Леонид Кравчук (будущий президент Украины) отговаривал от проведения референдума, заявляя, что автономию Крыма может восстановить своим решением ВС Украины[1].

Референдум состоялся 20 января 1991 года. Вопрос вынесенный на референдум был сформулирован так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» — большинство проголосовавших (93,26 %) проголосовали «ЗА» при явке в 81 % населения[3].

Начальный этап (1991)

В 1991 году, когда распад СССР был лишь вопросом времени, началось противостояние между властями Крыма и Украины:

12 февраля 1991 года прошло голосование в Верховном Совете Украины по обсуждению итогов январского референдума в Крыма, на котором большинство голосов (355 депутатов из 366 присутствовавших) отдали голоса за воссоздание Крымской АССР[1]. В этот же день Крымская АССР была восстановлена (закон № 712-ХII) как часть УССР — то есть, была проигнорирована вторая часть вопроса, вынесенного на референдум (о повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора).

4 сентября 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете, в которой говорилось о стремлении создать правовое демократическое государство в составе Украины на условии исключительного права собственности народа Крыма на землю, недра и экономический потенциал Крыма. Вскоре крымские парламентарии направили в Верховный Совет Украины обращение, в котором оценили провозглашение независимости страны «как решительную меру законодателей по обеспечению гарантий свободного экономического, социально-культурного и духовного развития Украины». Тем самым ВС Крыма нейтрализовал своих недругов из числа украинских законодателей, которые любой шаг Симферополя рассматривали как проявление сепаратизма[1].

1 декабря 1991 на Украине прошел референдум о независимости. Крымская АССР и Севастополь показали самые низкие результаты из всех регионов — явка составила 67,5 % и 63,74 %, а доля ответивших «ЗА» — 54,19 и 57,07 % соответственно[2]. Однако при этом была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный (общекрымский) референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в составе выходящей союзной республики — Украинской ССР.

26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована (постановление № 20-1) в Республику Крым.

Этап обострения (1992—1993)

В 1992 году руководство Крыма взяло курс на получение большей самостоятельности для региона — в мае 1992 года была принята Конституция Республики Крым (6 мая), установившая вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. За день до этого было решено (поставновление № 73-I) провести референдум по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым — спустя 8 дней Верховная Рада Украины отменила (постановление № 2333-XII) данный документ по причине его противоречия Конституции Украины.

В 1992—1993 годах шло активное обсуждение вопроса о незаконности передачи Крыма и Севастополя, что можно считать пиком Крымского кризиса.

21 мая 1992 года Верховный Совет России объявил передачу Крыма УССР в 1954 году юридически недействительной (постановление № 2809-1). При этом в том же документе говорилось о необходимости урегулирования вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения[3].

5 мая 1992 года в ответ на постановление Верховного Совета РФ, Верховная Рада Украины объявила данный документ «не имеющим юридического значения» и заявила, что Крым не может быть предметом межгосударственных переговоров (постановление № 2397-XII). На следующий день данная позиция была дополнена обвинением России во вмешательстве внутренние дела Украины и посягательствах на ее территориальную целостность (заявление № 2399-XII).

9 июля 1993 года Верховный Совет России заявил о «российском федеральном статусе города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года»[4]. Президент России Борис Ельцин не разделил позицию парламента, заявив «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной»[5]. С учётом того, что вопрос Крыма и Севастополя был поднят во время острого конфликта с парламентом 1992—1993 гг., Ельцин предпочёл проигнорировать данный вопрос, будучи поглощённым внутриполитической борьбой, а также собственными региональными конфликтами.

20 июля 1993 года Собвез ООН, удовлетворив жалобу Украины на постановление от 9 июля 1993 года, подтвердил (записка S/26118) свою приверженность принципам суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ. За день до этого Юлий Воронцов, постонный представитель РФ в ООН в 1990—1994 гг., написал письмо на имя председателя Совбеза ООН, в котором было заявлено, что постановление от 9 июля 1993 года расходится с линией Президента и Правительства Российской Федерации на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирование ВМФ Российской Федерации на территории Украины, в Крыму и в Севастополе.

Примечательно, что оспорить принадлежность Севастополя Украине пытался лишь парламент России, в то время как Президент и МИД придерживались прямо противоположной позиции — то есть, де-факто произошло закрепление украинского статуса Севастополя, не имеющего под собой никаких оснований[4].

В это же время в Крыму усилились пророссийские настроения — в 1993 году была создана Республиканская партию Крыма (РПК), преобразованная из ранее существовавшего «Республиканского движения Крыма» (РДК). РПК придерживалась подчёркнуто пророссийской позиции вплоть до присоединения полуострова к России и предоставления жителям Крыма российского гражданства.

В 1994 году был зафиксирован пик пророссийских настроений в Крыму — в январе президентом Республики Крым[6] стал известный общественный деятель Юрий Мешков, а в парламенте республики большинство мест занял предвыборный блок «Россия», созданный при при поддержке РПК.[7].

Но при этом новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием поддержки со стороны самой России — ввиду её прозападного курса и боязни, что поддержка пророссийских деятелей за рубежом возродит в отношении России подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций». По этой причине пророссийские политические силы потерпели поражение на выборах 1998 года, получив меньшинство в парламенте.

В результате, с середины 1990-х гг. пророссийские политические силы в Крыму сосредоточились на этнокультурных вопросах, касающихся русского языка, религии, культуры, исторического самосознания и поддержки связей с исторической Родиной, а собственно политическая деятельность была отодвинута на второй план[7].

Заключительный этап (1994—1998)

С ослабления пророссийских сил в Крыму можно отчитывать заключительный этап крымского кризиса. В 1994—1995 гг. руководство Украины проводило политику саботажа крымской автономии.

21 сентября 1994 года Республика Крым была переименована (закон № 171/94-ВР) в Автономную Республику Крым (АРК), что было скорее символическим действием.

17 марта 1995 года президент Леонид Кучма отменил (закон № 92/95-ВР)) Конституцию Крыма 1992 года, а также ряд других законов о государственности Республики Крым. Данные действия со стороны Киева являются нарушением права принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, прописанных во Всеобщей декларации прав человека (ст.21) и Пакте о гражданских и политических правах (ст.25), а также принципа обладания человеком всеми правами и свободами различия на основе правового статуса территории, к которой человек принадлежит, прописанного во Всеобщей декларации прав человека (ст.2)[4]. Госдума России охарактеризовала действия Кучмы как унижающие волеизъявление населения Республики Крым, прерывающие договорно-переговорный процесс между Крымом и Украиной и могущие серьезно дестабилизировать обстановку в регионе.(заявление № 13)

21 октября 1998 года Верховная Рада АРК[8] приняла новую конституцию Крыма, приведённую в соответствие с конституцией Украины. Спустя пару дней Госдума России выразила недовольство в связи с тем, что в новой крымской конституции русский язык не получил статус государственного, характеризуя данное решение как «решение Украиной внутренних геополитических проблем за счёт жесткой дискриминации русского народа Крыма» и выразила убеждённость в том, что, «исходя из языковой и культурной близости, прочных исторических связей близкородственных славянских народов, украинские власти примут эффективные меры для пересмотра государственной политики в национальном и региональном масштабе, для исправления, отмены или аннулирования любых законов и других нормативно-правовых актов, ведущих к возникновению и закреплению дискриминации по этническому происхождению и языку» (постановление № 3158-II ГД).

Несмотря на наличие этого и ряда других спорных моментов, правовое положение Автономной Республики Крым, согласно Конституции Украины 1996 года и Конституции АРК 1998 года, можно рассматривать как результат некоторого компромисса. Украинские власти вынужденно признали особый статус Крыма, но втиснули его в чрезвычайно узкие рамки[4].

Итоги

Крымский кризис для России и большинства крымчан закончился поражением.

Руководство Крыма в условиях метаний между Москвой и Киевом в середине 1990-х не смогло выработать единую пророссийскую позицию с ясными целями и предпочло установить сомнительную стабильность[4].

Та же проблема была и у руководства России — как уже говорилось, вопрос юридической принадлежности Крыма и Севастополя поднимал исключительно парламент РФ, в то время как Президент и зависимый от него МИД предпочли уступить Украине, де-факто признав за ней территорию полуострова через гарантирование территориальной целостности, не получив при этом твёрдых гарантий долгосрочного партнерства и взаимной интеграции Украины с Россией.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Мацузато К. Регионы Украины Том 3, Крым и Николаевская область.
  2. Ведомость о результатах Всеукраинского референдума, 1 декабря 1991.
  3. 2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Федоров А. Б. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя.
  5. «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 13 июля, вторник. — № 129 (23984).
  6. Должность президента Крыма была введена законом № 428-1 от 14 июня 1993 года.
  7. 7,0 7,1 Полунов А. Ю. Общественные организации русского Крыма: политическая деятельность, стратегии взаимоотношений с властью.
  8. Данное наименование крымского парламента закреплено в Конституции Украины (статья 135) и присутствует даже в её русском переводе.