Миф:СССР не распался

Материал из Русского эксперта
Версия от 01:14, 4 февраля 2022; AlexBond (обсуждение | вклад) (AlexBond переименовал страницу Миф:СССР ещё жив в Миф:СССР не распался без оставления перенаправления)
Перейти к навигации Перейти к поиску

В сети Интернет популярна точка зрения, что СССР не распался и до сих существует как государство. Её сторонники (далее сторонники СССР) не признают документы и нормативные акты Российской Федерации под предлогом её якобы нелегитимного статуса.

На первый взгляд эта точка зрения мало чем отличается от других теорий заговора и, соответственно, на первый взгляд от нее нет никакого вреда. На самом деле вред есть и не малый – в основе мифа лежит неверное понимание государственных процессов и их правового регулирования. Распространение подобных представлений приводит к скатыванию к анархизму и правовой неграмотности.

Разбор мифа

Выход из состава СССР

Суть «аргумента»: Россия нарушила процедуру выхода из состава СССР

Данная процедура регламентировалась законом СССР №1409-I от 3 апреля 1990 года:

Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

В отличии от других республик, в РСФСР такого референдума не было – на этом и основан данный «аргумент» сторонников СССР. Подлог заключается в игнорировании исторического и правового контекста:

  • История знает множество примеров, когда смена государственного строя происходила вопреки действующему законодательству – например, события Октябрьской революции 1917 года, которые сами большевики[1] называли переворотом;
  • Насильственная смена государственного строя запрещена в любой стране мира – законодательство устанавливает повышенную ответственность для тех, кто пытается расшатать государственные устои общества. Например, Уголовный Кодекс РФ (глава 29) содержит разветвленную систему норм, защищающих существующий государственный строй от изменений насильственного характера – например, вооруженный мятеж, посягательство на жизнь государственных деятелей, экстремизм и призывы к нему. Нарушение действовавших законодательных норм и принципов – закономерный и ожидаемый результат резкой смены государственной формации;
  • Процесс выхода из состава СССР окончательно оформился после принятия Конституции России – новый основной закон принимался на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, что формально можно считать выполнением требования закона СССР №1409-I. С принятием новой конституции завершился процесс становления новой структуры власти и, соответственно, выполнен имевшийся пробел в процедуре распада Советского Союза.

Референдум 1991 года

Суть «аргумента»: Советский народ подтвердил сохранение СССР на референдуме 1991 года

Другим «аргументом» сторонников СССР является знаменитый мартовский референдум 1991 года, а точнее его результаты – почти 80% проголосовавших[2] проголосовали за сохранение обновленного[3] СССР[3][4].

Учет итогов всесоюзного референдума регламентировался законом СССР №1869-1:

Статья 29. Обязательность решений по итогам референдума СССР

Решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем референдума.

Итоги референдума, проводимого для выявления общественного мнения в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Закона, должны учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами.

В данной статье не содержалось однозначного механизма претворения в жизнь вопроса, выдвинутого на референдум – фактически государственным органам предоставлялась возможность самостоятельно определять формы и методы реализации результатов референдума. Принятое на референдуме решение не имело готового к применению правила поведения, а служило целью в работе государственных органов.

Однозначности лишена и сама формулировка вопроса референдума[3] – для государственных органов не было до конца понятно как реализовать итог референдума. Формулировка «сохранение СССР как обновленной федерации» включает в себя множество различных вариантов структурирования федеральной и республиканской систем власти – от полной децентрализации до установления предельно жесткой вертикали власти.

Данная неопределенность повлекла за собой различные варианты применения итогов голосования:

  • 15 августа 1991 – проект договора о создании Союз Советских Суверенных Республик. По нему СССР реарганизовывался в «мягкую федерацию» – объединение, где каждое государство являлось суверенным и имело право свободного выхода из союза.
  • 19-21 августа 1991 – попытка государственного переворота в СССР (августовский путч). Бразды правления в свои руки попытался взять ГКЧП, состоящий из ярых противников Перестройки. В частности, ими была подвергнута критике обновленного СССР – было опубликовано заявление председателя Верховного Совета СССРА.И. Лукьянова от 16 августа 1991 года, в котором договор об обновленном СССР был раскритикован за отсутствие положений о едином экономическом пространстве и верховенстве союзных законов над республиканскими.
  • 5 сентября 1991 – народные депутаты СССР (V-ый съезд) принял постановление №2391-I, прописав ускорить подготовку и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств. Если СССР был «мягкой федерацией», то ССГ по своей сути был конфедерацией – было прямо установлено, что каждое из государств-членов может «может самостоятельно определить форму своего участия в Союзе». Подписание договора было сорвано подписанием Беловежских соглашений – лидеры Украины, России и Белоруссии договорились о признании прекращения существования Союза ССР и создании Содружества Независимых Государств. В отличие от СССР и ССГ, СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, выполняя роль организации консультативного плана.

Советское гражданство

Суть «аргумента»: граждане, родившиеся в Советском Союзе, все еще обладают союзным гражданством, а значит и СССР продолжает существовать.

Для начала необходимо разобраться что из себя представляло советское гражданство. Согласно Конституции СССР и соответствующему закону (№1518-I) гражданство было двухсоставным (гражданство ССР) и даже трехсоставным (гражданство АССР):

В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. // Конституция
В СССР установлено союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является одновременно гражданином СССР. Каждый гражданин автономной республики является одновременно гражданином союзной республики, в состав которой входит автономная республика, и гражданином СССР. // Закон о гражданстве

Граждане России в большинстве своем[4] родились до распада СССР, то есть получили при рождении советское гражданство. Законом было установлено, что ребенок, родившийся в браке граждан СССР, получал союзное гражданство независимо от места рождения – как на территории СССР, так и за его пределами – а также гражданство союзной республики. Тут необходимо разобраться с прекращением союзного гражданства – а точнее ответить на следующий вопрос: действительно ли законодательство не предусматривало такого основания прекращения союзного гражданства как прекращение существования самого союзного государства?

Закон о гражданстве устанавливал следующие основания для прекращения гражданства:

Гражданство СССР прекращается:
  • 1) вследствие выхода из гражданства СССР;
  • 2) вследствие утраты гражданства СССР;
  • 3) вследствие лишения гражданства СССР;
  • 4) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;
  • 5) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Прекращение гражданства СССР влечет за собой прекращение гражданства союзной республики и автономной республики.

Прекращения существования СССР среди них нет – по идее родившиеся в Советском Союзе люди продолжают обладать гражданством СССР. На самом деле нет! Закон о гражданстве определял гражданство СССР как постоянную политико-правовую связь лица и государства – иными словами, гражданство существует до тех пор, пока существуют три элемента: государство, его население и взаимные права и обязанности между ними. Утрата одного или двух из этих элементов приводит к прекращению гражданства – гражданство не может существовать вне связи с государством. Данное правило не требуется прописания в законодательстве, ибо оно универсально и следует из самой природы гражданства.

Существование государства это обязательное условие для возникновения гражданства – в обратную сторону это правило не работает. Непонимание этого факта сторонниками СССР делает «аргумент» про советское гражданство логической ошибкой. Правильнее было бы обосновывать существование СССР, а уже потом делать вывод сохранении союзного гражданства.

Россия остается единственным государством на постсоветском пространстве, где советские паспорта остаются действительными. В 1997 году Правительство России постановило (№828) провести замену паспортов СССР на паспорта России до 1 июля 2004 года. Однако замена всех советских паспортов не была осуществлена, ибо законодательством не установлены сроки действия советских паспортов – этот вывод дважды был озвучен Верховным Судом России, в 2003 (№КАС03-521) и 2006 (№81-В06-5) годах. Закон «О гражданстве РФ» (№62-ФЗ) прямо устанавливает, что документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве России, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Переименование в РФ

Суть аргумента: изменение наименования РСФСР на РФ было произведено незаконно, а значит, дальнейшие действия органов власти РФ также были незаконны.

Данное переименование произошло 25 декабря 1991 года с принятием закона №2094-I – было предписано употреблять его в официальных актах и других документах, в текстовом оформлении государственных символов, а также в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках. Изменений в Конституцию он не вносил – эта задача была возложена Съезд народных депутатов:

Внести на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР проект Закона РСФСР «Об изменениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в связи с изменением наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».

Соответствующий закон (№2708-I) был принят на VI-ом съезде (6-21 апреля 1992) – текст закона официально опубликован в ведомостях СНД и ВС России (ссылка). И законы, и постановления, принимаемые Верховным Советом РСФСР/РФ являлись формой волеизъявления народных депутатов – поэтому фраза «Верховный Совет РСФСР постановляет», используемая в законе №2094-I, не требовало дополнительного принятия какого-либо акта. Переименование было выполнено без нарушения тогдашнего законодательства и являлось скорее техническим вопросом.

Примечания

  1. Например Иосиф Сталин[1]:
    Вдохновителем переворота от начала до конца был ЦК партии во главе с товарищем Лениным. Владимир Ильич жил тогда в Петрограде, на Выборгской стороне, на конспиративной квартире. 24 октября, вечером, он был вызван в Смольный для руководства движением.

    Иосиф Сталин. Октябрьский переворот (24 и 25 октября 1917 года в Петрограде), 6 ноября 1918 года

  2. Референдум бойкотировали власти Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии.
  3. 3,0 3,1 Вопрос, вынесенный на референдум звучал следующим образом:
    Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?
  4. На момент 2020 года с момента распада СССР прошло 29 лет – согласно возрастной структуре общая численность населения от 0 до 29 лет составляет 49,234 млн человек (33,54%)[2].

Ссылки

Нормативные акты, упомянутые в статье