Николай I: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 31: Строка 31:
В честь Николая I, помимо прочего, были названы:
В честь Николая I, помимо прочего, были названы:
* [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.BE-.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Санкт-Петербурго-Московская железная дорога]], к проектированию и строительству которой Николай I имел самое непосредственное отношение, в 1855 году переименована в «Николаевскую железную дорогу». С 1923 года снова переименована в «Октябрьскую железную дорогу».
* [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.BE-.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Санкт-Петербурго-Московская железная дорога]], к проектированию и строительству которой Николай I имел самое непосредственное отношение, в 1855 году переименована в «Николаевскую железную дорогу». С 1923 года снова переименована в «Октябрьскую железную дорогу».
* [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80_.D0.90.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D1.80_II.C2.BB|Эскадренный броненосец «Император Николай I»]]
* [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80_.D0.90.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D1.80_II.C2.BB|Эскадренный броненосец «Император Николай I»]].
* Недостроенный линейный корабль «Император Николай I» (в 1914—1915 годах неформально «Иоанн Грозный», с 1917 года «Демократия»).
* Недостроенный линейный корабль «Император Николай I» (в 1914—1915 годах неформально «Иоанн Грозный», с 1917 года «Демократия»).
* Гидрокрейсер (гидроавианосец) «Император Николай I», построенный на базе мобилизованного парохода в 1916 году, с 1917 года «Авиатор».
* Гидрокрейсер (гидроавианосец) «Император Николай I», построенный на базе мобилизованного парохода в 1916 году, с 1917 года «Авиатор».

Версия от 02:14, 23 июня 2015

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Николай I

Николай I Незабве́нный (Николай Павлович Романов, 1796—1855) — Император Всероссийский, правил с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855.

Самый младший ребенок в семье Павла I, Николай не готовился занять трон, и фактически оказался Императором только в силу того, что занять его на тот момент было больше некому, поскольку Константин Павлович также наотрез отказался становиться правителем страны, имея на то более веские основания в виде неравного брака.

Николай I имел высшее техническое образование и до воцарения занимался устройством российских крепостей.

Цитаты

Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен

— резолюция на предложении Особого комитета о разжаловании капитана Невельского за самовольное занятие устья Амура. Николай I наградил капитана орденом св. Владимира, охарактеризовав его поступок как «молодецкий и патриотический»

Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет её закончить...

— предсметное завещание будущему Александру отменить крепостное право.

Мифы о Николае I

Николай I, как и подавляющее большинство российских правителей, ещё при жизни стал объектом обширного мифотворчества, однако в его случае развитие мифов продолжалось и после его смерти. Здесь приводятся разборы части наиболее известных из них.

Николай I был такой солдафон, что всем музыкальным инструментам предпочитал барабан

Миф основан на подлинной цитате Николая, где он прямо так и заявил, что всем музыкальным инструментам предпочитает барабан, однако фраза это датируется 1802 годом, когда будущему Императору было 6 (шесть!) лет. На самом деле во взрослой жизни Николай I не только обладал тонким слухом и был ценителем хорошей музыки, но и сам регулярно играл на кларнете в семейном ансамбле.

Ценил Николай I и хорошую поэзию. Достаточно упомянуть, что после трагической гибели Пушкина Император распорядился заплатить огромные долги поэта и позаботился о финансовом благополучии вдовы и детей Александра Сергеевича. [1]

Николай I был сторонником крепостного права и бесправия крестьян

Доподлинно известно, что Николай I был последовательным сторонником уничтожения крепостного права. Именно при нём была проведена реформа государственных крестьян со вводом самоуправления на селе. Кроме того при Николае I была полностью прекращена практика раздачи крестьян с землями в награду, а также серьёзно урезаны права помещиков по отношению к крестьянам и увеличены права крепостных. В частности, было запрещено продавать крестьян без земли, было запрещено также отправлять крестьян на каторгу, поскольку серьёзные преступления были выведены из компетенции помещика. Разрабатывались, но, к сожалению, не были в то время проведены в жизнь и реформы по полной отмене крепостного права.

Николай I вообще был недалёкой личностью, чуждой любого прогресса

Полностью не соответствующий реальности миф. На самом деле Николай I активно внедрял в стране новшества — в частности, открытая в 1837 году Царскосельская железная дорога стала всего лишь 6-й железной дорогой общего пользования в мире, при том, что первая такая дорога была открыта незадолго до этого в 1830 году. При Николае же была построена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой — на тот момент самая длинная в мире, причём именно к заслугам Императора следует отнести, что она была построена практически по прямой линии, что в те времена ещё было совсем не традицией. Также в присутствии Николая I в обстановке глубочайшей секретности были произведены испытания первой в мире ракетной подводной лодки с первыми же в мире успешными запусками ракет из-под воды по учебной цели. Сам Император имел высшее техническое образование и подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Крымской войны. А мудро выбранный им стандарт отечественной железнодорожной колеи в 1524 (ныне 1520) мм реально позволил спасти страну в 1941 году, когда в том числе и из-за острой нехватки паровозов русской колеи сорвалось немецкое наступление на Москву.

Память о Николае I

В честь Николая I, помимо прочего, были названы:

  • Санкт-Петербурго-Московская железная дорога, к проектированию и строительству которой Николай I имел самое непосредственное отношение, в 1855 году переименована в «Николаевскую железную дорогу». С 1923 года снова переименована в «Октябрьскую железную дорогу».
  • Эскадренный броненосец «Император Николай I».
  • Недостроенный линейный корабль «Император Николай I» (в 1914—1915 годах неформально «Иоанн Грозный», с 1917 года «Демократия»).
  • Гидрокрейсер (гидроавианосец) «Император Николай I», построенный на базе мобилизованного парохода в 1916 году, с 1917 года «Авиатор».

См. также