Прогрессивная шкала НДФЛ: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(статья завершённая, хотя многие цифры устаревшие)
 
(не показано 10 промежуточных версий 8 участников)
Строка 3: Строка 3:
Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.
Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.


По оценке экспертов в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %.[http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Ve/2003/2003-06sinelnikov/2003-06sinelnikov000.htm] Этот рост произошел в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.
По официальным данным, в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 46 %, а в 2002 году ещё на 40 %.<ref>[http://www.gks.ru/bgd/regl/b05_13/IssWWW.exe/Stg/20-04.htm Росстат. Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1995—2004 годах].</ref>
 
Этот рост произошёл в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.


В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.
В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.


== Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России==
== Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России ==
Против прогрессивной шкалы НДФЛ выдвигаются следующие аргументы:
В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России<ref>{{Cite web|url=http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/64631-5-dovodov-protiv-vvedeniya-progressivnogo-podohodnogo-naloga-v-rossii|title=5 доводов против введения прогрессивного подоходного налога|date=|publisher=www.forbes.ru}}</ref>:
 
* '''Во-первых,''' отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведёт к ещё большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу. Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
1. При возвращении прогрессивной шкалы произойдет обвальное падение собираемости налога и возврат к «серым зарплатам». За 10 лет народ ещё не забыл, что нужно делать для минимизации НДФЛ. Это больно ударит по бюджетам регионов и муниципальных образований внутри регионов, так как в настоящее время 80 % собранного НДФЛ идет в бюджет субъекта РФ, а 20 % — в бюджет муниципального образования. Федеральный бюджет НДФЛ не получает. Фактически за счет НДФЛ формируется около трети бюджета региона и две трети бюджета муниципального образования. Например, доходы Москвы в 2012 году 1,46 трлн руб. — из них НДФЛ 543,6 млрд руб.[http://www.severgroup.su/2012/08/03/podmoskove-xochet-ndfl/]
* '''Во-вторых,''' прогрессивная шкала НДФЛ приведёт к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды. Это усилит межрегиональную политическую напряжённость, для снятия которой центру, возможно, придётся частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
 
* '''В-третьих,''' плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя всё общение с налоговиками. Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоёв населения.
2. Введение прогрессивной шкалы без существенного снижения нижней планки будет справедливо расценено гражданами РФ, как увеличение налогового бремени. В условиях непрекращающихся атак на власть будет дан дополнительный повод для недовольства. Как правило все мечты о социальной справедливости у избирателя исчезают, когда ему лично ради этого предлагают заплатить хотя бы 1000 рублей.
* '''В-четвертых,''' введение прогрессивной ставки НДФЛ приведёт к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
 
* '''В-пятых,''' прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для её введения.
3. Введение прогрессивной шкалы вернёт времена, когда почти половина населения страны должна была подавать ежегодную налоговую декларацию. Необходимость обязательной подачи налоговой декларации в 90-е годы автоматически возникала при нескольких источниках дохода, поскольку ставка налога зависит от суммарного дохода, неизвестного отдельным работодателями.
 
4. Кроме того, в условиях перегруженности и низкой эффективности работы налоговых служб, возложение на них функций контроля за гражданами, имеющими несколько источников дохода, станет непосильным обременением.


== НДФЛ и бюджет России ==
== НДФЛ и бюджет России ==
Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %
Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %.


Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ], в млрд руб.:
Данные МинФина РФ, в млрд руб.<ref>{{Cite web|url=http://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g.|title=Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.)|date=|publisher=www.minfin.ru}}</ref>:


* 2005—707.05 / 8 579.64
* 2005 —707,05 / 8579,64
* 2006—930.38 / 10 625.81
* 2006 — 930,38 / 10 625,81
* 2007 — 1 266.61 / 13 368.26
* 2007 — 1266,61 / 13 368,26
* 2008 — 1 666.32 / 16 169.10
* 2008 — 1666,32 / 16 169,10
* 2009 — 1 665.82 / 13 599.72
* 2009 — 1665,82 / 13 599,72
* 2010 — 1 790.50 / 16 031.93
* 2010 — 1790,50 / 16 031,93
* 2011 — 1 995.81 / 20 855.37
* 2011 — 1995,81 / 20 855,37
* 2012 — 2 261.48 / 23 435.10
* 2012 — 2261,48 / 23 435,10
* 2013 — 2 499.05 / 24 082.39
* 2013 — 2499,05 / 24 082,39
* 2014 — 2 700.72 / 26 371.06
* 2014 — 2700,72 / 26 371,06


Данные [http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm Федеральной службы Государственной статистики], в млрд руб.
Данные Федеральной службы Государственной статистики, в млрд руб.<ref>{{Cite web|url=http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm|title=Консолидированный бюджет РФ и бюджетов внебюджетных фондов в 2015 г.|date=|publisher=www.gks.ru}}</ref>:
* 2015 — 2 807.8 / 26 922.0
* 2015 — 2807,8 / 26 922,0
Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % [https://cdn.vedomosti.ru/image/2016/6s/je8c/mobile_high-p4.png (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.)]. Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).
Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % [http://cdn.vedomosti.ru/image/2016/6s/je8c/mobile_high-p4.png (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.)]. Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).


Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.
Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.


== Прогрессивная шкала и социальная справедливость ==
== Прогрессивная шкала и социальная справедливость ==
Равномерная прогрессивная шкала из 5-ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:
Равномерная прогрессивная шкала из пяти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:


# 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
# 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
Строка 52: Строка 51:
Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.
Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.


Неравномерная прогрессивная шкала из 2-x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:
Неравномерная прогрессивная шкала из двух градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:


# 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
# 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
Строка 68: Строка 67:
1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).
1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).
2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д.
2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д.
3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д.
3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья<ref>{{Cite web|url=http://www.ndfl.ru/nalogovyy-vychet-za-protsenty-po-ipoteke/|title=Как получить налоговый вычет за проценты по ипотеке|date=|publisher=www.ndfl.ru}}</ref> и т. д.
4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).
5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).


Согласно Сводному отчету по форме 5-НДФЛ ([https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ Статистические формы]) в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4 830 млрд руб., то есть 18,7 %.
Согласно Сводному отчёту по форме 5-НДФЛ ([http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ Статистические формы]), в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4830 млрд руб., то есть 18,7 %.


При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом в настоящее время получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.
При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы, человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путём предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом, получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.
   
   
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается Законопроект [http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1148107-6 1148107-6], который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.
В настоящее время (2020 год) в Государственной Думе рассматривается законопроект 1148107-6<ref>{{Cite web|url=http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1148107-6|title=Введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ|date=|publisher=www.asozd2.duma.gov.ru/}}</ref>, который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.


Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:
Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:
Строка 102: Строка 101:
|-
|-
! От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб.
! От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб.
| 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб.
| 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2400 тыс. руб.
|-
|-
! От 100 000 001 руб. и выше
! От 100 000 001 руб. и выше
Строка 108: Строка 107:
|}
|}


Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2 000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.
Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.


Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.
Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.
Строка 117: Строка 116:
Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ] на 2011 год, в млрд руб.:
Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ] на 2011 год, в млрд руб.:


* НДФЛ — 1 995.81
* НДФЛ — 1 995,81
* Страховые взносы — 3 528.33
* Страховые взносы — 3 528,33
* НДС — 1 753.58 + 1 497.17 (так или иначе оплачивается населением)
* НДС — 1 753,58 + 1 497,17 (так или иначе оплачивается населением)
* Акцизы — 603.88
* Акцизы — 603,88
<!-- Таможенные пошлины — 3 712.49 -->
<!-- Таможенные пошлины — 3 712,49 -->
* Бюджет — 20 855.37
* Бюджет — 20 855,37


Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0.5 — 20 %*0.07 = 5 % — 1,5 % = +3.5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.
Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0,5 — 20 %*0,07 = 5 % — 1,5 % = +3,5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.


При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0.07 = +3.1 %.
При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0,07 = +3,1 %.


==См. также==
==См. также==
Строка 132: Строка 131:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://www.jsr.su/16/4/n.html Ильясов Ф. Н. ''Формула прогрессивного налога на основе закона Вебера'' // Социальные исследования. 2016. № 4.]
* [http://www.iep.ru/files/text/working_papers/52.pdf Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации]. Институт экономики переходного периода. 2002 год.
* ''Ильясов Ф. Н.'' [http://www.jsr.su/16/4/n.html Формула прогрессивного налога на основе закона Вебера]. // Социальные исследования. 2016. № 4.
* ''[[Олег Макаренко|Макаренко О. А.]]'' [http://fritzmorgen.livejournal.com/1456148.html Почему введение прогрессивной шкалы в 2019 году — плохая идея].
 
== Примечания ==
{{Примечания}}


<br>
<br>

Текущая версия от 03:19, 24 ноября 2021

Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала в России в 1990-х годах, а в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении данной налоговой нормы.

Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.

По официальным данным, в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 46 %, а в 2002 году ещё на 40 %.[1]

Этот рост произошёл в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.

В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.

Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России

В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России[2]:

  • Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведёт к ещё большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу. Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
  • Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведёт к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды. Это усилит межрегиональную политическую напряжённость, для снятия которой центру, возможно, придётся частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
  • В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя всё общение с налоговиками. Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоёв населения.
  • В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведёт к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
  • В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для её введения.

НДФЛ и бюджет России

Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %.

Данные МинФина РФ, в млрд руб.[3]:

  • 2005 —707,05 / 8579,64
  • 2006 — 930,38 / 10 625,81
  • 2007 — 1266,61 / 13 368,26
  • 2008 — 1666,32 / 16 169,10
  • 2009 — 1665,82 / 13 599,72
  • 2010 — 1790,50 / 16 031,93
  • 2011 — 1995,81 / 20 855,37
  • 2012 — 2261,48 / 23 435,10
  • 2013 — 2499,05 / 24 082,39
  • 2014 — 2700,72 / 26 371,06

Данные Федеральной службы Государственной статистики, в млрд руб.[4]:

  • 2015 — 2807,8 / 26 922,0

Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.). Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).

Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.

Прогрессивная шкала и социальная справедливость

Равномерная прогрессивная шкала из пяти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
  3. 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
  4. 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
  5. 27 % — 5 %, 400 %+.

Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

Неравномерная прогрессивная шкала из двух градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 48 % — 5 %, 400 %+.

Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

Прогрессивная шкала и налоговые льготы

Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:

1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ). 2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. 3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья[5] и т. д. 4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ). 5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).

Согласно Сводному отчёту по форме 5-НДФЛ (Статистические формы), в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4830 млрд руб., то есть 18,7 %.

При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы, человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путём предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом, получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.

В настоящее время (2020 год) в Государственной Думе рассматривается законопроект № 1148107-6[6], который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.

Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:

— если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;

— для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;

— для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;

— к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.

Подробнее см. таблицу:

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода Налоговая ставка
До 180 000 руб. 0,00 %
От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. 13 % с суммы, превышающей 180 тыс. руб.
От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2400 тыс. руб.
От 100 000 001 руб. и выше 29 568,6 тыс. руб. + 70 % с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.

Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.

Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.

НДФЛ и доходы населения

Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.

Данные МинФина РФ на 2011 год, в млрд руб.:

  • НДФЛ — 1 995,81
  • Страховые взносы — 3 528,33
  • НДС — 1 753,58 + 1 497,17 (так или иначе оплачивается населением)
  • Акцизы — 603,88
  • Бюджет — 20 855,37

Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0,5 — 20 %*0,07 = 5 % — 1,5 % = +3,5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.

При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0,07 = +3,1 %.

См. также

Ссылки

Примечания