Развал советской науки

Материал из Русского эксперта
Версия от 20:01, 31 августа 2017; МетаСкептик (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Разгром советской науки''' — многократное сокращение научного потенциала России в рез…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Разгром советской науки — многократное сокращение научного потенциала России в результате смены власти и «либеральных» реформ 90-х годов.

Советская наука

Советский Союз вкладывал в науку значительные средства. Развитие науки и техники было идеологически мотивировано и являлось важным направлением государственной политики. По числу учёных на 1000 населения СССР вышел на ведущее место в мире. В силу ограниченности ресурсов и международной обстановки финансировались в первую очередь направления связанные с обороной страны — физика и химия, в прикладной и технической сфере — ядерные вооружения, ядерная энергетика и космонавтика. Хорошо развивалась астрофизика и не требующая значительных вложений математика. Советская наука в целом не отличалась высокой эффективностью, но в силу большого числа учёных и качественного образования продемонстрировала значительные достижения — с 1956 по 2003 год[1] советские учёные получили семь премий за физические исследования и одну за химические. Три советских математика до 1991 года получили медаль Филдса. Советский Союз первым осуществил космический пуск и вывел человека в космос.

Состояние науки в РСФСР 80-х годов и, отчасти, в СССР характеризуются следующими показателями:[2]

  • Численность научных работников в стране — 1,5 млн человек (в СССР — 3 млн).
  • На научные исследования израсходовано в год 26 млрд рублей — в пересчёте на современные цены не менее 2,6 триллиона рублей.
  • В 1984 году зарегистрировано 15 крупных научных открытий в ядерной физике, астрофизике, физике твёрдого тела, геофизике, в химии, биологии и медицине.
  • В народном хозяйстве использовано более 23 тысяч изобретений и около 4-х миллионов рационализаторских предложений.
  • Зарплата молодого специалиста составляла 90-120 рублей в месяц.
  • Зарплата научного работника: кандидат наук — 250—300 рублей; доктора наук — 300—400 рублей.
  • Пенсия научного работника со стажем: кандидат наук — 120 рублей, доктор наук — 160 рублей.

Добавим, что успешно учившиеся студенты получали стипендии в 40 и более рублей. Пересчёт зарплат и пенсий на современные деньки с текущим коэффициентом не меньше 100 показывает, что финансовое положение современных российских учёных не лучше, чем у советских учёных 30 лет назад.

Начало кризиса

Точкой отсчёта кризиса науки можно считать 1987 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчёт и самофинансирование» — прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлён переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Перевод прикладной науки на рыночные принципы внутри застойной не рыночной экономики никак не мог пойти науке на пользу. Сам принцип договорной самоокупаемости для науки, в том числе и прикладной, является убийственным.

Можно услышать, что в «цивилизованном» мире цивилизованный бизнес оплачивает научные исследования. Это в чистом виде враньё! Во всех странах, в том числе и так называемых «цивилизованных», к которым мы, прежде всего, относим США, научные исследования (и фундаментальные, и прикладные) оплачивает государство. Бизнес оплачивает только то, что нужно сегодня, конкретные работы, где он видит прибыль. А то, что будет через пять лет, его не интересует.

Я специально провёл исследование. В 20 ведущих американских университетах финансирование научно-технических разработок на 50-60 % идёт из федерального бюджета, на 20-30 % из бюджетов штата, и лишь 10-15 % составляют частные инвестиции. Поэтому забота о науке — это государственное дело. Бюджетное обеспечение науки, здравоохранения и образования — это святой долг государства.

Относительно финансирования есть очень простой принцип: один миллион — на научно-исследовательские работы, десять миллионов — опытно-конструкторские работы, 100 миллионов — производство. Но без миллиона, вложенного в НИР, сто миллионов, вложенных в производство «сгорят» и ничего не получится. Кроме того, не надо думать, что если будут науке платить больше денег, то у нас всё изменится. Научные исследования должны быть востребованы промышленностью и экономикой. Академик РАН Ж. И. Алфёров[3]

Катастрофа

Численность научных работников в России.

После смены власти и развала СССР финансирование науки было резко свёрнуто и положение стало катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно, началось массовое бегство заслуженных и молодых учёных за рубеж. Например, из трёх лауреатов премии Филдса эмигрировало двое, причём якобы преследуемый Маргулис, который стал выездным ещё в советское время, эмигрировал только в постсоветский период. Этот процесс привёл к уничтожению «научных школ», снижению качества высшего образования, к деградации и падению рейтинга академических журналов и …

Идеологическое обеспечение разгрома науки

На фоне общей кампании по дискредитации «всего советского» была предпринята атака и на советскую науку. В частности, новое руководство телевидения закрыло программу «Очевидное — невероятное», поскольку её ведущий отказался выполнять прямые указания администрации громить советскую науку и пропагандировать популярные в тот период лжеучения.[4]

Результаты «реформ»

В 2004 году персонал занятый научными разработками, составлял в России менее 840 тысяч человек, а собственно учёных среди них было 491 тысяча. Число учёных сократилось в 3 раза, причём остались в основном пожилые. По относительной численности учёных страна опустилась с первого на седьмое место. В 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело к отмиранию понятия «отраслевая наука». За период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7.8 раза, конструкторских бюро — в 3.6 раза. В результате политики 90-х годов в науке произошла «возрастная катастрофа» − исчезло поколение научных сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет притом, что во многих научных дисциплинах возраст наиболее активной и эффективной работы приходится на 30-40 лет.[5]

В постсоветский период в научной сфере нобелевскую премию получил только К. С. Новосёлов, который получил свои результаты в Великобритании и является типичным примером «утечки мозгов».

Примечания

  1. Премии 2001 и 2003 года были вручены за исследования советского периода.
  2. Справочник «Страны мира», М., «Политиздат», 1985
  3. «Дуэль», № 18-19, 2007 г.
  4. История с Капицей.
  5. Проф. Бояринцев В. И., Фионова Л. К. «ВОЙНА ПРОТИВ РАЗУМА», Глава II. «РАЗГРОМ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»