Инкубатор:Распад Российской Федерации: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 11: Строка 11:
В Российской Империи объединяющая общество монархическая и патриархальная идеология базировалась на православии. В годы расцвета этой идеологии Российская Империя прошла тяжелейшие испытания и вышла из них победителем: это и Северная война и Отечественная война 1812 года и периоды голода. Лозунг «За веру, за царя!» в кризисной сиутации объединял противостоящих в повседневной жизни дворян и крестьян. Однако к началу XX-века православная идеология оказалась не в лучшем положении. Сильное давление на нее оказывали как успехи точных наук, так и индустриализация. В итоге идеология пала под давлением либеральных (с одной стороны) и коммунистических (с другой стороны) идей, которые в новых условиях выглядели более привлекательно. В итоге объединяющий стержень исчез, население империи сначала разделилось на левых и правых, а затем на белых и красных. Катастрофические последствия не заставили себя долго ждать: поражение в Русско-Японской войне, гражданские и межнациональные конфликты в период с 1905 по 1914 годы и наконец катастрофическая для империи Первая мировая война, в которой разделенный по идеологическому принципу народ по сути просто отказался воевать. Заметим, что экономика Российской Империи в эти годы переживала небывалый расцвет! Строились огромные инфраструктурные проекты: Транссиб, порты, электростанции, телеграфные и телефонные линии, первые вещательные радиостанции, трамвайные системы, городской водопровод и канализация более чем в 30 городах империи. Кризис наступил лишь на третий год войны - в 1917-ом, когда старая идеология уже полностью умерла, а Николая II открыто называли «тряпкой». Проблема была в том, что церковь и императорский двор долгие годы не делали ничего для модернизации идеологии и не заботились о поддержании своего авторитета. Царское правительство при Александре III и Николае II не скрывало и не затушевывало проблем Империи. В газетах шла ожесточенная полемика. Однако Николай II предпочитал «оставаться над схваткой» и официальная позиция царского двора не доносилась до широких масс. В итоге революционные пропагандисты, даже не имея больших финансовых ресурсов, тем не менее смогли раскачать ситуацию сначала на фронте, а потом и во всей стране.
В Российской Империи объединяющая общество монархическая и патриархальная идеология базировалась на православии. В годы расцвета этой идеологии Российская Империя прошла тяжелейшие испытания и вышла из них победителем: это и Северная война и Отечественная война 1812 года и периоды голода. Лозунг «За веру, за царя!» в кризисной сиутации объединял противостоящих в повседневной жизни дворян и крестьян. Однако к началу XX-века православная идеология оказалась не в лучшем положении. Сильное давление на нее оказывали как успехи точных наук, так и индустриализация. В итоге идеология пала под давлением либеральных (с одной стороны) и коммунистических (с другой стороны) идей, которые в новых условиях выглядели более привлекательно. В итоге объединяющий стержень исчез, население империи сначала разделилось на левых и правых, а затем на белых и красных. Катастрофические последствия не заставили себя долго ждать: поражение в Русско-Японской войне, гражданские и межнациональные конфликты в период с 1905 по 1914 годы и наконец катастрофическая для империи Первая мировая война, в которой разделенный по идеологическому принципу народ по сути просто отказался воевать. Заметим, что экономика Российской Империи в эти годы переживала небывалый расцвет! Строились огромные инфраструктурные проекты: Транссиб, порты, электростанции, телеграфные и телефонные линии, первые вещательные радиостанции, трамвайные системы, городской водопровод и канализация более чем в 30 городах империи. Кризис наступил лишь на третий год войны - в 1917-ом, когда старая идеология уже полностью умерла, а Николая II открыто называли «тряпкой». Проблема была в том, что церковь и императорский двор долгие годы не делали ничего для модернизации идеологии и не заботились о поддержании своего авторитета. Царское правительство при Александре III и Николае II не скрывало и не затушевывало проблем Империи. В газетах шла ожесточенная полемика. Однако Николай II предпочитал «оставаться над схваткой» и официальная позиция царского двора не доносилась до широких масс. В итоге революционные пропагандисты, даже не имея больших финансовых ресурсов, тем не менее смогли раскачать ситуацию сначала на фронте, а потом и во всей стране.


Утраченную в ходе Первой мировой войны старую православную идеологию ценой большой крови большевики заменили на самую новаторскую по тем меркам - коммунистическую. Действительно, в 1920-х года это была самая передовая идеология, опиравшаяся на последние достижения мировой науки и ориентированная именно на индустриальное общество. Однако руководство СССР повторило ошибки предшественников: идеологию образа 1917 года канонизировали и протащили ее в таком виде до конца 1980-х. Информационная закрытость СССР, скупость официальной информации  
Утраченную в ходе Первой мировой войны старую православную идеологию ценой большой крови большевики заменили на самую новаторскую по тем меркам - коммунистическую. Действительно, в 1920-х года это была самая передовая идеология, опиравшаяся на последние достижения мировой науки и ориентированная именно на индустриальное общество. Однако руководство СССР повторило ошибки предшественников: идеологию образа 1917 года канонизировали и протащили ее в таком виде до конца 1980-х. Информационная закрытость СССР, скупость официальной информации сделали население страны неготовым к информационной атаке в конце 1980-х годов. В итоге идеология коммунизма пала.


В современной России с идеологией сложилась парадоксальная ситуация. Де-юре «официальной» идеологии в Российской Федерации нет и сверху ее никто не насаждает. Де-факто, в годы правления Путина, некая идеология все таки сложилась. Она основывается на традиционных ценностях и сочетает в себе элементы идеологии таких ведущих мировых религий как православие и ислам, а также светской этики. Ей противостоит ультралиберальная идеология, принятая частью населения в 1990-х - начале 2000-х годов.  
В современной России с идеологией сложилась парадоксальная ситуация. Де-юре «официальной» идеологии в Российской Федерации нет и сверху ее никто не насаждает. Де-факто, в годы правления Путина, некая идеология все таки сложилась. Она основывается на традиционных ценностях и сочетает в себе элементы идеологии таких ведущих мировых религий как православие и ислам, а также светской этики. Правда развивается она скорее стихийно: ее не финансируют, она не имеет своих явно выраженных мыслителей. Ей противостоит ультралиберальная идеология, принятая частью населения в 1990-х - начале 2000-х годов и хорошо финансируемая как из за рубежа, так и олигархами. Тем не менее общий мировой кризис, а также недавние события на [[rwp:Арабская весна|Ближнем Востоке]] и на [[Украинский кризис|Украине]], произошедшие под ультралиберальными знаменами и приведшие эти страны к тяжелым социальным и экономическим последствиям, попытки либералов обелить нацизм и события 1990-х годов в России приводят к тому, что ультралиберальные идеологемы и деятели несистемной оппозиции большинством россиян рассматриваются как раздражители, а не лидеры мнения.
{{Незавершённый раздел}}
 
Однако такая ситуация очень опасна. Во-первых, ультралибералы могут провести работу над ошибками (как это сделали, например, большевики в 1916-1917-х годах), замаскировав свои идеологемы под патриотические и тем самым повернув к себе активную часть населения страны. Во-вторых, ошибки может сделать и руководство Российской Федерации, подорвав доверие не только к себе, но и к традиционным ценностям. Такие опасные предпосылки есть. Это и неудачная пенсионная реформа и непрофессионализм и хамство некоторых представителей региональных элит и трата бюджетных денег на помпезные, но не особо значимые проекты в то время как социальные объекты часто пребывают в весьма плачевном состоянии. Хотя сохранение единства и территориальной целостности огромного государства в условиях отсутствия государственной идеологии, а также полной открытости как информационной, так и экономической - это положительный момент. Значит российское общество имеет и другие объединяющие механизмы что может снизить остроту проблемы государственной идеологии.
 
Выводы: идеологические проблемы в Российской Федерации есть, но общество научилось жить в и условиях дефицита идеологии. Поэтому проблема пока не носит критического характера, но государству следует уделять больше внимания развитию конструктивных видов идеологии, не навязывая ее принудительно.


=== Состояние политической системы ===
=== Состояние политической системы ===

Версия от 06:52, 14 декабря 2018

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Распад Российской Федерации - гипотетический процесс, который может привести к прекращению существования Российской Федерации как единого государства и привести к возникновению на ее пространстве независимых государства. Распад Российской Федерации - это одна из важнейших целей внешней политики запада (прежде всего США и их сателлитов), а также мечта многих российских оппозиционеров, олигархов или, в прошлом, глав отдельных регионов (Якутии, Татарстана, республик Северного Кавказа). Поскольку в истории Российского государства уже были периоды кризиса и распада, два последних из которых пришлись на XX-век, исключать возможность распада РФ нельзя, поэтому власти и народ России должны сделать все возможное, чтобы не повторить ошибок прошлого и не допустить очередного распада, который русский народ может не пережить.

Сравнение ситуации в Российской Империи, СССР и современной России

Поскольку распады древней Руси и Русского царства происходил давно, в совершенно иную историческую эпоху (доиндустриальную) и немалую роль в этих процессах сыграла также климатическая катастрофа, известная как Малый ледниковый период рассматривать их контексте гипотетического распада РФ нет смысла. А во посмотреть на сравнительно недавние события развала Российской Империи и распада СССР стоит. Состояние дел в Российской Империи при сравнении, если не указано иное, приведено на достаточно зажиточный период 1911 - 1913 годов (перед началом Первой мировой войны), а состояние СССР - тоже на «зажиточный» период от конца эпохи застоя до начала перестройки (1982 - 1985 годы).

Состояние идеологии и морали

Хотя либералы любят утверждать, что «идеология исчезла потому, что исчезла колбаса» (то есть экономический кризис - причина идеологического кризиса) - это всего лишь их либеральное заблуждение. История показывает, что распад любой крупной социальной системы, то Римская империя, Византия, Золотая Орда, Персия или СССР начинается именно с упадка идеологии и именно в период расцвета экономики. То есть «колбаса исчезает потому, что исчезает идеология».

В Российской Империи объединяющая общество монархическая и патриархальная идеология базировалась на православии. В годы расцвета этой идеологии Российская Империя прошла тяжелейшие испытания и вышла из них победителем: это и Северная война и Отечественная война 1812 года и периоды голода. Лозунг «За веру, за царя!» в кризисной сиутации объединял противостоящих в повседневной жизни дворян и крестьян. Однако к началу XX-века православная идеология оказалась не в лучшем положении. Сильное давление на нее оказывали как успехи точных наук, так и индустриализация. В итоге идеология пала под давлением либеральных (с одной стороны) и коммунистических (с другой стороны) идей, которые в новых условиях выглядели более привлекательно. В итоге объединяющий стержень исчез, население империи сначала разделилось на левых и правых, а затем на белых и красных. Катастрофические последствия не заставили себя долго ждать: поражение в Русско-Японской войне, гражданские и межнациональные конфликты в период с 1905 по 1914 годы и наконец катастрофическая для империи Первая мировая война, в которой разделенный по идеологическому принципу народ по сути просто отказался воевать. Заметим, что экономика Российской Империи в эти годы переживала небывалый расцвет! Строились огромные инфраструктурные проекты: Транссиб, порты, электростанции, телеграфные и телефонные линии, первые вещательные радиостанции, трамвайные системы, городской водопровод и канализация более чем в 30 городах империи. Кризис наступил лишь на третий год войны - в 1917-ом, когда старая идеология уже полностью умерла, а Николая II открыто называли «тряпкой». Проблема была в том, что церковь и императорский двор долгие годы не делали ничего для модернизации идеологии и не заботились о поддержании своего авторитета. Царское правительство при Александре III и Николае II не скрывало и не затушевывало проблем Империи. В газетах шла ожесточенная полемика. Однако Николай II предпочитал «оставаться над схваткой» и официальная позиция царского двора не доносилась до широких масс. В итоге революционные пропагандисты, даже не имея больших финансовых ресурсов, тем не менее смогли раскачать ситуацию сначала на фронте, а потом и во всей стране.

Утраченную в ходе Первой мировой войны старую православную идеологию ценой большой крови большевики заменили на самую новаторскую по тем меркам - коммунистическую. Действительно, в 1920-х года это была самая передовая идеология, опиравшаяся на последние достижения мировой науки и ориентированная именно на индустриальное общество. Однако руководство СССР повторило ошибки предшественников: идеологию образа 1917 года канонизировали и протащили ее в таком виде до конца 1980-х. Информационная закрытость СССР, скупость официальной информации сделали население страны неготовым к информационной атаке в конце 1980-х годов. В итоге идеология коммунизма пала.

В современной России с идеологией сложилась парадоксальная ситуация. Де-юре «официальной» идеологии в Российской Федерации нет и сверху ее никто не насаждает. Де-факто, в годы правления Путина, некая идеология все таки сложилась. Она основывается на традиционных ценностях и сочетает в себе элементы идеологии таких ведущих мировых религий как православие и ислам, а также светской этики. Правда развивается она скорее стихийно: ее не финансируют, она не имеет своих явно выраженных мыслителей. Ей противостоит ультралиберальная идеология, принятая частью населения в 1990-х - начале 2000-х годов и хорошо финансируемая как из за рубежа, так и олигархами. Тем не менее общий мировой кризис, а также недавние события на Ближнем Востоке и на Украине, произошедшие под ультралиберальными знаменами и приведшие эти страны к тяжелым социальным и экономическим последствиям, попытки либералов обелить нацизм и события 1990-х годов в России приводят к тому, что ультралиберальные идеологемы и деятели несистемной оппозиции большинством россиян рассматриваются как раздражители, а не лидеры мнения.

Однако такая ситуация очень опасна. Во-первых, ультралибералы могут провести работу над ошибками (как это сделали, например, большевики в 1916-1917-х годах), замаскировав свои идеологемы под патриотические и тем самым повернув к себе активную часть населения страны. Во-вторых, ошибки может сделать и руководство Российской Федерации, подорвав доверие не только к себе, но и к традиционным ценностям. Такие опасные предпосылки есть. Это и неудачная пенсионная реформа и непрофессионализм и хамство некоторых представителей региональных элит и трата бюджетных денег на помпезные, но не особо значимые проекты в то время как социальные объекты часто пребывают в весьма плачевном состоянии. Хотя сохранение единства и территориальной целостности огромного государства в условиях отсутствия государственной идеологии, а также полной открытости как информационной, так и экономической - это положительный момент. Значит российское общество имеет и другие объединяющие механизмы что может снизить остроту проблемы государственной идеологии.

Выводы: идеологические проблемы в Российской Федерации есть, но общество научилось жить в и условиях дефицита идеологии. Поэтому проблема пока не носит критического характера, но государству следует уделять больше внимания развитию конструктивных видов идеологии, не навязывая ее принудительно.

Состояние политической системы

Политические системы как Российской империи, так и СССР были несовершенны. В Российской империи, практически до ее последних дней существовала автократия (самодержавие) и практически полностью отсутствовал институт представительной власти. Хотя в окружении Николая II было много грамотных управленцев (Столыпин, Витте), проекты которых позволили империи решить ряд застарелых вопросов (аграрное перенаселение, неразвитость транспорта), тем не менее, оторванность императорского двора и кабинета министров от народа приводила к тому, что многие решения были чрезвычайно несбалансированными, часто приводящими к ухудшению положения широких народных масс. В отсутствии законных форм выражения протеста к началу XX-ого века массовыми стали такие способы выражения недовольства как бунты, погромы, стачки, террористические акты.

В СССР формально власть была представительной, но фактически уже с начала 1930-х годов в стране установился авторитарный режим правления при котором все решения принимались Сталиным и ограниченным кругом особо приближенных к нему лиц. Выборы превратились в формальную процедуру. Хотя Сталин и последующие руководители страны ни коим образом не ставили свои личные интересы выше государственных, тем не менее, оторванность партийной бюрократии от народа опять таки вызывала чрезвычайную несбалансированность развития страны. Фактически уровень жизни граждан СССР на фоне даже не самых передовых европейских стран был крайне низким, при том, что уровень развития тяжелой промышленности, транспорта и энергетики был на уровне ведущих индустриальных держав (США, Великобритании, Франции и даже превосходил тогдашнюю ФРГ).

Перекосы есть и в политической системе современной России. Российская Федерация - государство с доминирующей партией. Фактически все ключевые посты занимают либо члены партии «Единая Россия», либо лица, поддерживаемые этой партией. Представительство других партий в Государственной Думе и региональных парламентах невелико. Вопреки мнению многих представителей так называемой либеральной оппозиции такая ситуация следствие не гипотетических репрессий со стороны «режима» по отношению к оппозиции, а идеологическая и политическая несостоятельность самой оппозиции. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Второй после «Единой России» по представительству в парламентах является КПРФ. Изначально партия называла себя преемницей КПСС, что в условиях «дикого капитализма» 1990-х годов позволяло партии за счет ностальгии по СССР иметь неплохой электорат, который образовал так называемый «красный пояс» (регионы, где переход к капитализму происходил наиболее болезненно). По мере стабилизации экономической ситуации в стране и росту доходов населения,

Состояние культуры и образования

Состояние науки и технологий

Состояние инфраструктуры и транспорта

Состояние экономики и финансовой системы

Состояние внешнеполитических отношений

Состояние вооруженных сил