Ресурсоёмкость: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 158: Строка 158:


== Стоимость владения автомобилем ==
== Стоимость владения автомобилем ==
Многие интернет-ресурсы предлагают расчет стоимости владения автомобилем разных марок, включая покупку самого автомобиля, страховку, текущее обслуживание, топливо. Такие данные, например, демонстрируются в программе об автомобилях на телеканале «Россия 24» [http://auto.vesti.ru/video/show/video_id/1473520/] (с момента 19:17). Расходы в первый год владения автомобилем (Москва):
Многие интернет-ресурсы предлагают '''расчет стоимости владения автомобилями разных марок''', включая покупку самого автомобиля, страховку, текущее обслуживание, топливо. Такие данные, например, демонстрируются в программе об автомобилях на телеканале «Россия 24» [http://auto.vesti.ru/video/show/video_id/1473520/] (с момента 19:17). Расходы в первый год владения автомобилем (Москва):
{| class="standard"
{| class="standard"
|-
|-
Строка 198: Строка 198:
|}
|}


В начале 2013 появилось американское исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании [http://kommersant.ru/doc/2111491][http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/494793/][https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2013/01/24/samyj_dorogoj_golfklass]. Учитывающее покупку автомобиля, проценты по кредитам, страховку, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36% больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volks­wagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50% первоначального взноса при покупке в кредит, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс км (в год?), стоимость владения в год в среднем за три года.
В начале 2013 появилось американское '''исследование''' PricewaterhouseCoopers (PwC) '''по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании''' [http://kommersant.ru/doc/2111491][http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/494793/][https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2013/01/24/samyj_dorogoj_golfklass]. Учитывающее покупку автомобиля, проценты по кредитам, страховку, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36% больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volks­wagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50% первоначального взноса при покупке в кредит, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс км (в год?), стоимость владения в год в среднем за три года.
{| class="standard"
{| class="standard"
|-
|-
Строка 241: Строка 241:
! 304,4 тыс. руб.
! 304,4 тыс. руб.
|}
|}
Ежегодное исследование стоимости владения автомобилями разных классов в России от той же американской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) за 2015 [http://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/assets/e-ver_auto_2015_rus.pdf] учитывает ещё зимние шины, мойку и дополнительно стоимость парковки. Средние для класса характеристики в год, покупка в кредит при 50% первом взносе.
 
Ежегодное '''исследование стоимости владения автомобилями разных классов в России''' от той же американской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) '''за 2015''' [http://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/assets/e-ver_auto_2015_rus.pdf] учитывает ещё зимние шины, мойку и дополнительно стоимость парковки. Средние для класса значения в год, покупка в кредит на 3 года при 50% первом взносе.
{| class="standard"
{| class="standard"
|-
|-
Строка 252: Строка 253:
! Про-бег, км в год
! Про-бег, км в год
! Топ-ливо в год, тыс. руб.
! Топ-ливо в год, тыс. руб.
! % по кре-диту
! % по кре-диту, тыс. руб.
! Став-ка кре-дита
! Став-ка кре-дита
! КАСКО + ОСАГО, тыс. руб.
! КАСКО + ОСАГО, тыс. руб.
! Техоб-служи-вание плано-вое, тыс. руб.
! Техоб-служи-вание плано-вое, тыс. руб.
! Зим-ние шины и мойка 2 раза в месяц
! Зим-ние шины и мойка 2-жды в ме-сяц, тыс. руб.
! Транс-порт-ный налог и регис-тра-ция, тыс. руб.
! Транс-порт-ный налог и регис-тра-ция, тыс. руб.
! Итого в год, тыс руб.
! Итого в год, тыс руб.
! На 1 км пути
! На 1 км пути
! Пар-ковка, тыс руб.
! Пар-ков-ка, тыс руб.
! Итого в год с пар-ковкой, тыс. руб.
! Итого в год с пар-ков-кой, тыс. руб.
|-
|-
! Класс B (Компактный)
! Класс B (Компактный)
Строка 415: Строка 416:
! 1287,0
! 1287,0
|}
|}
Сравнение электромобиля и ДВС [https://vk.com/page-70481100_47372631][http://autotesla.ru/tesla-news/elektromobil-ili-gibrid-kto-populyarnee.html]. Электроэнергия обходится дешевле топлива, учитывая высокий КПД электромотора, но сам электромобиль дороже. В России особые выгоды из-за низких ночных тарифов на электроэнергию.
 
'''Сравнение электромобиля и ДВС''' [https://vk.com/page-70481100_47372631]. Ford Ranger потребляет 0,25 кВт·ч на 1 км пути, Toyota RAV4 EV потребляет 0,19 кВт·ч на 1 км. При среднем пробеге автомобиля в США 19200 км в год (52 км в день) и при цене электроэнергии в США 5–20 центов за кВт·ч годовая стоимость электроэнергии для этих марок составляет соответственно $240–$1050 и $180–$970. Тогда как в России особые выгоды из-за низких ночных тарифов на электроэнергию: тарифы оценивались (до девальвации рубля) в порядка 12 центов (3,8 руб) за кВт·ч днём и около 3 центов (0,95 руб) за кВт·ч ночью. Электроэнергия обходится дешевле топлива, учитывая высокий КПД электромотора 88–95% по сравнению с 22–42% у ДВС, но сам электромобиль и техобслуживание дороже. В 2015 становятся популярнее гибриды [http://autotesla.ru/tesla-news/elektromobil-ili-gibrid-kto-populyarnee.html].


== Макроэкономические таблицы «затраты — выпуск» (модель межотраслевого баланса Леонтьева) ==
== Макроэкономические таблицы «затраты — выпуск» (модель межотраслевого баланса Леонтьева) ==

Версия от 02:37, 4 июня 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Ресурсоёмкость выражается в количестве единиц затрачиваемых ресурсов на одну единицу продукции. Используется для аналитических сопоставлений в определённых целях. Сведения разрозненные. Источниками могут быть научные исследования с точки зрения экономики или природопользования, отдельные предприятия со своими различающимися особенностями производства, статистические ведомства.

Расход воды на сельхозпродукцию

Голландские ученые представили данные о расходе воды в процессе производства отдельных видов сельхозпродукции [1][2]. Всевозможные различные способы участия воды в процессе создания продукции учтены в одном общем показателе, но не во всех способах вода при производстве оказывается равно оплачиваемым ограниченным ресурсом.

Продукция Расход воды Замечания
Говядина 1 кг 15000 литров 5000–20000 литров по другой оценке. Трава, корма и добавки (силос, сено, зерно, комбикорм), питьё, чистка и обработка
Свинина 1 кг 6000 литров
Курятина 1 кг 4300 литров
Пшеница 1 кг 1000 литров 1892 литра, от 500 до 4000 литров по разным оценкам
Рис 1 кг 4000 литров 3400 литров по другой оценке
Кукуруза 1 кг 1000 литров 1211 литров по другой оценке
Картофель 1 кг 287 литров 100–300 литров по другой оценке
Томаты 1 кг 214 литров
Бананы 1 кг 790 литров Вообще для фруктов 700 литров
Бобы 1 кг 4000 литров 1800 литров для Pulses по другой оценке
Соя 1 кг 2100 литров
Зелёностручковая фасоль 1 кг 586 литров Green beans
Яйцо 1 шт 196 литров
Шоколад 1 кг 17000 литров
Макароны 1 кг 1400 литров Pasta, похоже варёные
Буханка хлеба 900 литров
Сыр 200 г 1500 литров
Бутерброд с сыром 200 литров
Гамбургер 2400 литров В основном пшеница и мясо

Расход воды на 1 калорию для говядины в 20 раз выше картофеля и зерновых. Расход воды на 1 грамм животного белка для мяса в 1.5–6 раз выше белка бобовых.

В сельском хозяйстве расходуется 70–80% всей потребляемой пресной воды, зачастую крайне неэффективно во всех странах, улучшение ирригационных систем сэкономит 30% воды.

Молочная ферма в Ленинградской области

Пример молочной фермы в Ленинградской области возле трассы «Скандинавия» в октябре 2014 [3][4]. Хотя эта ферма развивалась при значительной дополнительной финансовой поддержке, но перешла к самоокупаемости.

24 дойных коровы с телятами, всего 60-70 голов, и ряд сопутствующих сельхоз производств, таких как цыплята и яблоки.

На 13 гектарах, участок обошелся в 35 тысяч долларов в октябре 2004.

480 литров молока в день, часть телятам, остаётся 420 литров.

Приводятся данные о выручке (21 тыс. рублей в день), прибыли (около 3 млн рублей в год) и затратах ресурсов. Прибыль идёт на развитие: мини-трактор (1,2 млн руб­лей), сыроварня (717 тыс. рублей), холодильная камера и всякие бытовые мелочи. Единый сельскохозяйственный налог 6% с разницы между доходами и расходами, но практически всё тратится.

Основные статьи затрат В год В месяц
Оплата труда работников > 100 тыс. рублей
Комбикорм 80 тыс. рублей
Электроэнергия 70 тыс. рублей
Сено 150 тонн, > 550 тыс. рублей
Перевозка сена 140 тыс. рублей
Прочие затраты (оценка) 975 тыс. рублей 81.25 тыс. рублей
Всего затраты (оценка) 4665 тыс. рублей 388.75 тыс. рублей
Выручка (оценка) 7665 тыс. рублей 638.75 тыс. рублей
Прибыль 3000 тыс. рублей 250 тыс. рублей

По данным за 2014 [5] средний по России суточный удой составлял 13.7 литров (соответствует 410 литров за месяц), лучшие данные в Ленинградской области и Карелии (от 20 литров и выше?), тогда как в республике Саха чуть более 9 литров. За месяц средним удоем частного хозяйства в России считается от 300 литров.

Примерные бизнес-планы организации производства

Многие интернет-ресурсы предлагают советы и примерные бизнес-планы организации всевозможных сельхоз и прочих производств, включая некоторые показатели ресурсоёмкости [6].

Сравнение производств тракторов в России и в Канаде

В 2013 по просьбе Путина представлена записка-доклад с объяснением, почему прибыльное в Канаде производство тракторов Ростельмаша оказывалось убыточным в России [7]. Самым весомым преимуществом Канады выступали меньшие выплаты по кредитам, затем меньшие налоги, лучше логистика, дешевле электроэнергия, меньше расходы на охрану и на бухгалтерию. Преимуществом России были только меньшие затраты на оплату труда и дешевле газ.

Доклад вскрывает системные проблемы российской экономики, на это исследование часто ссылаются, фигурирует в политических программах. Например, прозвучало 20 октября 2015 около 20:20 в эфире телеканала «Россия 24» при представлении программы Столыпинского клуба [8], предусматривающей изменения денежно-кредитной политики вместе с налоговой и тарифной.

У экономистов могут возникать спорные вопросы, почему вообще используются заёмные средства, а не собственные и под более высокую доходность, и как тут отражена инфляция. Среди возможных ответов может быть, что инфляция отражена в потребности повышать зарплату рабочим, а собственные средства предприниматель не хочет использовать вовсе, но хочет сам получать зарплату за организацию производства. Как бы там ни было, это пример реальных предпринимательских решений. Потом сообщалось, что после девальвации рубля часть производства тракторов переносится в Ростовскую область [9].

Стоимость владения автомобилем

Многие интернет-ресурсы предлагают расчет стоимости владения автомобилями разных марок, включая покупку самого автомобиля, страховку, текущее обслуживание, топливо. Такие данные, например, демонстрируются в программе об автомобилях на телеканале «Россия 24» [10] (с момента 19:17). Расходы в первый год владения автомобилем (Москва):

Марка Дата Водитель КАСКО ОСАГО Транспортный налог Техобслуживание Потеря 20% стоимости Топливо Итого: На 1 км пути
LADA Vesta 23 янв 2016 мужчина 35 лет 66215 9883 1590 21000 135400 95000 329088 13.16 руб.
Hyundai Tucson 28 фев 2016 мужчина 35 лет 102600 7808 8850 15000 360000 99963 594221 23.77 руб.

В начале 2013 появилось американское исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании [11][12][13]. Учитывающее покупку автомобиля, проценты по кредитам, страховку, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36% больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volks­wagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50% первоначального взноса при покупке в кредит, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс км (в год?), стоимость владения в год в среднем за три года.

Страна Стоимость автомобиля Топливо Страховка Техобслуживание плановое Выплаты % по кредиту (годовая ставка) Налоги и сборы Потеря стоимости в год (всего % за 3 года) Итого в год:
Россия 744 тыс. руб. 40 тыс. руб. 64,3 тыс. руб. 16,1 тыс. руб. 36,7 тыс. руб. (14,2%) 4,6 тыс. руб. 148,8 тыс. руб. (60%) 304,7 тыс. руб.
США 716 тыс. руб. 48,1 тыс. руб. 35,8 тыс. руб. 12,5 тыс. руб. 5,7 тыс. руб. (2,7%) 1,8 тыс. руб. 119,3 тыс. руб. (50%) 223,4 тыс. руб.
Великобритания 959 тыс. руб. 70,7 тыс. руб. 40 тыс. руб. 8,5 тыс. руб. 18,5 тыс. руб. (5,7%) 6,3 тыс. руб. 159,8 тыс. руб. (50%) 304,4 тыс. руб.

Ежегодное исследование стоимости владения автомобилями разных классов в России от той же американской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) за 2015 [14] учитывает ещё зимние шины, мойку и дополнительно стоимость парковки. Средние для класса значения в год, покупка в кредит на 3 года при 50% первом взносе.

Класс автомобиля Стои-мость авто-мобиля, тыс. руб. Поте-ря стои-мости в год, тыс. руб. Поте-ря стои-мости за 3 года Дви-га-тель, л.с. Рас-ход топ-лива, л на 100 км Про-бег, км в год Топ-ливо в год, тыс. руб. % по кре-диту, тыс. руб. Став-ка кре-дита КАСКО + ОСАГО, тыс. руб. Техоб-служи-вание плано-вое, тыс. руб. Зим-ние шины и мойка 2-жды в ме-сяц, тыс. руб. Транс-порт-ный налог и регис-тра-ция, тыс. руб. Итого в год, тыс руб. На 1 км пути Пар-ков-ка, тыс руб. Итого в год с пар-ков-кой, тыс. руб.
Класс B (Компактный) 551,6 42,8 23% 98 6,8 24342 54,3 36,9 22,6% 65,7 8,5 11,9 2,7 222,6 9 руб. 120 342,6
Класс C (Гольф) 928,4 104,6 33% 115 7,4 24600 62,0 55,3 21,2% 87,4 9,3 12,5 3,8 334,9 14 руб. 120 454,9
Класс D (Средний) 1280,0 138,0 30% 149 6,4 25420 57,8 80,8 22,2% 130,0 12,9 13,7 6,3 439,3 17 руб. 120 559,3
Класс E (Бизнес) 2276,5 259,3 38% 194 7,0 20700 50,1 142,1 21,7% 181,7 18,3 16,4 11,6 679,5 33 руб. 120 779,5
Компактный кроссовер 1135,2 92,6 24% 149 7,5 21140 54,7 70,3 21,9% 85,6 10,6 14,3 6,2 334,2 16 руб. 120 454,2
Средне-размерный кроссовер 1541,8 162,9 31% 177 8,1 23380 64,1 87,0 20,7% 106,2 14,9 15,9 9,2 460,2 20 руб. 120 580,2
Полно-размерный внедорожник до 3 млн. руб. 2258,6 208,1 27% 205 11,6 25700 102,4 119,4 18,8% 155,0 16,0 20,0 13,3 634,2 25 руб. 120 754,2
Полно-размерный внедорожник от 3 млн. руб. 3308,9 524,7 47% 300 11,3 24400 101,7 217,4 23,0% 230,3 20,9 20,4 51,6 1167,0 48 руб. 120 1287,0

Сравнение электромобиля и ДВС [15]. Ford Ranger потребляет 0,25 кВт·ч на 1 км пути, Toyota RAV4 EV потребляет 0,19 кВт·ч на 1 км. При среднем пробеге автомобиля в США 19200 км в год (52 км в день) и при цене электроэнергии в США 5–20 центов за кВт·ч годовая стоимость электроэнергии для этих марок составляет соответственно $240–$1050 и $180–$970. Тогда как в России особые выгоды из-за низких ночных тарифов на электроэнергию: тарифы оценивались (до девальвации рубля) в порядка 12 центов (3,8 руб) за кВт·ч днём и около 3 центов (0,95 руб) за кВт·ч ночью. Электроэнергия обходится дешевле топлива, учитывая высокий КПД электромотора 88–95% по сравнению с 22–42% у ДВС, но сам электромобиль и техобслуживание дороже. В 2015 становятся популярнее гибриды [16].

Макроэкономические таблицы «затраты — выпуск» (модель межотраслевого баланса Леонтьева)

Экономист Василий Васильевич Леонтьев (в 1925 окончил Ленинградский университет) впервые попробовал анализировать баланс народного хозяйства СССР за 1923–1924 [17]. Затем в США в 1941 опубликовал метод макроэкономических таблиц «затраты — выпуск» в книге «Структура американской экономики, 1919–1929 годы», что потом использовалось для анализа последствий перехода американской экономики с военных рельс на мирные. В дальнейшем метод был широко развит и применялся в плановой советской экономике. Метод обусловлен системой национальной статистики. В экономике выделяется несколько отраслей, и выпуск каждой передаётся другим, общий выпуск отраслей X складывается из затрат продукции каждой отрасли на производство во всех отраслях плюс выпуск готовой продукции Y.

X = A X + Y, где A — матрица ресурсоёмкостей.

Сейчас для России статистика ведётся по методологии [18], указанной на сайте Росстата [19][20][21][22]. Система таблиц «Затраты — Выпуск» России опубликована за 2003 (и ранее) [23], где в таблице 8.1 ресурсоёмкость выражается в рублях затрат на 1000 рублей продукции. Затем (в 2007) методология и классификация отраслей корректировались по стандартам ООН и Евростата с учётом особенностей российской информационной базы. Для построения российских таблиц «затраты — выпуск» за 2011 (опубликовано в 2015) использовались исходные номенклатуры около 300 видов деятельности (отраслей) и 600 групп продуктов. Таблицы «затраты — выпуск» представлены в системе национальных счетов [24][25][26]. Применяется, например, в моделях общего экономического равновесия с прогнозированием [27], где всё многообразие продукции в России группируется в 5 отраслей. В других странах может быть другая группировка по отраслям и другое их число.