Севастопольский морской завод

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Севастопольский морской завод — крупное судоремонтное и, отчасти, судостроительное предприятие в городе Севастополь, основанное 3 (14) июня 1783 года как Ахтиарское адмиралтейство. В 1836—1853 годах радикально расширено на новых площадях и однозначно достигло размеров крупного проекта. За всю историю четырежды восстанавливалось почти с нуля: после Крымской, Гражданской и Великой Отечественной войн, а также после украинского правления. На 2016 год заводом владеет ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» города Севастополь, однако деятельность на его площадях на правах долгосрочной аренды осуществляет Филиал «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта «Звездочка», в связи с чем предприятие фактически входит в состав Центра судоремонта «Звёздочка».

История наименований предприятия[1]:

  • 1783—1784 годы — Ахтиарское адмиралтейство.
  • 1784—1797 годы — Севастопольское адмиралтейство.
  • 1797—1826 годы — Ахтиарское адмиралтейство.
  • 1826—1851 годы — Севастопольское адмиралтейство (в том числе Старое и Новое).
  • 1851—1855 годы — Лазаревское адмиралтейство.
  • 1858—1897 годы — Севастопольское адмиралтейство Русского общества пароходства и торговли (Севастопольское адмиралтейство РОПиТ)
  • 1897—1919 годы — Лазаревское адмиралтейство Севастопольского порта.
  • 1918—1919 — Севастопольский судостроительный, машиностроительный и электромеханический завод.
  • 1919—1921 — Севастопольский портовый завод.
  • 1921—1930 годы — Севастопольский морской завод.
  • 1930—1936 годы — Севастопольский судостроительный и судоремонтный завод.
  • 1936—1940 годы — Севастопольский судостроительный и судоремонтный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • 1940—1942 годы — Завод № 201 (Севастопольский морской завод № 201 им. С. Орджоникидзе).
  • 1944—1957 годы — Завод № 497 (Севастопольский морской завод № 497 им. С. Орджоникидзе).
  • 1957—1966 годы — Завод № 497 (Завод № 497 им. С. Орджоникидзе).
  • 1966—1976 годы — Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе.
  • 1976 год — Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени Севастопольское морское производственное объединение им. С. Орджоникидзе.
  • 1976—1983 годы — Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени производственное объединение «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе».
  • 1983—1996 годы — Орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени производственное объединение «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе»
  • 1996—2015 годы — Открытое акционерное общество «Севастопольский морской завод». В это время на территории предприятия работало много арендаторов, в частности в 1999—2014 годах ООО СРУП "Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство».
  • 2015 год — Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе».
  • 2015—2016 — Филиал ОАО «Центра судоремонта «Звездочка» в г. Севастополь.
  • 2016—настоящее время — Филиал «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта «Звездочка».

Как часть АО «ЦС «Звёздочка» завод входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

В настоящее время предприятие специализируется на ремонте кораблей и судов, в том числе очень крупных. В советское время специализировался также на производстве крупных плавучих кранов. На 2016 год это направление деятельности предприятия планируется[2] возродить в ближайшее время.

История предприятия

Предыстория создания завода

1778 год — по приказу Александра Суворова в районе будущего Севастополя построены земляные укрепления для частей русской армии, размещённых в Крымском ханстве.

8 апреля 1783 года — Императрицей Екатериной II принят манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу».

Апрель 1783 года — Севастопольская (тогда Ахтиарская) бухта, в числе прочих осмотрена капитаном II ранга Иваном Берсеневым, специально отправленным распоряжением Императрицы для выбора места для военного порта на юго-западном побережье Крыма, и признана им наиболее для этого подходящей.

Российская Империя

3 (14) июня 1783 года — под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: часовня, дом командующего эскадрой, кузница в Адмиралтействе и пристань, впоследствии известная как Графская. Этот день считается днём основания города Севастополь, в то время носившего название Ахтиар, и Севастопольского морского завода, в то время — Ахтиарского адмиралтейства (в то время слово «адмиралтейство» отчасти являлось синонимом портовых мастерских и складов).

12 июня 1783 года — на предприятии выполнено первое килевание[1], в ходе которого был отремонтирован корабль «Хотин».

10 (21) февраля 1784 года — Императорским указом Екатерины II Ахтиар переименован в Севастополь, тем же указом его предписывалось превратить в большую крепость. Так будущий завод получил название Севастопольское адмиралтейство.

1794 год — на предприятии заложены две шхуны гребного флота, с которых началась работа Севастопольского адмиратейства в области судостроения.[3]

1797 год — указом Императора Павла I Севастополь переименован обратно в Ахтиар. Предприятие снова стало Ахтиарским адмиралтейством.

14 ноября 1808 года — на заводе заложен корвет «Крым», с которого в Севастопольском адмиралтействе началось систематическое судостроение.[4]

Бриг Меркурий в лунном свете, И. Айвазовский, 1871

1819—1820 годы — на заводе построен бриг «Меркурий» — небольшой парусно-гребной корабль[2], впоследствии ставший одним из самых прославленных кораблей отечественного флота — одним из двух получивших до 1917 года кормовой георгиевский флаг за одну из самых выдающихся в мировой истории побед, одержанную 14 (26) мая 1829 года в бою с двумя в десятки раз более сильными и более быстроходными турецкими линейными кораблями.

1825—1828 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Рафаил».

1826 год — сенатским указом город снова переименован в Севастополь. Предприятие вновь получило название Севастопольское адмиралтейство.

23 июля 1835 года — начато строительство пятикамерного сухого дока на новой площадке предприятия. В этот день состоялась закладка первого шлюза дока. [5]

1835—1836 годы — построен 44-пушечный фрегат «Браилов».

1839—1841 годы — построен 20-пушечный корвет «Менелай» (с 1846 года «Оливуца») типа «Пилад», впоследствии ставший известным благодаря участию в кругосветном плавании и в боевых действиях Крымской войны на Дальнем Востоке.

10 декабря 1845 года — с подъёмом для ремонта судна «Соча» на заводе введён в строй малый Мортонов эллинг.

Файл:Новые доки Севастополя 1850.jpg
Новые доки Севастополя, картина Л. О. Премацци, 1850

Июнь-июль 1850 года — произведено первое докование в строящихся с 1836 года каменных доках, называвшихся в народе «Новым адмиралтейством» и ставших новой главной производственной площадкой предприятия, в связи с чем оно однозначно достигло размеров крупного проекта. Первыми принятыми в доки судами стали 120-пушечный линейный корабль «Варшава» и 46-пушечный фрегат «Браилов».

26 апреля 1851 года смертью много сделавшего для развития города и адмиратейства адмирала Лазарева предприятие было переименовано в Лазаревское адмиралтейство.

1853 год — полностью завершено строительство новых каменных доков.

Осень 1854 года — в ходе Крымской войны началась Первая оборона Севастополя.

27 августа (8 сентября) 1855 года — южная сторона Севастополя, на которой располагался завод, разрушенная к этому времени, по мнению очевидцев[3], сильнее, чем Помпеи, оставлена российскими войсками.

1856 год — основные сооружения адмиралтейства взорваны англичанами.

24 марта 1858 года — в связи с условиями Парижского мира завод возрождается как коммерческое предприятие — Севастопольское адмиралтейство «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ), которому его мощности формально были переданы в аренду.

7 марта 1861 года — с подъёмом для ремонта судна «Митридат» на заводе введён в строй большой Мортонов эллинг.

1868—1869 годы — на заводе строится первое для него стальное паровое судно «Первенец».

1878 год — предприятием построены первые для него металлические военные суда-миноноски «Щегленок», «Ящерица», «Щука».

Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе. 1886 год. — картина А. К. Беггрова, 1887
Эскадренный броненосец «Чесма», 1892

1883 год — начало работ по строительству Западного дока.[6]

Лето 1883—1889 годы — на предприятии одновременно построены первые два серийных барбетных эскадренных броненосца типа «Екатерина II» — «Синоп» и «Чесма». Последний отличался от «Синопа» и головного корабля серии применением заметно более мощных орудий главного калибра.

1884 год — на предприятии завершено строительство двух продольных стапелей для постройки броненосцев, на которых к этому времени уже велась сборка кораблей типа «Екатерина II».[7]

23 декабря 1885 года — с вводом в док на ремонт парохода «Нахимов» введён в строй Западный док адмиралтейства.[8]

1889—1893 годы — построен эскадренный броненосец «Георгий Победоносец» — третий и последний серийный корабль типа «Екатерина II», отличавшийся, помимо аналогичной «Чесме» артиллерии, наличием башенноподобных прикрытий барбетов орудий главного калибра, хоть и относительно тонких.

16 августа 1897 года — подписан акт о передаче Морскому ведомству Севастопольского адмиралтейства РОПиТ Морскому ведомству. Предприятие, оценённое в 1,9 млн рублей, стало называться Лазаревским адмиралтейством Севастопольского порта.

6 мая 1898 года — завершено строительство Восточного дока, в который для ремонта введен броненосец «Георгий Победоносец».[9]

Крейсер «Кагул» («Очаков»), 1910-е

1901—1907 годы — на предприятии построен бронепалубный крейсер «Кагул» («Очаков») типа «Богатырь». Строительство сильно затянулось, поскольку в 1905 году экипаж уже проходившего испытания крейсера поддержал мятеж, в ходе подавления которого корабль получил серьёзные повреждения и был возвращён на завод для ремонта.

Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический», 1905

1902—1905 годы — на заводе достраивается на плаву собранный в Николаевском адмиралтействе эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» (после 1905 года «Пантелеймон»).

Линейный корабль «Иоанн Златоуст», 1911

1904—1911 годы — на заводе строится эскадренный броненосец «Иоанн Златоуст» типа «Евстафий», уже во время строительства переклассифицированный в линейный корабль.

1915 год — введён в строй крупный Аварийный сухой док Императора Николая II (позднее Северный док, выделен из состава завода после 1991 года).[10]

Советская Россия

1918 год — согласно условиям подписанного лично Владимиром Лениным Брестского мира Севастополь оккупирован немецкими войсками. Ценное оборудование и материалы, обнаруженные оккупантами в порту, в том числе и на заводе, при этом были вывезены в Германию.[11]

1918 год — белогвардейскими властями завод был выделен из состава военного порта с подчинением Морскому ведомству и получил название Севастопольский судостроительный, машиностроительный и электромеханический завод Морского ведомства.

Июнь 1919 года — завод переименован в Севастопольский портовый завод Морского ведомства.

Ноябрь 1920 года — завод переподчинён и стал называться Севастопольский портовый завод Крымского Совета народного хозяйства.

13 января 1921 года — завод переименован в Севастопольский морской завод Главного управления металлургической промышленности Украины.

Октябрь 1922 года — завод переподчинён и стал называться Севастопольский морской завод Главного управления металлургической промышленности РСФСР.

1 мая 1923 года — досрочно выполнен ремонт крейсера «Коминтерн» (ранее он же «Память Меркурия», «Кагул»).

Order of Red Banner of Labor thumb.png

1923 год — за досрочное завершение ремонта крейсера «Коминтерн» Севастопольский морской завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Май 1924 года — завод переименован в Трест «Севастопольский морской завод» Главного управления металлургической промышленности ВСНХ.

14 ноября 1925 года — с закладкой лесовоза «Михаил Фрунзе» возобновлена судостроительная деятельность предприятия, прерванная революциями 1917 года и их последствиями.

Январь 1930 года — завод передан Наркомату судостроительной промышленности и стал называться Севастопольский судостроительный и судоремонтный завод Южного судостроительного треста.

1930 год — введён в строй поперечный стапель для одновременного строительства двух судов.

1936 год — заводу присвоено имя Серго Орджоникидзе, в результате чего он стал называться Севастопольский судостроительный и судоремонтный завод имени Серго Орджоникидзе.

15 мая 1940 года — завод переименован в Завод № 201, остальные части названия (Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе № 201) стали недоступны в открытых источниках.

1940—1941 годы — на заводе заложены и спущены на воду два морских буксира проекта 901, достроенные впоследствии только в 1953 году по проекту 729.

30 декабря 1941 года — начало Второй обороны Севастополя в ходе Великой Отечественной войны.

1 июля 1942 года — Севастополь захвачен германскими войсками.

9 мая 1944 года — Севастополь освобождён от оккупации.

19 июня 1944 года — завод получил новое открытое наименование Завод № 497, остальные части названия (Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе № 497) были недоступны в открытых источниках.

19 мая 1945 года — восстановлен и введён в эксплуатацию Северный сухой док завода.

1950 год - восстановлены и введены в строй Западный и Восточный доки.[12]

1951—1961 годы — на заводе построены шесть плавкранов проекта 711 грузоподъёмностью 50 тонн.[13]

1 июля 1957 года — завод сменил полное (по-видимому, закрытое в то время) название на Завод № 497 им. С. Орджоникидзе.

15 октября 1957—24 декабря 1958 годов — на заводе прошёл модернизацию по проекту 70-Э с установкой зенитного ракетного комплекса «Волхов» (М-2) вместо одной из башен крейсер «Дзержинский» проекта 68-бис.

1962—1963 годы — для Индонезии построены два плавкрана проекта 711А.[14]

1964—1968 годы — на предприятии построены четыре плавкрана проекта 1505, являвшегося развитием проекта 711.[15]

1965—1966 годы — на заводе модернизирована подводная лодка С-65 проекта 613РВ под испытания ракетоторпедного комплекса «Шквал».

1 июля 1966 года — завод сменил название на Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе.

Плавкран «Викинг» (Черноморец-33) проекта 1511, Таллин, 2012

1966—1985 годы — на заводе построены 39 плавкранов проекта 1511 типа «Черноморец» грузоподъёмностью 100 тонн.[16]

Order of Lenin third type.jpg

28 июля 1966 года — завод награждён орденом Ленина за заслуги в создании новой техники.

1967—1970 годы — построена серия из трёх минно-сетевых заградителей проекта 317 типа «Сухона».[17]

1970—1982 годы — на заводе построены шесть плавкранов проекта 1520 типа «Богатырь» грузоподъёмностью 300 тонн.[18]

1971—1972 годы — на заводе модернизирована подводная лодка С-49 проекта 633 под испытания ракетоторпед «Водопад» и «Ветер» по проекту 633РВ.

Эсминец «Прозорливый» после модернизации на заводе, 1982

1971—1977 годы — на заводе модернизированы с заменой главного комплекса ракетного вооружения по проекту 56-У трое эсминцев: «Бедовый» (проекта 56-ЭМ), «Прозорливый» (проекта 56-М) и «Неуловимый» (проекта 56-М).

1972 год — на заводе модернизирована подводная лодка С-65 проекта 613РВ под испытания ракетоторпед «Водопад» и «Ветер».

1972—1973 годы — на заводе модернизирована по проекту АВ611Д подводная лодка С-78 «Мурманский комсомолец» проекта АВ611С, предназначенная для исследования физических полей кораблей.

1975—1977 годы — построен крупный плавкран «Витязь-1» проекта 1600 грузоподъёмностью 1600 тонн.

1 января 1976 года — завод преобразован в Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени Севастопольское морское производственное объединение им. С. Орджоникидзе.

24 апреля 1976 года — предприятие переименовано в Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени производственное объединение «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе».

1978 год — на заводе модернизирована подводная лодка С-128 проекта 633 под испытания ракетного комплекса «Гранат» по проекту 633КС (в некоторых источниках 06333).

1978—1982 годы — на заводе модернизирована подводная лодка С-11 проекта 633 под испытания ракетоторпед «Водопад» и «Ветер» по проекту 633РВ.

1981—1991 годы — на заводе построены три плавкрана проекта 15201 типа «Слава Севастополя» грузоподъёмностью 500 тонн.[19]

OrderOctoberRevolution.gif

1983 год — предприятие награждено орденом Октябрьской революции за достигнутые успехи в выполнении плановых заданий и в связи с 200-летием со дня основания, поэтому название сменилось на Орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени производственное объединение «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе».

1985—1988 годы — на заводе построены пять плавкранов проекта 16490 типа «Севастополец» грузоподъёмностью 140 тонн.[20]

1989—1991 годы — на заводе построены два и заложены ещё два плавкрана проекта 16491 типа «Нептун» грузоподъёмностью 150 тонн.[21]

1990—1991 годы — на заводе заложен и спущен на воду плавкран проекта 15202 (развитие проекта 15201) грузоподъёмностью 350/400 тонн, достроенный гораздо позднее.[22]

Украина

1991—1992 годы — на заводе достроены два заложенных ранее плавкрана проекта 16491 типа «Нептун» грузоподъёмностью 150 тонн. Ещё один аналогичный плавкран в это время был заложен и спущен на воду, но окончательный его ввод в строй состоялся гораздо позже.[23]

1992 год — фактически прекращён ремонт кораблей и судов Черноморского флота. На этот момент на предприятии работало 12 тыс. человек.

1996 год — Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе акционирован с изменением названия на Открытое акционерное общество «Севастопольский морской завод», при этом 26 % акций было закреплено за Фондом госимущества Украины, а 74 % акций распределено среди трудового коллектива[24]. Зарегистрировано общество было позднее — 15 августа 1997 года[25], что для приватизации на Украине было обычным делом.

1996—1997 годы — 50,5 % акций завода cкуплены Инвестиционным фондом UGF (США).[26]

1999 год — на базе производственных мощностей ОАО «Севморзавод», где к этому времени работали 3 тыс. человек, для выполнения военных заказов было создано ООО «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство», 43 % которого принадлежали ОАО «Севморзавод», а 57 % — Инвестиционной группе IGVK (г. Москва, Россия), которое вскоре стало флагманом севастопольской промышленности, получив заказы на ремонт прежде всего от Российского военно-морского флота, а также от Военно-морских сил Украины. Вообще в 2000-х на мощностях завода работало, по меньшей мере, до 34(!) набольших дочерних фирм одновременно, которые и осуществляли подавляющую часть производственной деятельности, в основном по мелким заказам и побочным производствам, что вообще крайне характерно для судостроения Украины.

2002 год — достроен последний, спущенный на воду ещё в 1992 году плавкран проекта 16491 типа «Нептун» грузоподъёмностью 150 тонн, переименованный в «Феодосиец».[27]

2004 год — на заводе достроен последний заложенный и спущенный на воду в советское время плавкран «Севморнефтегаз» проекта 15202 (развитие проекта 15201) грузоподъёмностью 350/400 тонн, достроенный гораздо позднее.[28]

14 марта 2006 года — городской совет Севастополя принял обращение к Президенту Украины, Верховной Раде и СНБО Украины о неправомерности отчуждения Северной промплощадки ОАО «Севморзавод», недопустимости продажи государственного пакета акций 26 % L.I.T.A.T Group и перепрофилирования ОАО «Севморзавод».[29]

16 января 2014 года — решением Хозяйственного суда Севастополя предприятие ООО СРУП «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство» признано банкротом. Сотрудники предприятия выдвинули ликвидационной комиссии свои требования.[30]

10 февраля 2014 года — сотрудники предприятия «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское адмиралтейство» провели пикет против банкротства завода.[31]

22 февраля 2014 года — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Севастополем.

Республика Крым

16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.

Российская Федерация

28 февраля 2015 года — постановлением Правительства Севастополя завод национализирован в пользу города.

3 апреля 2015 года — завод переименован в Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе».

2015 год — завод передан на правах аренды Филиалу ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» в городе Севастополь на 49 лет[32].

2015 год — предприятие переименовано в Филиал «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта «Звездочка»

2016 — 2017 годы — на заводе построены две плавучих опоры для установки арок судоходных пролётов моста через Керченский пролив.[33][34]

Август 2017 года — на предприятии открыта базовая кафедра «Морские технологии» Севастопольского государственного университета.

2017 год — настоящее время (2017) — на заводе строится первый с 2005 года плавкран ПК-400 «Севастополь» грузоподъёмностью 400 тонн.[35][36]

31 января 2017 года — утверждено решение о передаче ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» в федеральную собственность с определением ведомственной принадлежности Минпромторгу России.[37]

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Бриг «Меркурий» (построен в 1819—1820 годах) — один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота, одержавший одну из самых удивительных морских побед в истории Человечества. Находясь в патрулировании у вражеских берегов 14 (26) мая 1829 года этот небольшой парусно-гребной корабль был обнаружен двумя турецкими линейными кораблями, заметно превосходящими его по скорости. Боевая мощь противников при этом отличалась примерно в 100 раз в пользу турецких кораблей. Однако экипаж брига, решив не в коем случае не сдаваться, приготовил корабль к тарану и взрыву, а затем принял артиллерийский бой, в ходе которого, умело маневрируя, сумел серьёзно повредить паруса обоих турецких кораблей и затем уйти от погони.
  • 20-пушечный корвет «Менелай» (с 1846 года «Оливуца») типа «Пилад» (построен в 1839—1841 годах) — стал в некоторой степени известным благодаря участию в кругосветном плавании и в боевых действиях Крымской войны на Дальнем Востоке. До этого использовался также в качестве императорской яхты во время отдыха царской семьи в местечке Оливуца на Сицилии, в честь которого и был перед этим переименован.
Броненосец «Потёмкин» на почтовой марке, 1972
  • Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» (достраивался на плаву в 1902—1905 годах) — построенный большей частью в Николаевском адмиралтействе корабль достраивался на плаву уже в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне. Корабль получил широчайшую известность в советское время благодаря активному участию в восстании (мятеже) 1905 года, после которого он был переименован в «Пантелеймон». Особенно известности корабля способствовал художественный фильм Сергея Эйзенштейна 1925 года «Броненосец «Потёмкин»», считающийся лучшим или, по крайней мере, одним из самых лучших фильмов всех времён и народов.
Крейсер «Очаков» на почтовой марке, 1972
  • Крейсер 1 ранга (бронепалубный крейсер, лёгкий крейсер) «Кагул» («Очаков») типа «Богатырь» (построен в 1901—1907 годах) — строительство крейсера сильно затянулось, поскольку в 1905 году экипаж уже проходившего испытания корабля поддержал мятеж, в ходе подавления которого корабль получил серьёзные повреждения и был возвращён на завод для ремонта. В результате «Очаков» ещё до официального ввода в строй был переименован в «Кагул», а в 1917 году после Февральской революции — обратно в «Очаков». Участвовал в Первой мировой войне. Впоследствии он ушёл с белым флотом во французскую в то время Бизерту в Северной Африке, где и был продан на металлолом после формального возвращения СССР в 1933 году. Крейсер получил большую известность в советское время, когда его прославляли за участие в восстании (мятеже).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Текущий ремонт днища парусного судна с помощью создания привязанными к мачтам канатами сильного крена, обеспечивающего выход киля из воды.
  2. По терминологии того времени — судно, кораблями тогда называли только линкоры.
  3. В данном случае имеется в виду описание известного писателя Марка Твена, побывавшего в Севастополе в 1867 году.