Северная верфь

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Аэрофотоснимок Кировского района Санкт-Петербурга — Северная верфь расположена точно в центре

Открытое акционерное общество Судостроительный завод «Северная верфь» (официальное сокращённое название ОАО СЗ «Северная верфь») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 1 (14) ноября 1912 года как «Путиловская верфь».

История наименований предприятия:

  • 1912—1921 гг. — «Путиловская верфь»
  • 1921—1936 гг. — «Северная верфь»
  • 1936—1948 гг. — «Судостроительный завод № 190»
  • 1948—1988 гг. — «Судостроительный завод № 190 имени А. А. Жданова».
  • с 1988 года по настоящее время — «Северная верфь».

Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[1]

История предприятия

Предыстория создания завода

28 февраля 1801 года — подписан Указ Императора Павла I, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод.

3 апреля 1801 года — с отливкой первого ядра Санкт-Петербургский литейный завод (позднее Путиловский, ныне Кировский завод) начал свою работу.

1812 год — Санкт-Петербургский литейный завод начал развиваться как машиностроительное предприятие, приступив к производству паровых машин.

ноябрь 1824 года — Санкт-Петербургский литейный завод практически разрушен катастрофическим наводнением.

1868 год — Санкт-Петербургский литейный завод приобретён известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым.

1873 год — Н. И. Путиловым создано акционерное «Общество Путиловских заводов».

Миноносец «Роченсальм»

18 апреля 1880 года — Н. И. Путилов умер, предварительно сумев превратить завод в передовое металлургическое и машиностроительное предприятие, но разорившись на строительстве Морского канала Санкт-Петербурга и глубоководного порта на Гутуевском острове города неподалёку от завода.

1887 год — Путиловский завод в Санкт-Петербурге берётся за строительство небольших кораблей для Российского императорского флота, получен заказ на два миноносца.

1889 год — на Путиловском заводе в рамках полученного в 1887 году заказа заложены миноносцы «Биорке» и «Роченсальм» водоизмещением 81 тонна.

Минный крейсер (эсминец) «Москвитянин»

1904 год — Путиловский завод на добровольные пожертвования граждан страны начинает строительство минных крейсеров (эсминцев) «Москвитянин» и «Доброволец».

1910 год — «Общество Путиловских заводов» приобрело 80 га с отмелями прилегающих к заводу территорий для строительства крупной верфи в следствие ожидавшихся заказов по строительству крупных боевых кораблей — линкоров-сверхдредноутов водоизмещением, по-видимому, до 50 тыс. тонн — вследствие начавшейся между ведущими странами того времени гонки вооружений на море.

Эсминец Новик, 1911 г.

19 июля (1 августа) 1910 года — на Путиловском заводе начато строительство легендарного эсминца «Нови́к» (с 1926 года «Яков Свердлов») — самого скоростного в мире корабля своего времени и самого совершенного в мире эсминца тех лет, впоследствии прославившегося в боях.

4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.». Закон ради поддержания политического авторитета страны предполагал, что только на Балтийском флоте к 1930 году будут развёрнуты 24 линейных корабля (для сравнения: к 1930 году в следствие ограничений по Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года Британская Империя имела 22 линкора, а США — 18).[2]

Файл:Эллинг Путиловской верфи.jpg
Эллинг Путиловской верфи (пролёт 76 м), 1914 г.
Спуск на воду спасательного судна «Волхов», 1913 г.

Российская Империя

1 ноября 1912 года — создано предприятие «Путиловская верфь» (ныне «Северная верфь»), контролируемое частным «Обществом Путиловских заводов». Предприниматели решили вложиться в создание одной из крупнейших отечественных верфей того времени, надеясь на военные заказы, поскольку существовавшие государственные предприятия очевидно не могли справиться с грандиозными объёмами строительства, прописанными в «Законе о флоте».

1913 год — на Путиловской верфи начато судостроительное производство, в том числе строится и спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна»), побившее впоследствии все рекорды долголетия судов военного флота, находясь в строю уже белее 100 лет.

Лёгкие крейсера в эллинге верфи, 1915 г.

29 августа (11 сентября) 1913 года — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода.

ноябрь 1913 года — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкий крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков».

1914 год — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён крупный проект строительства Путиловской верфи.

11 октября 1917 года — по решению Временного правительства на Путиловской верфи прервана постройка обоих лёгких крейсеров.[3]

Советская Россия

октябрь 1921 года — «Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».

1 августа 1927 года — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»[1] проекта 2[2], ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России.

1931—1932 годы — введены в строй все шесть кораблей типа «Ураган» первой серии (проекта 2).

Декабрь 1931 года — в числе второй серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 4 заложены корабли «Метель», впоследствии ставший гвардейским, и «Вьюга». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1932—1933 годы — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены четыре подводных лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на а Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

5 ноября 1932 года — на верфи заложен лидер «Ленинград» проекта 1 — самый быстроходный корабль своего времени в мире. Введён в строй 5 декабря 1936 года.

Март 1934 года — заложены первые два из третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Молния» и «Зарница». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

Июнь 1934—1936 годы — построена вторая пара третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Пурга» и «Буря».

1934—1936 годы — на предприятии собраны 11 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис построенных на Завод имени А. Марти (позднее Завод № 198, ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве.

1935—1938 годы — построена четвёртая — последняя — серия сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 из двух кораблей — «Снег» и «Туча».

1935—1939 годы — на заводе строится серия из семи эскадренных миноносцев проекта 7, один из которых был достроен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе.

27 ноября 1935 года — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии первых советских эскадренных миноносцев этого проекта.

1936 год — предприятие переименовано в Судостроительный завод № 190.

1939 год — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной.

1947—1950 годы — четыре частично готовых эсминца проекта 30 достроены по проекту 30-К.

1948—1953 годы — серийное строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис.

1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова — революционного и государственного деятеля Советской России, скончавшегося в том году.

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

1953—1958 годы — на заводе построены двенадцать эскадренных миноносцев проекта 56.

1957—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Неуловимый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.

1958—1961 годы — построены четыре эскадренных миноносца типа 57-бис с ракетным оружием.

23 марта 1960 года — на заводе заложен головной ракетный крейсер проекта 58 «Грозный» — первый ракетный крейсер отечественного флота, введённый в строй 30 декабря 1962 года. В 1960—1965 гг. на заводе были построены ещё три ракетных крейсера этого проекта.

1962—1966 годы — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 61.

Order of Lenin third type.jpg

28 апреля 1963 года — завод № 190 им. А. А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ награждён Орденом Ленина.[4]

БПК проекта 1134-А «Адмирал Юмашев», 1982

1964—1969 годы — на заводе построены четыре ракетных крейсера (больших противолодочных корабля) проекта 1134 типа «Адмирал Зозуля».

1966—1970 годы — на заводе построены первые два больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт» и заложено ещё пять, вступивших в строй позднее.

OrderOctoberRevolution.gif

18 января 1971 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[5]

1971—1977 годы — в 1971—1975 годах на заводе вступили в строй шесть больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт», к которым в 1976—1977 годах добавились ещё два.

1974—1979 годы — на заводе построено 6 больших противолодочных кораблей (с 1977 года сторожевых кораблей) проекта 1135.

Эсминец «Отличный» проекта 956, 1986

1976—1990 годы — на заводе построены 13 эскадренных миноносцев проекта 956 «Сарыч» типа «Современный». Из них первые два были введены в строй в 1980—1982 годах при Брежневе, один в 1983 году при Андропове, один в 1984 году при Черненко и девять в 1985—1990 годах при Горбачёве.

1977 — 1988 годы — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 1155: один при Брежневе, один при Андропове и два при Горбачёве.

Order of Lenin third type.jpg

16 июля 1986 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[6]

1987—1991 годы — по усовершенствованному проекту 956-А «Сарыч» построен эскадренный миноносец «Безудержный» (с 9 декабря 2007 года «Гремящий»).

1988 год — предприятие повторно переименовано в Судостроительный завод «Северная верфь».

Российская Федерация

Корвет «Стерегущий»

1991—1993 годы — введены в строй три заложенных ранее эскадренных миноносца проекта 956-А «Сарыч».

1999—2000 годы — введены в строй два эскадренных миноносца проекта 956-Э для военно-морских сил Китая, достроенные из корпусов, заложенных ранее по проекту 956-А «Сарыч» — «Ханчжоу» в 1999 году и «Фучжоу» в 2000 году.

21 декабря 2001 года — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности.

2002—2006 годы — построены два эскадренных миноносца проекта 956-ЭМ для военно-морских сил Китая.

Файл:19-3896669-dsc03113.jpg
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

2003—н. в. — осуществляется строительство серийных корветов проекта 20380.

2004—н. в. — предприятие строит суда связи (по утверждению множества открытых источников[7][8] фактически средние разведывательные корабли) проекта 18280.

2006—н. в. — осуществляется строительство фрегатов проекта 22350 — 1 февраля 2006 года заложен головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — первый крупный надводный корабль, заложенный с момента развала СССР. К лету 2015 года в постройке находятся четыре фрегата этого проекта.

28 февраля 2008 года — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй.

2012—н. в. — осуществляется строительство корветов проекта 20385 — усовершенствованной версии проекта 20380. Первоначально проект 20385 предусматривал использование большого количества зарубежных комплектующих, однако из-за последствий разразившегося в 2014 году Украинского кризиса корабли пришлось достраивать с переделками, в частности с заменой двигательной установки на отечественный аналог. По видимому, по той же причине вскоре верфь перешла к строительству корветов следующего проекта 20386.

2012—н. в. — строятся суда тылового обеспечения проекта 23120 с высоким ледовым классом ARC4.[9]

22 декабря 2015 года — на территории ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» началось строительство нового судостроительного комплекса. Это будет крытый сухой док, который позволит строить суда длиной до 400 метров.[10]

2016—н. в. — осуществляется строительство корветов проекта 20386 — усовершенствованной версии проектов 20380 и 20385.

2017—н. в. — на заводе строятся универсальные патрульные корабли проекта 23550 для арктических морей.

Ожидаемые события

2019 год — начало строительства эсминцев проекта 23560 «Лидер».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

Эсминец «Новик» на российской марке 1996 года
Спасательное судно «Коммуна» (бывший «Волхов»), 2009
  • Эскадренный миноносец «Нови́к» (с 1929 года «Яков Свердлов») — начинал строиться ещё на Путиловском заводе, но введён в строй уже после перехода судостроителей в состав Путиловской верфи. Корабль построен на остаток от собранных народом средств для усиления отечественного флота миноносцами во время Русско-Японской войны. Стал лучшим в мире эсминцем своего времени, установил рекорд скорости и впоследствии прославился в боях Первой мировой войны, в частности, блестяще победив два новейших немецких эсминца, один из которых в результате выбросился на берег и был подорван командой, а другой был сильно повреждён. Погиб во время Великой Отечественной войны.
  • Спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна») — введено в строй 14 июля 1915 года. На 2015 год входит в состав российского Черноморского флота в том же качестве, является старейшей действующей единицей боевых флотов мира и, вероятно, единственным действующим судном — ветераном Первой мировой войны. В 2010 году судно было оснащено новой подводной робототехникой.
Гвардейский сторожевой корабль «Метель» на российской марке, 2013
Гвардейский эсминец «Гремящий» на российской марке 1982 года
  • Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» — заложен 18 декабря 1931 года, перевезён на Дальний Восток по частям, где был достроен на Дальзаводе во Владивостоке, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
  • Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» проекта 7 — заложен 23 июля 1936 года, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года, после чего перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. Во время войны сбил, по меньшей мере один самолёт, потопил германскую подводную лодку и участвовал в утопления германского эсминца Z-26. Гвардейский с 1 марта 1943 года.

Примечания

  1. Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».
  2. Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.

См. также

Ссылки