Сменяемость власти: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 16: Строка 16:


== Подмифы ==
== Подмифы ==
[[main|Либеральная демагогия]]
''Основная статья: [[Либеральная демагогия]]


=== Власть нужно менять регулярно как подгузники, и по той же причине ===
=== Власть нужно менять регулярно как подгузники, и по той же причине ===

Версия от 19:54, 10 декабря 2015

Среди либеральной публики весьма распространён миф о том, что частая сменяемость власти крайне полезна и совершенно необходима для процветания государства. Этот аргумент часто используется противниками действующей власти и участниками цветных революций.

На деле, однако, быстро сменяемые правители неизбежно оказываются временщиками, а по-настоящему успешны лишь те руководители, которые либо правят десятки лет, либо принимают власть от своих предшественников без резкой смены курса, что позволяет государству избежать задержек в развитии и шараханий из стороны в сторону. То есть, выигрывает долгосрочная эволюционная стратегия.

С вопросом о сменяемости верховной власти тесно связан вопрос о том, как вообще следует взращивать дееспособных управленцев и предотвращать деградацию государственной элиты, с тем чтобы обеспечить стране долгосрочное развитие и всегда давать адекватные ответы на внутренние и внешние вызовы.

Опровержение мифа

Революция vs Эволюция. Выбирай

Как показывает практика, сменяемость власти неизбежно приводит к эффекту временщика — когда правитель, неспособный планировать свои действия хотя бы на 10-15 лет вперед, быстро приводит свою страну к катастрофе.

У такого временщика отсутствует возможность полноценного управления. Его команды часто игнорируются, ибо все понимают, что скоро к власти придет другой правитель, с которым можно начать отношения «с чистого листа». По этой же причине разного рода олигархи чувствуют себя при такой власти просто шикарно. Вес «владельца заводов, газет, пароходов» становится сравним с весом президента — так как, опять-таки, всем понятно, что президент скоро уйдет со сцены, а олигарх так и останется при своих ресурсах.

И наконец, в президенты при системе сменяемой власти обычно попадают слабые и предельно циничные люди. Янукович и Порошенко — яркие примеры этого. Других олигархов не пропускает процедура демократических выборов — порядочный человек не наберет достаточно голосов, а сильного просто-напросто не пустят олигархи. Отсюда, кстати, запредельные долги у большинства стран Запада — одни временщики их берут, а возвращать надо уже другим.

Страны, обладающие и де-факто и де-юре самостоятельностью и независимостью, особенно те, что входят в число мировых держав, не могут позволить себе власть временщиков без риска дестабилизировать обстановку (вплоть до развала страны), залезть в долги или впасть в политическую зависимость от других государств.

Подмифы

Основная статья: Либеральная демагогия

Власть нужно менять регулярно как подгузники, и по той же причине

Данный миф очень популярен и широко рекламируется в целях пиара идей государственного переворота и пренебрежительного отношения к представителям власти и власти в целом.

Однако тезис «власть портится со временем» не выдерживает никакой критики. Если вспомнить историю нашей страны, то обнаружится, что лучшие правители России держали в руках бразды правления десятилетиями (например, Леонид Брежнев [1]), в то время как худшим хватало совсем непродолжительного периода времени для разрушения страны (Смутное время, эпоха Дворцовых Переворотов, Временное правительство и т.д.). Подобное было и в истории других стран, в частности западных. Собственно, это вполне очевидно — почему-то никто не предлагает сменять каждые пять лет врачей, инженеров, менеджеров и прочих специалистов. Как и для них, так и для политика важен опыт работы, не считая его связей и политического веса.

Тезис «Власть портится со временем» повторяется либералами как аксиома, чтобы убедить людей, что после определенного времени такие люди непременно начнут безудержно воровать. Возможно, так они отражают свои скрытые желания, о которых проговорился в 2012 году Гарри Каспаров. При этом не учитывается тот исторический факт, что как раз-таки временщики воруют больше всего и что слабеет государство не из-за воровства, а прежде всего от их слабости, житья «одним днём».

Вторая часть софистического построения — «власть это наша прислуга» — заслуживает отдельного разбора.

Любая другая власть будет лучше этой

Данная ложь основана на двух тезисах:

  • «Власть и страна под ее управлением далеки до идеала, но революция приведёт к улучшениям»;
  • «В отличие от власти, в нашей тусовке есть достойные люди, что смогут исправить огрехи плохой власти»;

Хорошие — те, кто носят вместе с нами белые ленточки, работают в рукопожатных СМИ и общаются на креативных форумах в интернете. Текущая власть объявляется невыносимо плохой — на основании того, что она сама и вообще Россия под ее управлением далека до идеала. Это позволяет легко продвинуть формулу «В России есть проблемы, давайте же устроим революцию, чтобы отдать власть людям из нашей тусовки».

К сожалению, исторический опыт показывает, что революция всегда ввергает страну в хаос, из которого она выбирается долго и мучительно — при этом нередко революция сопровождается развалом страны и потерей части ее территорий (та же Октябрьская революция и развал СССР). Плюс нельзя одновременно служить интересам и России и США, на которые Либеральная оппозиция работает практически открыто — получает финансирование из-за рубежа и пользуется мощнейшей пиар-поддержкой с Запада. Вполне очевидно, что ставленник Запада будет проводить в России выгодную Западу политику — то есть, будет в полном соответствии со «Стратегией Анаконды» ослаблять и уничтожать Россию.

Революции полезны

Либеральная агитка против потребности в стабильности

За последние 100 лет в России было три больших революции — в 1917 (Февральская и Октябрьская) и 1991 годах, при этом почему-то 20-е и 90-е годы не запомнились как сытые, спокойные и изобильные. Плюс опыт таких постсоветских стран, как Украина, Грузия и Киргизия показывает, что революции мало способствуют улучшению жизни, в отличие от таких стабильно развивающихся стран, как Россия, Белоруссия и Казахстан. Кстати, термин «Стабильность» активно используется белоленточниками и свидомитами в качестве стёба (см. картинку).

Поговорка клин клином вышибают здесь не применима, ибо нельзя вылечить головную боль ударом по головке молотком. Для развития экономики, снижения коррупции и прочих важных задач нужны не революционные романтики с белыми лентами, а люди, способные вести долгую и нудную работу с нормативными актами.

Надо также отметить два момента:

  • После революции к власти приходят обычно не восторженные высокодуховные либералы, а самые что ни на есть радикальные элементы. В Египте, например, в 2011 году вышедшие на Тахрир люди возмущались отсутствием свободы слова, а к 2014 году очередные революционеры дошли уже до массовых казней.
  • В Англии и Швейцарии последняя революция была чуть ли не несколько веков назад, а в США не то что революций не было — там вот уже 150 лет у власти находится одна сросшаяся партия республиканцев/демократов. Шансы любой третьей партии продвинуть своего президента на трон США равны нулю.

Хорошего правителя можно выбрать перебором

Либералы утверждают, что если народ несколько раз поменяет правительство, то, несколько раз ошибившись, он в конце концов выберет подходящее.

Однако на практике так не происходит: уже два-три госпереворота отбрасывают страну в такую пропасть, из которой ей приходится выбираться десятилетиями. При этом вероятность прихода к власти хорошего правителя в результате госпереворота близка к нулю: так как нелегитимный правитель первые годы очень слаб, из-за чего вынужден руководствоваться не интересами страны, а интересами тех, кто может помочь ему удержаться на троне.

Примеры: Украина с 2004 года, Россия в период Ельцина, Грузия с 2003 года, Египет и другие страны с произошедшей принудительной сменой власти.

Царь хороший, а бояре плохие?

Такое легко может быть. Президент — один человек, и он вполне может быть хорошим. А чиновников — миллионы, и среди них в любом случае будут как хорошие, так и плохие. Кроме того, чиновники, в отличие от президента, не избираются раз в несколько лет, а могут сидеть на своем посту хоть всю жизнь, а значит, их мог поставить предыдущий президент, за которого нынешний тогда не мог отвечать. И, в любом случае, президент не может одновременно контролировать работу всех чиновников, даже если и хочет. Поэтому за плохого чиновника надо увольнять самого чиновника и, по необходимости, несколько уровней его начальства. Однако, это еще не повод требовать отставки президента страны.

Кроме того, надо учесть, что замена «плохих бояр» занимает десятилетия, это очень медленный процесс. Поэтому даже лучший в мире «царь» вынужден будет длительное время работать с теми боярами, которые ему достались «в наследство» — назначая их при этом на различные должности внутри властных структур. Наглядный и хорошо изученный историками пример такого процесса - период правления Петра I.

Способы смены власти

Демократические выборы

Выборы могут неплохо работать в сравнительно небольших сообществах, где все выборщики хорошо знают друг друга и кандидатов, и в целом адекватно оценивают ситуацию.

Однако когда речь идет о крупных сообществах, таких как современные страны со многомиллионным населением, то при прочих равных на выборах побеждают демагоги и владельцы медиа-ресурсов. Приход новых лиц в политику становится, таким образом, в значительной мере похож на лотерею — если повезёт, то среди демагогов-карьеристов или же людей, представляющих чьи-то частные интересы, может случайно оказаться государственник, радеющий за интересы страны в целом и достойно исполняющий свои обязанности.

Монархия

Монархия является важным и достаточно эффективным институтом, стабилизирующим общество и направляющим его на путь разумного долгосрочного развития. Большинство современных европейских государств с конституционными монархиями — это одни из самых стабильных и богатых стран мира.

Однако в России монархическая традиция была пресечена в 1917 году при активном пособничестве конкурирующих с Россией европейских держав. Согласно распространённой среди монархистов точке зрения, восстановление монархии в Россия было бы весьма полезно во многих отношениях — монарх мог бы служить дополнительным символом единения общества и выполнять часть церемониальных и представительских функций, предоставив президенту и премьеру вплотную заняться основной государственной работой.

Но в современных условиях проект восстановления монархии в России, очевидно, столкнётся с рядом сложностей.

Установка новой династии поставит в полный рост вопрос легитимности: наследнику будет не так-то легко удержаться на троне. Идея восстановления на троне династии Романовых также вызывает много вопросов. Последний век потомки Романовых провели за границей, в обстановке западного влияния и западной культуры, отчего есть обоснованные сомнения в том, что они адекватно разбираются в российских реалиях и что народ примет таких правителей.

Существует также вариант выборной монархии, но он немногим лучше варианта демократических выборов.

Преемничество

Передача власти заранее назначенному преемнику была исторически достаточно распространена в ряде стран, например, в Византии, где императоры зачастую заранее назначали и готовили себе одного или двух преемников, иногда из числа своих родственников, а иногда из иных кандидатов, пригодных к государственному управлению.

Фактически система преемничества, легитимизированная проводящимися согласно Конституции демократическими выборами, действует в современной России. Путин был назначен в преемники Ельциным, Медведев был назначен в преемники Путиным (при этом изначально были и другие возможные кандидаты). С началом правления Путина подобная передача власти в России в целом оправдывает себя, однако нет уверенности в том, что в более долгосрочной перспективе она будет столь же успешна. К тому же, данную систему невозможно распространить на всю властную иерархию в целом.

Многоступенчатая система отбора кадров

Весьма перспективным представляется современный китайский вариант смены власти: тщательная подготовка кадров, многоступенчатая система отбора и назначение лучших на ответственные посты. Безо всякого применения коррупционных процедур по типу демократических выборов, на которых неспециалисты выбирают себе лекарство по яркости упаковки.

В данный момент Россия пытается постепенно идти именно по этому пути. Взят курс на однозначную национализацию элит и на лишение международных олигархов всякого влияния на власть. Представителей власти последовательно отсекают от «золотых унитазов», особенно зарубежных. Выстраиваются структуры по типу ОНФ, в которых работают вертикальные лифты наверх.

Данный путь также чреват рядом подводных камней — задачу построения эффективной системы отбора кадров пытались решить в Советском Союзе, но по ряду причин не преуспели в этом, что привело к деградации государственности и к развалу СССР. Этот негативный советский опыт был весьма тщательно изучен в Китае, где целые институты исследовали этот вопрос с целью не допустить подобного сценария в КНР.

Смешанная система

В реальности, если брать все уровни власти, становится очевидным, что в большинстве стран мира действуют достаточно сложные смешанные системы отбора управленческих кадров и передачи властных полномочий.

В Великобритании, например, действует конституционная монархия (несменяемая власть, при которой монарх «царствует, но не управляет», однако при этом и сам монарх, и наследственные лорды из Палаты лордов в парламенте имеют значительные властные полномочия). Британская монархия, наследственная аристократия и крупный бизнес фактически невозбранно, хотя и с некоторыми ограничениями, управляют Великобританией в течение многих веков, при этом британские премьер-министры выступают скорее как менеджеры, крайне зависимые от реальных властей страны.

Выборы партий в британский парламент представляют собой скорее шоу для публики, а важнейшие решения принимаются не столько на обсуждениях в парламенте, сколько в кулуарах и на совещаниях тех групп, интересы которых публично представляют те или иные парламентарии. Примерно такая же система действует в США, с той разницей, что в США нет монархии, а все решают в конечном итоге владельцы крупнейших корпораций и финансовых групп.

При этом на уровне местной власти в Британии и в США действует зачастую уже вполне реальная, а не постановочная демократия.

Одновременно в бизнес-среде, а также в рамках важнейших государственных институтов (армия, разведка, система образования и т. д.) действует та самая многоступенчатая система отбора наиболее компетентных и ценных кадров.

Такая разнообразная и смешанная система позволяет бороться с деградацией отдельных государственных систем за счет влияния других, более здоровых государственных институтов. Однако, как показывает пример современных Британии и США, здесь также нет полной гарантии защиты системы от общей деградации.

Примеры несменяемости власти в «демократических» странах

США

Президент США Франклин Рузвельт был на своем посту с 1933 по 1945 год (4 срока подряд), вывел страну из Великой Депрессии, помогал СССР победить фашистов и ушел с поста, только потому что умер. [2]

На 2015 год сенатор США от Аризоны Джон Маккейн находится на этой должности 28 лет (с 1987 года) [3].

Карл Винсон (1883–1981), конгрессмен-демократ от штата Джорджия, находился в этой должности 50 лет (1914–1965), что является рекордом по длительности пребывания в Конгрессе США [4].

Джон Стеннис (1901–1995), сенатор-демократ от штата Миссисипи, находился в этой должности 41 год (1947–1989), что является рекордом по длительности пребывания в Сенате США [5].

Ни одна партия, кроме Республиканской и Демократической, не была у власти в США за последние 150 лет. Все президенты и губернаторы штатов США также принадлежат к двум этим партиям.

Великобритания

Палата Лордов — вторая (верхняя) палата Британского парламента. Полное название — «Почтенные Лорды духовные и светские Соединённого короле́вства Великобритании и Северной Ирландии, собравшиеся в парламенте». [6] Члены Палаты Лордов (пэры) состоят из высших чинов церкви, верховных судей и обычных пэров. Членов Палаты Лордов не выбирают. Изначально они были избраны из наиболее влиятельных и могущественных представителей знати Великобритании; много членов верхней палаты получили это место по наследству, но с выходом закона, позволяющего королеве присваивать пожизненное пэрство, значительно увеличилось количество людей, входящих в Палату Лордов пожизненно. Таким образом, все члены Палаты Лордов либо попадают туда по наследству, либо назначаются монархами. Ни один из них не избирается народом. Максимальное количество членов Палаты Лордов законодательно не ограниченно, их текущее число — 782 пэра.[7]

Все билли проходят через обе палаты перед тем, как стать законами, причем не важно, в какой из палат был разработан документ. Если Палата Лордов вносит изменения в билль, то его должна одобрить и нижняя палата. Лорды тратят не меньше усилий на доработку будущих законов. Однако, в 1911 году был принят закон, по которому члены верхней палаты не могли больше отвергать законы, принятые нижней палатой. Теперь они могут отложить представление билля на одобрение королевой на один год. Также Палата Лордов является высшим апелляционным судом по гражданским делам в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. [8]

Примеры британских долгожителей во власти: Маргарет Тэтчер была премьер-министром 11 лет подряд, затем перешла в должность "наставника" для своего преемника, Джона Мейджора, всего 18 лет. Тони Блэр управлял страной 10 лет, после него Королева назначила Гордона Брауна. Никаких выборов для его назначения вовсе не проводилось.

Финляндия

Урхо Кекконен был премьером Финляндии с 1950 по 1956 год и президентом с 1956 по 1982 (4 президентских срока по 6 лет). Ушел с должности по состоянию здоровья. [9]

Япония

Либерально-демократическая партия Японии с 1955 года является единственной правящей партией Японии, все премьеры Японии с тех пор состоят в этой партии, и почти все (кроме одного) — одновременно являются лидерами этой партии. [10]

Премьер-министр Японии назначается императором по представлению парламента, и это должен быть один из членов парламента. Членов верховного суда также назначает император по представлению правительства, а остальные судьи назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда.[11]

Германия

Канцлер ФРГ Гельмут Шмидт находился на своем посту три срока подряд (1974—1982). [12]

Канцлер ФРГ Гельмут Коль находился на своем посту четыре срока подряд (1982—1998). [13]

На 2015 год канцлер ФРГ Ангела Меркель находится на своем посту третий срок подряд (с 2005 г.) и планирует четвертый. [14]

Норвегия

Король является главой государства и исполнительной власти. По основному закону страны Норвегия провозглашалась «свободным, независимым и неделимым государством», имеющим «монархическую, ограниченную и наследственную форму правления». Церковь не отделена от государства, что отражается и в обязанности короля и хотя бы половины Государственного совета исповедовать лютеранство, причем только последние имеют права обсуждать вопросы, касающиеся государственной церкви. Власть короля не рассматривается как анахронизм, поэтому роль республиканских сил в партийном спектре чрезвычайно мала.

При этом, начиная с 2009 года, Норвегия возглавляет список стран по Индексу человеческого развития. [15]

Бельгия

Правительство Бельгии назначается королём. Также состав правительства должен быть утверждён парламентом. [16]

Дания

Дания — конституционная монархия.

Исландия

Президент Исландии Оулавюр Рагнар Гримссон находится на своём посту пятый срок подряд (с 1996 г.). [17] Ограничения по количеству сроков в стране нет.

Нидерланды

Нидерланды — конституционная монархия.

Швеция

Швеция — конституционная монархия. А Социал-демократическая рабочая партия Швеции без четверти век доминирует на политической арене, из них 40 лет (1936-1976) — непрерывно. С 1921 года по 2014 год эта партия стабильно захватывает относительное большинство мест в парламенте (в 1940-1944 и 1968-1970 гг. абсолютное). [18]

Сингапур

Партия "Народное Действие" правит страной бессменно с 1963 года. С 1959-го по 1990-й партию возглавлял первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, создатель «сингапурского экономического чуда». В 1990—2004 годах он перешел в должность старшего министра в правительстве преемнмка, Го Чок Тонга. Затем его должность называлась министр-ментор (наставника) в правительстве своего Сына Ли Сяньлуна. Итого Ли Куан Ю управлял Сингапуром с 1963-го вплоть до своей смерти в 2015-м, 52 года подряд. В настоящее время страной продолжает управлять его сын. Сингапур находиться на третьем месте в мире по уровню ВВП-ППС на душу населения $82,762 в год.

Италия

Сильвио Берлускони - четырежды занимал должность председателя Совета министров Италии (1994—1995, 2001—2005, 2005—2006, 2008—2011)

Индия

Джавахарлал Неру правил страной с 1946 по 1964, 17 лет. Ушел с поста по причине своей смерти. После него 18 лет страной управляла его дочка, Индира Ганди. Так же покинула свой пост, потому что умерла. Следом за ней страну возглавил её старший сын, и правил до 1991-го, пока его, в свою очередь, не убил террорист. Итого: в Индии власть по наследству передавалась половину 20-го века. Страна считается демократической.

Канада

Жан Кретьен был 12 лет генеральным прокурором, затем 10 лет премьер-министром.

В 2015 году премьер-министром Канады стал Джастин Трюдо, сын Пьера Трюдо, бывшего премьером Канады около 16 лет (в 1968—1979 и 1980—1984 гг.).

Франция

Шарль де Голль начал свое правление как Председатель Временного правительства в 1944-м, затем, с кратким перерывом - и президентом вплоть до 1968-го года, 25 лет во главе страны. Жорж Помпиду был прямым преемником Де Голля, управлял страной ещё 12 лет. Франсуа Миттеран был президентом 14 лет, с 1981 по 1995-й. Жак Ширак был президентом 12 лет, с 1995-го по 2007-й. Президента во Франции сначала избирал парламент, затем "коллегия выборщиков". С 1962-го года - прямым всеобщим голосованием народа. Однако, чтобы стать кандидатом в президенты надо собрать 500 подписей... чиновников. Партия ОЗР-СНД бессменно правит во Франции с 1995-го года, последние 20 лет.

Австралия

Премьер Роберт Мензис правил страной 17 лет подряд. Роберт Хоук - 13 лет подряд, Джорж Говард -- 11 лет подряд.

Индонезия

Президент Сукарно правил страной 31 год подряд.

Мексика

Национальная революционная партия (позже переименованная в ИРП) правила страной 70 лет подряд (с 1930 по 2000 год).

Испания

Конституционная монархия. Король назначает премьер-министра (совещаясь с партиями)

Израиль

Давид Бен-Гурион правил страной 15 лет, его партия 29 лет подряд (с 1948 по 1977 год).

Аргентина

После смерти президента Нестора Киршнера новым лидером страны стала его супруга, Кристина Киршнер. Династия правит страной с 2003-го года.

Австрия

Социал демократическая партия правила страной 30 лет подряд (она же назначала всех премьер-министров)

Черногория

Мило Джуканович, при котором Черногория стала союзником США и кандидатом в члены НАТО, почти весь период 1991-2015 был либо премьер-министром, либо президентом Черногории: премьер-министр с 15 февраля 1991 по 5 февраля 1998, президент с 15 января 1998 по 25 ноября 2002, премьер-министр с 8 января 2003 по 10 октября 2006, министр обороны с 5 июня 2006 по 10 ноября 2006, премьер-министр с 29 февраля 2008 по 29 декабря 2010, премьер-министр с 4 декабря 2012 по настоящее время.

Южная Корея

В 2013 г. президентом Южной Кореи стала Пак Кын Хе - дочь президента Республики Корея Пак Чон Хи (1963-79), имевшего диктаторские полномочия и убитого в результате покушения.

Список богатейших стран мира

Если посмотреть на первые 50 стран из списка стран по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности то окажется, что подавляющее большинство из них или монархии, или страны с ограниченной сменяемостью власти (перечислены выше). Некоторые страны имеют вывеску "парламентская республика", тогда как на деле ими правит один человек (Сингапур), династия (Индия) или партия (Япония).

Выводы

Так или иначе, чтобы обеспечить свое существование и выстроить долгосрочную эффективную систему управления, общество неизбежно должно создавать сложную, многоуровневую и многоотраслевую систему, в которой будут все компоненты: на высшем уровне — долгосрочная несменяемая (или редко сменяемая) власть; на местном уровне и в отдельных отраслях — механизмы среднесрочной и краткосрочной смены власти, в том числе на выборной основе; в целом на всех уровнях государственной системы — многоступенчатая система отбора кадров.

При этом, как отметил Владимир Путин в одном из своих интервью, в первую очередь стране нужно четко и ясно определить цели, и на первом месте должны стоять моральные ценности.[19] Только на основе общепринятой системы нравственных ценностей можно построить стабильное и успешное государство.

См. также

Ссылки