Судоремонтный завод «Красная Кузница»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
м (Откат правок 173.14.173.227 (обсуждение) к версии Бульдозер)
Строка 1: Строка 1:
D0.BE.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5|Архангельское адмиралтейство восстанаеятельность.
{{Незавершённая статья}}
* 1733 г. — '''«Архангельское адмиралтейство»''' восстановлено.
* 1862 гг. — '''«Архангельское адмиралтейходимости возобновления кораблестроения в Архангельске.


'''1733 год''' — по Императорскому Указу от 15 марта 1733 года[http://www.proza.ru/2011/06/27/705] [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5. и победоносным окончанием Северной войны функционирование Архангельского адмиралтейства практически прекращается — его бывшие мощности используются только для эпизодического строительства относительно небольших купеческих и китоловных судов, а также судоремонта.
[[Файл:План Архангельского адмиралтейства 1831 года.jpg|thumb|right|300px|План Архангельского адмиралтейства 1831 года]]


=== Российская Империя ===
'''Судоремонтный завод «Красная Кузница»''' (Архангельский филиал Центра судоремонта «Звёздочка», ранее '''Архангельское адмиралтейство''',также широко известное как '''Соломбальская верфь''') — судоремонтное предприятие в г. Архангельск, в прошлом одно из крупнейших судостроительных предприятий эпохи парусного флота. Предприятие, осуществляющее свою деятельность на одном месте с перерывами с 1693 года, является одним из старейших в России.
'''1732 год''' — учреждённая [[Анна I|Императрицей Анной Iрупнейших судостроительных предприятий эпохи парусного флота. Предприятие, осуществляющее свою деятельность на одном месте с перерывами с 1693 года, является одним из старейших в России.


История наименований предприятия:
История наименований предприятия:
* 1693 г. — начало деятельности ''Соломбальская верфь'''.
* 1693 г. — начало деятельности завода под названием '''«Соломбальская верфь»'''
* 1701 г. — на базе Соломбальской и ещё двух верфей образовано '''«Архангельское адмиралтейство»'''
* 1719 г. — предприятие временно прекратило деятельность.
* 1733 г. — '''«Архангельское адмиралтейство»''' восстановлено.
* 1862 гг. — '''«Архангельское адмиралтейство»''' упразднено, осталась действующей лишь малая часть завода как '''мастерские при гидрографической части в Архангельске'''.
* 1877 г. — '''мастерские при гидрографической части в Архангельске''' сохранялись, но рядом, тоже на бывшей территории Адмиралтейства, были созданы отдельные '''Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта'''.
* 1917 г — мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта преобразованы в '''Архангельский портовый ремонтный завод'''
* начало 1920-х — мастерские при гидрографической базе стали '''ремонтными мастерскими «Убеко-Север»''' (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях), подчинёнными Беломорской военной флотилии.
* 1922 год — Архангельский портовый ремонтный завод переименован в '''Судоремонтный завод «Красная Кузница»'''.
* 1944 г. — мастерские «Убеко-Север» переименованы '''Мастерскую № 1036'''.
* 1949 г. — «Мастерская № 1036» переименована в '''Судоремонтный завод № 176'''
* 2001 г. — «Судоремонтный завод № 176» переименован в '''Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации'''.
* 2007 г. — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала, как '''Архангельский филиал «176-й Судоремонтный завод» ОАО «ЦС Звездочка»'''.
* 2011 г. — имущество Судоремонтного завода «Красная Кузница» продано советом кредиторов Центру судоремонта «Звездочка».[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/2016/02/80-82-от-редакции.pdf]
* 2012 г. — бывшие 176 СРЗ и СРЗ «Красная Кузница» объединены в единое предприятие как '''Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка»'''.
 
В настоящий момент предприятие специализируется на судоремонте, в том числе доковом ремонте кораблей и судов водоизмещением до 9 тыс. тонн. Также в ограниченных объёмах выполняется строительство небольших судов и блоков для сборки крупных судов и морских платформ, а также другие машиностроительные работы.[http://www.nordsy.spb.ru/about/power/]


'''18 сентября 1693 года''' — на Соломбальской верфи лично Царём Петром I заложен 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел», ь]]
Как часть ОАО "ЦС «Звёздочка» завод входит в состав Северного судостроительного и судоремонтного центра ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».


== Ссылки ==
== История предприятия ==
* [http://krasnaya-kuznitca.ru Официальный сайт предприятия]


== Примечания ==
=== Предыстория создания завода ===
{{Примечания}}
'''1471 год''' — Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.


<br />
'''1553—1555 годы''' — с заключением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория:Экономика России]]
'''1584 год''' — для охраны торговых факторий (порта) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укреплённый город-крепость [[Крупные_российские_проекты_(Фёдор_I,_1584-1598)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.A5.D0.BE.D0.BB.D0.BC.D0.BE.D0.B3.D0.BE.D1.80.D1.8B_.28.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.29|Новые Холмогоры]], уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).
[[Категория:Технологии России]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Архангельская область]]
[[Категория:Архангельск]]ых фрегатов типа «Брячислав».


'''1790—1798 годы''' — строится серия из трёх 44-пушечных.BB|74-пушечных линейных кораблей типа «Бородино»]].
'''1684 год''' — в Архангельске вместо сгоревшей крепости построен хорошо защищённый каменный [[Крупные_российские_проекты_(Софья_Алексеевна,_1682-1689)#.D0.93.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80_.D0.B2_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B5|Гостиный двор]] (по терминологии XXI века логистический комплекс).


'''1851—1852 годы''' — на заводе построен 52-пушечный фрегат «Диана» (типа «Паллада») — последний парусный фрегат отечественного флота.
=== Российское Царство ===
[[Файл:Ягудиил._Линейный_корабль_1713_г..jpg|thumb|right|150px|«Ягудиил» — представитель второй серии линейных кораблей архангельского производства]]


'''17 октября 1858 года''' — скоропостижно умирает главный кораблестроитель завода Ф. Т. Загуляев, не успев достроить заложенный им винтовой фрегат «Пересвет».
'''июль 1693 года''' — в Архангельск прибывает [[Пётр I|Царь Пётр I]] и вскоре отдаёт распоряжение о строительстве верфи на речном острове Соломбала, что в то время ещё не находился в черте Архангельска.


'''9 июня 1861 года''' — построенный на предприятии винтовой фрегат «Пересвет» при спуске на воду неожиданно отделился от по фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»<ref>Фрегаты типа «Архангел Михаил» строились по чертежам трофейного шведского фрегата «Венус», наверняка с некоторой переработкой под местные материалы и т. п.</ref>).
'''осень 1693 года''' — фактически вступила в строй в объёме первого пускового комплекса '''Соломбальская верфь'''.


'''1798—1799 годы''' — строится серия из трёх 44-пушечных фрегатов типа «Тихвинская Богородица»<ref>Доработанный проект фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»).</ref>.
'''18 сентября 1693 года''' — на Соломбальской верфи лично Царём Петром I заложен 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел», впоследствии использовавшийся также в качестве торгового корабля.


'''1791 год''' — p:Архангел|архангелов]]. После этого, в связи со вводом в строй Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге, более удобного в условиях войны на Балтике, всё строительство линейных кораблей было на двадцать лет перенесено в Санкт-Петербург. Всего до 1715 года на предприятии было построено в общей сложности 130 военных суа «Курьер», спущенных на воду в присутствии Царя Петра I.
'''20 мая 1694 года''' — «Святой апостол Павел» в присутствии Царя Петра I спущен на воду.


'''1701 год''' — на базе Соломбальской верфи и ещв линкоров типа «Слава России»[http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=299612] и «Святой Павел»[http://www.randewy.ru/mod/pavel.gif], к последи для несения службы на Тихом океане плавание на Аляску и обратно вокруг Южной Америки.
'''1700—1702 годы''' — предприятие строит серию из шести больших трехмачтовых торговых судов типа флейт<ref>«Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»</ref>.


'80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.91.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D0.BD.D0.BE.C26/02/80-82-от-редакции.pdf]
'''1701 год''' — завод выполняет первые заказы по ремонту боевых кораблей.


'''июль 2012 года''' — 176 судоремонтный завод вмечением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.
'''1702 год''' — на заводе строятся два малых 12-пушечных фрегата типа «Курьер», спущенных на воду в присутствии Царя Петра I.


'''1584 год''' — для охраны торговых факторий (портршова сменяет Фёдор Тимофеевич Загуляев.
'''1701 год''' — на базе Соломбальской верфи и ещё двух верфей создано '''Архангельское (Соломбальское) адмиралтейство'''.


'''1849—1851 годы''' — строится серия из двух [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.Bтерская № 1036 ее переименована в '''Судоремонтный завод № 176'''.
'''1702—1703 годы''' — на предприятии строится 26-пушечный фрегат «Святой Илья»


'''1954 годD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1. прямо на берегу реки Маймакса. Последующие сложности с выводом корабля из обмеона».
'''1708—1710 годы''' — на предприятии строятся два 32-пушечных фрегата типа «Святой Пётр».


'''18 мая 1821 года''' — спущен на воду фрегат «Крейсер», совершивший впоследствие Советской власти.
'''1712—1713 годы''' — Архангельским адмиралтейством строится первая серия линейных кораблей для Балтийского флота. Все [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1711-1721)#52-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.93.D0.B0.D0.B2.D1.80.D0.B8.D0.B8.D0.BB.C2.BB|три 52-пушечных корабля типа «Гавриил»]] получили имена различных [[rwp:Архангел|архангелов]].


'''начало 1920-х годов''' — мастерские при гидрографической базе стали '''ремонтными мастерскими «Убеко-Север»''' (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях).BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|74-пушечный линейный корабль «Сильный»]]''' — флагманский корабль адмирала Д. Н. Сенявина в Афонском и Дарданелльском сражениях 1807 года.
'''1713—1715 годы''' — в Архангельском адмиралтействе строится вторая серия линейных кораблей для Балтийского флота, как и в первой серии все [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1711-1721)#52-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.C2.AB.D0.A3.D1.80.D0.B8.D0.B8.D0.BB.C2.BB|четыре 52-пушечных корабля типа «Уриил»]] были названы именами [[rwp:Архангел|архангелов]]. После этого, в связи со вводом в строй Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге, более удобного в условиях войны на Балтике, всё строительство линейных кораблей было на двадцать лет перенесено в Санкт-Петербург. Всего до 1715 года на предприятии было построено в общей сложности 130 военных судов.
* '''[[Национальные_символы_России#.D0.9B.D0.B8.D0.о порта. С этого момента на территории бывшего Архангельского адмиралтейства начинают работать два независимых и впоследствии достаточно крупных судоремонтных предприятия, снова объединённых, в результате, только гораздо позднее в 2012 году.


'''27 апреля 1917 года''' — Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта преобразованы в Архангельский портовый ремонтный завод.
'''1719 год''' — в связи с развёртыванием активного кораблестроения в Санкт-Петербурге и победоносным окончанием Северной войны функционирование Архангельского адмиралтейства практически прекращается — его бывшие мощности используются только для эпизодического строительства относительно небольших купеческих и китоловных судов, а также судоремонта.


=== Советская Россия ===
=== Российская Империя ===
'''февраль 1920 года''' — Гражданская война на Севере закончилась победой Красной армии и установлением в Архангельскня 1966 года''' — по итогам выполнения семилетнего плана завод «Красная Кузница» награжден орденом Трудового Красного Знамени.[http://www.rosprom.org/news516.html]
'''1732 год''' — учреждённая [[Анна I|Императрицей Анной I]] Воинская морская комиссия после соответствующих научных исследований приняла решение о необходимости возобновления кораблестроения в Архангельске.


'''1976 год''' — по итогам 9-й пятилетки завод «Красная Кузница» награждён памятным знаком «За трудовую доблесть» с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР.
'''1733 год''' — по Императорскому Указу от 15 марта 1733 года[http://www.proza.ru/2011/06/27/705] [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29_.D0.B8_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.C2.A0.E2.80.94_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5|Архангельское адмиралтейство восстанавливают]] как в организационном, так и в техническом отношениях. Не позднее 1741 года, с вводом в строй сухого дока, предприятие начинает и основную для него в настоящее время полноценную судоремонтную деятельность. Со временем в него входит три верфи: Соломбальская, Быковская и Фрезерская.


'''1977 год''' — на заводе «КрАрхангельского адмиралтейства.
'''1734 год''' — на верфи возрождаются судостроительные работы, заложены первые два линейных корабля.


'''1 июля 1862 года''' — завершена ликвидация Архангельского военного порта и Архангельского адмиралтейства, за исключением гидрографической части, при которой осталась функционировать и небольшая часть масте[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1772-1783)#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.B]] Воинская морская комиссия после соответствующих научных исследований приняла решение о необсте с ранее приобретёнными мощностями завода «Красная Кузница» переименован в '''Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка»'''.
'''1734—1768 годы''' — на предприятии строятся 14 серийных относительно небольших [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#54-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.91.D1.82.D1.80_.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9.C2.BB|54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр Второй»]].


'''2014 год —н. в.''' — на предприятии реализуется обширная прорхангельский филиал «176-й Судоремонтный завод» ОАО «ЦС Звездочка»'''.
[[Файл:Русская эскадра у берегов Катании (фрагмент).jpg|150px|thumb|80-пушечный линкор «Святослав»<ref>Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=299612] и «Святой Павел»[http://www.randewy.ru/mod/pavel.gif], к последнему типу относился только «Святослав» постройки Санкт-Петербургского адмиралтейства.</ref>, а также фрегаты архангельской постройки «Надежда» и «Африка» типа «Гектор»<ref>Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».</ref> в 1770 г., 1778]]
* 2011 г. — имущество Судоремонтного завода «Красная Кузница» продано советом кредиторов Центру судоремонта «Звездочка».[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/2016/02/80-82-от-редакции.pdркуляра начальника Главного морского штаба ВМФ СССР от 8 марта 1944 года, механичесасная Кузница» открыт музей истории предприятия.


=== Российская Федерация ===
'''1735—1768 годы''' — строится серия из 16-ти 32-пушечных фрегатов типа «Гектор».
'''2001 год''' — по Указу Президента России «Судоремонтный завод № 176» переименован в '''Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации'''.


'''октябрь 2007 года''' — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала.
'''1737—1773 годы''' — предприятием строятся крупной серией [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8.C2.BB|66-пушечные корабли типа «Слава Росии»]] — наиболее массовый в то время в Российском Императорском флоте тип линейного корабля. Выпускавшиеся также Санкт-Петербургским адмиралтейством линкоры этого типа стали самыми массовыми крупными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии составило 58 вымпелов.


'''25 января 2011 года''' — совет кредиторов «Красной Кузницы» принял решение о продаже имущества завода Центру судоремонта «Звездочка».[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/201ожно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».</ref> в 1770 г., 1778]]
'''1760 год''' — завершён [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29.C2.A0.E2.80.94_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|проект серьёзной реконструкции и расширения предприятия]].


'''1735—1768 годы''' — строится серия из 16-ти 32-пушечных фрегатов типа «Гектор».
'''1761—1762 годы''' — на предприятии построен по индивидуальному проекту 62-пушечный фрегат «Святой Феодор».


'''1737—1773 годы''' — предп.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.90.D0.B7.D0.BE.D0.B2.C2.BB|74-пушечный линейный корабль «Азов»]] типа «Иезекиль».
'''1772—1796 годы''' — строится серия из 28-ми 66-пушечных линейных кораблей типа «Азия».


'''1829 год''' — на месте главного кораблестроителя предприятия А. М. Курочкина сменяет другой выдающийся кораблестроитель Василий Артемьевич Ершов.
'''1772—1786 годы''' — строится серия из 17-ти 32-пушечных фрегатов типа «Павел».


[[Файл:Кронштадт. Военная гавань зимой.jpg|150px|thumb|Линейные корабли (справа) и фрегаты в Кронштадте зимой, 1851]]
'''1773—1774 годы''' — очередная [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1772-1783)#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE.C2.A0.E2.80.94_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|крупная реконструкция предприятия]].


'''1842 год''' — на месте главного кораблестроителя предприятия В. А. Е{{Незавершённая статья}}
'''1783—1799 годы''' — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Ярослав».


[[Файл:План Архангельского адмиралтейства 1831 года.jpg|thumb|right|300px|План Архангельского адмиралтейства 1831 года]]
'''1784—1790 годы''' — строится серия из 8-ми 44-пушечных фрегатов типа «Брячислав».


'''Судоремонтный за176.
'''1790—1798 годы''' — строится серия из трёх 44-пушечных фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»<ref>Фрегаты типа «Архангел Михаил» строились по чертежам трофейного шведского фрегата «Венус», наверняка с некоторой переработкой под местные материалы и т. п.</ref>).


[[Файл:Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg|35px|left]]
'''1798—1799 годы''' — строится серия из трёх 44-пушечных фрегатов типа «Тихвинская Богородица»<ref>Доработанный проект фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»).</ref>.
'''28 июе верфи на речном острове Соломбала, что в то время ещё не находился в черте Архангельска.


'''осень 1693 года''' — фактически вступила в строй в объёме первого пускового комплекса ''1806—1807 годы''' — на заводе по индивидуальному проекту построен 48-пушечный фрегат «Герой».
'''1791 год''' — кораблестроением на предприятии начинает руководить корабельный мастер Гавриил Игнатьев.


'''1807—1809 годы''' — строится серия из 2-х 66-пушечных линейных кораблей типа «Всеволод».
[[Файл:Battle of Athos 1807.jpg|150px|thumb|Русские корабли в Афонском сражении 19 июня 1807 г., 1853]]


'''1815—1825 годы''' — строится серия из четырёх 36-пушечных фрегатов типа «Провми листами. Бриг позднее участвовал в экспедиции под руководством Ф. П. Литке к702—1703 годы''' — на предприятии строится 26-пушечный фрегат «Святой Илья»
'''1800—1844 годы''' — на заводе крупной серией строятся 44-пушечные фрегаты типа «Спешный».


'''1708—1710 годы''' — на предприятии строятся два 32-пушечных фрегата типа «Святой Пётр».
'''1801—1825 годы''' — строится серия из 22-х 74-пушечных линейных кораблей типа «Селафаил» («Сильный»).


'''1712—1713 годы''' — Архангельским адмиралтейством строится первая серия линейных кораблей для Балтийского флота. Все [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1711-1721)#52-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.93.D0.B0.D0.B2.D1.80.D0.B8.D0.B8.D0.BB.C2.BB|три 52-пушечных корабля типа «Гавриил»]] получили имена различных [[rwp:Архангел|архангелов]].
'''1801—1804 годы''' — [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|74-пушечный линейный корабль «Сильный»]] — флагманский корабль адмирала Д. Н. Сенявина в Афонском и Дарданелльском сражениях 1807 года.


'''1713—1715 годы''' — в Архангельском адмиралтействе строится вторая серия линейных к, подчинёнными Беломорской военной флотилии и обслуживавшие всё ещё большей частью гидрографические суда.
'''1804 год''' — на посту главного кораблестроителя завода Г. Игнатьева сменяет выдающийся корабельный мастер Андрей Михайлович Курочкин.


'''1922 год''' — Архангельский портовый ремонтный завод, ориентированный на гражданские заказы, был переименов0.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.C2.AB.D0.A3.D1.80.D0.B8.D0.B8.D0.BB.C2.BB|четыре 52-пушечных корабля типа «Уриил»]] были названы именами [[rw1816-1821 годы''' — строится серия из двух малых 24-пушечных фрегатов типа «Помческих экспедиций и имевший усиленный набор днища, дополнительно обшитого медныкрупных судов и морских платформ, а также другие машиностроительные работы.[http://www.nordsy.spb.ru/about/power/]
'''1806—1807 годы''' — на заводе по индивидуальному проекту построен 48-пушечный фрегат «Герой».


Как часть ОАО "ЦС «Звёздочка» завод входит в состав Северного судостроительного и судоремонтного центра ОАО «Объединенная судостроительная корорный».
'''1807—1809 годы''' — строится серия из 2-х 66-пушечных линейных кораблей типа «Всеволод».


'''1820 год''' — введён в строй бриг «Новая Земля», специально построенный для арктикая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота (бывшая «Убеко-Север») получила название '''Мастерская № 1036'''.
'''1815—1825 годы''' — строится серия из четырёх 36-пушечных фрегатов типа «Проворный».


'''1949 год''' — по приказу командующего Северным флотом масвод «Красная Кузница»''' (Архангельский филиал Центра судоремонта «Звёздочка», ранее '''Архангельское адмиралтейство''',также широко известное как '''Соломбальская верфь''') — судоремонтное предприятие в г. Архангельск, в прошлом одно из к берегам архипелага Новая Земля.
'''1820 год''' — введён в строй бриг «Новая Земля», специально построенный для арктических экспедиций и имевший усиленный набор днища, дополнительно обшитого медными листами. Бриг позднее участвовал в экспедиции под руководством Ф. П. Литке к берегам архипелага Новая Земля.


[[Файл:Казармы для моряков Архангельского адмиралтейства, 1898.jpg|150px|thumb|Каменные казармы Архангельского адмиралтейства, 1898]]
[[Файл:Казармы для моряков Архангельского адмиралтейства, 1898.jpg|150px|thumb|Каменные казармы Архангельского адмиралтейства, 1898]]


'''1820—1825 годы''' — Адмиралтейство подверглось [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D русского отряда союзной эскадры утопил и серьёзно повредил несколько турецких кораблей сопоставимого с ним размера.
'''1820—1825 годы''' — Адмиралтейство подверглось [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0|крупной реконструкции]], построен целый ряд каменных зданий, в том числе монументальные казармы флотского полуэкипажа, из моряков которого комплектовались команды строящихся кораблей. Также была изменена технология работ, исключавшая с этого времени портящий древесину сплав леса по рекам.


== См. также ==
'''1816—1818 годы''' — на заводе построен 44-пушечный фрегат «Диана» типа «Амфитрида».
* [[Российская оборонная промышленност825 годы''' — строится серия из 22-х 74-пушечных линейных кораблей типа «Селафаил» («Сильный»).


'''1801—1804 годы''' — [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0''1825 год''' — судоверфь построила и спустила на воду свой первый пароход — «Легкий».
'''1816-1821 годы''' — строится серия из двух малых 24-пушечных фрегатов типа «Помона».


[[Файл:C.W. Eckersberg - The Russian Ship oораблей для Балтийского флота, как и в первой серии все [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1711-1721)#52-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.8грамма реконструкции общей стоимостью 7,1 млрд рублей, рассчитанная до 2019 года.[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/2016/02/Доклад-Н.Н.-Васькова.pdf]
'''18 мая 1821 года''' — спущен на воду фрегат «Крейсер», совершивший впоследствии для несения службы на Тихом океане плавание на Аляску и обратно вокруг Южной Америки.


== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
'''1825 год''' — судоверфь построила и спустила на воду свой первый пароход — «Легкий».
[[Файл:Azov (1827).jpg|thumb|150px|right|Линейный корабль «Азов» в бою]]
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе кру1762 годы''' — на предприятии построен по индивидуальному проекту 62-пушечный фрегаьске вместо сгоревшей крепости построен хорошо защищённый каменный [[Крупные_российские_проекты_(Софья_Алексеевна,_1682-1689)#.D0.93.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80_.D0.B2_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B5|Гостиный двор]] (по терминологии XXI века логистический комплекс).


=== Российское Царство ===
[[Файл:C.W. Eckersberg - The Russian Ship of the Line "Asow" and a Frigate at Anchor in the Roads of Elsinore - Google Art Project.jpg|150px|thumb|Линейный корабль «Азов» и русский фрегат у берегов Дании, 1828]]
[[Файл:Ягудиил._Линейный_корабD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|проект серьёзной реконструкции и расширения предприятия]].
'''1825—1849 годы''' — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Иезекиль».


'''1761—льске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии '''1734—1768 годы''' — на предприятии строятся 14 серийных относительно небольших [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#54-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.91.D1.82.D1.80_.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9.C2.BB|54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр Второй»]].
'''1825—1826 годы''' — на предприятии построен один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота — [[Национальные_символы_России#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.90.D0.B7.D0.BE.D0.B2.C2.BB|74-пушечный линейный корабль «Азов»]] типа «Иезекиль».


[[Файл:Русская эскадра у берегов Катании (фрагмент).jpg|150px|thumb|80-пушечный линкор «Святослав»<ref>Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состаными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии состдов.
'''1829 год''' — на месте главного кораблестроителя предприятия А. М. Курочкина сменяет другой выдающийся кораблестроитель Василий Артемьевич Ершов.


'''1719 год''' — в связи с развёртыванием активного кораблестроения в Санкт-Петербургевремя полноценную судоремонтную деятельность. Со временем в него входит три верфи: Соломбальская, Быковская и Фрезерская.
[[Файл:Кронштадт. Военная гавань зимой.jpg|150px|thumb|Линейные корабли (справа) и фрегаты в Кронштадте зимой, 1851]]


'''1734 год''' — на верфи возрождаются судостроительные работы, заложены первые два линейных корабля.
'''1842 год''' — на месте главного кораблестроителя предприятия В. А. Ершова сменяет Фёдор Тимофеевич Загуляев.


шей территории Адмиралтейства, были созданы отдельные '''Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта'''.
'''1849—1851 годы''' — строится серия из двух [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.91.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D0.BD.D0.BE.C2.BB|74-пушечных линейных кораблей типа «Бородино»]].
* 1917 г — мастерские Управления работ по улучшению Архангельск0.BA.29|Новые Холмогоры]], уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).


'''1684 год''' — в Архангелкораблестроением на предприятии начинает руководить корабельный мастер Гавриил Игнатьев.
'''1851—1852 годы''' — на заводе построен 52-пушечный фрегат «Диана» (типа «Паллада») — последний парусный фрегат отечественного флота.


[[Файл:Battle of Athos 1807.jpg|150px|thumb|Русские корабли в Афонском сражении 19 июня 1807 г., 1853]]
'''17 октября 1858 года''' — скоропостижно умирает главный кораблестроитель завода Ф. Т. Загуляев, не успев достроить заложенный им винтовой фрегат «Пересвет».


'''1800—1844 годы''' — на заводе крупной серией строятся 44-пушечные фрегаты типа «Спешный».
'''9 июня 1861 года''' — построенный на предприятии винтовой фрегат «Пересвет» при спуске на воду неожиданно отделился от полозьев и, набрав скорость, сел кормой на мель, утратив при этом герметичность корпуса. Для ликвидации последствий аварии из Петербурга прибыли инспектор кораблестроительных работ инженер-полковник И. С. Дмитриев и такелажмейстер подполковник С. А. Мустафьев, которые организовали ремонт фрегата прямо на берегу реки Маймакса. Последующие сложности с выводом корабля из обмелевшей из-за вырубки лесов Северной Двины и начавшаяся в Архангельске нехватка строевого леса оказались, таким образом в центре внимания столичного начальства и стали непосредственным поводом к последовавшему вскоре закрытию верфи.[http://krasnaya-kuznitca.ru/history/]


'''1801—1ого порта преобразованы в '''Архангельский портовый ремонтный завод'''
'''5 марта 1862 года''' — [[Александр II|Императором Александром II]] в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангельске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии Архангельского адмиралтейства.
* начало0.B2.D0.B0|крупной реконструкции]], построен целый ряд каменных зданий, в том числе монументальные казармы флотского полуэкипажа, из моряков которого комплектовались команды строящихся кораблей. Также была изменена технология работ, исключавшая с этого времени портящий древесину сплав леса по рекам.


'''1816—1818 годы''' — на заводе построен 44-пушечный фрегат «Диана» типа «Амфитрида».
'''1 июля 1862 года''' — завершена ликвидация Архангельского военного порта и Архангельского адмиралтейства, за исключением гидрографической части, при которой осталась функционировать и небольшая часть мастерских. База гидрографических судов фактически приняла на себя судоремонтные функции бывшего военного порта, в связи с чем её неофициально так и называли — «военный порт».


'''f the Line "Asow" and a Frigate at Anchor in the Roads of Elsinore - Google Art Project.jpg|150px|thumb|Линейный корабль «Азов» и русский фрегат у берегов Дании, 1828]]
'''1877 год''' — на другой, ранее пустовавшей, части территории бывшего Адмиралтейства созданы Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта. С этого момента на территории бывшего Архангельского адмиралтейства начинают работать два независимых и впоследствии достаточно крупных судоремонтных предприятия, снова объединённых, в результате, только гораздо позднее в 2012 году.
'''1825—1849 годы''' — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Иезекиль».


'''1825—1826 годы''' — на предприятии построен один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота — [[Национальные_символы_России#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0B.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE.C2.A0.E2.80.94_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|крупная реконструкция предприятия]].
'''27 апреля 1917 года''' — Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта преобразованы в Архангельский портовый ремонтный завод.


'''1783—1799 годы''' — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Ярослав».
=== Советская Россия ===
'''февраль 1920 года''' — Гражданская война на Севере закончилась победой Красной армии и установлением в Архангельске Советской власти.


'''1784—1790 годы''' — строится серия из 8-ми 44-пушечн 1920-х — мастерские при гидрографической базе стали '''ремонтными мастерскими «Убеко-Север»''' (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях), подчинёнными Беломорской военной флотилии.
'''начало 1920-х годов''' — мастерские при гидрографической базе стали '''ремонтными мастерскими «Убеко-Север»''' (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях), подчинёнными Беломорской военной флотилии и обслуживавшие всё ещё большей частью гидрографические суда.
* 1922 год — Архангельский портовый ремонтный завод переименован в '''Судоремонтный завод «Красная Кузница»'''.
* 1944 г. — мастерские «Убеко-Север» переименованы '''Мастерскую № 1036'''.
* 1949 г. — «Мастерская № 1036» переименована в '''Судоремонтный завод № 176'''
* 21.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D1.82.D0.B0|74-пушечный линейный корабль «Сильный»]] — флагманский корабль адмирала Д. Н. Сенявина в Афонском и Дарданелльском сражениях 1807 года.


'''1804 год''' — на посту главного кораблестроителя завода Г. Игнатьева сменяет выдающийся корабельный мастер Андрей Михайлович Курочкин.
'''1922 год''' — Архангельский портовый ремонтный завод, ориентированный на гражданские заказы, был переименован в '''Судоремонтный завод «Красная Кузница»'''.


''f]
'''29 марта 1944 года''' — по приказу командующего Северным флотом, выпущенном на основании циркуляра начальника Главного морского штаба ВМФ СССР от 8 марта 1944 года, механическая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота (бывшая «Убеко-Север») получила название '''Мастерская № 1036'''.
* 2012 г. — бывшие 176 СРЗ и СРЗ «Красная Кузница» объединены в единое предприятие как '''Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка»'''.


В настоящий момент предприятие специализируетсяё двух верфей создано '''Архангельское (Соломбальское) адмиралтейство'''.
'''1949 год''' — по приказу командующего Северным флотом мастерская № 1036 ее переименована в '''Судоремонтный завод № 176'''.


'''1вливают]] как в организационном, так и в техническом отношениях. Не позднее 174альские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельскогзавода под названием '''«Соломбальская верфь»'''
'''1954 год''' — Судоремонтный завод № 176 входит в состав Главного Управления судоремонтных заводов Военно-морского флота СССР.[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/2016/02/Доклад-Н.Н.-Васькова.pdf]
* 1701 г. — на базе Соломбальской и ещё двух верфей образовано '''«Архангельское адмиралтейство»'''
* 1719 г. — предприятие временно прекратило длозьев и, набрав скорость, сел кормой на мель, утратив при этом герметичность корпуса. Для ликвидации последствий аварии из Петербурга прибыли инспектор кораблестроительных работ инженер-полковник И. С. Дмитриев и такелажмейстер подполковник С. А. Мустафьев, которые организовали ремонт фрегаталь_1713_г..jpg|thumb|right|150px|«Ягудиил» — представитель второй серии линейных кораблей архангельского производства]]


'''июль 1693 года''' — в Архангельск прибывает [[Пётр I|Царь Пётр I]] и вскоре отдаёт распоряжение о строительствство»''' упразднено, осталась действующей лишь малая часть завода как '''мастерские при гидрографической части в Архангельске'''.
'''апрель 1959 года''' — в состав завода «Красная Кузница» вошел судоремонтный завод Северного государственного морского пароходства.
* 1877 г. — '''мастерские при гидрографической части в Архангельске''' сохранялись, но рядом, тоже на бывлевшей из-за вырубки лесов Северной Двины и начавшаяся в Архангельске нехватка строевого леса оказались, таким образом в центре внимания столичного начальства и стали непосредственным поводом к последовавшему вскоре закрытию верфи.[http://krasnaya-kuznitca.ru/history/]


'''5 марта 1862 года''' — [[Александр II|Императором Александром II]] в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангего корабля. Выпускавшиеся также Санкт-Петербургским адмиралтейством линкоры этого типа стали самыми массовыми крупа) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укр001 г. — «Судоремонтный завод № 176» переименован в '''Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации'''.
'''1965 год''' — начало плановой реконструкции Судоремонтного завода № 176.
* 2007 г. — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала, как '''Ариятием строятся крупной серией [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8.C2.BB|66-пушечные корабли типа «Слава Росии»]] — наиболее массовый в то время в Российском Императорском флоте тип линейнопорация».


== История предприятия ==
[[Файл:Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg|35px|left]]
'''28 июня 1966 года''' — по итогам выполнения семилетнего плана завод «Красная Кузница» награжден орденом Трудового Красного Знамени.[http://www.rosprom.org/news516.html]


=== Предыстория создания завода ===
'''1976 год''' — по итогам 9-й пятилетки завод «Красная Кузница» награждён памятным знаком «За трудовую доблесть» с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР.
'''1471 год''' — Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.


'''1553—1555 годы''' — с заклю1 года, с вводом в строй сухого дока, предприятие начинает и основную для него в настоящее ан в '''Судоремонтный завод «Красная Кузница»'''.
'''1977 год''' — на заводе «Красная Кузница» открыт музей истории предприятия.


'''29 марта 1944 года''' — по приказу командующего Северным флотом, выпущенном на основании циеплённый город-крепость [[Крупные_российские_проекты_(Фёдор_I,_1584-1598)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.A5.D0.BE.D0.BB.D0.BC.D0.BE.D0.B3.D0.BE.D1.80.D1.8B_.28.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.DBD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.90.D0.B7.D0.BE.D0.B2.C2.BB|74-пушечный линейный корабль «Азов»]]''' — один из самых прославленных кораблей [[Российский военно-морской флот|отечественного военно-морского флота]], первым получивший Георгиевский флаг. Корабль совершил подвиг во время Наваринского сражения в Средиземном море 1 октября 1827 года, когда находясь во главеораблей.
=== Российская Федерация ===
'''2001 год''' — по Указу Президента России «Судоремонтный завод № 176» переименован в '''Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации'''.


'''1702 год''' — на заводе строятся два малых 12-пушечных фрегата тип на судоремонте, в том числе доковом ремонте кораблей и судов водоизмещением до 9 тыс. тонн. Также в ограниченных объёмах выполняется строительство небольших судов и блоков для сборки D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29_.D0.B8_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.C2.A0.E2.80.94_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.т «Святой Феодор».
'''октябрь 2007 года''' — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала.


'''1772—1796 годы''' — строится серия из 28-ми 66-пушечных линейных кораблей типа «Азия».
'''25 января 2011 года''' — совет кредиторов «Красной Кузницы» принял решение о продаже имущества завода Центру судоремонта «Звездочка».[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/2016/02/80-82-от-редакции.pdf]


'''1772—1786 годы''' — строится серия из 17-ти 32-пушечных фрегатов типа «Павел».
'''июль 2012 года''' — 176 судоремонтный завод вместе с ранее приобретёнными мощностями завода «Красная Кузница» переименован в '''Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка»'''.


'''1773—1774 годы''' — очередная [впоследствии использовавшийся также в качестве торгового корабля.
'''2014 год —н. в.''' — на предприятии реализуется обширная программа реконструкции общей стоимостью 7,1 млрд рублей, рассчитанная до 2019 года.[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/2016/02/Доклад-Н.Н.-Васькова.pdf]


'''20 мая 1694 года''' — «Святой апостол Павел» в присутствии Царя Петра I спущен на воду.
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
[[Файл:Azov (1827).jpg|thumb|150px|right|Линейный корабль «Азов» в бою]]
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|74-пушечный линейный корабль «Сильный»]]''' — флагманский корабль адмирала Д. Н. Сенявина в Афонском и Дарданелльском сражениях 1807 года.
* '''[[Национальные_символы_России#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.90.D0.B7.D0.BE.D0.B2.C2.BB|74-пушечный линейный корабль «Азов»]]''' — один из самых прославленных кораблей [[Российский военно-морской флот|отечественного военно-морского флота]], первым получивший Георгиевский флаг. Корабль совершил подвиг во время Наваринского сражения в Средиземном море 1 октября 1827 года, когда находясь во главе русского отряда союзной эскадры утопил и серьёзно повредил несколько турецких кораблей сопоставимого с ним размера.


'''1700—1702 годы''' — предприятие строит серию из шести больших трехмачтовых торговых судов типа флейт<ref>«Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»</ref>.
== См. также ==
* [[Российская оборонная промышленность]]


'''1701 год''' — завод выполняет первые заказы по ремонту боевых кавило 58 вымпелов.
== Ссылки ==
* [http://krasnaya-kuznitca.ru Официальный сайт предприятия]


'''1760 год''' — завершён [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29.C2.A0.E2.80.94_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.Bпных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
== Примечания ==
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.Dнему типу относился только «Святослав» постройки Санкт-Петербургского адмиралтейства.</ref>, а также фрегаты архангельской постройки «Надежда» и «Африка» типа «Гектор»<ref>Это м''' — Судоремонтный завод № 176 входит в состав Главного Управления судоремонтных заводов Военно-морского флота СССР.[http://krasnaya-kuznitca.ru/wp-content/uploads/2016/02/Доклад-Н.Н.-Васькова.pdf]
{{Примечания}}


'''апрель 1959 года''' — в состав завода «Красная Кузница» вошел судоремонтный завод Северного государственного морского пароходства.
<br />
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}


'''1965 год''' — начало плановой реконструкции Судоремонтного завода № рских. База гидрографических судов фактически приняла на себя судоремонтные функции бывшего военного порта, в связи с чем её неофициально так и называли — «военный порт».
[[Категория:Экономика России]]
 
[[Категория:Технологии России]]
'''1877 год''' — на другой, ранее пустовавшей, части территории бывшего Адмиралтейства созданы Соломб
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Архангельская область]]
[[Категория:Архангельск]]

Версия от 07:57, 20 апреля 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
План Архангельского адмиралтейства 1831 года

Судоремонтный завод «Красная Кузница» (Архангельский филиал Центра судоремонта «Звёздочка», ранее Архангельское адмиралтейство,также широко известное как Соломбальская верфь) — судоремонтное предприятие в г. Архангельск, в прошлом одно из крупнейших судостроительных предприятий эпохи парусного флота. Предприятие, осуществляющее свою деятельность на одном месте с перерывами с 1693 года, является одним из старейших в России.

История наименований предприятия:

  • 1693 г. — начало деятельности завода под названием «Соломбальская верфь»
  • 1701 г. — на базе Соломбальской и ещё двух верфей образовано «Архангельское адмиралтейство»
  • 1719 г. — предприятие временно прекратило деятельность.
  • 1733 г. — «Архангельское адмиралтейство» восстановлено.
  • 1862 гг. — «Архангельское адмиралтейство» упразднено, осталась действующей лишь малая часть завода как мастерские при гидрографической части в Архангельске.
  • 1877 г. — мастерские при гидрографической части в Архангельске сохранялись, но рядом, тоже на бывшей территории Адмиралтейства, были созданы отдельные Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта.
  • 1917 г — мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта преобразованы в Архангельский портовый ремонтный завод
  • начало 1920-х — мастерские при гидрографической базе стали ремонтными мастерскими «Убеко-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях), подчинёнными Беломорской военной флотилии.
  • 1922 год — Архангельский портовый ремонтный завод переименован в Судоремонтный завод «Красная Кузница».
  • 1944 г. — мастерские «Убеко-Север» переименованы Мастерскую № 1036.
  • 1949 г. — «Мастерская № 1036» переименована в Судоремонтный завод № 176
  • 2001 г. — «Судоремонтный завод № 176» переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации.
  • 2007 г. — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала, как Архангельский филиал «176-й Судоремонтный завод» ОАО «ЦС Звездочка».
  • 2011 г. — имущество Судоремонтного завода «Красная Кузница» продано советом кредиторов Центру судоремонта «Звездочка».[3]
  • 2012 г. — бывшие 176 СРЗ и СРЗ «Красная Кузница» объединены в единое предприятие как Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка».

В настоящий момент предприятие специализируется на судоремонте, в том числе доковом ремонте кораблей и судов водоизмещением до 9 тыс. тонн. Также в ограниченных объёмах выполняется строительство небольших судов и блоков для сборки крупных судов и морских платформ, а также другие машиностроительные работы.[4]

Как часть ОАО "ЦС «Звёздочка» завод входит в состав Северного судостроительного и судоремонтного центра ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

История предприятия

Предыстория создания завода

1471 год — Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.

1553—1555 годы — с заключением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.

1584 год — для охраны торговых факторий (порта) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укреплённый город-крепость Новые Холмогоры, уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).

1684 год — в Архангельске вместо сгоревшей крепости построен хорошо защищённый каменный Гостиный двор (по терминологии XXI века логистический комплекс).

Российское Царство

«Ягудиил» — представитель второй серии линейных кораблей архангельского производства

июль 1693 года — в Архангельск прибывает Царь Пётр I и вскоре отдаёт распоряжение о строительстве верфи на речном острове Соломбала, что в то время ещё не находился в черте Архангельска.

осень 1693 года — фактически вступила в строй в объёме первого пускового комплекса Соломбальская верфь.

18 сентября 1693 года — на Соломбальской верфи лично Царём Петром I заложен 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел», впоследствии использовавшийся также в качестве торгового корабля.

20 мая 1694 года — «Святой апостол Павел» в присутствии Царя Петра I спущен на воду.

1700—1702 годы — предприятие строит серию из шести больших трехмачтовых торговых судов типа флейт[1].

1701 год — завод выполняет первые заказы по ремонту боевых кораблей.

1702 год — на заводе строятся два малых 12-пушечных фрегата типа «Курьер», спущенных на воду в присутствии Царя Петра I.

1701 год — на базе Соломбальской верфи и ещё двух верфей создано Архангельское (Соломбальское) адмиралтейство.

1702—1703 годы — на предприятии строится 26-пушечный фрегат «Святой Илья»

1708—1710 годы — на предприятии строятся два 32-пушечных фрегата типа «Святой Пётр».

1712—1713 годы — Архангельским адмиралтейством строится первая серия линейных кораблей для Балтийского флота. Все три 52-пушечных корабля типа «Гавриил» получили имена различных архангелов.

1713—1715 годы — в Архангельском адмиралтействе строится вторая серия линейных кораблей для Балтийского флота, как и в первой серии все четыре 52-пушечных корабля типа «Уриил» были названы именами архангелов. После этого, в связи со вводом в строй Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге, более удобного в условиях войны на Балтике, всё строительство линейных кораблей было на двадцать лет перенесено в Санкт-Петербург. Всего до 1715 года на предприятии было построено в общей сложности 130 военных судов.

1719 год — в связи с развёртыванием активного кораблестроения в Санкт-Петербурге и победоносным окончанием Северной войны функционирование Архангельского адмиралтейства практически прекращается — его бывшие мощности используются только для эпизодического строительства относительно небольших купеческих и китоловных судов, а также судоремонта.

Российская Империя

1732 год — учреждённая Императрицей Анной I Воинская морская комиссия после соответствующих научных исследований приняла решение о необходимости возобновления кораблестроения в Архангельске.

1733 год — по Императорскому Указу от 15 марта 1733 года[5] Архангельское адмиралтейство восстанавливают как в организационном, так и в техническом отношениях. Не позднее 1741 года, с вводом в строй сухого дока, предприятие начинает и основную для него в настоящее время полноценную судоремонтную деятельность. Со временем в него входит три верфи: Соломбальская, Быковская и Фрезерская.

1734 год — на верфи возрождаются судостроительные работы, заложены первые два линейных корабля.

1734—1768 годы — на предприятии строятся 14 серийных относительно небольших 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр Второй».

80-пушечный линкор «Святослав»[2], а также фрегаты архангельской постройки «Надежда» и «Африка» типа «Гектор»[3] в 1770 г., 1778

1735—1768 годы — строится серия из 16-ти 32-пушечных фрегатов типа «Гектор».

1737—1773 годы — предприятием строятся крупной серией 66-пушечные корабли типа «Слава Росии» — наиболее массовый в то время в Российском Императорском флоте тип линейного корабля. Выпускавшиеся также Санкт-Петербургским адмиралтейством линкоры этого типа стали самыми массовыми крупными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии составило 58 вымпелов.

1760 год — завершён проект серьёзной реконструкции и расширения предприятия.

1761—1762 годы — на предприятии построен по индивидуальному проекту 62-пушечный фрегат «Святой Феодор».

1772—1796 годы — строится серия из 28-ми 66-пушечных линейных кораблей типа «Азия».

1772—1786 годы — строится серия из 17-ти 32-пушечных фрегатов типа «Павел».

1773—1774 годы — очередная крупная реконструкция предприятия.

1783—1799 годы — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Ярослав».

1784—1790 годы — строится серия из 8-ми 44-пушечных фрегатов типа «Брячислав».

1790—1798 годы — строится серия из трёх 44-пушечных фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»[4]).

1798—1799 годы — строится серия из трёх 44-пушечных фрегатов типа «Тихвинская Богородица»[5].

1791 год — кораблестроением на предприятии начинает руководить корабельный мастер Гавриил Игнатьев.

Русские корабли в Афонском сражении 19 июня 1807 г., 1853

1800—1844 годы — на заводе крупной серией строятся 44-пушечные фрегаты типа «Спешный».

1801—1825 годы — строится серия из 22-х 74-пушечных линейных кораблей типа «Селафаил» («Сильный»).

1801—1804 годы — 74-пушечный линейный корабль «Сильный» — флагманский корабль адмирала Д. Н. Сенявина в Афонском и Дарданелльском сражениях 1807 года.

1804 год — на посту главного кораблестроителя завода Г. Игнатьева сменяет выдающийся корабельный мастер Андрей Михайлович Курочкин.

1806—1807 годы — на заводе по индивидуальному проекту построен 48-пушечный фрегат «Герой».

1807—1809 годы — строится серия из 2-х 66-пушечных линейных кораблей типа «Всеволод».

1815—1825 годы — строится серия из четырёх 36-пушечных фрегатов типа «Проворный».

1820 год — введён в строй бриг «Новая Земля», специально построенный для арктических экспедиций и имевший усиленный набор днища, дополнительно обшитого медными листами. Бриг позднее участвовал в экспедиции под руководством Ф. П. Литке к берегам архипелага Новая Земля.

Каменные казармы Архангельского адмиралтейства, 1898

1820—1825 годы — Адмиралтейство подверглось крупной реконструкции, построен целый ряд каменных зданий, в том числе монументальные казармы флотского полуэкипажа, из моряков которого комплектовались команды строящихся кораблей. Также была изменена технология работ, исключавшая с этого времени портящий древесину сплав леса по рекам.

1816—1818 годы — на заводе построен 44-пушечный фрегат «Диана» типа «Амфитрида».

1816-1821 годы — строится серия из двух малых 24-пушечных фрегатов типа «Помона».

18 мая 1821 года — спущен на воду фрегат «Крейсер», совершивший впоследствии для несения службы на Тихом океане плавание на Аляску и обратно вокруг Южной Америки.

1825 год — судоверфь построила и спустила на воду свой первый пароход — «Легкий».

Линейный корабль «Азов» и русский фрегат у берегов Дании, 1828

1825—1849 годы — строится серия из 19-ти 74-пушечных линейных кораблей типа «Иезекиль».

1825—1826 годы — на предприятии построен один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота — 74-пушечный линейный корабль «Азов» типа «Иезекиль».

1829 год — на месте главного кораблестроителя предприятия А. М. Курочкина сменяет другой выдающийся кораблестроитель Василий Артемьевич Ершов.

Файл:Кронштадт. Военная гавань зимой.jpg
Линейные корабли (справа) и фрегаты в Кронштадте зимой, 1851

1842 год — на месте главного кораблестроителя предприятия В. А. Ершова сменяет Фёдор Тимофеевич Загуляев.

1849—1851 годы — строится серия из двух 74-пушечных линейных кораблей типа «Бородино».

1851—1852 годы — на заводе построен 52-пушечный фрегат «Диана» (типа «Паллада») — последний парусный фрегат отечественного флота.

17 октября 1858 года — скоропостижно умирает главный кораблестроитель завода Ф. Т. Загуляев, не успев достроить заложенный им винтовой фрегат «Пересвет».

9 июня 1861 года — построенный на предприятии винтовой фрегат «Пересвет» при спуске на воду неожиданно отделился от полозьев и, набрав скорость, сел кормой на мель, утратив при этом герметичность корпуса. Для ликвидации последствий аварии из Петербурга прибыли инспектор кораблестроительных работ инженер-полковник И. С. Дмитриев и такелажмейстер подполковник С. А. Мустафьев, которые организовали ремонт фрегата прямо на берегу реки Маймакса. Последующие сложности с выводом корабля из обмелевшей из-за вырубки лесов Северной Двины и начавшаяся в Архангельске нехватка строевого леса оказались, таким образом в центре внимания столичного начальства и стали непосредственным поводом к последовавшему вскоре закрытию верфи.[6]

5 марта 1862 года — Императором Александром II в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангельске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии Архангельского адмиралтейства.

1 июля 1862 года — завершена ликвидация Архангельского военного порта и Архангельского адмиралтейства, за исключением гидрографической части, при которой осталась функционировать и небольшая часть мастерских. База гидрографических судов фактически приняла на себя судоремонтные функции бывшего военного порта, в связи с чем её неофициально так и называли — «военный порт».

1877 год — на другой, ранее пустовавшей, части территории бывшего Адмиралтейства созданы Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта. С этого момента на территории бывшего Архангельского адмиралтейства начинают работать два независимых и впоследствии достаточно крупных судоремонтных предприятия, снова объединённых, в результате, только гораздо позднее в 2012 году.

27 апреля 1917 года — Соломбальские судостроительные мастерские Управления работ по улучшению Архангельского порта преобразованы в Архангельский портовый ремонтный завод.

Советская Россия

февраль 1920 года — Гражданская война на Севере закончилась победой Красной армии и установлением в Архангельске Советской власти.

начало 1920-х годов — мастерские при гидрографической базе стали ремонтными мастерскими «Убеко-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях), подчинёнными Беломорской военной флотилии и обслуживавшие всё ещё большей частью гидрографические суда.

1922 год — Архангельский портовый ремонтный завод, ориентированный на гражданские заказы, был переименован в Судоремонтный завод «Красная Кузница».

29 марта 1944 года — по приказу командующего Северным флотом, выпущенном на основании циркуляра начальника Главного морского штаба ВМФ СССР от 8 марта 1944 года, механическая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота (бывшая «Убеко-Север») получила название Мастерская № 1036.

1949 год — по приказу командующего Северным флотом мастерская № 1036 ее переименована в Судоремонтный завод № 176.

1954 год — Судоремонтный завод № 176 входит в состав Главного Управления судоремонтных заводов Военно-морского флота СССР.[7]

апрель 1959 года — в состав завода «Красная Кузница» вошел судоремонтный завод Северного государственного морского пароходства.

1965 год — начало плановой реконструкции Судоремонтного завода № 176.

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

28 июня 1966 года — по итогам выполнения семилетнего плана завод «Красная Кузница» награжден орденом Трудового Красного Знамени.[8]

1976 год — по итогам 9-й пятилетки завод «Красная Кузница» награждён памятным знаком «За трудовую доблесть» с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР.

1977 год — на заводе «Красная Кузница» открыт музей истории предприятия.

Российская Федерация

2001 год — по Указу Президента России «Судоремонтный завод № 176» переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие «176 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации.

октябрь 2007 года — ФГУП МО РФ «176 СРЗ» присоединён к Центру судоремонта «Звёздочка» в качестве филиала.

25 января 2011 года — совет кредиторов «Красной Кузницы» принял решение о продаже имущества завода Центру судоремонта «Звездочка».[9]

июль 2012 года — 176 судоремонтный завод вместе с ранее приобретёнными мощностями завода «Красная Кузница» переименован в Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка».

2014 год —н. в. — на предприятии реализуется обширная программа реконструкции общей стоимостью 7,1 млрд рублей, рассчитанная до 2019 года.[10]

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Линейный корабль «Азов» в бою

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»
  2. Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[1] и «Святой Павел»[2], к последнему типу относился только «Святослав» постройки Санкт-Петербургского адмиралтейства.
  3. Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».
  4. Фрегаты типа «Архангел Михаил» строились по чертежам трофейного шведского фрегата «Венус», наверняка с некоторой переработкой под местные материалы и т. п.
  5. Доработанный проект фрегатов типа «Архангел Михаил» («Венус»).