Судостроительный завод «Вымпел»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Акционерное общество «Судостроительный завод «Вымпел» (официальное сокращённое наименование АО «ССЗ «Вымпел»[1]) — судостроительное предприятие в г. Рыбинск Ярославской области, имеющее большое значение в масштабах всей страны. Образовано в 1930 году как Рыбинский завод катеростроения.

История наименований предприятия:

  • 1930—1939 годы — Рыбинский завод катеростроения[2]
  • 1939—1960 годы — Государственный союзный завод № 341, с 1960 года до начала 1990-х второе (закрытое) название — Предприятие п/я 9[1].
  • 1966—1971 годы — Рыбинский судостроительный завод
  • 1971—1973 годы — Рыбинское судостроительное производственное объединение
  • 1973—1994 годы — Рыбинское судостроительное объединение «Вымпел»
  • 1994 год — настоящее время (2018) — Судостроительный завод «Вымпел»

В настоящее время завод специализируется в основном на военном судостроении в области строительства военных катеров различного назначения, гидрографических катеров, а также пассажирских судов на подводных крыльях, занимая по этим направлениям одни из ведущих позиций в отрасли. Также предприятие активно строит малые катера.

История предприятия

Советская Россия

11 июля 1930 года — Государственное Всесоюзное объединение речного судостроения и Исполком города Рыбинска заключили соглашение об отводе земельного участка под строительство предприятия Рыбинский завод катеростроения.[3]

16 июля 1930 года — президиумом Исполкома рыбинского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов утвердил соглашение о строительстве завода.[4]

9 июля 1931 года — на небольшом в то время заводе заложено его первое судно — катер водоизмещением около 6 тонн и длиной 11,5 м, способный перевозить 20 пассажиров со скоростью 15 км/ч.

18 ноября 1931 года — первый построенный предприятием катер введён в эксплуатацию.

1933 год — заводом построен первый цельносварной буксирно-разъездной катер (БРК), способный буксировать баржи грузоподъемностью до 150 тонн и при мощности двигателя 60 л. с. развивать скорость на свободном ходу более 18 км/час. В дальнейшем катера типа БРК различных модификаций на некоторое время стали основной продукцией завода.

1935 год — заводом впервые в СССР построены 4 катера на экспорт.

1936 год — предприятием разработан проект и выпущено 46 быстроходных катеров — скутеров, один из которых в следующем 1937 году был подарен известному лётчику Валерию Чкалову.

Ноябрь 1939 года — в связи с мероприятиями по мобилизации экономики предприятие переименовано в Государственный союзный завод № 341.

1942(не позднее)—1946 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом очень крупной серией[2] производятся буксирные моторные катера проекта БМК-70.[5][6][7]

1944—1946 годы — на заводе построено 19 торпедных катеров (с 1949 года больших торпедных катеров) проекта ТМ200, являвшихся торпедным цельнометаллическим вариантом катера проекта 200, при этом 4 таких катера были изначально заложены на заводе № 661 в Балаково.[8]

1945 год — для понтонных парков сухопутных войск заводом начат выпуск буксирных моторных катеров проекта БМК-90.[9]

1946—1950 годы — предприятием производятся рейдовые тральщики проекта 255. При этом первые 10 тральщиков были введены в эксплуатацию 1948 году.[10]

1946—1948(?) годы — под производство рейдовых тральщиков водоизмещением от 100 до 300 тонн завод был значительно расширен. В частности, построенный для этого новый судосборочный цех втрое превысил по площади все имевшиеся ранее здания предприятия.[11]

1949—1954 годы — на заводе построены 2 рейдовых тральщика (с 1966 года — базовых тральщика) проекта 265. [12]

1949—1964(1962?) годы — заводом крупной серией, как минимум, в несколько десятков единиц строятся противопожарные катера проекта 364. В дальнейшем противопожарные катера стали одной из постоянных специализаций предприятия.[13]

1950(1951?)—1955 годы — предприятием выпускаются рейдовые тральщики проекта 255К. [14]

1950—1956 годы — 11 из строившихся на заводе рейдовых тральщиков проекта 255К достраиваются в модификации гражданских буксиров проекта 255Б. [15]

1957—1959 годы — на заводе построены 13 рейдовых тральщиков (с 1966 года — базовых тральщиков) проекта 265К. [16]

1957—1971 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом выпускаются буксирные моторные катера проекта БМК-90К.[17]

1959—1962 годы — на заводе построены 24 рейдовых тральщика (с 1966 года — базовых тральщика) проекта 265А, отличавшиеся учётом требований противоатомной защиты. [18]

1960 год — для понтонных парков сухопутных войск заводом начат выпуск буксирных моторных катеров проекта БМК-130.[19]

1960(?)—1963 годы — на заводе построены 3 корабля — искателя мин (с 1966 года — базовых тральщика) проекта И265. [20]

Август 1960 года — предприятие получило дополнительное шифрованное название для переписки Предприятие п/я 9[3].

Ракетный катер проекта 205, 1983

1963—1974 годы — на заводе построено 64 больших ракетных катера проекта 205 «Цунами».[21]

1964—1977(?) годы — на заводе серийно строятся в количестве нескольких десятков елиниц гидрографические промерные боты (с 1977 года — большие гидрографические катера) проекта 1896.[22]

1964—1985 годы — на заводе серийно строятся в основном для понтонных парков сухопутных войск буксирные моторные катера (рейдовые катера) проекта 1396.[23]

1965 год — для понтонных парков сухопутных войск заводом начат выпуск буксирных моторных катеров проекта БМК-130М. Эти катера с модификациями выпускались, как минимум, до второй половины 1980-х годов. [24]

Май 1966 года — предприятие, как и другие заводы отрасли, получило открытое название Рыбинский судостроительный завод.

Июль 1971 года — предприятие, по-видимому вместе с присоединением каких-то смежников, сменило название на Рыбинское судостроительное производственное объединение.

1971(?)-1976(?) годы — на предприятии построены не менее двух пограничных малых катеров проекта 1207 «Пеликан».[25]

1972—1978 годы — на заводе построены 6 катеров-целей (1977 года катеров-мишеней) проекта 1392 «Бурундук».[26]

Июль 1973 года — предприятие переименовано в Рыбинское судостроительное объединение «Вымпел».

1973—1978 годы — на заводе построены 3 катера управления целями (1977 года катера — водители мишеней) проекта 1392В «Лоцман».[27]

1973—1984 годы — на заводе на экспорт построены 84 больших ракетных катера проекта 205ЭР.[28]

Торпедный катер проекта 206М «Шторм»

1973—1975 годы — на предприятии построены три торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм», строившихся серийно и на нескольких других заводах.[29]

1974(?)—1979(?) годы — на заводе построено не менее 4 рыбоохранных судов проекта 1326 «Быстрый».[30]

1974(?)—1990(?) годы — предприятием построено несколько сотен многоцелевых (буксирных, рейдовых разъездных, служебно-разъездных, пограничных обеспечения) катеров проекта 1606.[31][32]

1977 год — заводом построена плавучая станция энергообеспечения ПЭС-87 проекта 813М.[33]

Ракетный катер проекта 1241РЭ «Молния», 1993

1980(?)—1991 годы — заводом на экспорт строятся крупной серией большие ракетные катера проекта 1241РЭ «Молния». Всего до конца 1991 года было введено в строй 20 и, видимо, заложено ещё несколько таких катеров.[34]

1984(?) — 1991 годы — на заводе строится основная часть серии из 17 противопожарных катеров проекта 14611 «Геракл», большинство из которых были достроены в это время.[35]

1985—1991 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом до уонца 1991 года выпущено 236 буксирных моторных катеров проекта БМК-460.[36]

Российская Федерация

1991—1993 годы — для понтонных парков сухопутных войск заводом с начала 1992 года достроено и выпущено ещё 40 буксирных моторных катеров проекта БМК-460.[37]

1991—1993(?) годы — на заводе завершено строительство серии из 17 противопожарных катеров проекта 14611 «Геракл», по крайней мере один из которых был достроен в это время.[38]

1991—1999 годы — заводом в дополнение к 20 сданным до 1991 года включительно достроено ещё два ракетных катера проекта 1241РЭ «Молния».[39]

1991(?)—2005 годы — на предприятии посттроены три малых гидрографисеских судна (изначально больших гидрографических катера) проекта 16611 «Фарватер». Ещё одно аналогичное судно достроено не было.[40]

1991—2000 годы — на заводе строились, как минимум, пять ракетных катеров проекта 12421, однако контракт был разорван и по первоначальному пректу был достроен только катер Р-32, поступивший в российский флот и позднее в 2015—2016 годах проданный Египту. [41] Ещё четыре катера перестраивались позднее по проекту 12418.[42][43]

1994 год — предприятие акционировано и переименовано в Судостроительный завод «Вымпел».

1996—1999 годы — заводом для понтонных парков сухопутных войск построено некоторое количество буксирных моторных катеров проекта 14120 «Перчик».[44]

1998—2000 годы — на заводе введены в строй три противопожарных катера проекта 14613, близких по конструкции к проекту 14611. Все три катера были проданы в Турцию.[45]

2000 год — настоящее время (2018) — заводом строится серия из не менее, чем 62 пограничных сторожевых катеров (патрульно-тактических катеров) проекта 12150 «Мангуст», часть которых была выпущена в модификациях противодиверсионных катеров проектов 12150 и 12150А, а также в модификации среднего таможенного судна проекта 12150М.[46]

2001 год — на предприятии заложен головной ракетный катер проекта 12300 «Скорпион», впоследствии, по всей видимости, не достроенный.[47]

2004—2005 годы — на заводе построен пограничный сторожевой катер ПСКА-290 проекта 1496М «Морж».[48]

2004—2016 годы — на заводе построены 5 больших гидрографических катеров проекта 19920 «Баклан».[49]

2007 год — заводом для Вьетнама достроены по проекту 12418 два ракетных катера, ранее строившиеся по проекту 12421.[50]

2007(?)—2011(?) годы — заводом для понтонных парков сухопутных войск построено не менее 14 буксирных моторных катеров проекта 14122.[51]

2007—2015 годы — на заводе построены шесть пограничных сторожевых катеров проекта 1496М1 «Ламантин».[52]

2015 год — настоящее время (2018) — на заводе крупной серией в несколько десятков единиц строятся пограничные малые катера проекта 21850 «Чибис».[53]

2013 год — настоящее время (2018) — заводом строится серия из пяти морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта 23160 «Комета 120М».[54][55]

2014 — 2017 годы — заводом построены 4 противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок».[56][57]

2015(?) год — в связи с изменениями законодательства форма собственности в названии предприятия изменена с формулировки «Открытое акционерное общество» на «Акционерное общество».

2015 год — настоящее время (2018) — на заводе строится малое гидрографическое судно «Николай Скосырев» проекта 19910[58], оснащаемое, помимо прочего, строящимся на предприятии параллельно малым гидрографическим катером проекта 21961.[59]

2016 год — настоящее время (2018) — предприятием достраиваются по проекту 12418 два хранящихся ещё с начала 1990-х ракетных катера, изначально строившихся по проекту 12421.[60] В это же время началось строительство серии пограничных сторожевых катеров проекта 1496М1 «Ламантин» в серьёзно обновлённой модификации.

2017 год — заводом построены два малых гидрографических катера проекта 21961 для оснащения строившегося на предприятии Адмиралтейские верфи ледокола «Илья Муромец» проекта 21180.[61]

2017 год — настоящее время (2018) — предприятие строит два морских транспорта вооружения проекта 20360М. Эти суда полным водоизмещением 3627 тонн стали крупнейшими из строившихся на заводе до этого момента.[62]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. П/я расшифровывается как «Почтовый ящик»
  2. В 1942—1944 годах заводом было выпущено 389 катеров БМК-70, при этом в 1945 году они также составляли основную часть из 238 катеров, построенных в тот год заводом.
  3. П/я расшифровывается как «Почтовый ящик»