Сухой Суперджет

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Российский самолёт Сухой Суперджет - региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого. Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000, Чему, как утверждают очевидцы, в наибольшей мере способствовал обход принимающих решение чиновников конструкторских бюро и оценка обстановки в них. На разработку этого воздушного судна было потрачено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард был потрачен непосредственно на его проектирование, создание, сертификацию, остальное ушло на создание современного производства с нуля. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно. Государственная поддержка проекта сопоставима с затратами на ремонт Большого Театра (20 млрд руб). Максимальная пассажировместимость - 105 мест (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название "Региональный", версия Long Range ( SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории "С" самолёт может садиться на весьма короткую полосу - 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57% из 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57%).

Особенности разработки Проект стартовал в компании Сухой как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов. Для консультации в управлении проектом были привлечены специалисты из Boeing, главная заслуга которых, по словам сотрудников Сухого - в том, что они научили работать по системе этапов (ворот, Gate).

Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи: 1) сделать региональный самолёт с уровнем комфорта, аналогичным А-320 2) самолёт максимально быстро должен пройти сертификацию в европейском EASA или американском FAA.


Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся свойствах планер - например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.

Особенности производства.

Производство - наисовременнейшее, строилось с нуля. Сейчас работает достаточно широкая кооперация - часть работ выполняется в Новосибирске, окраска - на 3 площадках, в зависимости от заказчика, основная сборка - на заводе в Комсомольске на Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира, однако их производство постепенно локализуется (например, в Кимрах построен завод, производящий систему кондиционирования воздуха для SSJ). Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР, не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-3 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Супреджет и проектируется, и производится "в цифре", что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станка.

Темпы производства неуклонно наращиваются. Так, первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 - 12 шт, в 2013 - 24. Всего было построено 48 самолётов, включая образцы, проходящие статические испытания.