Территориальные споры России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 78: Строка 78:
У Тайваня неоднозначное международное положение. Данное государство признано лишь 22 членами-ООН, причём среди этих стран нет ни одной страны Запада и особенно Китая. Тайвань платит Китаю той же монетой, ибо не признает легитимность правительства Китая, в свою очередь Китай и ряд других стран поспособствовали непринятию Тайваня в ООН.
У Тайваня неоднозначное международное положение. Данное государство признано лишь 22 членами-ООН, причём среди этих стран нет ни одной страны Запада и особенно Китая. Тайвань платит Китаю той же монетой, ибо не признает легитимность правительства Китая, в свою очередь Китай и ряд других стран поспособствовали непринятию Тайваня в ООН.


Помимо власти в Китае, Тайвань также претендует на все земли, которые контролировал Цинский Китай, а впоследствии — Китайская Республика (1912—1928). В отношении России Тайвань оспаривает принадлежность [[Шестьдесят четыре деревни к востоку от реки Амур|территории от Благовещенска до Поярково]], ставшей территорией России еще в 1858 году по Айгунскому договору. В 1991 году по договору о границе [[КНР]] отказались от данной территории, но у [[Тайвань|Тайваня]] иное мнение, т.к. позиционируя себя как преемник Цинского Китая и не признавая правительство [[КНР]] он отказывается признавать любые договоры о границе, заключенные коммунистическим Китаем.
Помимо власти в Китае, Тайвань также претендует на все земли, которые контролировал Цинский Китай, а впоследствии — Китайская Республика (1912—1928). В отношении России Тайвань оспаривает принадлежность [[rwp:Шестьдесят четыре деревни к востоку от реки Амур|территории от Благовещенска до Поярково]], ставшей территорией России еще в 1858 году по Айгунскому договору. В 1991 году по договору о границе [[КНР]] отказались от данной территории, но у [[Тайвань|Тайваня]] иное мнение, т.к. позиционируя себя как преемник Цинского Китая и не признавая правительство [[КНР]] он отказывается признавать любые договоры о границе, заключенные коммунистическим Китаем.


Аналогичная ситуация с территорией [[rwp:Урянхайский край|Урянхайского края]] (ныне Республика Тыва), не говоря уже о претензиях к другим странам, как-то:
Аналогичная ситуация с территорией [[rwp:Урянхайский край|Урянхайского края]] (ныне Республика Тыва), не говоря уже о претензиях к другим странам, как-то:
* '''Континентальный Китай,''' то есть территория всей [[Китай|КНР]];
* '''Континентальный Китай''' территория [[Китай|КНР]];
* '''Внешняя Монголия,''' то есть территория государства [[Монголия]]<ref>Как и Внутренняя Монголия (сейчас одноименный район КНР) являлась областью империи Цин</ref>. В 2002 году это требование было отозвано[http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1014733800]
* '''Внешняя Монголия''' территория [[Монголия|Монголии]]<ref>Как и Внутренняя Монголия (сейчас одноименный район КНР) являлась областью империи Цин</ref>. В 2002 году это требование было отозвано[http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1014733800]
* Небольшие пограничные территории [[Индия|Индии]], [[Афганистан]]а, [[Мьянма|Мьянмы]], [[Япония|Японии]], [[Пакистан]]а, [[Таджикистан]]а, [[Бутан]]а
* Небольшие пограничные территории [[Индия|Индии]], [[Афганистан]]а, [[Мьянма|Мьянмы]], [[Япония|Японии]], [[Пакистан]]а, [[Таджикистан]]а, [[Бутан]]а



Версия от 14:46, 17 июня 2016

 
Leftquotes.pngГде раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен.Rightquotes.png
Император Николай I[1]

В этой статье содержится список спорных с точки зрения государственной принадлежности территорий и пространств, над которыми Россия имеет контроль или претендует на него.

Если глубоко копнуть, то абсолютно бесспорными, как правило, являются только непреодолимые границы. Однако у России во множестве мест такого рода споры имеют куда более ярко выраженный характер. И, кроме того, Россия очевидно будет вовлечена в назревающий раздел некоторых других территорий и ресурсов.

Споры о территориальной принадлежности

Абхазия

Специальный репортаж о поселке Аибга

Предмет спора — пограничное село Аибга, расположенное на р. Псоу. Разделено на 2 части — правобережную (село в Адлеровском районе г. Сочи) и левобережную (село в Гагрском районе Абхазии).

1869 год — на месте упраздненного аула Айбога основано село Аибга

1904 год — с.Аибга вошло в состав Черноморской губернии (Сочинский округ) за счет ее расширения на юг до г.Гагры. Остальная часть Абхазии осталась в составе Сухумского округа Кутаисской губернии. Установившаяся граница не менялась вплоть до падения Российской империи. Во время Гражданской войны и образования СССР граница снова сдвинулась на юг, на этот раз до р.Псоу.

9 февраля 1918 года — подписано соглашение между национальным советом Грузии и Абхазским народным советом. По нему граница Абхазии была отодвинута на север до р.Мзыта, то есть к северу от р.Псоу (нынешняя граница). Позднее граница была сдвинута к югу от р.Псоу и до 1929 года являлась административной границей между РСФСР и ССР Абхазией.

12 апреля 1929 года — административная граница учреждена по р.Псоу, разделив тем самым с.Аибга на две части. В Абхазии утверждают, что формально граница между Абхазской автономной республикой в составе Грузинской ССР и РСФСР проходила по реке Псоу, так что село одной своей половиной располагалось по одну, а другой – по другую сторону границы[1].

После распада СССР Россия не смогла установить точные границы с Грузией по причине грузино-абхазского конфликта. Правительство 1-го президента Грузии Звиада Гамсахурдиа не вело с Россией подобных переговоров, а после провозглашения (де-факто) Абхазией независимости осенью 1993 года процесс делимитации и демаркации границы РФ и Абхазии был еще больше усложнен[2].

27 июля 2001 года — мэрия г.Сочи издала постановление Об утверждении описания границ Сочи и внутригородских районов, где указывается, что в состав Адлеровского района входит лишь правобережная часть с.Аибга[3].

21 мая 2010 года — парламент Абхазии принял закон О государственной границе, в котором говорится следующее:

Государственная граница Республики Абхазия до ее оформления в международно-правовом отношении, определяется следующим образом:
- вдоль сухопутной границы с Российской Федерацией - по границе бывшей ССР Абхазия (с 1931 г. по 1991 г. Абхазская АССР), закрепленной законодательными актами бывшего СССР;

Примечательно мнение ряда официальных лиц Грузии и Абхазии по данному вопросу[4]:

Исторически Абхазия в течение долгого времени сокращалась и сокращалась, поэтому земельный вопрос воспринимается абхазской общественностью очень болезненно. Это определенная проверка наших доверительных и дружественных отношений – и они должны выдержать испытание этим вопросомИрина Агрба, вице-спикер парламента Абхазии
Никакой так называемой государственной границы между Россией и Абхазией не существуетНино Каландадзе, заместитель главы МИДа Грузии

В декабре того же года была создана совместная комиссия по демилитации сухопутной и морской границы между двумя странами. 10 ноября 2011 года состоялась последняя встреча комиссии, где абхазская сторона пыталась обосновать принадлежность Абхазии левобережной стороны с.Аибга. К сожалению, это не помогло урегулировать вопрос[5].

21 ноября 2014 года — заседание Парламента Абхазии, на котором был поднят вопрос с.Аибга по инициативе Валерия Кварчия, депутата Парламента и по совместительству председатель демилитационной комиссии. На заседании была показана запись репортажа кубанского телевидения от 7 ноября 2014 года, в котором рассказывалось о посещении Аигбы главой Сочи Анатолием Пахомовым, где он обсудил проблемы села с его жителями и пообещал решить проблемы инфраструктуры, в частности начать начать ремонт трассы.

Несмотря на то, что Пахомов в сюжете говорил о правобережной стороне с.Аибга, видеозапись вызвала острую реакцию в Парламенте Абхазии. Депутаты расценили визит Пахомова в спорное село как провокацию и даже посчитали, что данный визит был санкционирован руководством России[6]. В принятом на том заседании постановлении сказано:

В ходе переговорного процесса, сторонами была достигнута договоренность до завершения процесса делимитации, не предпринимать односторонних действий, которые могли бы нанести ущерб переговорному процессу

Между тем, территориальный спор между Россией и Абхазией по поводу с.Аибга наносит ущерб местным жителеям, т.к. они испытывают трудности с въездом и выездом, не говоря уже о дефиците электроэнергии, отсутствия хороших дорог и медицинской помощи. Парламент Абхазии потребовал от службы госбезопасности усилить контроль над пересечением государственной границы Республики Абхазия в районе села Аибга[7].

24 ноября 2014 года — между Россией и Абхазией заключен договор О союзничестве и стратегическом партнерстве. Договор устанавливал свободу пересечения границы:

Статья 9.2 Договаривающиеся Стороны обязуются не позднее 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализовать согласованный комплекс мер, который позволит обеспечить совместные защиту и охрану государственной границы Республики Абхазия с Грузией, границы морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия, а также полную свободу пересечения абхазско-российской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности

Еще в начале ноября 2014 года президент Абхазии Рауль Хаджимба положительно оценил стремление обеих стран сделать границу свободной. По его словам: Все эти годы мы просили Россию открыть границу, чтобы наши люди могли свободно передвигаться[8]. С учетом данной позиции президента Абхазии и договора от 24 ноября есть основания полагать, что вопрос с.Аибга будет решен цивилизованным способом.

Китай

Западный участок границы между РФ и КНР

Как известно, в 2004 году был завершен процесс демаркации границы на Амуре в районе Фуюаньского треугольника[2]. Однако остались еще споры по поводу прохождения границы в районе Алтая протяженностью 55 км, а точнее ее западной части.

Работы по ее проверке и демаркации завершились еще в 2012 году, но в процессе возникли разногласия по линии прохождения государственной границ. Китайская сторона считала необходимым сместить границу вглубь российской территории, что означало отторжение от нее участка площадью в 17 га (0,17 км2). Дальнейшее решение вопроса отложено до очередного заседания демаркационной комиссии, а проведенную демаркацию следует считать промежуточной.

Граница России и Китая в данном районе определяется рядом соглашений заключенных между нашими странами, как-то:

С учетом того, что России удалось решить вопрос с восточной частью русско-китайской границы еще в 2004 году в дополнительном соглашении, решение данного территориального конфликта должно также пройти без эксцессов.

Республика Корея

Предмет спора — остров Ноктундо (бывший Олений) на реке Туманная (Приморский край)

В настоящее время Ноктундо потерял статус острова, так так соединился с берегом. Впервые стал территорией России в 1860 году по Пекинскому договору с Китаем, причем передача острова произошла без согласия Кореи — вассала Китая — которая считала остров своей территорией. В немалой степени этому способствует то, что на территории острова в 1587 году выиграл одно из своих сражений корейский национальный герой Ли Сунсин — местный аналог Суворова, хотя собственно гарнизон острова был перед этим побеждён маньчжурскими войсками, а укрепления на острове были разрушены.

Вопрос о принадлежности о принадлежности острова на поднимался вплоть до 1985 года, хотя еще в 1948 году образовалась независимая КНДР, граничащая с СССР по реке Туманная[3]. Данная граница признавалась и соблюдалась почти 40 лет, несмотря на сложность данного вопроса. Причина в том, что с образованием независимой Северной Кореи договора середины XIX века России и Китая, которые косвенно касались российско-корейской границы (далее РКГ), уже не могли играть роль основы территориального разграничения с Кореей. В 1957 году была заключена советско-корейская конвенция о порядке разрешения пограничных вопросов, по которой р. Туманная на участке от стыка границ СССР, КНДР и КНР до впадения в Японское море сферой влияния двух государств, но при этом не было проведено даже демилитации границы. Решение данного вопроса началось еще в 1984 году на переговорах в Пхеньяне, где был достигнут консенсус в вопросе прохождения границы по р.Туманная и её естественного продолжения — государственной морской границы.

17 апреля 1985 года — в Москве подписан советско-корейский договор о прохождении линии государственной границы. По нему граница была установлена, как это принято в международной практике, по середине ее главного русла и была демилитована в соответствии с договоренностями 1984 года, что видно из описания прохождения границы, приведенное в договоре как приложение. В период 1986-1990 гг. специальной комиссией была осуществлена демаркация 22-километровой РКГ. К сожалению, полностью завершить процесс демаркации границы по р. Туманная было невозможно без участия Китая, поэтому данный вопрос было решено перенести в формат трехсторонних переговоров. К сожалению, один участок РКГ, хотя и небольшой (меньше ста метров), остаётся до сих пор недемаркированным. Для демаркации подавляющей части РКГ требовалось заключить договор, в котором бы регламентировались практические вопросы по содержанию и обслуживанию всех её участков.

3 сентября 1990 года — в Пхеньяне подписан договор О режиме советско-корейской границы, в котором регламентировались разнообразные вопросы, включая пересечение сухопутной И морской границ людьми и транспортными средствами и хозяйственного использования пограничных вод. Следует также упомянуть другой важный договор — договор о разграничении морского пространства, а точнее договор от 22 января 1986 года О разграничении экономической зоны и континентального шельфа, в основе которого легли положения Конвеции 1982 года по морскому праву.

Тем не менее, не была решена проблема поиска места стыка границ трёх стран по 2 причинам:

  • Русло р.Туманная изменяется постоянно, из-за намыва рекой обширных масс песка пограничная линия в отдельных местах вышла наружу, что не только постоянно меняет ширину реки, но и нарушает принцип прохождения границы по середине фарватера реки. Благо в договоре предусмотрен совместный мониторинг изменения фарватера реки раз в 10 лет, при необходимости чаще.
  • Разные способы прохождения границы КНДР с РФ и Китаем по р.Туманная. Если первая проходит по середине реки и имеет вид линии, то вторая — по всей ширине реки и поэтому имеет вид полосы (уникальный случай в мировой практике).

В трехсторонних переговорах на данную тему необходимо прибегнуть к общемировому правилу проведения государственных границ по несудоходным рекам — когда за ширину реки принимается величина, соответствующую состоянию реки в меженный период, то есть при среднем устойчивом уровне воды в реке. Пока что достигнуть такого единого понимания трудно.

Возвращаясь к вопросу об о.Ноктундо. Несмотря на выше описанные сложности с урегулированием границы по р.Туманная, КНДР не имеет к России претензий на о.Ноктундо в отличие от Южной Кореи. Во многом это объясняется взаимным непризнанием КНДР и Южной Кореей суверенитета друг друга и притязаниями обеих стран на объединение Кореи под своим управлением. Аналогичная ситуация наблюдается с Китаем и Тайванем.

Тайвань

Территориальные претензии Тайваня (жёлтым обозначены претензии к России)

1949 год — завершение гражданской войны в Китае между коммунистической партией Китая и прозападным правительством (партия Гоминьдан). После поражения остатки Гоминьдана во главе с Чан Кайши сбежали на остров Тайвань, основав там Китайскую республику[4]. Из-за поддержки Гоминьдана со стороны стран Запада, в частности США коммунистическому Китаю не удалось вернуть себе контроль над мятежным островов до сих пор.

У Тайваня неоднозначное международное положение. Данное государство признано лишь 22 членами-ООН, причём среди этих стран нет ни одной страны Запада и особенно Китая. Тайвань платит Китаю той же монетой, ибо не признает легитимность правительства Китая, в свою очередь Китай и ряд других стран поспособствовали непринятию Тайваня в ООН.

Помимо власти в Китае, Тайвань также претендует на все земли, которые контролировал Цинский Китай, а впоследствии — Китайская Республика (1912—1928). В отношении России Тайвань оспаривает принадлежность территории от Благовещенска до Поярково, ставшей территорией России еще в 1858 году по Айгунскому договору. В 1991 году по договору о границе КНР отказались от данной территории, но у Тайваня иное мнение, т.к. позиционируя себя как преемник Цинского Китая и не признавая правительство КНР он отказывается признавать любые договоры о границе, заключенные коммунистическим Китаем.

Аналогичная ситуация с территорией Урянхайского края (ныне Республика Тыва), не говоря уже о претензиях к другим странам, как-то:

Украина

См. также Крым, Воссоединение Крыма с Россией, F.A.Q. по воссоединению Крыма с Россией

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, где подавляющее большинство голосовавших отдало голос за присоединение к России.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:

  • Право народов на самоопределение
  • Угроза безопасности из-за государственного переворота
  • Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами — с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Эстония и Латвия

Эстония — Ивангород, Печорский район Псковской области, Латвия — Пыталовский район Псковской области

У стран Прибалтики имеются территориальные претензии к России, связанные прежде всего с размежеванием границ ЭССР, ЛатССР и РСФСР после присоединения (или оккупации, по латвийской и эстонской версии) их к СССР.

Урегулировав территориальные претензии с Литвой в 2005 году, Россия хотела в тот же год договориться с Латвией и Эстонией. Президенты цинично проигнорировали приглашения российской стороны на встречу в Москве. Лишь через два года дело существенно продвинулось вперёд — латвийский сейм отозвал свою претензию. С Эстонией договорённость не достигнута до сих пор.

Население обоих районов однозначно русскоязычное — русские составляют не менее 90 % (а с учётом украинцев и белорусов — более 95 %). Население разделённого границей Нарвы-Ивангорода и вовсе на 97 % русское или русскоязычное.

Япония

Южные Курилы

Корни конфликта вокруг Курильских островов возникли ещё в ХVIII веке, а в XIX веке уже приобрели серьёзный размах. На старинных российских картах Курильские острова и даже остров Хоккайдо обозначены входящими в состав России. Точно также установленные российскими землепроходцами кресты, как считается, кое-где сносились японцами. Это было связано с тем, что до XIX века Япония фактически не интересовалась ни Курильскими островами, ни Сахалином, ни даже неплодородной северной частью острова Хоккайдо, на южной оконечности которого со средних веков существовало японское княжество.

Когда же русские и японцы начали колонизировать острова Охотского моря интересы столкнулись и к середине XIX века Курильские острова от острова Уруп и севернее отошли к России, остров Хоккайдо и более южные Курильские острова — к Японии, а Сахалин находился в совместном владении. Ещё позднее Россия получила преимущественные права на Сахалине, сохранив, тем не менее, права японских предпринимателей на острове, но отдала взамен все остальные Курильские острова Японии.

По итогам Русско-Японской войны (1904—1905), в которой Япония без объявления войны и с целым рядом нарушений международного законодательства напала на Россию, Российская империя потеряла оккупированную японцами с боями южную половину острова Сахалин, однако в северной его части льготы японским предпринимателям были отменены. Следует отметить, что во время войны на Сахалине были отмечены зверства японцев в отношении местного населения.

Заново Курильские острова мы получили по итогам Второй Мировой войны. Тем не менее у Японии до сих пор есть территориальные претензии на счёт некоторых южных островов, а именно двух крупных — Кунашира и Итурупа, а также Малой Курильской гряды (крупнейший остров — Шикотан). Население спорных островов — порядка 6-8 тысяч человек (гг. Курильск и Южно-Курильск). В целом это преподносится как возврат к самой первой редакции российско-японских договоров XIX века, однако с тем же успехом можно было ткнуть пальцем в любой другой период, однако при поддержке США именно такой вариант конфликта был раздут местными СМИ и политиками.

Существует малоизвестный либеральный миф, что, если бы «тиран Сталин» отдал бы эти одинокие голые скалы Японии, у нас был бы сейчас мощный союзник в Азии. Это неверно. После войны Япония сразу попала в зону влияния США, и «задобрить» островами естественно, не получилось бы. За первым требованием неизменно последовали бы и второе, и так далее. Существует также и стратегическая составляющая этой проблемы — именно между двумя южными островами, Кунаширом и Итурупом, проходит незамерзающий водный путь до Владивостока. Показателен в этом плане случай, когда ещё в советское время проблему едва было не решили — был подписан протокол о передаче Японии Малой Курильской гряды в обмен на отмену претензий, но Япония отозвала подпись под уже одобренным документом, как считается, под давлением США, пригрозивших оставить в этом случае себе остров Окинава. С тех пор официальная японская дипломатия придерживается позиции «всё либо ничего».

Значение Курильских островов заключается как в чисто географическом положении, так и в водных и биоресурсах. Кроме того, на островах в связи с их вулканическим происхождением находятся месторождения редкоземельных элементов, [10] ресурс чрезвычайно редкий и ценный с точки зрения современных технологий.

Дискуссии насчёт Курил проходят практически на всех саммитах, где встречаются президент РФ и премьер-министр Японии (в настоящее время — Синдзо Абэ), например, АТЭС, и, до недавнего времени, G8 (большая восьмёрка). Тем не менее, в силу прежде всего влияния США на внутрияпонскую политику каких-либо продвижений в вопросе ожидать не приходится, а после нескольких демаршей японского парламента российские власти также утратили интерес к «размену», поскольку в новой ситуации он существенно подорвал бы престиж и суверенитет страны.

Споры об экономических правах

Шпицберген

Архипелаг принадлежит Норвегии, согласно договору об особом статусе архипелага, помимо Норвегии, хозяйственную деятельность там может осуществлять и Россия, как и другие страны, подписавшие Шпицбергенский трактат 1920 года. В целом этот договор можно охарактеризовать как навязанный России в период её слабости, так как на тот момент исторических оснований претендовать на Шпицберген (Груммант) у неё было явно больше, чем у Норвегии, поскольку практически 100 % археологических памятников архипелага составляют временные поселения и захоронения архангельских поморов, посещавших его в течение сотен лет. В 1935 году к договору присоединился и СССР, а в 1947 году Норвегия признала особые интересы СССР, а ныне и России на архипелаге.

С тех пор до настоящего момента Россия предпринимает шаги для обеспечения явного присутствия на архипелаге, а Норвегия пытается ставить ей в этом палки в колёса. Так, российский трест Арктикуголь, добывавший уголь на острове в посёлках Баренцбург, Груммант (законсервирован в 1961 году) и Пирамида (законсервирован в 2000 году) вынуждено было в конце концов почти свернуть проект, так как все перспективные залежи были включены норвежцами в состав заповедников, единственная работающая[11] на конец 2014 года шахта имеет запасы угля до 2024 года. Кроме того, для посещения архипелага, в том числе единственного Баренцбург, необходима норвежская виза. Недавним примером подобной конфронтации стала попытка норвежцев заставить НИИ Арктики и Антарктики согласовывать с норвежским губернатором установку антенн приёма спутниковых данных на территории, принадлежащей тресту Арктикуголь, которую норвежцы тоже попытались объявить «рекреационной».[12]

Арктический шельф

Основная статья: F.A.Q. по стратегии России в Арктике

См. также Изменения границ современной России#Урегулирование территориального спора с Норвегией

Космическое пространство

См. также Российский космос

Хотя в настоящий момент Россия и не имеет явных территориальных споров в космосе, но многие части космического пространства являются потенциальными объектами споров, которые могут возникнуть практически в любой момент из-за их слабо урегулированного статуса.

Границы космоса и воздушного пространства

В настоящий момент не существует международной установленной верхней границы суверенного воздушного пространства, выше которой начинается общедоступный космос. Во многих странах такой границей считается высота 100 км, однако, из-за отсутствия чётких международных договоров здесь возможны различные варианты провокаций — либо пролёт неких летательных аппаратов на высотах порядка 50 км с заявлениями о том, что они находятся в космосе, либо наоборот — продление некими странами «суверенного воздушного пространства» вплоть до высот полёта обычных спутников и космических станций.

Геостационарная орбита

Орбитально-частотный ресурс

Далеко не все радиодиапазоны подходят для связи с Землёй с орбиты, поэтому тот факт, что разрешение на применение тех или иных диапазонов частот для какого-либо спутника или спутниковой группировки, запрещает её применение другим космическим аппаратам, находящимся неподалёку создаёт достаточно серьёзную проблему в связи с исчерпанием доступных диапазонов и незанятых орбитальных параметров.

Особенно острый дефицит сложился на геостационарной орбите. Эта круговая орбита, лежащая в плоскости экватора на высоте 35 786 км над уровнем моря, является единственной, находясь на которой спутник всё время остаётся неподвижным для земного наблюдателя, поскольку движение спутника по орбите синхронизируется с вращением Земли. В связи с этим именно на ней находится большая часть тяжёлых спутников связи и непосредственного телевещания — в частности, над Европой весь доступный орбитально-частотный ресурс был выбран ещё в XX веке, причём наиболее активно он потреблялся в 1990-е. В связи с этим Россия в настоящий момент имеет непропорционально малый орбитально-частотный ресурс в этой части геостационарной орбиты.

Невидимая сторона Луны, слева вверху тёмное пятно Моря Москвы, ниже гигантский кратер Менделеев, серое пятно правее и чуть ниже центра — гигантский кратер Королёв

Статус Луны и других небесных тел

Согласно Договору о космосе Луна и другие небесные тела не могут быть объявлены собственностью какой-либо страны, однако краткость формулировок договора оставляет массу дыр, в которые уже пытаются пролезать целые государства и отдельные аферисты. В частности, в Конгрессе США предлагалось придать статус памятников всем следам пребывания американских астронавтов на Луне, а отдельные личности пытаются приватизировать астероиды и незаконно торгуют лунной поверхностью. Но даже помимо этого нынешнее международное законодательство о космосе устроено так, что государство, установившее где-либо своё оборудование, фактически получает поверхность под ним в бессрочное пользование.

Что касается Луны, то уже сейчас понятно, что её поверхность отнюдь не является равноценной. В регионах Моря Спокойствия и Океана Бурь, например, находятся огромные месторождения ильменита — минерала из которого относительно дёшево могут быть получены кислород, железо, оксид титана и сам титан. Кроме того, привлекательными в смысле строительства обитаемых баз являются окрестности полюсов Луны, в частности гора Пик Вечного Света, который освещается Солнцем почти постоянно. А в перспективе важнейшими могут стать точки непосредственно в центре видимого и невидимого полушарий Луны, поскольку только в них возможно строительство лунных лифтов — тросовых транспортных систем, напрямую соединяющих поверхность Луны с точками Лагранжа, то есть фактически с орбитами системы Земля-Луна.

Следует отметить, что благодаря успешной работе отечественных учёных часть крупных объектов на небесных телах Солнечной системы носит значимые для русских названия. В частности, по всей Луне расположено множество крупных кратеров, названных именами великих российских учёных и космонавтов, в том числе несколько гигантских на обратной стороне Луны, в частности, Менделеев и Королёв. Там же, на обратной стороне Луны, находится Море Москвы — самый заметный объект невидимого с Земли полушария.

В целом же применительно к небесным телам Солнечной Системы и, в первую очередь, Луне, в будущем следует ожидать постепенного их раздела по образу Шпицбергена или ожидающегося в более ближней перспективе раздела Антарктиды.

См. также

Примечания

  1. Резолюция Императора на проекте указа о разжаловании самовольно занявшего устье Амура капитана первого ранга Г.И. Невельского в матросы. Капитан был награждён за свой, по словам Николая I, «молодецкий, благородный и патриотический» поступок орденом Святого Владимира 4-й степени.
  2. Китайское название территории острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова
  3. Корейское название — Туманган, китайское — Тумэньцзян
  4. неофицальное название Тайваня
  5. Как и Внутренняя Монголия (сейчас одноименный район КНР) являлась областью империи Цин