Туризм в России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Храм Василия Блаженного — символ России, красивейший храм в мире[1]

Туризм в России является одной из наиболее перспективных отраслей экономики. Россия в силу своего огромного размера и колоссального культурного наследия является одним из мировых лидеров как по внутреннему, так и по въездному туризму, однако туристический потенциал России далеко не полностью реализован.

2015 год

Согласно результатам исследования Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), в 2015 году Россия вошла в десятку самых посещаемых стран мира. Территорию РФ за год посетило 31,6 миллиона туристов.[3]

В 2015 году внутренний туристический поток в России впервые достиг 50 млн человек.[4] Число туристов, посетивших Россию в 2015 году, возросло на 13 % по отношению к показателю 2014 года. Прирост произошёл за счёт туристов из Китая и стран Юго-Восточной Азии. [5] За период январь-сентябрь 2015 года Россию посетило рекордное за последние 7 лет число туристов — 21 млн.[6]

2016 год

В 2016 году расходы россиян на путешествия внутри России выросли на 88 % до 10,47 миллиарда долларов, а траты на заграничные поездки упали на 24 % до 3,24 миллиарда долларов. 70 % российских путешественников отправились в поездки по стране, 30 % — в зарубежные поездки. [7]

Въездной туризм в Россию, по итогам 2016 года, вырос на 7 %, а внутренний турпоток увеличился на 10 %. Наиболее активный рост показал Иран, а также Китай, Корея и Индия. Значительно увеличились показатели также у Испании, Италии и Франции.[8]

2017 год

В 2017 году россияне впервые за 4 года стали чаще ездить в туристические поездки за рубеж. Так, по данным Российского союза туриндустрии, за первые 6 месяцев зафиксировано 6,2 млн пересечений границы РФ с целью туризма, что на 56,5 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.[9],

Въездной турпоток в Россию за три квартала 2017 года вырос на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, достигнув абсолютного максимума за последние восемь лет. Об этом сообщил руководитель Ростуризма Олег Сафонов на пресс-конференции в ТАСС. [10]

Россия по итогам 2017 года заняла 43-е место в международном рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма по версии Всемирного экономического форума, поднявшись за год на 18 пунктов.[11]

Туризм по регионам

См. также Символы регионов России

В 2018 году Крымский курорт Mriya Resort & Spa, московский отель Swissotel Krasnye Holmy, авиакомпания «Аэрофлот» и город Санкт-Петербург стали победителями премии World Travel Awards, одной из главных мировых профессиональных наград в сфере туристического рынка. [12]

Санкт-Петербург

В 2015 и 2016 годах Санкт-Петербург дважды подряд был признан лучшим туристическим направлением Европы, став лауреатом международной премией World Travel Awards.[13]

Крым

Крым по итогам 2015 года посетило 4,5 миллиона туристов, что на 25 % больше по сравнению с 2014 годом.[14] За 2015 год дворцы и музеи Крыма заработали $7 млн, что является рекордом за последние 20 лет.[15]

Проблемы туризма в России

Проблемы внутреннего туризма

Сфера внутреннего туризма в России недостаточно развита, чтобы эффективно конкурировать на российском и зарубежном рынке. Существует ряд проблем, которые сдерживают данное развитие – их можно условно разделить по следующим категориям: Организационно-финансовые проблемы[2]:

  • Отсутствие единой стратегии развития туризма федеральном и региональном уровнях – отсюда некоторая бессистемность и эпизодичность реализуемых меоприятий;
  • Недостаточно развитая система подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма и сервиса, что сказывается на качестве услуг и уровне обслуживания туристов;
  • Недостаток инвестиций в объекты туристско-рекреационной и обеспечивающей инфраструктуры – отсюда ограниченное количество оказываемых основных и дополнительных услуг, невысокое качество отдельных услуг и т.п. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее. Особенно это касается строительства в крупных городах, где стоимость земельного участка под застройку довольно высокая[3].
  • Высокая стоимость действующих средств размещения – строительство новых гостиниц (особенно среднего класса) требует значительных затрат и длительных сроков окупаемости. Инвесторы охотнее вкладывают деньги в строительство жилых комплексов, учитывая, что сроки окупаемости подобных проектов значительно ниже[3].

Экономические проблемы[2]:

  • Снижающиеся реальные доходы населения[4];
  • Значительные транспортные издержки – достаточно большие расстояния между туристскими центрами и высокие цены на транспортные услуги;
  • Неэффективное соотношение «цена-качество» на продукты внутреннего туризма – по мнению туристов, качество российских туристских продуктов не соответствует тем высоким ценам, которые на них установлены.
  • Высокие цены на проживание и перелеты по сравнению с зарубежным туризмом – так, например, в 2014 году средняя цена турпутевки в Турцию на двоих с перелетом из Москвы и проживанием 7 дней в отеле 3 звезды по системе «Все включено» составляла 35 тыс. рублей. В России же средняя цена путевки по тем же критериям в том же году составляла 45 тыс. рублей[5].

Инфраструктурные проблемы[2]:

  • Неравномерное развитие туристско-рекреационной инфраструктуры, дисбаланс в развитии социально-культурных услуг, услуг системы развлечения и отдыха;
  • Недостаточное количество соответствующей инфраструктуры для обеспечения круглогодичного функционирования курортов, центров и зон;
  • Отсутствие комплексного обслуживания в большинстве перспективных туристско-рекреационных центров. Туризм в России носит очаговый характер – на создание комплексного туризма, предусматривающего различные варианты отдыха в регионе, работают не все регионы. Именно развитие комплексного туризма могло бы послужить мотивацией для посещения удаленных регионов – туристам интересно увидеть многогранный туризм, в настоящее время особенно популярно комбинирование туров[3];
  • Недостаточно развитая транспортная и логистическая инфраструктура в регионах России: высокая стоимость транспортных услуг (авиа и железнодорожного транспорта), а также отсутствие инфраструктуры для путешествий автотранспортом, в том числе, низкое качество дорог, недостаточное количество придорожных кафе, гостиниц, стоянок, информационных указателей, низкий уровень сервиса и высокие цены за услуги, предоставляемые автотуристам[3];

Информационные проблемы[2]:

  • Фактическое отсутствие рекламных и информационных туров, пресс-туров для представителей СМИ;
  • Ограниченность регулярной подготовки, издания и массового распространения печатных рекламно-информационных материалов о туризме и курортах;
  • Недостаточно активное продвижение как отдельных туристских услуг, так и целых туристских территорий – как показывает практика, россияне больше осведомлены о курортах Турции, Египта, Хорватии, Греции и т.п., нежели об отечественных возможностях отдыха[5]. Причиной тому служит слабая реклама и продвижение туристских дестинаций, а также недостаточное использование современных технологий, отсутствие единого портала туристических услуг, содержащего информацию о каждом регионе в области туристских дестинаций, средствах размещения, вариантов туристических маршрутов и комбинированных туров, путеводителей и советов туристам, планирующим путешествие в тот или иной регион[3].

Социально-психологические проблемы[2]:

  • Недостаточная мотивированность россиян со средним и высоким уровнем доходов на потребление продуктов внутреннего туризма;
  • Низкая (зачастую) престижность объектов внутреннего туризма;
  • Часто остаточный принцип развития объектов туризма относительно других сфер экономики;
  • Низкий уровень «культуры отдыха» – готовности населения принимающих регионов, а также работников туристской сферы к взаимодействию с туристами, обменом опытом, проявлением доброжелательности и гостеприимства, проявлению такта и толерантности, а также уважительное и бережное отношение туристов к посещаемым ими объектам и территориям, быту и обычаям местного населения, укладу их жизни. Иными словами, готовности местного населения принять, встретить или просто помочь туристам, приезжающим на отдых – это наблюдается не во всех регионах России, ибо зачастую неприязнь местного населения к отдыхающим обусловлена недопустимой манера поведения отдыхающих и нанесение ими урона окружающей среде[3].

Проблемы въездного туризма

В настоящее время развитие въездного туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых следует выделить несколько основных[3]:

  • Дефицит позитивной информации о России за рубежом – так, например, в самом крупном всемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена как страна, неблагоприятная для туризма (единственная из 200 представленных). Зарубежные и даже отечественные СМИ также играют роль в поддержке образа России как страны неблагоприятной для туризма[6];
  • Небольшой уровень рекламной кампании в российском туризме[6];
  • Неразвитость туристской инфраструктуры – многоаспектная проблема, то есть помимо проблем внутреннего туризма (проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных туристских транспортных средств) существуют также:
  1. Низкое качество по мировым стандартам – лишь 22% российских гостиниц могут претендовать на размещение иностранных туристов.
  2. Высокая степень износа – редний коэффициент износа российской гостиничной базы составляет 69,4%.
  3. Неразвитость индустрии развлечений – проявляется в нехватке крупных массовых объектов современной индустрии развлечений (аквапарков, тематических парков и т.д.).
  4. Неравитость индустрии питания – небольшое количество кафе, ресторанов, баров, закусочных и других предприятий общественного питания, соответствующих требованиям к обслуживанию иностранных граждан[6].
  • Инвестиционная проблама – отсутствие опыта создания привлекательных и благоприятных инвестиционных условий для развития средств размещения и туристской инфраструктуры в субъектах;
  • Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим – завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняют посещение России иностранными туристами;
  • Невысокий уровень сервиса – помимо несоответствия цены туристских услуг их качеству (особенно в части условий размещения, питания и перевозок) и проблем в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов невысокий уровень сервиса проявляется также в виде:
  1. Дефицита современных автобусов, предназначенных для групповых туристических перевозок, некомфортные условия в перевозящих туристов автобусах[6];
  2. Недостаточности информационных ресурсов для зарубежных туристов на иностранных языках (карт, буклетов, уличных указателей и т. д.)[6];
  3. Порой неадекватного поведения по отношению к иностранным гражданам со стороны сотрудников полиции, таможни[6];
  4. Проблем проведеия культурных мероприятий – в основном связаны с огромными очередями на вход, неудобными графиками работы нужных объектов, удаленностью мест парковки автобусов и т.п.[6];

См. также


Ссылки

Официальные документы

Статьи и монографии

Примечания

  1. Собор Василия Блаженного регулярно занимает первое или одно из первых мест в различных рейтингах красивейших церквей.[1][2]
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Корабейников И.Н. Стр. 268.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Бабикова В.Н., Радионова М.В. Стр. 3-6.
  4. По данным Росстата (ссылка) в 2015 году реальная средняя зарплата упала на 9% по сравнению с 2014 годом. При этом уже в 2016 году пошла динамика увеличения реальной средней зарплаты.
  5. 5,0 5,1 Шепелев Д.Р. Внутренний туризм России...Стр. 276.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Сушко Ю.Е. Проблемы развития туристической отрасли...Стр. 256.