Херсонское адмиралтейство: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 38: Строка 38:


'''1801—1804 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.80.D0.B0.D0.B2.D1.8B.D0.B9.C2.BB|74-пушечный линейный корабль «Правый»]] — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.
'''1801—1804 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.80.D0.B0.D0.B2.D1.8B.D0.B9.C2.BB|74-пушечный линейный корабль «Правый»]] — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.
'''1806—1818 годы''' — строится серия из [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.90.D0.BD.D0.B0.D0.BF.D0.B0.C2.BB|десяти 74-пушечных линейных кораблей типа «Анапа»]]. Ещё один аналогичный корабль был построен в [[Судостроительный завод имени 61 коммунара|Николаевском адмиралтействе]].


'''1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в [[Николаевское адмиралтейство]].
'''1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в [[Николаевское адмиралтейство]].

Версия от 12:52, 19 июня 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792

Херсонское адмиралтейство) — историческое судостроительное предприятие в Херсоне, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в Николаевское адмиралтейство, работая до этого момента под первоначальным названием.

История предприятия

Предыстория предприятия

1737 год — в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом (северном) берегу нижнего течения Днепра построено российское укрепление Александр-Шанц.

10 (21) июля 1774 года — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией, завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.

декабрь 1775 года — Императрицей Екатериной II Великой одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.

8 сентября 1778 года — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.

Российская Империя

19 ноября 1778 года — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.

26 мая 1779 года — заложен 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный.

1780—1786 годы — строится серия из пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины».

1784 год — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.

1785 год — недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле.

1786—1789 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина».

12—17 мая 1787 года — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила Императрица Екатерина II.

1789—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Богоявление Господне».

1790—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа»).

1794—1799 годы — строится серия из семи 74-пушечных линейных кораблей типа «Святой Пётр», первыми в отечественном флоте получивших сплошную палубу от бака до юта, что позволило увеличить их огневую мощь и упростить управление парусами.

1798—1800 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 68-пушечный линейный корабль «Варахаил».

1801—1804 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Правый» — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.

1806—1818 годы — строится серия из десяти 74-пушечных линейных кораблей типа «Анапа». Ещё один аналогичный корабль был построен в Николаевском адмиралтействе.


1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в Николаевское адмиралтейство.

1829 год — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[1].

Последующие события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

См. также

Ссылки

Примечания