Херсонское адмиралтейство: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
мНет описания правки
(не показано 36 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
[[Файл:Plan fort Kherson (1792).jpg|thumb|250px|right|План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792]]
[[Файл:Plan fort Kherson (1792).jpg|thumb|250px|right|План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792]]
'''Херсонское адмиралтейство''') — историческое судостроительное предприятие в [[Херсон]]е, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в [[Николаевское адмиралтейство]], работая до этого момента под первоначальным названием.
'''Херсонское адмиралтейство''' — историческое судостроительное предприятие в [[Херсон]]е, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в [[Николаевское адмиралтейство]], проработав до этого момента чуть более 50 лет под первоначальным названием.
 
Всего за время деятельности предприятия на нём было построено[http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post175642650/]:
* 43 линейных<ref name="Линейный">По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.</ref> корабля различных рангов (вне зависимости от реального числа орудий):
** 110-пушечных кораблей — 18;
** 74-пушечных кораблей — 9;
** 66-пушечных кораблей — 16.
* Бомбардирских судов — 3;
* Люгеров (разведывательных судов) — 2;
* Транспортных судов — 8;
* Мелких судов — 110.


== История предприятия ==
== История предприятия ==
Строка 10: Строка 19:
'''10 (21) июля 1774 года''' — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с [[Турция|Турцией]], завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.
'''10 (21) июля 1774 года''' — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с [[Турция|Турцией]], завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.


'''декабрь 1775 года''' — [[Екатерина II|Императрицей Екатериной II Великой]] одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.
'''декабрь 1775 года''' — [[Екатерина II|Императрицей Екатериной II Великой]] одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.


'''8 сентября 1778 года''' — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.
'''8 сентября 1778 года''' — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.
Строка 17: Строка 26:
'''19 ноября 1778 года''' — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.
'''19 ноября 1778 года''' — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.


'''26 мая 1779 года''' — заложен 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины», впоследствии недостроенный, с тем же названием на верфи вскоре был построен другой линейный корабль.
'''26 мая 1779 года''' — заложен 66-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный.


'''1780—1786 годы''' — строится серия из [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D1.8B.C2.BB|пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины»]].
'''1780—1786 годы''' — строится серия из [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D1.8B.C2.BB|пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины»]].


'''1784 год''' — Потёмкин распорядился достроить первый недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.
'''1783—1785 годы''' — построен 50-пушечный фрегат «Святой Георгий Победоносец», с 1788 по 1793 годы числившийся линейным<ref name="Линейный"/> кораблём.
 
'''1784 год''' — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.
 
'''1785 год''' — недостроенный 66-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле. В том же году в Херсоне создано Черноморское адмиралтейское правление, отвечавшее в те годы за всё кораблестроительные предприятия и весь военный флот на Чёрном море.
 
'''1785—1787 годы''' — построены 50-пушечные фрегаты «Апостол Андрей» и «Александр Невский» типа «Апостол Андрей», с 1788 по 1793 годы числившиеся линейными<ref name="Линейный"/> кораблями.


'''1785 год''' — недостроенный первый 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины» разобран на стапеле.
'''1786 год''' — российской контрразведкой раскрыта 36-летняя английская шпионка миледи Кравен, урожденная графиня Беркли, добывавшая секретные сведения о Херсонском адмиралтействе и Херсонской крепости.[http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post175642650/]


'''1786—1789 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина»]].
'''1786—1789 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина»]].
[[Файл:Линейный корабль «Рождество Христово».jpg|thumb|150px|right|Линкор «Рождество Христово» (бывший «Иосиф II»)]]
'''1786—1787 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|80-пушечный линейный корабль «Иосиф II»]] (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово»). Корабль был спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II, в честь которого и был назван в ходе Таврического вояжа Екатерины II.


'''12—17 мая 1787 года''' — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила [[Екатерина II|Императрица Екатерина II]].
'''12—17 мая 1787 года''' — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила [[Екатерина II|Императрица Екатерина II]].
'''15 мая 1787 года''' — в предельно торжественной обстановке спущены на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II 80-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Иосиф II», 66-пушечный линейный корабль «Святой Владимир» и 50-пушечный фрегат «Александр Невский».
'''1789—1790 годы''' — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 40/46 орудиями «Навархия» («Вознесение Господне»), числившийся до 1793 года кораблём.


'''1789—1791 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Богоявление Господне»]].
'''1789—1791 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Богоявление Господне»]].
Строка 33: Строка 56:
'''1790—1791 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа»)]].
'''1790—1791 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа»)]].


'''1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в [[Николаевское адмиралтейство]].
'''1793 год''' — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Счастливый».
 
'''1794—1799 годы''' — строится серия из [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.B2.D1.8F.D1.82.D0.BE.D0.B9_.D0.9F.D1.91.D1.82.D1.80.C2.BB|семи 74-пушечных линейных кораблей типа «Святой Пётр»]], первыми в отечественном флоте получивших сплошную палубу от бака до юта, что позволило увеличить их огневую мощь и упростить управление парусами.
 
'''1795—1796 годы''' — построен 50-пушечный фрегат «Михаил».
 
'''1798—1800 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#68-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.92.D0.B0.D1.80.D0.B0.D1.85.D0.B0.D0.B8.D0.BB.C2.BB|68-пушечный линейный корабль «Варахаил»]].
 
'''1799—1800 годы''' — на предприятии построены [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#110-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.AF.D0.B3.D1.83.D0.B4.D0.B8.D0.B8.D0.BB.C2.BB|110-пушечный линейный корабль «Ягудиил»]] и 44-пушечный фрегат «Назарет».
 
'''1801 год''' — на предприятии построен 54-пушечный фрегат «Крепкий».
 
'''1801—1802 годы''' — на предприятии построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#110-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.A0.D0.B0.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB|110-пушечный линейный корабль «Ратный»]].
 
'''1801—1804 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.80.D0.B0.D0.B2.D1.8B.D0.B9.C2.BB|74-пушечный линейный корабль «Правый»]] — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.
 
'''1803—1804 годы''' — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Воин».
 
'''1805—1806 годы''' — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Лилия».
 
'''1806—1818 годы''' — строится серия из [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.90.D0.BD.D0.B0.D0.BF.D0.B0.C2.BB|десяти 74-пушечных линейных кораблей типа «Анапа»]]. Ещё один аналогичный корабль был построен в [[Судостроительный завод имени 61 коммунара|Николаевском адмиралтействе]].
 
'''1806—1814 годы''' — на предприятии построена [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#110-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D0.BE.D0.BB.D1.82.D0.B0.D0.B2.D0.B0.C2.BB|серия из трёх 110-пушечных линейных кораблей типа «Полтава»]].
 
'''1809—1811 годы''' — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Африка» типа «Воин».
 
'''1812—1813 годы''' — на предприятии построены два 32-пушечных фрегата типа «Везул».
 
'''1816—1817 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Евстафий».
 
'''1818 год''' — в [[Судостроительный завод имени 61 коммунара|Николаевском адмиралтействе]] построено паровое землечерпательное судно, приступившая к существенному углублению местного фарватера, впоследствии завершённому 7 мая 1829 года[http://nikolaev-220.livejournal.com/10033.html] и приведшему к резкому повышению конкурентоспособности Николаевского адмиралтейства по сравнению с Херсонским, где также была проблема с мелководным баром в устье Днепра.[http://dag.com.ua/?page=10&page_id=613]
 
'''1818—1821 годы''' — на предприятии построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#110-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80_.D0.A4.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.86.C2.BB|110-пушечный линейный корабль «Император Франц»]].
 
'''1822—1823 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Пимен»]].
 
'''1822—1824 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Штандарт», реально нёс до 60 орудий.
 
'''1824—1825 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Иоанн Златоуст»]].
 
'''1827 год''' — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в [[Николаевское адмиралтейство]].


'''1829 год''' — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[http://infoline.ks.ua/public/585/].
'''1829 год''' — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[http://infoline.ks.ua/public/585/].


=== Последующие события ===
=== Последующие события ===
'''1902 год''' — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего [[Херсон]] стал полноценным, хоть и не глубоководным морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.
'''1951 год''' — в Херсоне специально для коммерческого судостроения создан [[Херсонский судостроительный завод]], производивший впоследствии суда водоизмещением до 60 тыс. тонн.


== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|80-пушечный линейный корабль «Рождество Христово»]]''' (до 15 марта 1790 года «Иосиф II») (построен в 1786—1787 годах) — спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Первый столь крупный корабль отечественного военно-морского флота с нормальной осадкой на Чёрном море. Флагманский корабль Ф. Ф. Ушакова в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов, в частности в Керченском сражении 1790 года, сражении у мыса Тендра и в сражении при Килиакрии.


== См. также ==
== См. также ==
* [[Российский военно-морской флот]]
* [[Российский военно-морской флот]]
* [[Российская оборонная промышленность]]
* [[Российское судостроение]]
* [[Новороссия]]
* [[Новороссия]]
* [[Украина]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 54: Строка 120:
{{Примечания}}
{{Примечания}}


<br />
<br>
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория:Избранные статьи]]
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Технологии России]]
[[Категория:Технологии России]]

Версия от 14:16, 14 марта 2019

План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792

Херсонское адмиралтейство — историческое судостроительное предприятие в Херсоне, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в Николаевское адмиралтейство, проработав до этого момента чуть более 50 лет под первоначальным названием.

Всего за время деятельности предприятия на нём было построено[1]:

  • 43 линейных[1] корабля различных рангов (вне зависимости от реального числа орудий):
    • 110-пушечных кораблей — 18;
    • 74-пушечных кораблей — 9;
    • 66-пушечных кораблей — 16.
  • Бомбардирских судов — 3;
  • Люгеров (разведывательных судов) — 2;
  • Транспортных судов — 8;
  • Мелких судов — 110.

История предприятия

Предыстория предприятия

1737 год — в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом (северном) берегу нижнего течения Днепра построено российское укрепление Александр-Шанц.

10 (21) июля 1774 года — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией, завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.

декабрь 1775 года — Императрицей Екатериной II Великой одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.

8 сентября 1778 года — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.

Российская Империя

19 ноября 1778 года — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.

26 мая 1779 года — заложен 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный.

1780—1786 годы — строится серия из пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины».

1783—1785 годы — построен 50-пушечный фрегат «Святой Георгий Победоносец», с 1788 по 1793 годы числившийся линейным[1] кораблём.

1784 год — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.

1785 год — недостроенный 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле. В том же году в Херсоне создано Черноморское адмиралтейское правление, отвечавшее в те годы за всё кораблестроительные предприятия и весь военный флот на Чёрном море.

1785—1787 годы — построены 50-пушечные фрегаты «Апостол Андрей» и «Александр Невский» типа «Апостол Андрей», с 1788 по 1793 годы числившиеся линейными[1] кораблями.

1786 год — российской контрразведкой раскрыта 36-летняя английская шпионка миледи Кравен, урожденная графиня Беркли, добывавшая секретные сведения о Херсонском адмиралтействе и Херсонской крепости.[2]

1786—1789 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина».

Линкор «Рождество Христово» (бывший «Иосиф II»)

1786—1787 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово»). Корабль был спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II, в честь которого и был назван в ходе Таврического вояжа Екатерины II.

12—17 мая 1787 года — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила Императрица Екатерина II.

15 мая 1787 года — в предельно торжественной обстановке спущены на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II 80-пушечный линейный[1] корабль «Иосиф II», 66-пушечный линейный корабль «Святой Владимир» и 50-пушечный фрегат «Александр Невский».

1789—1790 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 40/46 орудиями «Навархия» («Вознесение Господне»), числившийся до 1793 года кораблём.

1789—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Богоявление Господне».

1790—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа»).

1793 год — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Счастливый».

1794—1799 годы — строится серия из семи 74-пушечных линейных кораблей типа «Святой Пётр», первыми в отечественном флоте получивших сплошную палубу от бака до юта, что позволило увеличить их огневую мощь и упростить управление парусами.

1795—1796 годы — построен 50-пушечный фрегат «Михаил».

1798—1800 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 68-пушечный линейный корабль «Варахаил».

1799—1800 годы — на предприятии построены 110-пушечный линейный корабль «Ягудиил» и 44-пушечный фрегат «Назарет».

1801 год — на предприятии построен 54-пушечный фрегат «Крепкий».

1801—1802 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Ратный».

1801—1804 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Правый» — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.

1803—1804 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Воин».

1805—1806 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Лилия».

1806—1818 годы — строится серия из десяти 74-пушечных линейных кораблей типа «Анапа». Ещё один аналогичный корабль был построен в Николаевском адмиралтействе.

1806—1814 годы — на предприятии построена серия из трёх 110-пушечных линейных кораблей типа «Полтава».

1809—1811 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Африка» типа «Воин».

1812—1813 годы — на предприятии построены два 32-пушечных фрегата типа «Везул».

1816—1817 годы — построен 44-пушечный фрегат «Евстафий».

1818 год — в Николаевском адмиралтействе построено паровое землечерпательное судно, приступившая к существенному углублению местного фарватера, впоследствии завершённому 7 мая 1829 года[3] и приведшему к резкому повышению конкурентоспособности Николаевского адмиралтейства по сравнению с Херсонским, где также была проблема с мелководным баром в устье Днепра.[4]

1818—1821 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Император Франц».

1822—1823 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Пимен».

1822—1824 годы — построен 44-пушечный фрегат «Штандарт», реально нёс до 60 орудий.

1824—1825 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Иоанн Златоуст».

1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в Николаевское адмиралтейство.

1829 год — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[5].

Последующие события

1902 год — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.

1951 год — в Херсоне специально для коммерческого судостроения создан Херсонский судостроительный завод, производивший впоследствии суда водоизмещением до 60 тыс. тонн.

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • 80-пушечный линейный корабль «Рождество Христово» (до 15 марта 1790 года «Иосиф II») (построен в 1786—1787 годах) — спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Первый столь крупный корабль отечественного военно-морского флота с нормальной осадкой на Чёрном море. Флагманский корабль Ф. Ф. Ушакова в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов, в частности в Керченском сражении 1790 года, сражении у мыса Тендра и в сражении при Килиакрии.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.