Херсонское адмиралтейство

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792

Херсонское адмиралтейство) — историческое судостроительное предприятие в Херсоне, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в Николаевское адмиралтейство, работая до этого момента под первоначальным названием.

История предприятия

Предыстория предприятия

1737 год — в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом (северном) берегу нижнего течения Днепра построено российское укрепление Александр-Шанц.

10 (21) июля 1774 года — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией, завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.

декабрь 1775 года — Императрицей Екатериной II Великой одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.

8 сентября 1778 года — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.

Российская Империя

19 ноября 1778 года — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.

26 мая 1779 года — заложен 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины», впоследствии недостроенный, с тем же названием на верфи вскоре был построен другой линейный корабль.

1780—1786 годы — строится серия из пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины».

1784 год — Потёмкин распорядился достроить первый недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.

1785 год — недостроенный первый 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины» разобран на стапеле.

12—17 мая 1787 года — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила Императрица Екатерина II.

1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в Николаевское адмиралтейство.

1829 год — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[1].

Последующие события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

См. также

Ссылки

Примечания