Херсонское адмиралтейство

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792

Херсонское адмиралтейство) — историческое судостроительное предприятие в Херсоне, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в Николаевское адмиралтейство, работая до этого момента под первоначальным названием.

История предприятия

Предыстория предприятия

1737 год — в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом (северном) берегу нижнего течения Днепра построено российское укрепление Александр-Шанц.

10 (21) июля 1774 года — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией, завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.

декабрь 1775 года — Императрицей Екатериной II Великой одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.

8 сентября 1778 года — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.

Российская Империя

19 ноября 1778 года — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.

26 мая 1779 года — заложен 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный.

1780—1786 годы — строится серия из пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины».

1784 год — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.

1785 год — недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле.

1786—1789 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина».

Линкор «Рождество Христово» (бывший «Иосиф II»)

1786—1787 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово»). Корабль был спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II, в честь которого и был назван в ходе Таврического вояжа Екатерины II.

12—17 мая 1787 года — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила Императрица Екатерина II.

1789—1790 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 40/46 орудиями «Навархия» («Вознесение Господне»), числившийся до 1793 года кораблём.

1789—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Богоявление Господне».

1790—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа»).

1793 год — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Счастливый».

1794—1799 годы — строится серия из семи 74-пушечных линейных кораблей типа «Святой Пётр», первыми в отечественном флоте получивших сплошную палубу от бака до юта, что позволило увеличить их огневую мощь и упростить управление парусами.

1798—1800 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 68-пушечный линейный корабль «Варахаил».

1799—1800 годы — на предприятии построены 110-пушечный линейный корабль «Ягудиил» и 44-пушечный фрегат «Назарет».

1801—1802 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Ратный».

1801—1804 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Правый» — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.

1803—1804 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Воин».

1805—1806 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Лилия».

1806—1818 годы — строится серия из десяти 74-пушечных линейных кораблей типа «Анапа». Ещё один аналогичный корабль был построен в Николаевском адмиралтействе.

1806—1814 годы — на предприятии построена серия из трёх 110-пушечных линейных кораблей типа «Полтава».

1809—1811 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Африка» типа «Воин».

1812—1813 годы — на предприятии построены два 32-пушечных фрегата типа «Везул».

1818—1821 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Император Франц».

1822—1823 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Пимен».

1824—1825 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Иоанн Златоуст».

1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в Николаевское адмиралтейство.

1829 год — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[1].

Последующие события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

См. также

Ссылки

Примечания