Царь-вещи: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 75: Строка 75:
: ''См. также: [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»|Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»]]''
: ''См. также: [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»|Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»]]''


Крупнейший в мире транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки КБ им. Антонова. Первый полёт состоялся 21 декабря 1988 года. Предназначен для перевозки грузов до 200 тонн, в том числе на внешней подвеске (изначально самолёт разрабатывали для перевозки компонентов ракеты «Энергия», отсюда — двухкилевая схема). Самолёт строился всем Союзом: разработка и основная часть постройки велись в киевском КБ Антонова, авионику привезли из Москвы, двигатели — из Запорожья, специальные детали — из Горького, Ульяновска и Ташкента. Разработка несколько запоздала, «Буран» летал всего раз, и задачи, связанные с этим полётом, решили самолётами КБ Мясищева. Тем не менее, поздний СССР любил показывать картину: «Буран»-дублёр на спине самолёта-гиганта.
Крупнейший в мире транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки КБ им. Антонова. Первый полёт состоялся 21 декабря 1988 года. Предназначен для перевозки грузов до 200 тонн, в том числе на внешней подвеске (изначально самолёт разрабатывали для перевозки компонентов ракеты «Энергия», отсюда — двухкилевая схема). Самолёт строился всем Союзом: разработка и основная часть постройки велись в киевском КБ Антонова, авионику привезли из Москвы, двигатели — из Запорожья, специальные детали — из Горького, Ульяновска и Ташкента. Разработка несколько запоздала, «Буран» летал всего раз, и всё, что связано с этим полётом, перевезли самолётами КБ Мясищева. Тем не менее, поздний СССР любил показывать картину: «Буран»-дублёр на спине самолёта-гиганта.


Самолёт создавался для специфичной задачи, однако за основу был взят универсальный транспортник Ан-124 «Руслан», и «Мрия» оказалась полезной для задач народного хозяйства, за которые не возьмётся больше никто.
Самолёт создавался для специфичной задачи, однако за основу был взят универсальный транспортник Ан-124 «Руслан», и «Мрия» оказалась полезной для задач народного хозяйства, за которые не возьмётся больше никто.

Версия от 02:35, 3 января 2017

Царь-колокол

В этой статье собраны уникальные российские вещи, являющиеся наиболее крупными в своём классе и традиционно именующиеся с приставкой «Царь-» либо заслуживающие такого звания.

Классические Царь-вещи

В этом разделе перечислены рекордные объекты, традиционно именующиеся с приставкой «Царь-».

Царь-книга

Лицевой летописный свод

Лицевой летописный свод Ивана Грозного, также известный как Царь-книга — иллюстрированный «в лицах» летописный свод событий мировой и русской истории «от сотворения мира» до 1567 года, уникальное по объёму и масштабу летописное издание. Создан в 60—70-х годах XVI века для царской библиотеки в единственном экземпляре. В свод входят 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги. Страницы лицевого свода содержат более 16 тысяч миниатюр.

Царь-пушка

Царь-пушка

Артиллерийское орудие, весом 39 тонн и калибром 890 мм, изготовленное в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым. Является памятником русской артиллерии и литейного искусства. Занесена в книгу рекордов Гиннесса как пушка-бомбарда самого большого калибра. Сохранившийся оригинал находится на Ивановской площади Кремля, у собора Двенадцати Апостолов на декоративном лафете XIX века с декоративными же чугунными ядрами рядом. Долгое время был распространен миф, что орудие не стреляющее, однако проведённые в 1980-х исследования ствола показали, что из него стреляли как минимум один раз.

Царь-фонарь

Царь-фонарь

Эпических размеров богато украшенный фонарь со свечами и слюдяным остеклением для крестных ходов был изготовлен в начале XVII века. Для переноски фонаря высотой более 2 метров и массой свыше 160 кг требуется 8 человек. Сохранившийся оригинал находится в Суздальском кремле.

Царь-колокол

Крупнейший по массе (200 т.) церковный колокол был отлит 25 ноября 1735 года. Из-за пожара часть колокола откололась, пока он был ещё в литейной яме, где он и пробыл затем целых 100 лет. 17 августа 1836 года Царь-колокол был извлечён из литейной ямы и установлен Московском Кремле на постаменте.

Царь-ванна

Царь-ванна

Уникальная по своим параметрам гигантская ванна из цельного куска гранита, расположенная в ныне полуразрушенном Баболовском дворце в Царском Селе (пригород Санкт-Петербурга). Изделие имеет высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн (вес исходной гранитной глыбы составлял 160 тонн). Она вмещала 8000 вёдер воды. Полировка ванны шла 10 лет — с 1818 по 1828 год. Огромную ванну, сделанную мастером Самсоном Сухановым по заказу инженера-архитектора Августина Бетанкура, сначала установили в 1824 г., а затем возвели вокруг стены. Во время Великой Отечественной войны, когда был разрушен дворец, немцы пытались вывезти ванну, но не смогли. [1]

Царь-ваза

Царь-ваза

Большая Колыванская ваза, находящаяся в Эрмитаже — крупнейшая ваза в мире. Выдающееся произведение камнерезного искусства выполнено из зелёно-волнистой яшмы — работа над ней длилась 14 лет (завершена в 1843 г.). Вес вазы — 19 тонн, высота с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр — 5,04 м, малый — 3,22 м. Её неофициально иногда называют[2] Царь-вазой (не путать с небольшой античной Царицей ваз из того же Эрмитажа).

Царь-танк

Царь-танк

См. также: Тяжёлый танк Лебеденко (Царь-танк)

Проект колёсного боевого устройства, вошёл в историю как самая крупная бронированная машина воплощённая в металле (высота 9 метров, ширина 12 метров). Разработка и испытания проводились в 1914-15 гг. Проект не был окончательно реализован из-за финансовых и конструктивных трудностей. Опытный экземпляр не сохранился.

Царь-бомба

Царь-бомба

Мощнейшая в истории авиационная термоядерная бомба АН602, разработанная в СССР в 50-х годах и испытанная 30 октября 1961 года на ядерном полигоне «Сухой Нос». Суммарная мощность взрыва составила около 57 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Этот показатель был в 10 раз больше суммарной мощности всех боеприпасов, которые были использованы во время Второй мировой войны.

Прочие Царь-вещи

В этом разделе собраны вещи, которые с приставкой «Царь-» именуется лишь изредка или не именуются вообще, но заслуживает своими параметрами звание «Царь-вещи».

В-12

Царь-вертолёт

Советский вертолёт В-12 (известен также как Ми-12), первый полёт которого состоялся в 1968 году, является самым тяжёлым и грузоподъёмным вертолётом из когда-либо построенных. 6 августа 1969 года В-12 установил мировой рекорд, не побитый до сегодняшнего дня, подняв на высоту 2255 метров груз весом 44,2 т. Вертолёт предназначался для перевозки частей межконтинентальных баллистических ракет, но с появлением мобильных пусковых комплексов такая необходимость отпала и проект закрыли. Всего было выпущено 2 единицы, которые находятся на хранении Московского вертолётного завода и музея ВВС в подмосковном Монино.[3]

Телескоп БТА

Царь-телескоп

См. также: Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971—1976)

Большой телескоп альт-азимутальный (БТА) — крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного монолитного зеркала 6 м, купол БТА является крупнейшим астрономическим куполом в мире. БТА был запущен в 1975 году и был на момент запуска самым большим телескопом в мире по диаметру зеркала (хоть и не дотягивал разрешением до американских телескопов, расположенных в Гавайях — самой удачной в мире точке для наблюдения). Расположен в горах Кавказа в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесия). Телескоп прошёл несколько модернизаций и всё ещё является инструментом мирового класса в специальных задачах, где собирающая способность важнее разрешения.

Рядом находится радиотелескоп РАТАН-600, являющийся наибольшим по размерам радиотелескопом в мире.

АПЛ проекта 941 «Акула»

Царь-подлодка

См. также: Тяжёлый ракетный подводный крейсер проекта 941 «Акула» ТК-208 («Дмитрий Донской»)

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» являются самыми большими подводными лодками во всех классах. Спуск первой лодки этого типа ТК-208[1] состоялся 23 сентября 1980 года. Всего было выпущено 6 лодок данного типа. На сегодняшний день в строю, после модернизации находится один крейсер и два в резерве, остальные утилизированы.

Ан-225 «Мрия»

Царь-самолёт

См. также: Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»

Крупнейший в мире транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки КБ им. Антонова. Первый полёт состоялся 21 декабря 1988 года. Предназначен для перевозки грузов до 200 тонн, в том числе на внешней подвеске (изначально самолёт разрабатывали для перевозки компонентов ракеты «Энергия», отсюда — двухкилевая схема). Самолёт строился всем Союзом: разработка и основная часть постройки велись в киевском КБ Антонова, авионику привезли из Москвы, двигатели — из Запорожья, специальные детали — из Горького, Ульяновска и Ташкента. Разработка несколько запоздала, «Буран» летал всего раз, и всё, что связано с этим полётом, перевезли самолётами КБ Мясищева. Тем не менее, поздний СССР любил показывать картину: «Буран»-дублёр на спине самолёта-гиганта.

Самолёт создавался для специфичной задачи, однако за основу был взят универсальный транспортник Ан-124 «Руслан», и «Мрия» оказалась полезной для задач народного хозяйства, за которые не возьмётся больше никто.

Единственный лётный экземпляр находится на территории Украины и по сей день (2015) эксплуатируется компанией Antonov Airlines, перевозя крупные штучные грузы по всей Евразии.

Второй недостроенный экземпляр Украина с 2016 года достраивает совместно с Китаем.

См. также

Примечания

  1. 7 октября 2002 года, после модернизации крейсер получил наименование «Дмитрий Донской»

Ссылки