Центр судоремонта «Дальзавод»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngВековые традиции качестваRightquotes.png
Девиз завода

Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод» (официальное краткое наименование АО «ЦСД») — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе Владивосток. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские военного порта» при переносе их на современное место или, неофициально, «Новое Адмиралтейство». Поскольку мастерские существовали в городе и ранее, только на другом месте, завод, вообще говоря, может отсчитывать своё существование и с 1865 года.

История наименований предприятия:

  • 1865 (на нынешнем месте 1887) год — Мастерские военного порта.
  • Конец 1918 года — мастерские переданы железнодорожному ведомству и переименованы в Дальневосточный механический и судостроительный завод «Дальзавод».
  • 1919 год — завод разделён на две части: Казенный Дальневосточный механический и судостроительный завод («Дальзавод») и Мастерские «Совторгфлота».
  • 1931 год — «Дальзавод» стал называться «Дальзавод» имени К. Е. Ворошилова.
  • 1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.
  • 1937 год — «Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова был частично засекречен и получил новое открытое название Завод № 202.
  • 1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в 178 судоремонтный завод.
  • 1957 год — «Дальзавод» им. Ворошилова (Завод № 202) изменил ввнутреннее название на просто «Дальзавод».
  • 1962 год — название «Дальзавод» стало открытым.
  • 1972 год — «Дальзавод» переименован в «Дальзавод» им. 50-летия СССР.
  • 1992 год — Дальзавод преобразован в Государственное предприятие «Дальзавод»
  • 1993(?) - 2011 годы - предприятие преобразовано Акционерное общество открытого типа «Дальзавод», которое в дальнейшем превратилось в Открытое акционерное общество «Дальзавод», а позднее были созданы также Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Дальзавод» и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период.
  • 2011 год — ОАО «Дальзавод», ОАО «ХК «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод». ООО "Дальзавод" при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.
  • 201… год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».

Завод входит в состав холдинга «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС).

Предприятие не следует путать с ООО «Дальзавод», также претендующим на преемственность с историей предприятия, но осуществляющем производственную деятельность в 50 км от Владивостока на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.

История предприятия

Предыстория создания завода

1860 год — на берегах бухты Золотой Рог (Восточный) основан военный пост, ныне город, Владивосток.

Весна 1861 года — во Владивосток пришло первое иностранное торговое судно «Эмма и Матильда».

1862 год — бывший военный губернатор Приморской области контр-адмирал П. В. Казакевич сделал представление в Петербург о необходимости завести в бухте Золотой Рог плавучий и сухой доки в ожидании роста Владивостока.

1865 год — в порту Владивостока появилось «Адмиралтейство» — Мастерские военного порта, от начала работы которых, вообще говоря, предприятие тоже может отсчитывать свою деятельность. Располагались они на территории нынешней Корабельной набережной.[1]

1868—1869 годы — первая попытка построить во Владивостоке сухой док в районе тогдашнего «Адмиралтейства». Док из-за недостатка средств тогда остался недостроенным, но какое-то время использовался для мелкого ремонта.[2]

1871 год — во Владивосток из Николаевска-на-Амуре вместе со ставкой военного губернатора переведена главная морская база Сибирской военной флотилии со всеми её службами.

1880 год — Владивосток получил статус города.

Российская Империя

14 (26) октября 1887 года — предприятие основано как Мастерские военного порта после их переноса на новое, занимаемое и поныне предприятием место, в то время неофициально называвшееся «Новое Адмиралтейство» или, позднее, «Механический завод».

1889 год — во Владивостоке достроен созданный частично из закупленных в Англии комплектующих железный плавучий док системы Кларка, не обеспечивавший, однако ремонт новых крупных крейсеров 1 ранга. Вследствие этого крупные крейсера продолжали вынужденно ремонтироваться за границей, как правило в городе Нагасаки, Япония. Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем — шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз», колесный пароход «Амур». [3]

1890 год — военно-морским ведомством приняло решение построить во Владивостоке сухой док, обеспечивающий ремонт крупных кораблей.[4]

1891—1897 годы — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени цесаревича Николая, на закладке которого поучаствовал лично цесаревич Николай (будущий Император Николай II).

1900—1906(1910?) годы — на предприятии построен новый крупный двойной сухой док.

27 января (9 февраля) 1904 года — Япония без объявления войны напала на Россию.

2 (15) мая 1904 года — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектов работ предприятия до конца войны.

4 (17) мая 1904 года — погодные условия позволили продолжить работы по спасению крейсера «Богатырь».

1 (14) июня 1904 года — крейсер «Богатырь» отбуксирован во Владивосток для ремонта на предприятии.

1 (14) августа 1904 года — Владивостокский отряд крейсеров принял Бой в Корейском проливе, надолго загрузивший завод ремонтом уцелевших броненосных крейсеров «Россия» и «Громобой», которые заодно были модернизированы — довооружены и слегка добронированны.

30 сентября (13 октября) 1904 года — броненосный крейсер «Громобой» серьёзно поцарапал корпус в заливе Посьет. Вскоре корабль был поставлен на ремонт сухом доке Цесаревича Николая, причём для этого недоремонтированный крейсер «Богатырь» пришлось надолго вывести из дока, вследствие чего его новое деревянное днище в носу дало течь.

9 февраля 1905 года — завершён ремонт потерпевшего аварию броненосного крейсера «Громобой».

11 (24) мая 1905 года — броненосный крейсер «Громобой» подорвался на мине у о строва Русский и был вскоре отправлен на ремонт, но в док его в этот раз решили не вводить до завершения работ в подводной части ремонтировавшегося «Богатыря».

Начало июля 1905 года — крейсер «Богатырь» выведен из сухого дока, а на его место поставлен ранее подорвавшийся на мине крейсер «Громобой».

23 августа (5 сентября) 1905 года — завершена война с Японией.

5 (18) сентября 1905 года — вышел в море отремонтированный заводом крейсер «Богатырь».

Середина сентября 1905 года — из дока выведен отремонтированный крейсер «Громобой».

1906 год — сухой док имени цесаревича Николая пришёл в аварийное состояние, но продолжал использоваться.[5]

Конец 1914 года — сухой док имени цесаревича Николая поставлен на капитальный ремонт, который затянулся в связи с началом Первой Мировой войны, в результате чего до 1917 года он был выполнен не полностью, а затем док и вовсе был фактически на некоторое время заброшен.[6][7]

Советская Россия

Около 1918 года — не до конца отремонтированный сухой док имени цесаревича Николая фактически на некоторое время заброшен.[8][9]

1920 год — на предприятии впервые в стране для ремонта судов применена электросварка.[10]

1921 год — на предприятии изготовлен первый в стране цельносварной огнетрубный паровой котёл.[11]

1922 год — на предприятии изготовлен первый в стране цельносварной водотрубный паровой котёл давлением 12 атм.[12]

1923 год — заброшенный сухой док имени цесаревича Николая получил название «док № 3», а новые «луговские» доки — док № 1 и № 2. Тем не менее, из-за иного хронологического порядка их строительства в печати и в интернете встречается обозначение Николаевского дока как № 1, а новых — как № 2 и № 3.[13]

1925 год — совместно с Государственным дальневосточным университетом создана первая в стране Лаборатория электродуговой и газовой сварки.

1930 год — на «Дальзаводе» построено первое в стране цельносварное судно — катер «Ж-1» — малый буксир типа «ЖС» (железный сварной), спроектированный на базе клёпанного буксира типа «Ж».

1931-1936 годы — после длительного периода заброшенности проведён ремонт сухого дока № 3 (бывшего дока имени цесаревича Николая).

1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.

1932—1934 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод, Северная верфь и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[14]

1933—1935 годы — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[15] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь, а также железной дорогой с Завода им. А. Марти в Николаеве.

1934 год — на Дальзаводе окончательно достроены 28 подводных лодок типа «М» VI серии, поступившие в почти готовом виде с предприятий Судостроительный завод имени 61 коммунара и Завод им. А. Марти, расположенные в Николаеве.

Начало 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 5 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[16]

Конец 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») X серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[17] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 2 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») III серии. Секции для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь.

Конец 1934(1935?)—1937 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводных лодки типа «Л» («Ленинец») XI серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[18]

1935—1939 годы — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[19]

1938—1941 годы — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[20]

1939—1941 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») X-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их выпускал Судостроительный завод им. А. Марти, ныне вернувшийся в состав предприятия Адмиралтейские верфи.[21]

1941—1945 годы — во время Великой Отечественной войны на Дальзаводе дополнительно организовано производство оружия и боеприпасов.

2 июня 1945 года — за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны Дальзавод награждён орденом Ленина.

1962 год — название «Дальзавод» стало открытым.

1963—1972 годы — на Дальзаводе переоборудованы по проекту 629А шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 629. Работы предусматривали установку на борт лодок ракетного комплекса Д4 с баллистическими ракетами Р-21, являвшимися первыми в мире баллистическими ракетами с подводным стартом.

18 января 1971 года — «по итогам работы в VIII пятилетке и за освоение новой техники» Дальзавод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Декабрь 1972 года — «Дальзавод» переименован в «Дальзавод» им. 50-летия СССР.

Апрель 1982 года - «178 СРЗ» в честь своего 50-летия и, по-видимому, за прочие успехи награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Российская Федерация

2008 год — 178 судоремонтный завод вошёл в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

2011—2013 годы — завод, несмотря на фактическое продолжение деятельности, попал в текст известной в то время оппозиционной агитки «Список уничтоженных при Путине предприятий».

2013 год — находившийся с позднесоветского времени в полуразобранном и заброшенном состоянии сухой док 2 передан автомобильному заводу «Соллерс-ДВ» под строительство новых цехов, для чего сухой док был полностью засыпан грунтом. При этом из-за последовавшего вскоре экономического кризиса площадка, по крайней мере, несколько лет оставалась незастроенной. Следует отметить, что засыпанный сухой док к этому моменту не функционировал нескколько десятков лет и выглядел едва ли не просто ямой, что послужило причиной того, что во многих публикациях его называли «недостроенным». На самом же деле есть его фотография 1965 года[22] с ремонтируемым кораблём (видимо, крейсером) внутри.

Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

Гвардейский сторожевой корабль «Метель» на российской марке, 2013

Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:

  • Малый буксир «Ж-1» типа «ЖС» (построен в 1930 году) — первое в стране цельносварное судно.
  • Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» (построена в 1931—1934 годах на предприятии и заводе Северная верфь) — заложен 18 декабря 1931 года на заводе Северная верфь в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
Подводная лодка C-56 на почтовой марке, 1982
Подводная лодка C-56, 2005
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56 IX-бис серии типа С («Средняя») (построена в 1937—1941 годах на предприятии и Заводе № 194) — была по секциям привезена во Владивосток для окончательной сборки. В 1942 году через Панамский канал перешла на Северный флот. За боевые заслуги награждена орденом Красного Знамени 31 марта 1944 года. С 23 февраля 1945 года — гвардейская. Самая результативная отечественная подводная лодка Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных торпедным оружие целей, хоть и, в массе своей относительно небольших — субмарина потопила сторожевой корабль, тральщик и два транспорта, один из которых имел водоизмещение более 5 тыс. тонн. Ещё один столь же крупный транспорт был ею только повреждён из-за не срабатывания взрывателя торпеды. Всего совершила 8 походов, 13 атак и выпустила 30 торпед. Противник истратил на охоту за ней около 3 тыс. глубинных бомб, при этом подводную лодку 19(!) раз официально объявляли погибшей. После войны вернулась по Севморпути на Тихоокеанский флот, первой из отечественных подводных лодок выполнив кругосветное плавание. С 14 марта 1955 года преобразована в плавучую зарядную станцию. С 1964 года — учебно-тренировочная подводная лодка. С 9 мая 1975 года установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной во Владивостоке, с 25 июля 1982 года входит в состав Мемориала славы Тихоокеанского флота.
С-51 в Островном, 2008
  • Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис (построена в 1937—1941 годах на предприятии и заводе № 189 в Ленинграде) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе Островной Мурманской области.

См. также

Ссылки

Примечания