Черноморский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 27: Строка 27:
=== Советская Россия ===
=== Советская Россия ===
'''1927—1930 годы''' — на заводе построены три подводные лодки I серии (типа «Декабрист»).
'''1927—1930 годы''' — на заводе построены три подводные лодки I серии (типа «Декабрист»).
'''1981—1991 годы''' — на заводе построен [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#.D0.A2.D1.8F.D0.B6.D1.91.D0.BB.D1.8B.D0.B9_.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B0.D0.BD.D0.B5.D1.81.D1.83.D1.89.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.C2.AB.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB_.D0.A4.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.A1.D0.BE.D0.B2.D0.B5.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.A1.D0.BE.D1.8E.D0.B7.D0.B0_.D0.9A.D1.83.D0.B7.D0.BD.D0.B5.D1.86.D0.BE.D0.B2.C2.BB|тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (при постройке последовательно носил имена «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси»)]] - первый полноценный авианесущий корабль отечественного флота с возможностью базирования летательных аппаратов с горизонтальным взлётом и посадкой.


=== Украина ===
=== Украина ===

Версия от 16:56, 23 мая 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Черноморский судостроительный завод — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1895 году как «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» (сокращённое название «Наваль», неофициально «Французский завод»).

В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей и единственным производителем авианесущих кораблей, вплоть до атомного авианосца, который не успели достроить при СССР и вскоре разрезали на металл. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.

История предприятия

Предыстория создания завода

Российская Империя

1911—1915 годы — на заводе построен линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» — самый крупный и технически совершенный из когда-либо вступивших в строй отечественных линейных кораблей.

1912—1915 годы — на предприятии построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб».

Советская Россия

1927—1930 годы — на заводе построены три подводные лодки I серии (типа «Декабрист»).

1981—1991 годы — на заводе построен тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (при постройке последовательно носил имена «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси») - первый полноценный авианесущий корабль отечественного флота с возможностью базирования летательных аппаратов с горизонтальным взлётом и посадкой.

Украина

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На борту линкора «Императрица Екатерина Великая»

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» (построен в 1911—1915 годах) — самый крупный и технически совершенный отечественный линейный корабль, когда-либо вступивший в строй.[1] Участвовал в Первой мировой войне. Был уведён из Севастополя, где должен был достаться Германии по условиям Брестского мира, в Новороссийск. Там был затоплен по тайному приказу Ленина[2], поскольку немцы требовали передать корабль им. Впоследствии часть оборудования линкора была поднята и использована для создания береговых батарей.
  • Подводный минный заградитель «Краб» (построен в 1912—1915 годах) — первый в мире корабль этого типа. Участвовал в Первой мировой войне.
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (построен в 1982—1991 годах) — долгое время единственный авианесущий корабль российского военно-морского флота, способный использовать самолёты с горизонтальным взлётом и посадкой.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Строившиеся параллельно на заводе «Россуд» линкоры были несколько меньше и несли в результате на два 130 мм орудия меньше, снятых из-за ошибки в расчётах центровки. Строившиеся позднее до революции намного превосходившие его линейный корабль «Император Николай I» и линейные крейсера (фактически быстроходные линейные корабли) типа «Измаил» не были достроены из-за революций, а сталинские линкоры проекта 23 — сначала из-за неготовности разваленной из-за революций судостроительной промышленности, а затем из-за начала Великой Отечественной войны.
  2. Если не считать с учётом того, что позорный Брестский мир был уже подписан, это решение, как показала практика, было правильным. Близкий по конструкции линкор "Воля" (бывший "Император Александр III"), которого тогда не затопили, в результате всё равно был продан на металлолом после отстоя во французской Бизерте, но его орудия во время Второй мировой войны использовались Финляндией и Германией.