Черноморский судостроительный завод

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Черноморский судостроительный завод — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1895 году как «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» (сокращённое название «Наваль», неофициально «Французский завод»).

В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей и единственным производителем авианесущих кораблей, вплоть до атомного авианосца, который не успели достроить при СССР и вскоре разрезали на металл. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.

История предприятия

Предыстория создания завода

Российская Империя

1911—1915 годы — на заводе построен линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» — самый крупный и технически совершенный из когда-либо вступивших в строй отечественных линейных кораблей.

1912—1915 годы — на предприятии построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб».

1914—1917 годы — на заводе строится впоследствии не завершенный (работы остановлены из-за революций) линейный корабль «Император Николай I» (с 1917 года «Демократия»), представлявший собой заметно увеличенный и серьёзно добронированный вариант линкоров типа «Императрица Мария», поставивший его по всем параметрам, кроме главного калибра артиллерии, в один ряд со сверхдредноутами. Последний недостаток в значительной мере компенсировался возможностью вести огонь из 12 орудий на один борт против 8-10 орудий у большинства других сверхдредноутов, а также повышенной скорострельностью.

1915—1917 годы — на предприятии строились подводные лодки «Барс», две из них были введены в строй осенью 1917 года, а ещё две достроены не были из-за событий 1917 года.

Советская Россия

Середина 1920-х годов — руководство военно-морского флота СССР неоднократно пытается включить в планы на достройку хранящийся на плаву на заводе линейный корабль-сверхдредноут «Император Николай I» (с 1917 года «Демократия»), но эти предложения не поддерживаются высшим руководством страны.

1927 год — хранившиеся на предприятии линейный корабль-сверхдредноут «Император Николай I» (с 1917 года «Демократия») продан на металл и отбуксированы для разборки на Севастопольский морской завод.

1927—1930 годы — на заводе построены три подводные лодки I серии (типа «Д» или «Декабрист»).

1930—1933 годы — на заводе построены три подводные лодки II серии (типа «Л» или «Ленинец»), в том числе "Л-4" ("Гаррибальдиец"), впоследствии краснознамённая.

1932—1934 годы — на предприятии построены 20 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI, 18 из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1934—1936 годы — на предприятии построены 12 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис, 11 из которых были отправлены для окончательной сборки на Завод имени Жданова (позднее Завод № 190, ныне Северная верфь) в Ленинграде.

1936 — вероятно 1939 годы — на заводе построены 16 первых советских эскадренных миноносцев проекта 7, двенадцать из которых были отправлены на Дальний Восток по секциям, семь из которых были достроены на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре, а ещё пять — на заводе № 202 во Владивостоке. Достройка некоторых из них продолжалась на обоих заводах до 1942 года.

1937 — 1941 годы — на предприятии построены 4 подводных лодки типа С («Средняя») серии IX-бис, ещё одна достраивалась на плаву, была эвакуирована для отстоя в Поти и достраивалась позднее, а ещё три заложенных аналогичных подводных лодки были взорваны на стапелях при отступлении и впоследствии разобраны немцами на металл.

15—17 августа 1941 года — Николаев оккупирован немецкими войсками.

28 марта 1944 года — Николаев освобождён советскими войсками.


1981—1991 годы — на заводе построен тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (при постройке последовательно носил имена «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси») — первый полноценный авианесущий корабль отечественного флота с возможностью базирования летательных аппаратов с горизонтальным взлётом и посадкой.

Украина

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На борту линкора «Императрица Екатерина Великая»

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» (построен в 1911—1915 годах) — самый крупный и технически совершенный отечественный линейный корабль, когда-либо вступивший в строй.[1] Участвовал в Первой мировой войне. Был уведён из Севастополя, где должен был достаться Германии по условиям Брестского мира, в Новороссийск. Там был затоплен по тайному приказу Ленина[2], поскольку немцы требовали передать корабль им. Впоследствии часть оборудования линкора была поднята и использована для создания береговых батарей.
  • Подводный минный заградитель «Краб» (построен в 1912—1915 годах) — первый в мире корабль этого типа. Участвовал в Первой мировой войне.
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (построен в 1982—1991 годах) — долгое время единственный авианесущий корабль российского военно-морского флота, способный использовать самолёты с горизонтальным взлётом и посадкой.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Строившиеся параллельно на заводе «Россуд» линкоры были несколько меньше и несли в результате на два 130 мм орудия меньше, снятых из-за ошибки в расчётах центровки. Строившиеся позднее до революции намного превосходившие его линейный корабль «Император Николай I» и линейные крейсера (фактически быстроходные линейные корабли) типа «Измаил» не были достроены из-за революций, а сталинские линкоры проекта 23 — сначала из-за неготовности разваленной из-за революций судостроительной промышленности, а затем из-за начала Великой Отечественной войны.
  2. Если считать с учётом того, что позорный Брестский мир был уже подписан, это решение, как показала практика, было правильным. Близкий по конструкции линкор «Воля» (бывший «Император Александр III»), которого тогда не затопили, в результате всё равно был продан на металлолом после отстоя во французской Бизерте, но его орудия во время Второй мировой войны использовались Финляндией и Германией.