Зеленодольский завод имени А. М. Горького

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (официальное сокращённое наименование АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького») — судостроительное предприятие в г. Зеленодольск Республики Татарстан, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1895 году как Паратские судоремонтные мастерские. Во время Первой Мировой войны в 1918 году после эвакуации на его территорию части мощностей судостроительных заводов Петрограда (ныне Санкт-Петербурга) преобразован в судостроительный завод.

История наименований предприятия:

  • 1895—1918 годы — Паратские судоремонтные мастерские.
  • 1918—1922 годы — Волжский автономный судостроительный и механический завод.
  • 1922—1932 годы — Речной завод «Красный металлист».
  • 1932—193? годы — Зеленодольский завод имени А. М. Горького.
  • 193?—19?? годы — Завод № 340.
  • 19??—1999 годы — Зеленодольский завод имени А. М. Горького.
  • 1999—2003 годы — Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
  • 2003—2016 годы — Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
  • 2016—н.в. (2017) — Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[1]

В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве малых ракетных и артиллерийских кораблей, а также относительно небольших экспортных сторожевых кораблей. Также известен своими скоростными пассажирскими судами. Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера.

История предприятия

Предыстория создания завода

1552 год — Казанское ханство вошло в состав России.

1865 год — в официальных документах впервые упомянуто расположенное у Паратского затона реки Волги село Кабачищи, ныне город Зеленодольск Республики Татарстан.

Российская Империя

1895 год — для обслуживания технического флота Министерства путей сообщения, занимающегося, в основном, дноуглублением, на берегу Паратского затона реки Волги у села Кабачищи основаны Паратские судоремонтные мастерские.

1897 года — посёлок при заводе, в которое преобразовалось село, стал называться Паратский затон (Паратск).

1907 год — в составе Паратских мастерских уже работают построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи. 86 человек.

Советская Россия

1918 год — на базу Паратских мастерских эвакуированы часть оборудования Балтийского и Ижорского заводов. Паратские судоремонтные мастерские с учётом эвакуированных в Паратский Затон мощностей преобразованы Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.

1922 год — завод, специализировавшийся в это время на судоремонте и производстве сельхозтехники, переименован в Речной завод «Красный металлист».

1926—1941 годы — завод производит сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100—2300 тонн и речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год[2]. Кроме того, он производит паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.

1928 год — рабочий посёлок при заводе переименован в Зелёный Дол.

1932 год — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город Зеленодольск.

Бронекатер проекта 1125 на постаменте, Благовещенск, 2008

1934—194? годы — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом.

1936(?)-1937(?) годы — предприятие строит серию из не менее, чем 6 колёсных паровых буксиров типа «Баку».[3]

Малый противолодочный корабль проекта 122А, внешне неотличимый от 122 бис, Албания, 2006

1945—1955 годы — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в Китае) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[4]

1949 год — на предприятии впервые в стране внедрен поточно-позиционный метод постройки судов. Это позволило резко увеличить производственную мощность завода, достигшую уровня 25 — 35 кораблей в год.

1955—1958 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц вводятся в строй корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[5]

1957—1962 годы — заводом построено 34 больших линейных буксира-толкача проектов 749, 749А и 749Б (тип «Зеленодольск»).[6]

«Метеор-236» на реке Лена, 2004

1958—1960 годы — на заводе очень крупной серией в 41 единицу вводятся в строй корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в Китае), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[7]

Малый противолодочный корабль проекта 204, 1983

1959—1968 годы — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[8]

1961—1991 годы — на заводе очень крупной серией в несколько сотен единиц (порядка 300—400) строятся пароходы на подводных крыльях проекта 342 «Метеор» различных модификаций, в том числе на экспорт как в страны-союзники СССР, так и в дальнее на то время зарубежье. Они продолжали выпускаться и позднее до 2006 года.

1963—1968 годы — на заводе построены 23 рыболовных морозильных судна типа «Зеленодольск» проекта 1361.[9]

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

1966 год — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники.

1967 год — на предприятии введен в строй крупнейший в Европе цех титанового литья.

1967(?)—1971(?) годы — на заводе построены 10 рыбопромысловых средних добывающих жиромучных судов проекта 1375 (тип «Днепр»). Аналогичные суда в то же время строились также на Гороховецком ССЗ.

Малый противолодочный корабль проекта 1124, 1979

1966—1982 годы — на заводе крупной серией в 19 единиц строятся малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос».[10]

1970(?)—1974(?) годы — на заводе построено не менее 2 опытовых судов проекта 1236 «Стенд».

1971—1982 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся гидроакустические контрольные суда проекта 1806 «Звук» с 1977 года переклассифицированные в суда контроля физических полей.[11]

Пограничный сторожевой корабль проекта 1124П, 1983

1972—1985 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц строятся пограничные сторожевые корабли проекта 1124П «Альбатрос».[12]

1973—1985 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159 «Ястреб». Корабли, предназначенные специально для экспорта, были переданы флотам ГДР (4 корабля), Югославии (2 корабля) и Болгарии (1 корабль).[13]

1974—1977 годы — на заводе построен «Александр Кунахович» — головной в семействе малых противолодочных кораблей на подводных крыльях типа «Сокол» и единственный из них, построенный по проекту 1141.[14]

1975 год — на заводе построен десантный катер на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».

1976 год — на предприятии введен в строй судостроительный комплекс «Волга», включающий два стапельных цеха и незамерзающую док-камеру. Комплекс позволил строить корабли и суда водоизмещением до 7 тыс. тонн из блоков массой до 400 тонн.

1977(?)-1984(?) годы — на предприятии строится серия приёмно-транспортных судов для рыбопромыслового флота проекта 1351 (тип «Татарстан»).

Судно контроля физических полей СФП-183 проекта 18061 «Звук», 2006

1978—1987 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159Т «Ястреб». Эти корабли тропического исполнения строились по 3 единицы для флотов Алжира и Кубы.[15]

1981—1991 годы — на заводе серийно строятся суда контроля физических полей проекта 18061 «Звук». Всего в это время было построено 7 судов этого проекта, а также два модифицированных судна: СФП-562 проекта 11861К в 1986—1988 годах и СФП-173 проекта 11861БД в 1987—1990 годах. Кроме того, по всей видимости, в это же время были заложены ещё два судна проекта 11861, достроенных позднее в 1990-х.[16]

Ливийский фрегат Аль Гардабия проекта 1159ТР «Ястреб»

1982—1986 годы — на заводе для флота Ливии построены два сторожевых корабля проекта 1159ТР «Ястреб», отличавшиеся, помимо тропического исполнения, наличием мощного противокорабельного вооружения.[17]

1982—1991 годы — на предприятии строятся малые противолодочные корабли проекта 1124М «Альбатрос», всего в это время заводом было построено 10 таких кораблей и заложено ещё 3, достроенных позднее.[18]

Малый ракетный корабль «Самум» проекта 1239

1984—1989 годы — на заводе построен малый ракетный корабль МРК-27 (с 18 марта 1992 года «Бора») — головной корабль на воздушной подушке уникальной конструкции проекта 1239. После длительной опытной эксплуатации корабль был полностью введён в строй только в 1997 году.[19]

1990—1991 годы — на предприятии начато строительство серии сторожевых кораблей проекта 11660. Часть из них была позднее достроена по улучшенному проекту 11661.

1991 год — на предприятии заложен второй (МРК-17, с 18 марта 1992 года «Бора») и строился третий малый ракетный корабль проекта 1239. Позднее первый из них был достроен, а второй — нет.[20] Также в этом году заводом была построена баржа-площадка проекта 81102-81109.

Российская Федерация

1991—1994 годы — на предприятии достроены три заложенных ранее малых противолодочных корабля проекта 1124М «Альбатрос».[21]

1991—2000 годы — на предприятии достроен заложенный ранее малый ракетный корабль МРК-17 (с 18 марта 1992 года «Самум») проекта 1239.[22]

1991—2006 годы — на заводе продолжается строительство судов контроля физических полей проекта 11861 «Звук». Всего в это время было введено в строй три таких судна, а, по-видимому, ещё одно было не достроено.[23] В это же время предприятие, правда уже не сотнями, продолжает строить пароходы на подводных крыльях проекта 342 «Метеор» различных модификаций, в том числе на экспорт.

Ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661К

1991—2012 годы — на заводе, по всей видимости, с перерывами продолжалось строительство ракетных кораблей (до 2003 года сторожевых кораблей) проекта 11661К. Всего было построено два корабля «Татарстан» (2003) и «Дагестан» (2012). Первый из них впоследствии надолго стал флагманом Каспийской флотилии.

1994 год — введён в строй построенный самим предприятием санаторий-профилакторий «Дельфин».

1994—2001 годы — предприятие выпускает небольшие скоростные пассажирские теплоходы проекта 14200 (тип «Линда»).

1997 год — завод начал производить крупногабаритные металлоконструкции на продажу.

1999 год — завод преобразован в Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».

2002 год — заводом построены две нефтеналивные баржи проекта 82380.

Май 2003 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».

2005 год — предприятие вошло в состав частной Холдинговой компании «Ак Барс».

2005—2006 годы — заводом построены шесть морских несамоходных сухогрузных барж проекта 03060.

2005—2009 годы — на заводе построены пять скоростных пассажирских судов проекта А45.

2007 год — предприятием введено в строй сухогрузное судно «Русич-8» класса «река-море» проекта 00101 «Русич». Ещё одно аналогичное судно («Русич-9») достроено не было.

Фрегат проекта 11661Э, 2015

2007—2011 годы — на заводе построены первые два ракетных корабля (фрегата) проекта 11661Э «Гепард-3.9» для флота Вьетнама.

2008 год — предприятием введён в строй танкер проекта 00260. Ещё один аналогичный был почти достроен, но поставлен в отстой из-за отказа заказчика от достройки.

Продиводиверсионный катер П-351 проекта 21980 «Грачонок», 2015

2008—н.в. (2019) — на предприятии серийно строятся продиводиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок». Эти катера выпускались также и на других заводах.

2010—2013 годы — на заводе построены два морских скоростных пассажирских теплохода проекта А145.

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631 «Буян-М»

2010—н.в.(2019) — на предприятии серийно строятся малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М».

2011—2013 годы — на заводе построены два танкера-продуктовоза проекта RST25.

2012—2015 годы — на заводе построен транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570 грузоподъёмностью 3300 тонн.

2012—н.в.(2019) — на предприятии строятся пограничные сторожевые корабли 1 ранга проекта 22100 «Океан». Корабли полным водоизмещением 2700 тонн стали крупнейшими из когда-либо ранее строившихся заводом.

21 мая 2013 года — при поддержке завода в КНИТУ им. Туполева (КАИ) открыт Центр кораблестроения.

Патрульный корабль проекта 22160

2012—н.в. (2019) — на заводе серийно производятся патрульные корабли (корветы) проекта 22160 в количестве не менее 6 единиц, ввод в строй которых предполагается в 2017—2020 годах.

2013(?)—2014 годы — на заводе построены два пассажирских теплохода с ледостойким корпусом проекта А217-1.

2013—2017 годы — заводом построена вторая пара ракетных кораблей (фрегатов) проекта 11661Э для флота Вьетнама, отличающаяся расширенными противолодочными возможностями. Срок сдачи кораблей был сдвинут из-за срыва поставок Украиной.

2014—2016 годы — на заводе начаты постройкой и 6 января 2015 года заложены, но впоследствии переведены для строительства на Судостроительный завод «Залив» в Керчь два кабельных судна проекта 15310.

2015—2016 годы — на заводе построен теплоход «Ак Барс» проекта А145 в варианте разъездного катера.

Июнь 2016 года — в связи с изменениями в законодательстве предприятие переименовано в Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[24]

2016—н.в.(2020) — предприятием частично на мощностях судостроительного завода «Залив» (г. Керчь) серийно строятся малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт».

2017 год — на заводе для ОАЭ построены два морских скоростных пассажирских теплохода проекта А145Е.

2019—н.в.(2019) — заводом строятся два лоцмейстерских судна проекта BLV03.[25]

2020—н.в.(2020) — на предприятии строится прогулочно-экскурсионное судно «Чайка» проекта 03622 — первое в стране судно этого класса с двигателями на сжиженном природном газе.

См. также

Ссылки