Российское судостроение

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники, проектные, научные и, в соответствующей части, образовательные организации.

История отечественного судостроения

Флот Олега идёт на Царьград в 907 г., миниатюра XV века

Эпоха гигантских флотов для набегов первых Рюриковичей

862 год — многонациональным союзом племён, связанных с важным портовым и судоремонтным центром того времени — городом Ладога (ныне Старая Ладога) — создано Древнерусское Государство.

882 год — Князь Олег устанавливает контроль над всем «Путём из Варяг в Греки», что резко улучшает экономическое положение страны и способствует расцвету судостроения.

907 год — для похода на Византию построен грандиозный по тем временам флот Великого Князя Олега из 2000 кораблей.

941 год — для войны с Византией Великий Князь Игорь построил огромный флот, по свидетельству очевидцев из его врагов в него входило от 1000 до 10000 относительно небольших боевых кораблей общей вместимостью не менее 40 тыс. воинов.

Попытки внедрения импортных технологий на Каспии при первых Романовых

1636 год — для торговли с Персией на Волге голштинцами построена вооружённая галера «Фредерик» — первое вооружённое судно западноевропейского типа, построенное в России, однако ходившее под голштинским флагом. Вследствие скоро выявившейся недостаточной мореходности этого типа судов для Каспийского моря дальнейшего развития начинание тогда не получило.

1667—1669 годы — в селе Дединово Коломенского уезда была устроена верфь, на которой с участием иностранных специалистов был построен фрегат «Орёл» — первый крупный парусный корабль отечественного военно-морского флота, яхта, две шнеки и бот для вновь создаваемой Каспийской флотилии, однако вследствие случившегося в 1670 году мятежа Стеньки Разина флотилия погибла и предприятие было заброшено.

Кумпанский флот Петра I на Азовском море

1696 год — для строительства Азовского флота на Дону в Воронеже создана специальная верфь — Воронежское адмиралтейство. При этом строительство кораблей изначально финансировалось по указу правительства частными кумпанствами (объединениями землевладельцев).

1697 год — открыты подчинённые Воронежскому адмиралтейству Хоперская, Паншинская и Ступинская верфи.

1698 год — открыта подчинённая Воронежскому адмиралтейству Чижовская верфь.

1699 год — прекратила деятельность Паншинская верфь под Воронежем.

1700 год — в Воронеже спущен на воду первый отечественный парусный линейный корабль «Гото Предестинация».

Развитие Азовского и начало Балтийского флотов Петра I

1700 год — в связи с недостаточным качеством работ финансирование строительства Азовского флота передано от кумпанств государству. Тогда же прекратила деятельность Ступинская верфь под Воронежем.

1702 год — прекратили производственную деятельность Чижовская и Хопёрская верфи под Воронежем.

1705 год — начало производственную деятельность Санкт-Петербургское Адмиралтейство.

1707 год — часть мощностей Воронежского адмиралтейства переведена немного ниже по течению (ныне уже в черте города Воронеж) на вновь созданную Тавровскую верфь, где проблема мелководья Дона стояла чуть менее остро.

Усиленное развитие Балтийского флота Петра I

1711 год — в связи с неудачным Прутским походом и потерей свободного выхода к морю окончательно закрыто Воронежское адмиралтейство. Тавровская же верфь была преобразована в адмиралтейство. Строительство линейных кораблей перенесено на Балтийский флот.

Подготовка к войне с Турцией

1723 год — в Тавровское адмиралтейство из Санкт-Петербурга и окрестностей Воронежа прибыло в общей сложности 14 тысяч работников, приступивших к постройке судов для предполагавшейся операции по возвращению выхода к Азовскому морю.

Осень 1724 года — Пётра I распорядился прекратить строительство Азовского флота в Тавровском адмиралтействе и начале работ по консервации частично и полностью готовых судов. К этому моменту было построено уже большое количество небольших судов, однако работы по консервации в фактически прекратившем производство после 1725 года адмиралтействе были выполнены очень основательно, что подтверждается докладом начальника адмиралтейства 1731 году, утверждавшего, что в созданных условиях суда могут храниться ещё 50 лет без всякого повреждения.

Эпоха Екатерины I и Петра II — постепенная деградация отрасли при наличии отдельных успехов

1727 год — в Санкт-Петербургском Адмиралтействе достроен первый в стране 100-пушечный корабль 1 ранга «Пётр Первый и Второй», ознаменовавший собой достижение отечественным судостроением уровня самых передовых держав того времени.

1728 год — достроен также заложенный ещё при Петре I относительно лёгкий 54-пушечный корабль «Пётр II» — первый корабль проекта, впоследствии выпускавшегося большой серией (всего 19 кораблей) в течение 40(!) лет.

Эпоха Анны I — возрождение кораблестроения

22 января (2 февраля) 1732 года — для приведения в порядок дел военно-морского флота, включая судостроение и судоремонт, создана временная Воинская морская комиссия.

22 апреля 1732 года — принят новый штат флота — документ, определяющий состав кораблей военно-морского флота, на основе которого разрабатывались и судоостроительные программы. В результате, основой корабельного флота (существовавшего тогда только на Балтийском море) стали 66-пушечные корабли.

30 апреля 1733 года — введён в строй 66-пушечный корабль типа «Слава России» — первый в рекордной для отечественного флота серии из 58 парусных линкоров этого проекта, выпускавшихся впоследствии на протяжении 46(!!) лет и большую часть этого времени составлявших основную ударную силу отечественного военно-морского флота.

7 сентября 1733 года — для обеспечения ожидавшейся войны с Турцией принято решение о воссоздании Донской (Азовской) флотилии. Вскоре в Тавровском адмиралтействе под Воронежем начата расконсервация и достройка поставленных на хранение ещё при Петре I судов, а также строительство новых.

1734 год — после тщательного технико-экономического анализа возобновлена работа отстроенного заново Архангельского адмиралтейства (Соломбальской верфи) в качестве одного из крупнейших предприятий отрасли.

1736 год — для строительства Днепровской флотилии в Брянск отправлено 4650 рабочих-судостроителей, матросов и солдат, уже к весне следующего года она насчитывала 355 судов, в основном 6-пушечных вместимостью 100 человек.

1737 год — построен один из крупнейших и сильнейших в мире кораблей своего времени — 110-пушечный корабль «Императрица Анна».

1738 год — завершена перестройка в камне главного здания Санкт-Петербургского Адмиратейства, проводившаяся с 1732 года.

Эпоха Елизаветы I

1740-е годы — Галерная верфь Санкт-Петербурга переведена в Галерную гавань.

1743 год — спущен на воду 80-пушечный корабль «Святой Павел» — первый в серии из 10 однотипных флагманских парусных линейных кораблей, которые выпускались впоследствии до 1770 года.

1752 год — в Кронштадте открыт строившийся с 1719 года крупный Петровский сухой док, ставший первым в мире быстроосушаемым сухим доком благодаря разработанной лично Петром I его оригинальной конструкции.

1748 год — введён в строй 100-пушечный корабль «Захарий и Елисавет» — один из крупнейших и сильнейших кораблей своего времени.

1753—1754 годы — проведена реконструкция Галерной гавани Санкт-Петербурга — фактически судоремонтного завода гребного флота.

1758 год — построен 100-пушечный корабль «Святой Дмитрий Ростовский» — один из крупнейших и сильнейших кораблей своего времени.

1760 год — проведена крупная реконструкция и расширение Архангельского адмиралтейства (Соломбальской верфи).

Эпоха Екатерины II Великой

1765—1781 годы — на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге построены «Лесные сараи» — монументальный, из кирпича и гранита, склад древесины для нужд кораблестроения.

Сентябрь 1770 года — для строительства памятника Петру I в Санкт-Петербурге на специально построенном судне произведена уникальная не только для того времени перевозка по воде скалы Гром-камень — крупнейшего каменнного монолита, когда-либо перемещённого Человечеством.

1772 год — спущен на воду 66-пушечный корабль «Азия» — первый в серии из 28 лёгких парусных линкоров, выпускавшихся впоследствии на протяжении ещё 25 лет.

1773—1774 годыАрхангельское адмиралтейство подверглось очередной крупной реконструкции.

1780 год — закладкой линейного корабля «Слава Екатерины» начало производственную деятельность крупное Херсонское адмиралтейство в устье Днепра.

13 мая 1783 года — в Санкт-Петербургском адмиратействе случился крупный пожар, едва не уничтоживший и Зимний дворец. Императрицей было принято решение о переводе предприятия в Кронштадт, однако позднее оно было отменено. Вместо этого Адмиралтейство подверглось ремонту и усовершенствованию в противопожарном отношении, хотя эти мероприятия завершились уже при Павле I.

Эпоха Павла I

1798 год — основано Училище корабельной архитектуры для подготовки специалистов «для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов».[1]

Эпоха Александра I

Эпоха Николая I

1827—1829 годы — в связи с недостаточными глубинами устья Днепра Херсонское адмиралтейство закрыто, а его оборудование и персонал переведены в Николаевское адмиралтейство.

1828 год — Охтенская верфь в Санкт-Петербурге получила более высокий статус и сменила название на Охтенское адмиралтейство.

1830-е годы — Охтенское адмиралтейство прошло коренную реконструкцию, получив, помимо прочего, гигантские крытые эллинги, частью просуществовавшие до советских времён.

1846—1849 годы — построен 52-пушечный парусно-винтовой фрегат «Архимед» — первый винтовой фрегат отечественного флота.

Эпоха развития парового и броненосного флота при Александре II

Эпоха напряжённости на Дальнем Востоке при Александре III и Николае II

1889 год — во Владивостоке введён в строй первый отечественный плавучий док на Тихом океане.

1897 год — во Владивостоке открыт первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени цесаревича Николая.

1904 год — с началом Русско-японской войны судостроительные и судоремонтные предприятия Санкт-Петербурга, Кронштадта, Владивостока и Порт-Артура работают в авральном режиме. В Порт-Артур дополнительно командировано много квалифицированных рабочих.

14 (27) мая 1905 года — в Цусимском сражении героически гибнет, прикрывая флагмана от атак миноносцев, плавучая мастерская[1] «Камчатка», ранее обеспечившая беспрецедентный поход громадной Второй тихоокеанской эскадры через три океана без захода в оборудованные порты и без потерь.

Послереволюционный экономический кризис 1905—1909 годов при Николае II

Эпоха строительства дредноутного флота и всемирной гонки морских ворружений при Николае II

Крытый эллинг завода «Наваль», 1911 г.
Линкор «Севастополь», 1915 год

1909—1917 годы — под строительство дредноутов реконструируются практически все государственные предприятия отрасли, задействованные в строительстве крупных кораблей и строится крупный Царицынский оружейный завод, позднее известный как «Баррикады».

1910—1914 годы — под ожидавшиеся из-за Закона о флоте оборонные заказы построены многочисленные частные судостроительные заводы: Путиловская и Усть-Ижорская верфь (ныне Северная верфь и Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге); Завод Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества, Завод «Ноблесснер» и Завод «Бекер и К°» в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), а также подверглись радикальной реконструкции судостроительные заводы Наваль и Россуд в Николаеве.

1913 год — проиграв конкурс на строительство эсминцев, разорилась частная судостроительная компания «В. Крейтон и Ко», основная верфь которой была в г. Або Великого Княжества Финляндского, ныне г. Турку, Финляндия). Арендованный же ею завод «Крейтон» в Санкт-Петербурге (бывшее Охтенское адмиралтейство) вернулся государству и был переименован в «Петрозавод» и вскоре перепрофилирован (как оказалось, не окончательно) в снарядное производство.

1914—1917 годы — в связи с началом Первой мировой войны и последующем её затягивании программы кораблестроения постепенно замедляются в отношении, прежде всего, крупных кораблей. При этом активно строятся подводные лодки и эсминцы, а в области производства десантно-высадочных средств Россия выходит в безусловные мировые лидеры[2].

Послереволюционный экономический кризис 1917—1926 годов

1917 год — пришедшие к власти в результате Февральской революции либералы полностью развалили экономику страны, в результате чего к концу года строительство госзаказов в судостроении было заморожено и все крупнейшие предприятия либо закрылись полностью, либо оказались на грани закрытия.

Период первых пятилеток — медленное восстановление отрасли

1927 год — начато строительство небольшими сериями сторожевых кораблей проекта 2 (тип «Ураган») и подводних лодок I серии (тип «Декабрист») — первых боевых кораблей послереволюционной постройки.

1931 год — предприятие «Петрозавод» в Ленинграде перепрофилировано обратно в судостроительное и стало специализироваться на выпуске буксиров.

1932 год — с началом строительства в Хабаровском крае завода № 199 (ныне Амурский судостроительный завод — первое крупное судостроительное предприятие российского Дальнего Востока) фактически начался советский этап полноценного восстановления и развития отрасли. В том же году вошёл в строй судостроительный завод «Остон» в Хабаровске изначально предназначенный для сборки небольших судов из машинокомплектов.

1935 год — начато строительство двух лёгких крейсера проекта 26 (тип «Киров») — первых крупных боевых кораблей, заложенных после 1917 года.

1936 год — Завод № 199 введён в строй и продолжает достраиваться.

Мобилизация и попытка строительства «Большого флота»

1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения, что коснулось практически всех предприятий отрасли, но некоторых не прямо в этот день.

1937 год — Завод № 363 (ныне Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург) начал выпуск тральщиков, ставших его основной специализацией и поныне (2018 год).

1938—1939 годы — началось строительство линейных кораблей проекта 23 (тип «Советский Союз») и тяжёлых (фактически — линейных) крейсеров проекта 69 (тип «Кронштадт»). Впоследствии, из-за выявившейся неготовности промышленности и последующей войны они достроены так и не были.

1939 год — в Архангельской области введён в строй крупный Завод № 402 (ныне Севмаш), продолжавший достраиваться и позднее.

Великая отечественная война

1941 год — прервано строительство всех крупных кораблей, за исключением строившихся на Дальнем Востоке крейсеров.

1941—1942 годы — в результате боевых действий было разрушено большое количество судостроительных и судоремонтных предприятий, особенно на Чёрном море, где под оккупацией оказались почти все заводы, кроме относительно небольших предприятий на Кавказе. При этом как заводы, так и строящиеся суда, по возможности эвакуировались на восток, что способствовало развитию некоторых предприятий в других районах страны.

Послевоенное восстановление отрасли и вторая попытка построить «Большой флот»

1945 год — на базе сохранившегося имущества верфи «Ф. Шихау» создан Судостроительный завод 820 (ныне ПСЗ «Янтарь», г. Калининград).

1951—1952 годы — фактически по личной инициативе Сталина начато строительство тяжёлых (фактически — линейных) крейсеров проекта 82 (тип «Сталинград»).

1953 год — вскоре после смерти Сталина прекращено строительство тяжёлых крейсеров проекта 82 (тип «Сталинград»). Тогда же введён в строй судоремонтный (с 1966 года судостроительный) завод 876 в Хабаровске, ныне Хабаровский судостроительный завод.

Период увлечения ракетной техникой при Хрущёве

2 сентября 1959 года — в связи с уверенностью Н. С. Хрущева в успехах ракетного оружия и, по-видимому, для экономии средств полностью прекращено строительство крупных надводных военных кораблей, в том числе находившихся в высокой степени готовности.

Ускоренное развитие отрасли и строительство океанского флота при Брежневе

1966 год — предприятия отрасли в массовом порядке получают новые и возвращают старые именные названия взамен «мобилизационных» номерных.

Начало 1970-х — завершено начатое в 1965 году радикальное расширение Керченского завода «Залив», в результате которого он получил крупнейший в стране сухой док и возможность строить супертанкеры, к производству которых сразу же и приступил. В это же время были построены очень крупные судостроительные комплексы на заводах «Севмаш» в Северодвинске, «Янтарь» в Калининграде и «Океан» в Николаеве.

1972 год — путём очередного объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение, позднее переименованное в Адмиралтейские верфи.

1975 год — судостроительное предприятие «Петрозавод» в Санкт-Петербурге, выпускавшее буксиры, перепрофилировано. К производству маломерных судов оно позднее возвращалось только в 1990-х, незадолго до окончательного закрытия.

Послеперестроечный экономический кризис 1989—2007 годов

1991 год — в связи с развалом СССР за границей осталась значительная часть предприятий отрасли, в том числе часть важнейших. На Украине остались единственный в СССР производитель крупных корабельных газотурбинных двигательных установок Производственное объединение «Зоря» и основная часть предприятий отрасли азово-черноморского бассейна, в том числе: Керченский судостроительный завод «Залив» имени Н. Е. Бутомы, Судостроительный завод имени 61 коммунара, Судостроительный завод «Океан», Черноморский судостроительный завод, Севастопольский морской завод, Судостроительный завод «Море», Центральное конструкторское бюро «Коралл», Центральное конструкторское бюро «Черноморец» и другие.

1992 год — в связи с изменениями в законодательстве переименовываются все предприятия отрасли. Помимо получения приставки «Государственное предприятие …» многие из них меняют и основную часть названия. Тогда же, по-видимому, начинается и процесс приватизации (акционирования) предприятий.

2003 год — закрыто, не выдержав конкуренции с Хабаровским судостроительным заводом обанкротившееся в 2001 году предприятие «Остон — судостроительный завод имени Кирова» в Хабаровске.

Период ускоренного возрождения отрасли при Путине

2007 год — создан государственный судостроительный холдинг Объединённая судостроительная корпорация, в который вошло большинство крупнейших предприятиятий отрасли.

2009 год — настоящее время (2017) — для крупного гражданского судостроения на базе судоремонтного предприятия Дальневосточный завод «Звезда» строится крупнейший в стране по размеру стапельных мест судостроительный комплекс.

2011 год - окончательно закрыт в связи с продажей территории под застройку испытывавший большие трудности и ранее Тюменский судостроительный завод, не выдержжавший конкуренции с открытым в 1996 году в том же городе заводом

2014 год — в результате воссоединения с Россией Республики Крым и города Севастополь на территорию страны вернулось, хоть и не в лучшем состоянии, множество предприятий отрасли, в частности, обладающий крупнейшими в стране стапелями Судостроительный завод «Залив».

2015—2016 годы — в связи с изменением законодательства изменились названия очень значительной части предприятий отрасли. Как правило, «открытое акционерное общество» преобразовывалось в «акционерное общество».

2016 год — на Дальнем Востоке введена в строй первая очередь судостроительного комплекса «Звезда», призванного сделать Дальневосточный завод «Звезда» производителем самых крупных гражданских судов, включая супертанкеры.

Основные предприятия отрасли

Поскольку отрасль весьма велика в список вносятся только достаточно крупные предприятия. Для тех из них, которые занимаются непосредственно строительством и ремонтом судов одним из хороших критериев крупности является наличие собственных или находящихся в долгосрочной аренде серьёзных судоподъёмников или доков.

Крупнейшие отраслевые холдинги

  • Объединённая судостроительная корпорация (далее ОСК) — основной отечественный отраслевой холдинг, объединяющий большинство крупнейших предприятий отрасли и часть её научных и проектных организаций. Холдинг контролируется государством и на 2017 год де-факто отвечает за строительство всех крупных кораблей отечественного военно-морского флота.
  • Дальневосточный центр судостроения и судоремонта — холдинг, объединяющий значительную часть крупных судоремонтных и судостроительных заводов Дальнего Востока России. До 2015 года входил в ОСК. На 2017 год занимается также строительством очень крупного судостроительного комплекса на предприятии Дальневосточный завод «Звезда».

Производители кораблей и судов океанского класса

Производители более мелких кораблей и судов

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило, занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением

Важнейшие научные и проектные организации отрасли

Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия

Были полностью перепрофилированы

  • Главное адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — первая производственная площадка завода Адмиралтейские верфи в связи с экстремальной близостью к центру города была намечена к переносу ещё в XVIII веке и была окончательно перепрофилирована в комплекс офисных зданий Военно-морского флота в XIX веке.
  • Невский завод, г. Санкт-Петербург — известный в конце XIX — начале XX века кораблестроительный завод, производивший, помимо прочего, малые и средние морские корабли и суда к началу XXI века был полностью перепрофилирован на выпуск газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.

Полностью прекратили деятельность по разным причинам в разные эпохи

  • Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
  • Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.

Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР

См. также

Ссылки

Примечания

  1. По сути дела передвижной судоремонтный завод
  2. Уже в начале войны «Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства» (ныне от неё происходят Судостроительная фирма «Алмаз» и Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге) получает заказ на 60 первых в мире мотопонтонов, а в конце войны было начато серийное производство вооружённых десантных пароходов типа «Эльпидифор», которые по факту являлись первыми в мире большими десантными кораблями специальной постройки.