Судостроительный завод «Море»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море» (официальное сокращённое название ФГУП «Судостроительный завод «Море») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Феодосия (Республика Крым). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 году, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке. Ранее являлось единственным предприятием, серийно выпускавший культовые в своё время пассажирские суда на подводных крыльях серии «Ракета» и, одно время, ведущим мировым производителем техники такого типа.

История наименований предприятия:

  • 1938(?)—1966 гг. — Завод № 831 (неофициально, по первоначальному названию рабочего посёлка, — «Южная Точка»)
  • 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
  • 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
  • 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
  • 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
  • 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
  • с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив» При этом с конца 2016 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.

В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке.

История предприятия

История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[1], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.

Предыстория предприятия

5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.

1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.

Лето — осень 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.

Ноябрь 1941 года — город Феодосия занят немецкими войсками.

26—30 декабря 1941 года — Феодосия отбита советским десантом с моря.

18 января 1942 года — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.

12 — 13 апреля 1944 года — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.

23 апреля 1944 года — начались восстановление и достройка завода.

Советская Россия

1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.

Торпедный катер проекта 123К «Комсомолец»

1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.

1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.

1949—1951 годы — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе Тюмень.

1951 год — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.

1952 год — построенный вместе с предприятием посёлок Южная Точка переименован в Приморский, примерно тогда же, по всей видимости, было завершено строительство завода.

1951—1955 годы — строится серия из 215[1] торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в Египет, Китай и Сирию.

1956 год — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.

Судно на подводных крыльях «Ракета-234»

1959—1976 годы — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета», причем 32 «Ракеты» были произведены на экспорт. Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось основным их производителем, кроме самого первого судна собранного на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), хотяпо некоторым данным там построили 10 таких судов.

1960 год — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.

1963—1966 годы — серийно строятся быстроходные пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта​ 125А.

Судно на подводных крыльях «Комета»

1965—1980(1981?) годы — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета» всего на заводе было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.

20 июня 1966 года — предприятие переименовано в Феодосийский завод «Море».

Пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400М «Гриф»

1969—1991 годы — крупной серией, по-видимому, 195—197 единиц строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций (всего до 2000 года на заводе их было построено 217). [2]

1972—1976 годы — построена серия из 19 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[3]

21 февраля 1974 года — предприятие преобразовано в Феодосийское производственное объединение, при этом в его состав вошли также другие местные предприятия: Опытный завод пластмассового судостроения «Новинка» и Крымский филиал ЦНИИТС.

5 марта 1974 года — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение «Море».

1981 год — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС.

Десантный катер на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар»

1975—1985 годы — построена серия из 18 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» и два рейдовых тральщика на воздушной подушке проекта 1206Т.[4]

1975—1991 годы — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».

Судно на подводных крыльях «Восход»

1976—1991 годы — заводом серийно строятся речные теплоходы на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2» (больше известные как просто «Восход»), которых было построено до 1992 года 156 единиц, из них, очевидно, подавляющее большинство - в советское время.

1979—1980 годы — построена серия из 2 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1209 «Омар».[5]

1982 год — введён в строй единственный артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 «Касатка», оборудованный для огневой поддержки десанта, помимо прочего, 2 блоками направляющих 140-мм реактивной системы залпового огня «Огонь».

1982—1991 годы — построены 2 и заложены ещё 2 малых противолодочных корабля на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол». Строительство последних двух после развала СССР так и не было доведено до конца, оба корабля, доведённые до высокой степени готовности, но морально устаревшие уже на стапелях предполагалось утилизировать в 2015 году.[6]

1986 год — спущен на воду крупнейший в стране в своём классе морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Циклон», имевший две пассажирские палубы.

1987 год — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода. Введён в строй двухпалубный теплоход на подводных крыльях «Циклон».

Малые десантные корабли проекта 12322 «Зубр»

1988—1991 годы — на предприятии построены первые два и почти достроен третий малый десантный корабль проекта 12322 «Зубр». Эти корабли являлись крупнейшими в мире кораблями на воздушной подушке.

1991 год — предприятие переименовано обратно в Феодосийское производственное объединение «Море».

Украина

1991—1992 годы — заводом завершается строительство серии речных теплоходов на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2», вероятнее всего в это же время или чуть позже были построены и все три аналогичных парохода проекта «Восход-2М».

1991—1993 годы — на предприятии построены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», первый из которых был введен в строй уже через несколько дней после развала Советского Союза.

1991—1994 годы — предприятие достроило последние 2 пограничных сторожевых катера на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», первый из которых был передан пограничникам России в 1992 году, а второй — пограничникам Украины в 1994 году.

1993—1995 годы — введены в строй два морских пассажирских судна на подводных крыльях проекта 14600 «Олимпия».

1991—1999 годы — меньшими, чем в советское время темпами, но строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций в количестве примерно 20 — 22 единиц (всего с 1969 до 2000 года на заводе их было построено 217). [7]

1994 — конец 1990-х годов — завод строит 16 универсальных катеров с водометным движителем «Калкан».

2001 год — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная компания «Море». Тогда же на заводе был построен ещё один малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» по заказу Греции.

Судно на подводных крыльях «Восход-2МFFF»

2001—2003 годы — завод строит три пассажирских судна подводных крыльях «Восход-2МFFF» (также известные как «Еврофойл») по заказу фирмы из Голландии и четыре глиссирующих патрульных катера «Калкан-М» по заказу Туркменистана.

2001—2003 годы — завод строит небольшие глиссирующий катер с кормовыми интерцепторами «Кафа-1350» и быстроходный патрульный катер проекта 581305 для Туркменистана.

2008 год — предприятие выпустило четвёртый пассажирский теплохода «Восход-2МFFF» для Голландии.

2010 — начало 2014 года — на заводе для флота Китая строятся и почти достроены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (который ради отжатия российских авторских прав после минимальных переделок был переименован в проект 958 «Бизон»).

2013 год — заводом построены три катера: патрульный проекта «Орлан», а также малые быстроходные «Марлин» и «Крым-1133».

22 февраля 2014 года — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.

Республика Крым

16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.

Современная Россия

18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.

25 июня 2014 года — предприятие национализировано властями Республики Крым.

11 сентября 2014 года — предприятие преобразовано в Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море».

2014 год — введены в строй флота Китая строившиеся для него два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», причем первый из них был принят на вооружение уже в марте 2014 года, силами завода достраивался третий аналогичный, но уже, видимо, уже в Китае.

7 октября 2015 года — ГУП РК «Судостроительный завод «Море» преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море».

2016—2017 годы — завод проводит достройку рейдового водолазного катера проекта А160.

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

2016 — настоящее время (2020, план окончания первого этапа 2021) — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода.

2016 — настоящее время (2021) — на предприятии строится серия из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт».

Конец 2016 года — завод фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.

2017 — настоящее время (2019) — предприятием строится серия из трёх пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке проекта А25ПС.

2017(?)—2021 годы — заводом для Росгвардии построена серия из 8 специальных скоростных катеров собственного проекта «Сарган».[8]

2018 год — предприятие передано из федеральной собственности в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию «Ростех».

2019 — настоящее время (2020) — заводом строится судно обеспечения.

2020 — настоящее время (2020) — предприятием строятся два скоростных судна на подводных крыльях «Комета-120М».

19 марта 2020 года — открыт после реконструкции цех термической обработки деталей.[9]

Ожидаемые события

  • Строительство до 2025 года 10 средних рыболовецких траулеров-сейнеров для производства лова рыбы в акватории Азово-Черноморского бассейна по договору, подписанному в 2020 году.[10]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.