Александр Зиновьев

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Зиновьев»)
Перейти к: навигация, поиск
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngЭто была его трагедия - понимать.Rightquotes.png
Зиновьева О.М.[1]
 
Leftquotes.pngМои принципы всегда оставались теми же самыми – истина, истина, истина во что бы то ни стало. И ничего, кроме истины.Rightquotes.png
Зиновьев А.А.[2]


Зино́вьев Алекса́ндр Алекса́ндрович (1922-2006) — философ, писатель, социолог, публицист. Выходец из бедной крестьянской семьи, участник Великой Отечественной войны. В 1978 году был выслан из СССР и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году. Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг, охватывающих ряд областей социогуманитарного знания: логику, социологию, этику, политику.

Зиновьев А.А.



«Я был приготовлен с рождения к деревенской жизни, а прожил почти всю жизнь в городах. Я был приучен к семье, а обречен был долгие годы жить без нее. Я был воспитан в религиозном духе, а стал атеистом. Я был рожден для коллективной жизни и был идеальным коллективистом, а был обречен на одиночество и крайний индивидуализм. Я сформировался с психологией идеального коммуниста, а всю жизнь сражался с реальным коммунизмом. Я хотел стать писателем, а вынужден был оставить мысль об этом на многие годы. ... Я собирался стать социологом, а был вытолкнут в логику. Когда я достиг серьезных результатов в логике, я был вытолкнут из нее в социологию. Имея в юности хорошие данные в математике, я пошел в философию. Я не хотел быть летчиком ... заставили стать летчиком. ... Я был рожден и приготовлен прожить примитивный жизненный цикл русского человека ... стал рафинированным интеллигентом-космополитом, менял привязанности, места, профессии...».[3]


Содержание

[править] Враг народа или убийца тирана

«Любопытно, что даже моя фамилия сыграла свою роль. Меня в шутку в классе называли "врагом народа". И я не протестовал против такой игры. Из шуток и игр порою вырастают серьезные последствия.

... Мы обсуждали различные "технические" возможности покушения. Наиболее вероятным нам представлялся такой вариант. Я с Иной присоединяюсь к колонне, в которой на демонстрацию пойдет училище Бориса, или мы с Борисом присоединяемся к колонне, в которой пойдет школа Ины. ...

При прохождении мимо Мавзолея мы создаем суматоху, я с пистолетом и гранатами пробиваюсь к Мавзолею, бросаю гранаты в вождей и стреляю в Сталина. Ина и Борис разбрасывают листовки, которые мы должны написать от руки заранее. В листовках мы объясняем причины и цель покушения: привлечь внимание к тому, что советское общество складывается по принципам, ничего общего не имеющим с идеалами коммунизма. Если даже покушение не удастся, мы на суде объясним свое поведение. Мы решили начать готовиться к покушению».[4]

[править] Художник или карикатурист

Брежнев карикатура.jpg
Зиновьев художник.jpg

«В 1934 году ... мне поручили нарисовать (вернее, перерисовать из журнала) портрет Сталина для стенной газеты. Я это сделал весьма старательно, но когда мое творчество увидали, то в школе возникла паника. Хотели было портрет уничтожить сразу, но о нем донесли директору и комсоргу школы. ... Меня спас руководитель рисовального кружка, сказав, что я прирожденный карикатурист, не сознающий еще своей способности воспринимать все в карикатурном виде. Меня простили. Вождей рисовать мне запретили. Меня включили в отдел сатиры и юмора стенной газеты. И я начал рисовать карикатуры и придумывать к ним подписи». [5]

[править] Побег или судьба

«Рано утром ко мне в камеру пришли мои новые "друзья" - совсем молодые ребята. … Мы долго шли по коридорам, спускались с лестниц, наконец пришли в помещение, через которое несколько дней назад я попал сюда. Мои спутники выполнили какие-то формальности. Мы вышли на улицу. В это время из здания вышел какой-то человек и позвал моих спутников обратно. Они сказали мне, чтобы я остался на месте и ждал их возвращения. Но я не стал их ждать. Я ушел. Ушел не из какого-то практического расчета, не из желания выжить и остаться на свободе, а повинуясь внутреннему импульсу. Как будто кто-то приказал мне: "Иди!" И я пошел».[6]

[править] Танкист или лётчик

«Войну я встретил на Украине, близко к старой границе. Начинал я службу в кавалерии на Дальнем Востоке, но затем пришлось поменять род войск. Мною заинтересовались в особом отделе, так как я проболтался одному своему другу о себе, а он донёс. Когда полк наш перебросили на Украину, мне удалось сбежать в танковый полк, скрыться теперь уже там.

Еще до начала войны вышел приказ о том, чтобы тех, кто имел среднее образование и был здоровым, отбирали в авиационные школы. Я прошел комиссию и должен был быть направлен в авиационную школу. Но началась война, я просто не успел перейти туда, и некоторое время мне приходилось участвовать в войне еще будучи на земле. Хотя полк был танковым, воевать на танках не пришлось.

В авиационную школу попал в конце 1941 года. В 1942 году у нас был перерыв в учебе. Многих курсантов временно отчислили и направили в наземные войны. Это было связано со Сталинградской битвой. Поскольку я до этого был танкистом, меня направили снова в танковые войска. Участвовал в операциях, но не в самом Сталинграде, а севернее.

Вернулся в авиационное училище вместе с уцелевшими. Окончил его в 1944 году и уже остаток войны до конца был в различных штурмовых полках. Прошел Польшу, Германию,был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Закончил войну 11 мая 1945 года».[7]

[править] Математик или логик

... используя правила полной индукции V.3, получим:

~ ( ˫ ( ∀ (с,а,b)) ~n = аn + bn)).

И по правилу I.3 теории доказательства имеем:

˫ ~ ( ˫ ( ∀ (с,а,b)) ~n = аn + bn)),

т. е. что Последняя Теорема Ферма недоказуема.[8][9]

[править] Физик или логик

Возьмем, например, физическое допущение А: «Тело сохраняет состояние прямолинейного равномерного движения до тех пор, пока внешние силы не выведут его из этого состояния». Его частично можно эксплицировать так: «Если тело движется и на него не действуют никакие силы (X), то оно движется прямолинейно и равномерно (Y), и при этом (∀а) (∃b) (b > αа)», где а и b суть переменные для положений тела в пространстве, а α есть некоторый способ установления пространственного порядка.

Из А логически следует утверждение В: «Если X, то (∀а) (∃у) (у > αа)», где у есть переменная для эмпирических индивидов.

Пусть, далее, принято допущение конечности Мира в пространстве, эксплицируемое так, что из него следует утверждение (∃х) (∀у) (х ≥ αу), где х и у суть переменные для эмпирических индивидов. Из последнего следует ~ (∀а) (∃y) (y > αа), где а есть переменная для положений тела в пространстве (утверждение С).

Из В и С следует ~ X.

... если принимается закон инерции для движения, то нельзя принимать допущение конечности Мира в пространстве.[10]

[править] Верующий или безбожник

Установлено циклотронами
В лабораториях и в кабинетах:
Хромосомами и электронами
Мир заполнен. Тебя в нем нету.
Коли нет, так нет. Ну и что же?
Пережиток. Поповская муть.
Только я умоляю: Боже!
Для меня ты немножечко будь!
Будь пусть немощным, не всесильным,
Не всеведущим, не всеблагим,
Не провидцем, в любви не обильным,
Толстокожим, на ухо тугим.
Мне-то, Господи, надо немного.
В пустяке таком не обидь.
Будь всевидящим, ради бога!
Умоляю, пожалуйста, видь!
Просто видь. Видь, и только.
Видь всегда. Видь во все глаза.
Видь, каких на свете и сколько
Дел свершается против и за.
Пусть будет дел у тебя всего-то:

Видь текущее, больше ни-ни.
Одна пусть будет твоя забота:
Видь, что делаю я, что — Они.
Я готов пойти на уступку:
Трудно все видеть, видь что-нибудь.
Хотя бы сотую долю поступков.
Хотя бы для этого, Господи, будь!
Жить без видящих нету мочи.
Потому, надрывая грудь,
Я кричу, я воплю:
Отче!!
Не молю, а требую:
Будь!!
Я шепчу,
Я хриплю;
Будь же,
Отче!!!
Умоляю,
Не требую:
Будь!!!!!

[11]

Картина Зиновьева А.А.


[править] Сталинист или антисталинист

«Когда она [книга «Нашей юности полёт»] вышла на Западе, многие критики сочли её защитой сталинизма. Тогда я в ответ на это говорил, что защищал не сталинизм, а истину о нём».[12]
«Сталинизм до сих пор рассматривали либо со стороны (глазами западных наблюдателей), либо с точки зрения личного аппарата власти Сталина и системы репрессий. Настало время посмотреть на сталинизм снизу, т.е. как на массовое явление, как на великий исторический процесс подъёма миллионов людей с самых низов общества к образованию, культуре, творчеству, активности. Много погибло, это верно. Но гораздо больше уцелело, изменило в корне образ жизни, поднялось, жило интересной, сравнительно с прошлым, жизнью. Это был беспрецедентный в истории культурный, духовный и деловой взлёт огромных масс населения».[13]

[править] Репрессии народа или над народом

«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». [14]
«Сталинский период был периодом подлинного народовластия, был вершиной народовластия. Если вы не поймете эту фундаментальную истину, вы ничего не поймете в этой эпохе. Народовластие не есть нечто очень хорошее - пусть слово "народ" не сеет на этот счет иллюзий. Сталинский террор, массовые репрессии и все такое прочее - это суть признаки именно народовластия».[15]

«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?» [16] (мнение человека, отсидевшего 13 лет в лагерях ГУЛАГа по ст. 58 [17]УК РСФСР.)

[править] Коммунизм марксистский или реальный

Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС в 1962 году
«В Советском Союзе построен самый полный коммунизм. Никакого другого настоящего коммунизма в реальности нет и в принципе быть не может».

«Коммунизм есть социальная организация масс населения, а не просто политический режим, который можно изменить распоряжениями начальства».

«Коммунизм сложился в Советском Союзе не по марксистскому проекту и не по воле марксистских идеологов, а в силу объективных законов организации больших масс населения в единый социальный организм».

«Я словом «коммунизм» буду называть тип общественного устройства ... При этом я буду иметь в виду не идеологический проект такого общества наподобие марксистского, а реально существующий тип общества, какой можно было наблюдать в Советском Союзе».[18]
«Или вы остаетесь в рамках марксизма, и тогда вы будете наращивать лишь глупость и невежество. Или вы на самом деле будете стремиться понять, что из себя представляет наше общество, и тогда вам надо первым делом покинуть позиции марксизма».[19]
«Мне часто возражают: "Маркс говорил", "Маркс обещал"... Ну скажите, кому я должен больше верить – Марксу, который жил сто лет назад и не имел представления, что такое коммунистическое общество в реальности, или самому себе, который вырос в коммунистическом обществе».[20]
«Советское общество явилось воплощением в жизнь многовековых чаяний страдающего человечества, реализацией лучших идеалов лучших его представителей. Это и есть тот земной рай, о котором мечтали веками. Никакого другого земного рая нет и не будет. Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определенные действия. Но что получится в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения».[21]

[править] Ибанск или СССР

Ибанск есть никем не населенный населённый пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске.[22]

Чтобы попасть в Ибанск, надо написать заявление, представить характеристику, заверить справку и заполнить анкету. В анкете указать всех своих и чужих умерших родственников. Взять с них подписку о невыезде и неразглашении. Уплатить взносы, пройти через комиссию маразматиков-пенсионеров, вывернуть карманы и согласиться на все. После того, как вы это сделаете, вам уже не нужно будет знать, где находится Ибанск, ибо вы уже будете находиться в нем.[23]

[править] Учёный или отщепенец

«За совершение антипатриотических действий, несовместимых со званием советского ученого … лишить Зиновьева А.А. учёной степени кандидата философских наук, ученой степени доктора философских наук, учёного звания старшего научного сотрудника, учёного звания профессор».[24]

«Отщепенцами в Советском Союзе называют лиц, которые по тем или иным причинам вступают в конфликт со своим коллективом и даже с обществом в целом, противопоставляют себя им и оказываются исключенными из них. Социальным отщепенцем является такой отщепенец, который обрекается на эту роль по причинам глубоко социального характера, т. е. в силу его взаимоотношений с социальным строем страны, с ее системой власти и с идеологией».[25]

[править] Эмигрант или иммигрант

«Комитет госбезопасности считает возможным разрешить ЗИНОВЬЕВУ и его семье выезд в одну из капиталистических стран в частном порядке и закрыть ему въезд в СССР».[26]

– Господин Зиновьев, чувствуете ли Вы себя жертвой режима?
– Нет, ни в малейшей степени. Это режим моя жертва. Режиму от меня досталось больше, чем мне от режима.
(Из пресс-конференции Зиновьева А.А. в Мюнхенском университете.)[27]


«Восстановить в гражданстве СССР следующих лиц: 1. Зиновьев Александр Александрович, 1922 года рождения, уроженец Костромской области, проживающий в ФРГ. ... [28]

«С одной стороны я рад, что возвращаюсь на родину. С другой - я знаю, в каком плачевном состоянии она находится. Конечно, мне хочется помочь ей и её народу. Но вопрос - кому я буду помогать? Та Россия, какой она получилась, - её я не приемлю в смысле социально-политческой системы. Та система, которая была, - она меня не приняла и вышибла».[29]

[править] Провидец или глупец

«В 1978 году я был в США с лекциями. И вот как-то у меня спросили, где самое слабое звено в советской системе. Я ответил, что это КПСС, а в ней - партийный аппарат, а в нем - ЦК КПСС, а в нем - пост Генерального секретаря. Проведите своего человека на этот пост, и он вам в полгода развалит партию. А если партия развалится, то это же случится и с государством. В зале стоял хохот. Но не я выдумываю парадоксы». [30]
«Но то, что будет разрушена вот эта социальная система и вся социальная эволюция, об этом я не думал до 1985 года. Только в 1985 году, когда Горбачев - помните такого человека? - не поехал на могилу Маркса, а поехал на встречу, кажется, с Тэтчер, то есть он не поехал на могилу основателя коммунизма, я тогда в прессе выступал, и я заявил: начинается эпоха великого исторического предательства. С этой минуты дни советской системы были сочтены». [31]

[править] В коммунизм или в Россию

«Но если бы я знал, что Россия окажется в таком тяжелом положении, в каком она оказалась сейчас, я не то, что не стал бы писать, я не смог бы это писать. Не смог бы просто, понимаете? И много-много лет важнейшим стимулом моей литературной деятельности и деятельности как публициста было критическое отношение к дефектам советского образа жизни, это выступало на первый план. А если бы я знал, что, как я тогда уже, я, между прочим, эту формулу высказал еще в 1989 году, целились в коммунизм, а попали в Россию, если бы я знал, что смертельный удар этот будет нанесен не просто по коммунизму, а по России, ведь по существу во всем этом перевороте борьба против коммунизма послужила только поводом, а суть дела, сущность этой атаки была направлена именно против России, если бы я это знал, конечно, я строчки не смог бы написать чисто психологически». [32]

[править] Коммунист или антикоммунист

«Взгляды я не менял в том смысле, как люди думают. Я просто не был никогда антикоммунистом, но я не был и апологетом коммунизма. Вернувшись, я не стал коммунистом, но и не стал и антикоммунистом. Просто изменилась сама реальность. Раньше и в доэмигрантские годы, и в годы эмиграции, основным объектом моей творческой деятельности было изучение советского общества и современного западного общества. Я это и делал. … А люди уже сами воспринимают результаты моего творчества по-своему. Представьте себе, за одну и ту же книгу, которая называлась «Коммунизм как реальность», в советские годы меня отнесли к антикоммунистам. Теперь за эту же самую книгу меня считают недобитым коммунистом. Понимаете, кто же тут изменился?» [33]

[править] Умный или нескромный

«Основная идея автора - в своей особенности, непохожести, инаковости по отношению ко всем остальным. Заявив изначально, что он всегда "вне", назвав себя отщепенцем и произнеся показательную фразу "я сам себе государство", Зиновьев стал подозрительно похож на Раскольникова: вокруг обычные люди, "немного добрые, немного злые", а среди них, но не вместе с ними находится автор, который все знает, все понимает, все умеет и невероятно этим гордится».[34]

Плохо быть умным и скромным одновременно. Скромность не позволяет блеснуть умом, а ум не разрешает похвастаться скромностью.[35]

[править] Человек или государство

29.10.1922 - 10.05.2006
« ... формулу моей жизни: "Я есть суверенное государство". ... формула выражала намерение рядового гражданина коммунистического общества завоевать и отстаивать личную свободу и независимость в условиях господства общества и коллектива над индивидом». [36]
«Подводя итоги прожитой жизни, я хочу обратить внимание на три обстоятельства моей жизненной судьбы: 1) со мной все важнейшие отдельные события случались с точностью до наоборот в сравнении с тем, для чего я вроде бы был предназначен;2) я повсюду приходил с опозданием;3) чем больших результатов я достигал и чем дальше уходил вперед, тем меньше я имел шансов быть услышанным, понятым и признанным».[37]
«Иди своим путем, и пусть другие говорят что угодно! Иди как можно дальше! Не можешь идти, ползи! Но так или иначе двигайся! Никакой конечной цели у тебя нет. Ты никогда не скажешь себе, что достиг того, чего хотел, и можешь успокоиться. Твой путь не имеет принципиального конца. Он может оборваться по независящим от тебя причинам. Это будет конец твоей жизни, но не конец твоего пути». [38]


[править] Биография

Фокин П. Е. «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый», серия ЖЗЛ, М., Молодая гвардия, 2016.[2]

[править] Некролог

[править] См. также

[править] Примечания

  1. Зиновьева О.М., Интервью газете «Комсомольская правда».
  2. Зиновьев А.А.,Интервью радиостанции «Эхо Москвы».
  3. Зиновьев А.А.,«Русская судьба, исповедь отщепенца».
  4. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  5. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  6. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  7. Зиновьев А.А.,интервью Гусейнову А.А.,"О социологической публицистике Александра Зиновьева","Знание.Понимание.Умение",№2,2005
  8. Зиновьев А.А., «Очерки комплексной логики».
  9. В 1995 году Э.Уайлс доказал эту теорему в традиционной аксиоматике.
  10. Зиновьев А.А., «Логическая физика».
  11. Зиновьев А. А., «Зияющие высоты».
  12. Зиновьев А.А., Предисловие к книге «Нашей юности полёт», М., Астрель, АСТ, 2010.
  13. Зиновьев А.А., «Гомо советикус».
  14. Зиновьев А.А., «За что боролись, на то и напоролись», из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978.
  15. Зиновьев А.А., «Русская трагедия».
  16. Панин Д.М., К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.
  17. Ст. 58 УК РСФСР, [1]]
  18. Зиновьев А.А.,«Кризис коммунизма».
  19. Зиновьев А.А., «Затея».
  20. Зиновьев А.А., «Без иллюзий».
  21. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  22. Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
  23. Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
  24. Протокол № 4 от 04.04.1977 заседания Президиума Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР.
  25. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  26. Записка КГБ СССР "О мерах по пресечению антисоветской деятельности ЗИНОВЬЕВА А." № 1311-А от 28 июня 1978 года.
  27. Александр Зиновьев на Западе // Русская мысль. 1978. № 3217. 17 августа. С.3.
  28. Указ Президента СССР от 30.06.1990 № 334 "О восстановлении в гражданстве СССР Зиновьева А.А., Максимова В.Е. и Медведева Ж.А.".
  29. Зиновьев А.А., "Я хочу разделить судьбу России". Интервью с А.Фитцем // Русская Германия. 1999. № 26.
  30. Зиновьев А.А., Интервью «Независимой газете» (ежемесячное приложение «Фигуры и лица», май 1998 года)
  31. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Говорит Москва», 03.04.2006.
  32. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
  33. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
  34. Тростников М., "Писатель с маленькой буквы", рецензия на книгу Зиновьева А.А. «Русская судьба, исповедь отщепенца», Независимая газета, 13.01.2000
  35. мысль из Интернета
  36. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  37. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  38. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».