Участник:Игорь Поддубный/Александр Зиновьев: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Копипаста}}
{{Копипаста}}


Как настоящий боевой лётчик он «перетянул через линию фронта» — продержался до 10 мая, чтобы не омрачать друзьям празднование дня Великой Победы.
 
В предисловии к его «главной книге» (А.А. Зиновьев. На пути к сверхобществу. — СПб.: Изд. дом «Нева», 2004) директор Института философии РАН А.А. Гусейнов сопоставил Александра Александровича с Коперником и Дарвином: Коперник опроверг мнение о Земле, как центре мироздания, Дарвин – об исключительности человека в животном мире, а «Зиновьев со своей социомеханикой лишает человека последних объективных основания для самомнения и гордости» (c. 10).
 
Представляется не менее уместным сравнение его с М.В.Ломоносовым, и не только из-за сходства биографий, хотя совпадений достаточно много:
 
    родился Александр Александрович в захолустной костромской деревне;
    также с малолетства испытывал тягу к знаниям и отправился за ними в Москву;
    также пришлось претерпеть немало гонений для достижения поставленной цели.
 
Ещё в школьные годы он понял, что сущность государственного механизма можно понять лишь познав суть его «клеточек»,- первичных производственных коллективов, свойственных именно данному типу государства. Он поступает в знаменитый МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), но вскоре за критические высказывания на комсомольском собрании его исключают из комсомола и института.
Ещё в школьные годы он понял, что сущность государственного механизма можно понять лишь познав суть его «клеточек»,- первичных производственных коллективов, свойственных именно данному типу государства. Он поступает в знаменитый МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), но вскоре за критические высказывания на комсомольском собрании его исключают из комсомола и института.


Строка 69: Строка 60:
== Репрессии народа или над народом ==  
== Репрессии народа или над народом ==  


{{quote|«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». <ref> Зиновьев А.А., [http://bookscafe.net/read/zinovev_aleksandr-bez_illyuziy-202543.html#p16 «За что боролись, на то и напоролись»(Из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978).]</ref> }}
{{quote|«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». <ref> Зиновьев А.А., [http://bookscafe.net/read/zinovev_aleksandr-bez_illyuziy-202543.html#p16 «За что боролись, на то и напоролись», из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978.]</ref> }}


{{quote|«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?»  <ref> Панин Д.М., [http://dpanin.ru/node/191 К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.]</ref> }}
{{quote|«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?»  <ref> Панин Д.М., [http://dpanin.ru/node/191 К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.]</ref> }}

Версия от 17:19, 6 февраля 2017

Thief 64.jpgКопипаста
Статья содержит скопированные с других ресурсов фрагменты текста. Удалите их или тщательно перепишите своими словами. Уровень копипасты можно проверить вот здесь.


Ещё в школьные годы он понял, что сущность государственного механизма можно понять лишь познав суть его «клеточек»,- первичных производственных коллективов, свойственных именно данному типу государства. Он поступает в знаменитый МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), но вскоре за критические высказывания на комсомольском собрании его исключают из комсомола и института.

Он сумел бежать при переводе с Лубянки на конспиративную квартиру и скрылся от «всевидящих» органов, добровольно вступив в 1940 г. в армию, провоевав «от звонка до звонка» всю войну.

В 1946 г. он поступает на философский факультет МГУ, после окончания в аспирантуру. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию «Восхождение от абстрактного к конкретному (на примере «Капитала» К.Маркса)». За отступление от официальной трактовки темы диссертация была помещена в спецхран. Поставленная в диссертации задача-«Изучить этот процесс до мельчайших деталей на материале уже имеющихся образцов диалектического мышления, изобразить его в такой общей форме, чтобы он стал рабочим инструментом каждого исследователя» — представлялась крамольной.

Его направили на работу в Институт философии АН СССР, определив «от греха подальше», темой исследований математическую логику, считая её идеологически нейтральной. Но со свойственной ему проницательностью Александр Александрович находит, что и в этом «королевстве» не всё ладно. Математическая логика, внеся существенный прогресс в методы логических исследований, сместила внимание в аспект разработки формального аппарата, сам же предмет логики при этом не только не расширился, а в определённой степени деформировался. Следствием этого явилось возникновение новых логических парадоксов и тупиков.

В 1964 г. защищается докторская диссертация «Философские основания многозначной логики», в которой была предложена собственная логическая система, обеспечивающая более адекватное исследование эмпирических объектов, в том числе и социальных.

В 1971 г. выходит его книга «Логика науки», в которой был проделан анализ используемых в науке методов познания, в следующем году- «Логика физики».

Лишённый возможности объявить о создании своей социомеханики, в ней он, приведя в систему терминологию механики обычной, показал необратимость времени, бессмысленность утверждений об «искривлении пространства», «ускорении — замедлении» времени, и т.п. Эти положения, якобы вытекающих из общей теории относительности, на деле явились просто результатом логических ошибок при выводе следствий из выведенных в теории уравнений.

Идеологическое начальство с тревогой наблюдало за его «подкопы» под общепризнанные авторитеты и ждало повода для расправы. Таким поводом послужил отказ от исключения двух преподавателей возглавляемой им кафедры логики МГУ, занимавшихся диссидентской деятельностью. Его отстраняют от заведования кафедры и отдают на расправу «общественности». Не обременённые моралью коллеги с наслаждением исполняют команду «Фас!».

Оказавшись в изоляции, он публикует в 1976 г. в Швейцарии сатирический роман «Зияющие высоты».

И этот переход реально произошёл в СССР. Марксизм возник на основе социальных реалий середины 19 века, Маркс и Энгельс были ограничены возможностями мышления своего времени. Марксизм-ленинизм вошёл в нашу жизнь в сталинской интерпретации, в которой критики увидели вульгаризацию марксизма. Но, «занижая и вульгаризируя марксизм до логического предела сталинисты выщелушивали из него его рациональное зерно, единственно стоящее, что в нём было, а то, что они отбросили, оказалось простой словесной шелухой, пригодной лишь для словоблудия некоторых философов». Это было написано в его книге «Идеология партии будущего» (2003, с.66), о которой речь ниже.

Так он оценил происходящие в стране события в книге «Гибель русского коммунизма», вышедшей в 1993 г. в Италии и Испании.

Гибель «империи зла» отнюдь не послужила прогрессу человечества. В ряде книг («Запад», «Запад на пути к сверхобществу» и т.д.) он показывает, что многовековой процесс западной цивилизации породил могучего, но интеллектуально примитивного насильника, диктат которого может породить лишь катастрофические последствия: разрушение природной среды, моральную деградацию, массовые эпидемии и т.д.

Он мог обеспечить своей семье безбедное существование в Мюнхене, но, как истинный патриот, не мог оставаться в стороне от трагедии своего народа и, после возвращении ему гражданства, возвратился в конце 1999г. в Москву. Возобновив преподавательскую деятельность на кафедре этики МГУ и возглавляя Исследовательский центр Александра Зиновьева в МосГУ, он сочетает её с обширной публицистической и издательской деятельностью, стремясь довести до отечественного читателя почти 50 книг, изданных им за рубежом, а главное – завершает создание своей общей социологической теории, названной им «Логической социологией».

Одна из первых статей, опубликованных им после возвращения на родину, называлась «Вперед, на прорыв!»

Для реализации этой задачи он в 2000 г. издаёт в университетском издательстве книгу «Очерки комплексной логики», в которой подвел итог своих логических исследований, а в 2002 г. издательство «Социум» выпустило «Логическую социологию».


Художник или карикатурист

«В 1934 году Ленинскую комнату переименовали в Сталинскую комнату и, естественно, изменили ее задачу. Это была первая, а может быть, единственная в стране школьная Сталинская комната. Высшее начальство высоко оценило инициативу школы. На нее выделяли дополнительные средства. Так что художественно-оформительская деятельность стала в школе очень активной. Вовлекли в нее и меня, поскольку стало известно о моей склонности к рисованию. Но мое участие в этом деле чуть было не стало для меня катастрофой. Мне поручили нарисовать (вернее, перерисовать из журнала) портрет Сталина для стенной газеты. Я это сделал весьма старательно, но когда мое творчество увидали, то в школе возникла паника. Хотели было портрет уничтожить сразу, но о нем донесли директору и комсоргу школы. ... Меня спас руководитель рисовального кружка, сказав, что я прирожденный карикатурист, не сознающий еще своей способности воспринимать все в карикатурном виде. Меня простили. Вождей рисовать мне запретили. Меня включили в отдел сатиры и юмора стенной газеты. И я начал рисовать карикатуры и придумывать к ним подписи». [1]


Танкист или лётчик

«Войну я встретил на Украине, близко к старой границе. Начинал я службу в кавалерии на Дальнем Востоке, но затем пришлось поменять род войск. Мною заинтересовались в особом отделе, так как я проболтался одному своему другу о себе, а он донёс. Когда полк наш перебросили на Украину, мне удалось сбежать в танковый полк, скрыться теперь уже там.

Еще до начала войны вышел приказ о том, чтобы тех, кто имел среднее образование и был здоровым, отбирали в авиационные школы. Я прошел комиссию и должен был быть направлен в авиационную школу. Но началась война, я просто не успел перейти туда, и некоторое время мне приходилось участвовать в войне еще будучи на земле. Хотя полк был танковым, воевать на танках не пришлось.

В авиационную школу попал в конце 1941 года. В 1942 году у нас был перерыв в учебе. Многих курсантов временно отчислили и направили в наземные войны. Это было связано со Сталинградской битвой. Поскольку я до этого был танкистом, меня направили снова в танковые войска. Участвовал в операциях, но не в самом Сталинграде, а севернее.

Вернулся в авиационное училище вместе с уцелевшими. Окончил его в 1944 году. и уже остаток войны до конца был в различных штурмовых полках. Прошел Польшу, Германию,был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Закончил войну 11 мая 1945 года».[2]


Сталинист или антисталинист

«Когда она [книга «Нашей юности полёт»] вышла на Западе, многие критики сочли её защитой сталинизма. Тогда я в ответ на это говорил, что защищал не сталинизм, а истину о нём». [3]


Репрессии народа или над народом

«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». [4]
«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?» [5]

В коммунизм или в Россию

«Но если бы я знал, что Россия окажется в таком тяжелом положении, в каком она оказалась сейчас, я не то, что не стал бы писать, я не смог бы это писать. Не смог бы просто, понимаете? И много-много лет важнейшим стимулом моей литературной деятельности и деятельности как публициста было критическое отношение к дефектам советского образа жизни, это выступало на первый план. А если бы я знал, что, как я тогда уже, я, между прочим, эту формулу высказал еще в 1989 году, целились в коммунизм, а попали в Россию, если бы я знал, что смертельный удар этот будет нанесен не просто по коммунизму, а по России, ведь по существу во всем этом перевороте борьба против коммунизма послужила только поводом, а суть дела, сущность этой атаки была направлена именно против России, если бы я это знал, конечно, я строчки не смог бы написать чисто психологически». [6]


Провидец или глупец

«В 1978 году я был в США с лекциями. И вот как-то у меня спросили, где самое слабое звено в советской системе. Я ответил, что это КПСС, а в ней - партийный аппарат, а в нем - ЦК КПСС, а в нем - пост Генерального секретаря. Проведите своего человека на этот пост, и он вам в полгода развалит партию. А если партия развалится, то это же случится и с государством. В зале стоял хохот. Но не я выдумываю парадоксы». [7]


Коммунист или антикоммунист

«Взгляды я не менял в том смысле, как люди думают. Я просто не был никогда антикоммунистом, но я не был и апологетом коммунизма. Вернувшись, я не стал коммунистом, но и не стал и антикоммунистом. Просто изменилась сама реальность. Раньше и в доэмигрантские годы, и в годы эмиграции, основным объектом моей творческой деятельности было изучение советского общества и современного западного общества. Я это и делал. … А люди уже сами воспринимают результаты моего творчества по-своему. Представьте себе, за одну и ту же книгу, которая называлась «Коммунизм как реальность», в советские годы меня отнесли к антикоммунистам. Теперь за эту же самую книгу меня считают недобитым коммунистом. Понимаете, кто же тут изменился?» [8]


Примечания

  1. Зиновьев А.А., «Русская судьба. Исповедь отщепенца».
  2. Зиновьев А.А., интервью Гусейнову А. А., "О социологической публицистике Александра Зиновьева", "Знание. Понимание. Умение", № 2, 2005 [1]
  3. Зиновьев А.А., Предисловие к книге «Нашей юности полёт», М., Астрель, АСТ, 2010.
  4. Зиновьев А.А., «За что боролись, на то и напоролись», из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978.
  5. Панин Д.М., К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.
  6. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
  7. Зиновьев А.А., Интервью «Независимой газете» (ежемесячное приложение «Фигуры и лица», май 1998 года). [2]
  8. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.


См. также