Сухой Суперджет: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
мНет описания правки
Строка 4: Строка 4:
'''Сведения о проекте'''
'''Сведения о проекте'''


Российский самолёт Сухой Суперджет - региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого. Процесс создания самолёта в инициативном порядке в компании Сухой. Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х. Чему, как утверждают очевидцы, в наибольшей мере способствовал обход принимающих решение чиновников конструкторских бюро и оценка обстановки в них. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард был потрачен непосредственно на его проектирование, создание, сертификацию, остальное ушло на создание современного производства с нуля. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно. Государственная поддержка проекта сопоставима с затратами на ремонт Большого Театра (20 млрд руб).  
Российский самолёт Сухой Суперджет - региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого. Процесс создания самолёта начался в инициативном порядке в компании Сухой. Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х. Чему, как утверждают очевидцы, в наибольшей мере способствовал обход принимающих решение чиновников конструкторских бюро и оценка обстановки в них. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард был потрачен непосредственно на его проектирование, создание, сертификацию, остальное ушло на создание современного производства с нуля. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно. Государственная поддержка проекта сопоставима с затратами на ремонт Большого Театра (20 млрд руб).  
На настоящий момент подписаны твёрдые контракты на поставку 200 самолётов шестнадцати авиакомпаниям.  
На настоящий момент подписаны твёрдые контракты на поставку 200 самолётов шестнадцати авиакомпаниям.  


Строка 10: Строка 10:
'''Основные характеристики SSJ 100'''
'''Основные характеристики SSJ 100'''


Максимальная пассажировместимость - 105 мест (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название "Региональный", версия Long Range ( SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории "С" (крейсерская скорость - 830 км/ч, максимальная - 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу - 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57% из 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57%).
Максимальная пассажировместимость - 105 мест (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название "Региональный", версия Long Range ( SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории "С" (крейсерская скорость - 830 км/ч, максимальная - 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу - 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57% из всех 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57%).




Строка 27: Строка 27:




'''Особенности производства.'''
'''Особенности производства'''


Производство - наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация - часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона - на 3 площадках (Спектр Авиа, Чехия, Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка - на заводе в Комсомольске на Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта - российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем производство постепенно локализуется (например, в Кимрах построен завод, производящий систему кондиционирования воздуха для SSJ). На 2013 год доля иностранных комплектующих составила 59% (при этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты).
Производство - наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация - часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона - на 3 площадках (Ульяновский Спектр Авиа; Чехия; Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка - на заводе в Комсомольске на Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта - российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем постепенно локализуется. На 2013 год доля иностранных комплектующих составила 59%. При этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты.


Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР, не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-3 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Супреджет и проектируется, и производится "в цифре", что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.
Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР, не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-3 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Супреджет и проектируется, и производится "в цифре", что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.
Строка 37: Строка 37:




'''Отзывы пилотов и пассажиров.'''
'''Отзывы пилотов и пассажиров'''


Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т.н. режиме "прямого управления" (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник, а также высоту салона, ширину прохода и кресел. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет - самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры.
Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т.н. режиме "прямого управления" (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник, а также высоту салона, ширину прохода и кресел. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет - самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры. Среди зарубежных авиапутешественников SSJ считается редким типом самолёта, любители авиации специально покупают билеты Аэрофлота, чтобы сделать на нём перелёт в Москву.

Версия от 13:51, 15 января 2014

Сухой Суперджет 100 (SSJ 100, RRJ 100)


Сведения о проекте

Российский самолёт Сухой Суперджет - региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого. Процесс создания самолёта начался в инициативном порядке в компании Сухой. Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000-х. Чему, как утверждают очевидцы, в наибольшей мере способствовал обход принимающих решение чиновников конструкторских бюро и оценка обстановки в них. В разработку этого воздушного судна было вложено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард был потрачен непосредственно на его проектирование, создание, сертификацию, остальное ушло на создание современного производства с нуля. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно. Государственная поддержка проекта сопоставима с затратами на ремонт Большого Театра (20 млрд руб). На настоящий момент подписаны твёрдые контракты на поставку 200 самолётов шестнадцати авиакомпаниям.


Основные характеристики SSJ 100

Максимальная пассажировместимость - 105 мест (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название "Региональный", версия Long Range ( SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории "С" (крейсерская скорость - 830 км/ч, максимальная - 860 км/ч) самолёт может садиться на весьма короткую полосу - 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57% из всех 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57%).


Особенности разработки

Проект был инициирован как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов. Для консультации в управлении проектом были привлечены специалисты из Boeing, главная заслуга которых, по словам сотрудников Сухого - в том, что они научили работать по системе этапов (ворот, Gate).

Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи:

1) сделать региональный самолёт с уровнем комфорта, аналогичным А-320

2) самолёт максимально быстро должен пройти сертификацию в европейском EASA или американском FAA.


Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся характеристики планера - например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора (опасная "болезнь" Ту-154) самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.


Особенности производства

Производство - наисовременнейшее, строилось с нуля. Работает широкая кооперация - часть работ выполняется в Новосибирске, окраска, установка салона - на 3 площадках (Ульяновский Спектр Авиа; Чехия; Италия), в зависимости от заказчика, основная сборка - на заводе в Комсомольске на Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира (выбор иностранных производителей компонент был сделан в связи с необходимостью сертификации по EASA/FAA и с ограничением по срокам разработки самолёта - российским компаниями понадобилось бы дополнительно несколько лет, чтобы сделать авионику соответствующего уровня). Производство систем постепенно локализуется. На 2013 год доля иностранных комплектующих составила 59%. При этом российско-французские двигатели рассматриваются как иностранные компоненты.

Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР, не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-3 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Супреджет и проектируется, и производится "в цифре", что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станков.

Темпы производства неуклонно наращиваются. Так, первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 - 12 шт, в 2013 - 24. Всего было построено 48 самолётов, включая образцы, проходящие ресурсные и статические испытания.


Отзывы пилотов и пассажиров

Пилоты и пассажиры высоко оценивают самолёт. Пилотам нравится лёгкость в управлении, скорость набора высоты, послушность как в обычном режиме, так и в т.н. режиме "прямого управления" (Direct mode, когда многие ограничительные функции автоматики отключены). Пассажиры отмечают уникально большой объём багажных полок: в отличие от канадских и бразильских региональников, при пересадке на SSJ с Б-737 или А-320 нет необходимости складывать ручную кладь в отдельный багажник, а также высоту салона, ширину прохода и кресел. Наиболее комфортабельный вариант салона установлен в SSJ-100 компании Интерджет - самый большой шаг между креслами плюс экраны, в которых можно посмотреть вид с фронтальной видеокамеры. Среди зарубежных авиапутешественников SSJ считается редким типом самолёта, любители авиации специально покупают билеты Аэрофлота, чтобы сделать на нём перелёт в Москву.