Правовые основания воссоединения Крыма с Россией: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(/* Вопрос о легитимности отделения Крыма в свете Конституции Украины нерелевантен[https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%…)
Строка 47: Строка 47:
=== Вопрос о легитимности отделения Крыма в свете Конституции Украины нерелевантен в контексте реализации им права на самоопределение ===
=== Вопрос о легитимности отделения Крыма в свете Конституции Украины нерелевантен в контексте реализации им права на самоопределение ===
'''Релевантность''' - оценка степени соответствия и степени практической применимости результата, т.е. адекватность.
'''Релевантность''' - оценка степени соответствия и степени практической применимости результата, т.е. адекватность.
Процессы образования государства и его вхождения в состав другого государства регламентируются '''международным правом''', а не внутренним законодательством. Как известно. нарушение внутреннего законодательства государства не влечет за собой нарушения международного права.
Процессы образования государства и его вхождения в состав другого государства регламентируются '''международным правом''', а не внутренним законодательством. Как известно. нарушение внутреннего законодательства государства не влечет за собой нарушения международного права.
Так в Меморандуме США от 17 апреля 2009 года<ref>[http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15640.pdf Текст документа на английском языке]</ref>, представленном в '''Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово''', отмечается следующее:
Так в Меморандуме США от 17 апреля 2009 года<ref>[http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15640.pdf Текст документа на английском языке]</ref>, представленном в '''Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово''', отмечается следующее:

Версия от 23:44, 7 октября 2015

«Народное» восстание на Украине

Подобная реализация права народа Крыма на самоопределение является законной с точки зрения международного права — особенно на фоне узурпации власти на Украине при поддержке националистов и спонсировании оного извне. Переворот привел к разгулу национал-радикальных элементов на Украине, которые оказывали воздействие на власть в своих интересах. Это неизбежно привело к игнорированию интересов несогласных с переворотом граждан Украины. Позиция России по Крыму основана на международном праве и в полной мере ему соответствует. Ниже будут приведены основные аргументы.

Основные пункты позиции России

Соотношение принципов территориальной целостности и права на самоопределение

Право народов на самоопределение закреплено в следующих международных положениях:

  • Устав Организации Объединенных Наций, статья 1[1];
  • Пакт о гражданских и политических правах, статья 1[2]. Принят в декабре 1966 года для закрепления и развития положений Устава ООН;
  • Пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 1[3]. Принят в декабре 1966 года для закрепления и развития положений Устава ООН;
  • Декларация 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций[4]. В разделе Принцип равноправия и самоопределения народов данной декларации написано следующее:
«Cоздание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение»

Право на самоопределение неоднократно подтверждалось и путем прецедентов. К таковым можно отнести уже упомянутую Декларацию 1970 года, а также Декларацию 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам[5] и многие решения Международного суда и Комитета по правам человека.

Наряду с правом на самоопределение важнейшей частью международного права является принцип суверенного равенства, включающий в себя неприкосновенность территориальной целостности и политической независимости государств. И право и принцип отстаиваются Декларацией 1970 года у которой существует следующее положение:

«При истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов. Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться как наносящее ущерб каким-либо образом положениям Устава или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в настоящей Декларации»

Декларация подтверждает территориальную целостность государств при условии соблюдения принципов равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительство, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Данный принцип был подтвержден в Венской Декларации Всемирной конференции ООН по правам человека 1993 года[6].

Заявления о том, что принцип территориальной целостности государства исключает реализацию права на самоопределение в форме отделения не подтверждаются практикой. Как известно, в 1945 году было всего 55 государств-членов Организации Объединенных Наций, в настоящее время их 193. Большинство из этих государств образовалось путем реализации права на самоопределение. Последним примером реализации этого права является отделение Южного Судана в 2011 году. Но, как правило, на практике право на самоопределение стараются реализовать в рамках существующих государств, в частности при помощи достижения автономии. Осуществление же права на самоопределение (согласно решению Верховного Суда Канады по делу «Выход Квебека») может иметь место в трех случаях:

  • Борьба колонии за независимость;
  • Иностранная оккупация;
  • «Наиболее опасные ситуации».

При этом следует иметь ввиду, что на практике право на самоопределение в форме отделения трактуется более широко. В качестве примера можно вспомнить принятие в 1991 году Европейским Союзом новых принципов по признанию новых государств в Восточной Европе и СССР (в частности Украины), суть которых:

  • Право народов на самоопределение есть основание для признания новых государств.
  • Критерии признания не содержат ссылок на наличие экстремальных ситуаций, делающих существование народов в рамках единого государства невозможным, а также на необходимость соблюдения каких-либо норм Конституции.

Поэтому тезис о том, что право на самоопределение в форме отделения существует только в колониальном контексте, также не выдерживает проверку практикой. В 1990-е годы на территории Восточной Европы и СССР образовался целый ряд государств, одним из которых является Украина. Никто не оспаривал право народов Восточной Европы на самоопределение, а страны ЕС подтвердили его применимость в этом контексте в упомянутой декларации о руководящих принципах по признанию новых государств в Восточной Европе и Советском союзе. Это право было закреплено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года — документе ориентированном, прежде всего, на Европу. Международный Суд в Консультативном заключении по Косово также не сформулировал ограничений, связанных с провозглашением независимости вне колониального контекста.

Что же касается Крыма, то его положение в феврале 2014 года можно охарактеризовать как опасное по причине невозможности реализации права на самоопределение:

  • На Украине произошел государственный переворот при поддержке из вне;
  • Новая власть не представляла интересов всего народа Украины и не собиралась;
  • По Украине прокатилась война убийств, массовых расправ, пыток, похищений людей, нападений на журналистов и правозащитников, заключение в тюрьму по политическим мотивам, вопиющих инцидентов с явно расистским, в том числе антирусским и антисемитским подтекстом, которые чинились по приказу или с молчаливого согласия властей в Киеве.

В этих условиях 17 марта 2014 года Верховный Совет Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народа Крыма в ходе референдума, состоявшегося 16 марта, принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом. 18 марта Республика Крым заключила международный договор с Россией о вхождении в ее состав на правах субъекта федерации. В этом плане примечательно что сама Украина в 1991 году использовала как основание для провозглашение независимости угрозу переворота в СССР в августе 1991 года. Стоит вспомнить, что осуществление Крымом права на самоопределение Киев саботировал еще в 1990-е годы. Ниже изложена хронология процесса изменение статуса Крыма со статуса независимого государства в составе Украины на статус автономной республики как территориальной единицы государства Украина:

  • 20 января 1991 года. В Крымской области Украинской ССР прошел референдум, на который был вынесен следующий вопрос «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». При явке в 81,37 % (1,44 млн чел.) положительно проголосовали 93,26 % или 1,34 млн чел. В списки на голосование были внесены 1,77 млн чел. из всего населения Крымской области.
  • 12 февраля 1991 года. На основании результатов референдума в Крымской области было принято постановление Верховного Совета УССР о восстановлении Крымской АССР в составе УССР, который вступил в силу со дня опубликования.
  • 19 июня 1991 года. В Конституцию УССР 1978 года внесено упоминание о восстановлении Крымской автономии.
  • 21 августа 1991 года. Верховный совет УССР принял Акт о провозглашении независимости Украины, мотивируя это угрозой, которую нес государственный переворот в СССР 19-21 августа. Акт содержал постановление о проведении Всеукраинского референдума.
  • 4 сентября 1991 года. Верховный Совет Крымской АССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Крыма.
  • 1 декабря 1991 года. Проведение Всеукраинского референдума. Участие Крымской АССР в нем нарушало 3 статью Закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР» (принят в 1990 году), согласно которой в Крымской АССР должен быть проведен отдельный референдум о членстве в СССР или выходящей республике — УССР.
  • 6 мая 1992 года. Принятие Конституции Республики Крым.
  • 20 мая 1994 года. Принятие закона Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» на 1 сессии 1 созыва Верховного Совета Республики Крым.
  • 21 сентября 1994 года. Верховная Рада Украины переименовала Республику Крым в Автономную Республику Крым (АРК)
  • 17 марта 1995 года. По решению Президента Украины Леонида Кучмы была отменена Конституция 1992 года, а также ряд законов о выборах президента Республики Крым и закон от 20 мая 1994 года.

Вопрос о легитимности отделения Крыма в свете Конституции Украины нерелевантен в контексте реализации им права на самоопределение

Релевантность - оценка степени соответствия и степени практической применимости результата, т.е. адекватность.

Процессы образования государства и его вхождения в состав другого государства регламентируются международным правом, а не внутренним законодательством. Как известно. нарушение внутреннего законодательства государства не влечет за собой нарушения международного права. Так в Меморандуме США от 17 апреля 2009 года[7], представленном в Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово, отмечается следующее: Шаблон:Quate

Сам Международный Суд согласился с этим подходом и при анализе соответствия международному праву декларации о независимости Косово даже не стал исследовать вопрос о действительности этой декларации в свете Конституции Сербии или Конституции СФРЮ. В связи с этим интересен следующий вывод Суда: Шаблон:Quate То есть получается, что при исследовании соответствия Декларации независимости Косово[8] международному праву даже не поднимался вопрос о действительности декларации в свете Конституции Сербии[9] или даже Конституции СФРЮ[10]. Таким образом, вопрос соответствия процесса отделения Крыма нормам Конституции Украины не является неправомерным с точки зрения международного права. Следовательно, чтобы провозглашение независимости Крыма и связанный с этим процесс в форме всенародного референдума считался недействительным или неправомерным следует определить наличие специфического запрета на такие действия в международном праве. Как следует из выше упомянутого решения Международного суда «общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости». Подробнее об этих решениях - здесь[11]

В случае оценки правомерности выхода Крыма из состава Украины с т.з. Конституции Украины стоит отметить другой вывод Международного Суда по Косово. Так суд рассмотрел не противоречит ли Декларация о независимости Косово конституционным рамкам и распоряжениям [1], действующей как администрация края. Суд рассматривал их потому что считал их за международное право. Хотя эти положения скорее играли роль норм, регулирующих внутреннее устройство и деятельность органов управления. Небезынтересен следующий вывод, сделанный Международным суда ООН после анализа соответствия декларации о независимости Косово Конституционным рамкам МООНК: Шаблон:Quate Таким образом, Суд признал, что лица, провозглашавшие независимость Косово, действовали вне рамок временной администрации, а значит, их действия не регулировались Конституционными рамками МООНК.

Данный вывод Международного суда ООН полностью применим к провозглашению независимости Крыма. При провозглашении независимости депутаты Верховного Совета действовали как выразители воли народа Крыма, поскольку сама Декларация о независимости Республики Крым была принята под условием согласия народа Крыма, которое было свободно выражено в ходе референдума, который решал вопрос его дальнейшего статуса по нормам демократии. Данный процесс не регулируется Конституцией Украины. Кроме того, «новые киевские власти» своими незаконными действиями разрушили конституционный порядок, существовавший на Украине до февраля с.г. Легитимный Президент Украины В.Ф.Янукович был отстранен от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения Верховной Рады Украины, принятого вразрез с применимыми положениями Конституции об импичменте Президента. Неконституционным образом были смещены и пять судей Конституционного Суда Украины, включая его председателя. Исходя из этого, «киевские власти» не имеют право одновременно грубо попирать положения основного закона своей страны и выступать в качестве его поборников, защищая свою позицию о нелегитимности референдума в Крыму с точки зрения Конституции Украины.

Примечания