Правовые основания воссоединения Крыма с Россией

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Народное» восстание на Украине

Подобная реализация права народа Крыма на самоопределение является законной с точки зрения международного права — особенно на фоне узурпации власти на Украине при поддержке националистов и спонсировании оного извне. Переворот привел к разгулу национал-радикальных элементов на Украине, которые оказывали воздействие на власть в своих интересах. Это неизбежно привело к игнорированию интересов несогласных с переворотом граждан Украины. Позиция России по Крыму основана на международном праве и в полной мере ему соответствует. Ниже будут приведены основные аргументы.

Основные пункты позиции России

Соотношение принципов территориальной целостности и права на самоопределение

Право народов на самоопределение закреплено в следующих международных положениях:

  • Устав Организации Объединенных Наций, статья 1[1];
  • Пакт о гражданских и политических правах, статья 1[2]. Принят в декабре 1966 года для закрепления и развития положений Устава ООН;
  • Пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 1[3]. Принят в декабре 1966 года для закрепления и развития положений Устава ООН;
  • Декларация 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН[4].
«Cоздание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение» - из раздела Принцип равноправия и самоопределения народов Декларации 1970 года

Право на самоопределение неоднократно подтверждалось и путем прецедентов. К таковым можно отнести уже упомянутую Декларацию 1970 года, а также Декларацию 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам[5] и многие решения Международного суда и Комитета по правам человека.

Наряду с правом на самоопределение важнейшей частью международного права является принцип суверенного равенства, включающий в себя неприкосновенность территориальной целостности и политической независимости государств. И право и принцип отстаиваются Декларацией 1970 года у которой существует следующее положение:

«При истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов. Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться как наносящее ущерб каким-либо образом положениям Устава или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в настоящей Декларации»

Декларация подтверждает территориальную целостность государств при условии соблюдения принципов равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительство, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Данный принцип был подтвержден в Венской Декларации Всемирной конференции ООН по правам человека 1993 года[6].

Заявления о том, что принцип территориальной целостности государства исключает реализацию права на самоопределение в форме отделения не подтверждаются практикой. Как известно, в 1945 году было всего 55 государств-членов Организации Объединенных Наций, в настоящее время их 193. Большинство из этих государств образовалось путем реализации права на самоопределение. Последним примером реализации этого права является отделение Южного Судана в 2011 году. Но, как правило, на практике право на самоопределение стараются реализовать в рамках существующих государств, в частности при помощи достижения автономии. Осуществление же права на самоопределение (согласно решению Верховного Суда Канады по делу «Выход Квебека») может иметь место в трех случаях:

  • Борьба колонии за независимость;
  • Иностранная оккупация;
  • «Наиболее опасные ситуации».

При этом следует иметь ввиду, что на практике право на самоопределение в форме отделения трактуется более широко. В качестве примера можно вспомнить принятие в 1991 году Европейским Союзом новых принципов по признанию новых государств в Восточной Европе и СССР (в частности Украины), суть которых:

  • Право народов на самоопределение есть основание для признания новых государств.
  • Критерии признания не содержат ссылок на наличие экстремальных ситуаций, делающих существование народов в рамках единого государства невозможным, а также на необходимость соблюдения каких-либо норм Конституции.

Поэтому тезис о том, что право на самоопределение в форме отделения существует только в колониальном контексте, также не выдерживает проверку практикой. В 1990-е годы на территории Восточной Европы и СССР образовался целый ряд государств, одним из которых является Украина. Никто не оспаривал право народов Восточной Европы на самоопределение, а страны ЕС подтвердили его применимость в этом контексте в упомянутой декларации о руководящих принципах по признанию новых государств в Восточной Европе и Советском союзе. Это право было закреплено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года — документе ориентированном, прежде всего, на Европу. Международный Суд в Консультативном заключении по Косово также не сформулировал ограничений, связанных с провозглашением независимости вне колониального контекста.

Что же касается Крыма, то его положение в феврале 2014 года можно охарактеризовать как опасное по причине невозможности реализации права на самоопределение:

  • На Украине произошел государственный переворот при поддержке из вне;
  • Новая власть не представляла интересов всего народа Украины и не собиралась;
  • По Украине прокатилась война убийств, массовых расправ, пыток, похищений людей, нападений на журналистов и правозащитников, заключение в тюрьму по политическим мотивам, вопиющих инцидентов с явно расистским, в том числе антирусским и антисемитским подтекстом, которые чинились по приказу или с молчаливого согласия властей в Киеве.

В этих условиях 17 марта 2014 года Верховный Совет Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народа Крыма в ходе референдума, состоявшегося 16 марта, принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом. 18 марта Республика Крым заключила международный договор с Россией о вхождении в ее состав на правах субъекта федерации. В этом плане примечательно что сама Украина в 1991 году использовала как основание для провозглашение независимости угрозу переворота в СССР в августе 1991 года. Стоит вспомнить, что осуществление Крымом права на самоопределение Киев саботировал еще в 1990-е годы. Ниже изложена хронология процесса изменение статуса Крыма со статуса независимого государства в составе Украины на статус автономной республики как территориальной единицы государства Украина:

  • 20 января 1991 года. В Крымской области Украинской ССР прошел референдум, на который был вынесен следующий вопрос «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». При явке в 81,37 % (1,44 млн чел.) положительно проголосовали 93,26 % или 1,34 млн чел. В списки на голосование были внесены 1,77 млн чел. из всего населения Крымской области.
  • 12 февраля 1991 года. На основании результатов референдума в Крымской области было принято постановление Верховного Совета УССР о восстановлении Крымской АССР в составе УССР, который вступил в силу со дня опубликования.
  • 19 июня 1991 года. В Конституцию УССР 1978 года внесено упоминание о восстановлении Крымской автономии.
  • 21 августа 1991 года. Верховный совет УССР принял Акт о провозглашении независимости Украины, мотивируя это угрозой, которую нес государственный переворот в СССР 19-21 августа. Акт содержал постановление о проведении Всеукраинского референдума.
  • 4 сентября 1991 года. Верховный Совет Крымской АССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Крыма.
  • 1 декабря 1991 года. Проведение Всеукраинского референдума. Участие Крымской АССР в нем нарушало 3 статью Закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР» (принят в 1990 году), согласно которой в Крымской АССР должен быть проведен отдельный референдум о членстве в СССР или выходящей республике — УССР.
  • 6 мая 1992 года. Принятие Конституции Республики Крым.
  • 20 мая 1994 года. Принятие закона Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» на 1 сессии 1 созыва Верховного Совета Республики Крым.
  • 21 сентября 1994 года. Верховная Рада Украины переименовала Республику Крым в Автономную Республику Крым (АРК)
  • 17 марта 1995 года. По решению Президента Украины Леонида Кучмы была отменена Конституция 1992 года, а также ряд законов о выборах президента Республики Крым и закон от 20 мая 1994 года.

Вопрос о легитимности отделения Крыма в свете Конституции Украины нерелевантен в контексте реализации им права на самоопределение

Релевантность - оценка степени соответствия и степени практической применимости результата, т.е. адекватность.

Процессы образования государства и его вхождения в состав другого государства регламентируются международным правом, а не внутренним законодательством. Как известно. нарушение внутреннего законодательства государства не влечет за собой нарушения международного права. Так в Меморандуме США от 17 апреля 2009 года[7], представленном в Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово, отмечается следующее: Шаблон:Quate

Сам Международный Суд согласился с этим подходом и при анализе соответствия международному праву декларации о независимости Косово даже не стал исследовать вопрос о действительности этой декларации в свете Конституции Сербии или Конституции СФРЮ. В связи с этим интересен следующий вывод Суда: Шаблон:Quate То есть получается, что при исследовании соответствия Декларации независимости Косово[8] международному праву даже не поднимался вопрос о действительности декларации в свете Конституции Сербии[9] или даже Конституции СФРЮ[10]. Таким образом, вопрос соответствия процесса отделения Крыма нормам Конституции Украины не является неправомерным с точки зрения международного права. Следовательно, чтобы провозглашение независимости Крыма и связанный с этим процесс в форме всенародного референдума считался недействительным или неправомерным следует определить наличие специфического запрета на такие действия в международном праве. Как следует из выше упомянутого решения Международного суда «общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости». Подробнее об этих решениях - здесь[11]

В случае оценки правомерности выхода Крыма из состава Украины с т.з. Конституции Украины стоит отметить другой вывод Международного Суда по Косово. Так суд рассмотрел не противоречит ли Декларация о независимости Косово конституционным рамкам и распоряжениям [1], действующей как администрация края. Суд рассматривал их потому что считал их за международное право. Хотя эти положения скорее играли роль норм, регулирующих внутреннее устройство и деятельность органов управления. Небезынтересен следующий вывод, сделанный Международным суда ООН после анализа соответствия декларации о независимости Косово Конституционным рамкам МООНК: Шаблон:Quate Таким образом, Суд признал, что лица, провозглашавшие независимость Косово, действовали вне рамок временной администрации, а значит, их действия не регулировались Конституционными рамками МООНК.

Данный вывод Международного суда ООН применим к провозглашению независимости Крыма в полной мере. При провозглашении независимости депутаты Верховного Совета действовали как выразители воли народа Крыма, поскольку сама Декларация о независимости Республики Крым была принята под условием согласия народа Крыма, которое было свободно выражено в ходе референдума, который решал вопрос его дальнейшего статуса по нормам демократии. Данный процесс не может регулироваться Конституцией Украины. Кроме того, «новые киевские власти» своими незаконными действиями разрушили конституционный порядок, существовавший на Украине до 22 февраля 2014 года. Легитимный Президент Украины В.Ф.Янукович был отстранен от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения Верховной Рады Украины, принятого вразрез с применимыми положениями Конституции об импичменте Президента. Неконституционным образом были смещены и пять судей Конституционного Суда Украины, включая его председателя. Исходя из этого, «киевские власти» не имеют право одновременно грубо попирать положения основного закона своей страны и выступать в качестве его поборников, защищая свою позицию о незаконности референдума в Крыму с точки зрения Конституции Украины.

У Крыма значительно больше международно-правовых оснований для отделения, чем у Косово

Мнение крымчан о референдуме.

Целый ряд государств[12], не признающих референдума в Крыму и его вхождения в состав России, отстаивали в Международном Суде законность односторонней Декларации о независимости Косово, принятой вопреки положениям Конституции Сербии.

«В целом [международное право] не запрещает выход или отделение и не гарантирует целостность предшествующего государства от внутренних движений, ведущих к разделению или независимости поддержанной соответствующими народами» - из Меморандума Великобритании в МООНК

В этом контексте также имеет смысл провести ряд сравнений ситуации вокруг Косово и в Крыму:

  • На момент отделения Косово в Сербии была легитимная и свободно избираемая власть, которая выражала готовность переговоров с руководством края по поводу предоставления оному широких полномочий с особым статусом. Плюс никто не ограничивал право на самоопределение косоваров на момент провозглашения независимости. В отношении Крыма такого сказать нельзя. В течении почти 20 лет происходил процесс понижения статуса в составе Украине, в частности, путем отмены его Конституции. В условиях антиконституционной смены власти в Киеве и последовавшей за ней волны национализма и радикализма существовала угроза того, что народ Крыма полностью лишится своих прав, гарантированных основополагающими документами в области защиты прав человека;
  • Декларация о независимости Косово была принята временными институтами без учета мнения всего населения края, что привело к попыткам сербского населения Косово провозгласить самостоятельность от Косово. Решение о независимости Крыма было принято на всенародном референдуме в присутствии международных наблюдателей. Результаты говорят сами за себя.
  • Предыстория самоопределения Косово – это во многом многолетняя целенаправленная политика западных стран по поощрению сепаратизма среди албанского населения Косово, сопровождаемая «гуманитарными» бомбардировками Белграда и грубыми нарушениями этими странами международного права. В Крыму Россия не вмешивалась в процесс волеизъявления и приняла бы любой их выбор - как Великобритания приняла выбрал выбор шотландцев на референдуме в сентябре 2014 года.

Ситуация со статусом Крыма имеет аналогии с другими политико-правовыми прецедентами, что опровергает тезис о ее беспрецедентности

В этом контексте особенно интересны ситуации, связанные с предоставлением острову Майотта статуса заморского департамента Франции и статусом Фольклендских (Мальвинских) островов.

  • Остров Майотта
    • 1972 год – территория Коморских островов включена в список территорий, на которые распространяется действие Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам по решению Специального Комитета по деколонизации.
    • 15 июня 1973 года – подписание соглашения между правительствами Франции и Коморских островов о предоставлении им [островам] независимости. На данный момент они обладали широкой автономией как заморская территория Франции.
    • 24 ноября 1974 года - принятие закона о проведении единого для Коморских острово референдума по вопросу о незавивимости. Более 95% проголосовших высказались за независимость архепелага. Спустя 8 месяцев председатель Государственного Совета Коморских островов Ахмед Абдаллах провозгласил в одностороннем порядке независимую Республику Коморские острова (далее РКО). Результаты голосования по отдельным островам были сильно различны. Если на островах Гранд-Комор, Анжуан и Мохели за независимость проголосовало 99,9%, то на Майотте большинство населения (63%) высказались против отделения.несмотря на средний высокий показатель проголосовавших за независимость Коморских островов, результаты голосования по отдельным островам сильно различались: в отличие от островов Гранд-Комор, Анжуан и Мохели, где показатель проголосовавших за независимость достиг 99,9 %, большинство участвовавших в голосовании на референдуме на о. Майотта высказались против отделения от Франции (63 %).
    • 9 июня 1975 года - через 3 дня после провозглашения РКО Франция, учитывая результаты референдума провозгласила сецессию островов Гранд-Комор, Анжуан и Мохели. Острову Майотта было предоставлено конституционное право самостоятельно решить вопрос об отделении.
    • 17 октября 1975 года - голосование за принятие Резолюции №375 Совета Безопасности по вопросу принятия РКО в ООН. Спустя месяц Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о включении РКО в ООН, подтвердив необходимость уважения единства и территориальной целостности Коморского архипелага, а именно островов Анжуан, Гранд-Комор, Мохели и Майотта.
    • 8 февраля 1976 года - Франция заблокировала резолюцию Совета Безопасности, призванную отменить проведение референдума на острове Майотта по вопросу о самоопределении, проведя 8 февраля на острове Майотта был проведен референдум по вопросу членства Майотты в составе Коморского архипелага. Почти 99% респондентов проголосовали против оставления в составе архипелага. Спустя 2 месяца прошел референдум о правовом статусе острова Майотта в составе Французской Республики.
    • 21 октября 1976 года - резолюция Генеральной Ассомблеи ООН о непризнании референдумов 1976 года, ссылаясь на Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам:
«Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН» - пункт 6 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам

В ответ Франция указала, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер и не содержит юридически обязательных положений. В течении 28 лет (до 1994 года) Генеральная Ассамблея приняла в рамках повестки дня «Вопрос Коморского острова Майотта» ряд резолюций, осуждающих французское присутствие на острове Майотта. С 1995 года данный вопрос более не поднимался.

    • 2009 год - по результатам референдума о. Майотта был наделен статусом заморского департамента Франции.
  • Фольклендские острова

Спор по поводу территориальной принадлежности архипелага между Аргентиной и Великобританией, захватившей острова в 1833 года, продолжается до сих пор. Март 2013 года - проведение британскими властями референдума на территории архипелага. Вопрос на референдуме был сформулирован следующим: «Хотите ли вы сохранения действующего статуса Фолклендских островов как заморской территории Великобритании?». Явка составила около 90% от взрослого населения. Результаты были необычайно красноречивыми - только на 3 бюллютенях был почен пункт «Нет».

«Я думаю самое главное в полученном результате (голосования), это то, что мы верим в самоопределение, жители Фолклендских островов ясно высказались о своем будущем, и теперь страны по всему миру, я надеюсь, будут уважать этот очень ясный результат» - Дэвид Кэмирон, премьер-министр Великобритании об итогах референдума марта 2013 года

В ответ на непризнание результатов референдума Аргентиной, Премьер-министр Великобритании обвинил Аргентину в колониализме.

Примечания