Русский мир: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 35: Строка 35:


'''1915 год''' — в ходе Первой мировой войны эвакуировано почти всё русское население Привислянского края (нынешней Польши), что создало благоприятную обстановку для местных националистов, которые вскоре стали активно притеснять православных, отбирая храмы, а в Варшаве был снесён монументальный Александро-Невский собор.
'''1915 год''' — в ходе Первой мировой войны эвакуировано почти всё русское население Привислянского края (нынешней Польши), что создало благоприятную обстановку для местных националистов, которые вскоре стали активно притеснять православных, отбирая храмы, а в Варшаве был снесён монументальный Александро-Невский собор.
'''25-26 декабря 1991 года''' — в результате ликвидации (распада) СССР русские стали разделенным народом.


'''18 марта 2014 года''' — подписанием договора о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией начат процесс полного воссоединения частей Русского мира.
'''18 марта 2014 года''' — подписанием договора о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией начат процесс полного воссоединения частей Русского мира.

Версия от 11:59, 2 января 2015

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngНазначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только - стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.Rightquotes.png
Фёдор Достоевский[1]
 
Leftquotes.pngДаже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…Rightquotes.png
Отто фон Бисмарк[2]

Русский мир (Русь) — цивилизационная надгосударственная общность, связанная русской в широком смысле слова культурой, подразумевающей взгляд на Человечество, как на большую семью, но с пониманием того, что реально осознаёт себя этой семьёй только Россия и Русский мир. По понятным причинам распространение русского мира примерно совпадают с границами распространения русского языка, который, безусловно, является частью русской культуры. При этом хотя ядро русских ценностей сформировано Православием, их миролюбивость привела к тому, что множество мусульман, иудеев и представителей других религий также относят себя к Русскому миру.

История

988 год — до Крещения Руси в 988 году нашу страну населяли даже не народы, а племенные союзы славянского, финно-угорского, тюркского, а также, вероятно, скандинавского и балтского происхождения, объединённые большей частью налоговой зависимостью и существенно различавшиеся, помимо всего прочего, даже религиозными воззрениями. Именно начиная с Крещения процесс объединения страны в единую нацию, однако полностью этот путь в то время пройден так и не был, так как феодальная раздробленность вскоре породила новые внутренние разделительные линии. Тем не менее, именно в это время сформировалась значительная часть Русского мира от попавшей на тысячу лет под венгерское управление Подкарпатской Руси до Центральной России и Новгородской земли.

1238—1240 года — следующим этапом в становлении Русского мира стало Ордынское нашествие и последующее Иго, в ходе которых окончательно забылись древние племенные отношения. К сожалению, одновременно с этим окрестности Киева практически обезлюдели, в результате чего западнорусские земли вскоре подверглись завоеванию языческой по началу Литвой и католическими Венгрией и Польшей, которые по началу не слишком успешно пытались склонить население к переходу в католичество.

15 августа 1327 года — на праздник Успения Пресвятой Богородицы (ныне 28 августа по новому стилю) в Московском кремле освещается каменный Успенский собор, в котором завещал похоронить себя умерший несколько ранее митрополит всея Руси Пётр, ранее перенесший в Москву митрополичью кафедру и пророчествовавший о возвышении Москвы в этом случае. В тот же день в Твери вспыхивает восстание, закончившееся убийством близкого родственника хана Золотой Орды Узбека, в результате чего Великое Княжение окончательно уходит в руки московских князей, ещё со времён Даниила Московского в среднем в заметно большей степени заботившихся о духовной стороне дела. Мудрый Иван Калита сумел сделать так, что для подвластных ему земель Иго закончилось.

8 сентября 1380 года — в результате судьбоносной в цивилизационном плане Куликовской битвы, как считает большинство историков, фактически родилась современная российская идентичность. Впервые выставленное совместное войско под единым командованием позволило достичь настолько ощутимого результата, а общие потери настолько сблизили сражавшихся, что, по выражению историка Льва Гумилёва «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские».[3]

1387 год — вскоре после Куликовской битвы под давлением Запада к находящемуся на грани распада, но агрессивному по отношению к Православию Католическому миру присоединилась и Литва. Однако в те же 1380-е в Европе началось движение, позднее, в начале 1500-х приведшее к Реформации, в результате чего в граничащих с Россией Литве, Ливонском Ордене и Швеции тоже было не всё в порядке.

1425—1453 года — последняя гражданская война в России из-за престолонаследия окончательно отбивает охоту у населения поддерживать узурпаторов из числа удельных князей.

1480 год — Отчасти благодаря разладу как в Европе, так и в Орде в 1480 году Россия стала полностью независимой от Орды. Однако следует иметь в виду, что население страны по-прежнему оставалось многонациональным и, отчасти, многоконфессиональным — на Руси было и управлявшееся потомками Чингисхана Касимовское ханство, и многочисленные «свои поганые» — ещё не крещённые к тому времени народы Севера и Поволжья.

16 января 1547 года — с венчанием первого русского Царя Всея Руси — Ивана IV Грозного на царство Россия фактически официально заявила о претензии на лидерство в цивилизационном проекте объединения Русского мира. Для того времени это был очень важный шаг — не зря его поначалу даже держали в секрете, а признание царского титула растянулось на десятилетия по тем же причинам по которым Русский мир не хотят признавать многие современные враги России.

2 октября 1552 года — очередная осада Казани привела не только к падению города и избавлению страны от угрозы существенных набегов с востока. Казанское ханство, населённое преимущественно мусульманами, стало равноправной частью России и татарские князья (бывшие «сироты казанские») стали полноправной частью государственной элиты.

4 ноября 1612 года — К началу XVII века Русь уже поглотила основную часть бывшей Орды, продвигаясь по Волге и отбиваясь за укреплёнными линиями от угрозы набегов из Крыма и Кавказа, где части бывшей Орды оказались вассалами Турции. Присоединённые к России в XVI веке народы Поволжья уже в Смутное время показали себя настоящей частью Русского мира, активно участвуя в изгнании интервентов из страны, вследствие чего день победы ополчения Минина и Пожарского ныне отмечается в России как День народного единства.

8 (18) января 1654 года — Переяславская Рада принимает решение о воссоединении Гетманщины с Россией.

16 (27) октября 1700 года — умирает Патриарх Московский и Всея Руси Адриан, после чего в угоду сиюминутным политическим интересам Пётр I запрещает выборы нового Патриарха, а в 1721 году вместо него создаёт гражданский коллективный орган церковного управления — Синод, что впоследствии, вероятно, стало одной из глубинных причин революций 1917 года.

22 октября (2 ноября) 1721 года — Пётр I принимает от Сината и Синода титул Императора Всероссийского, что указывало на то, что Россия претендует на если не на мировое господство, то на роль центра отдельного мира-цивилизации. Дело в том, что ещё несколькими веками ранее — до Реформации 1500-х гг. в Европе была ещё жива, хоть и не поддерживалась папством, концепция Империи как единого государства всех христиан, которое со временем должно было распространиться на весь мир, а к 1721 году установившийся в Европе плюрализм религий привёл к тому, что империй стало много.

1915 год — в ходе Первой мировой войны эвакуировано почти всё русское население Привислянского края (нынешней Польши), что создало благоприятную обстановку для местных националистов, которые вскоре стали активно притеснять православных, отбирая храмы, а в Варшаве был снесён монументальный Александро-Невский собор.

25-26 декабря 1991 года — в результате ликвидации (распада) СССР русские стали разделенным народом.

18 марта 2014 года — подписанием договора о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией начат процесс полного воссоединения частей Русского мира.

Современный состав Русского мира

Состав по странам

Целиком и практически безоговорочно в Русский мир на данный фактически входят Россия и частично признанные страны, формальное воссоединение которых с Россией задерживается только в силу внешнеполитических осложнений, а соответствующие референдумы, аналогичные Крымскому, давным-давно проведены. К таковым можно отнести:

  • Россия
  • Южная Осетия
  • Приднестровье

Условно туда же можно отнести и сражающиеся республики Новороссии, в которых соответствующего референдума не проводилось, но зато проводятся мероприятия по унификации законодательства и образования с Россией:

К близким России, но не готовым на полную интеграцию, относятся следующие страны:

  • Беларусь
  • Абхазия
  • Армения
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Таджикистан
  • Сербия
  • Афганистан

Страны со в целом отрицательно настроенным к Русскому миру руководством, но имеющие заметную часть населения, явно к нему относящегося:

Связаны с Русским миром только наличием большого числа носителей русского языка, но, в массе своей, не русской культуры следующие в целом не слишком дружественные Русскому миру страны:

  • Грузия — имеет почти полностью православное население, однако полностью сосредоточенное на собственной исключительности, как и на Западной Украине.
  • Литва
  • Польша
  • Финляндия

Также слабо связаны культурно с Русским миром, но положительно (иногда с недавних пор) настроены по отношению к нему и тесно с ним связаны в других областях:

  • Монголия
  • Афганистан
  • Куба
  • Венесуэла
  • Сирия
  • Вьетнам
  • Никарагуа
  • КНДР
  • Южная Корея
  • Словакия

Также можно отметить более дальние, но явно дружественные по отношению к ценностям Русского мира страны:

  • Эквадор
  • Боливия

Являются каноническими территориями Русской Православной Церкви, хоть и представляют собой практически отдельные миры:

  • Китай — дружественный.
  • Япония — враждебна.

Проблемы русского мира

Распространение националистических идеологий русофобского толка в Русском мире

Возникшие, как правило, под серьёзным внешним влиянием, националистические идеологии русофобского толка на данный момент имеют большое влияние во многих частях Русского мира. На данный момент не секрет, что за становлением, например «украинства» стояли Австро-Венгерские спецслужбы, а национальные «голоса», вещавшие на территорию СССР во время Холодной войны делали всё, чтобы перессорить народы Советского Союза друг с другом, что достигалось по большей частью внушением чувства собственной исключительности.

На данный момент такого рода деятельность продолжается на всей территории Русского мира — националистические НКО организуются даже в России. Да и властями русофобские настроения взращиваются от находящихся фактически под внешним управлением США Украины и Японии до Беларуси, где национальными героями делают литовцев и поляков.

Следует отметить, что во многих случаях этому способствует другая культура и религия — в частности, прибалтийским народам, исповедующим протестантизм, тесно связанный с индивидуализмом, совсем не близко понятие государства как семьи. Также здесь отрицательную роль сыграл культ «простого парня» времён СССР — ведь русским, общаясь с ними, стоило бы проявить чуток аристократичности и быть просто предельно вежливыми, поскольку, например, обращение не на «Вы» от незнакомого человека, обычное в России, для жителей Прибалтики равносильно оскорблению.

См. также