Мифы о советском автопроме

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вокруг советской автомобильной промышленности до сих пор существует множество мифов. Причем мифы эти полярны. Современные сторонники СССР превозносят автомобильную промышленность СССР, которая делали чуть ли не лучшие в мире автомобиле и которую загубили «проклятые демократы». С противоположной стороны звучат мнения о том, что советская промышленность все время своего существования делала только лучшие «ведра с гайками», которые являлись плохими копиями бюджетных иномарок. В позиции и той и другой стороны есть и правда и ложь, поэтому надо разобраться как было на самом деле.

Какие в СССР были заводы, автомобили, платформы

Автопром СССР действительно был совсем небольшим на фоне автомобильных гигантов капиталистических стран. Общий выпуск всех автомобилей и автобусов в СССР во все годы был существенно меньше, чем у взятых по отдельности корпораций Дженерал Моторс, Форд и Даймлер-Бенц, а в отдельные годы уступал даже Рено.

Не блистал советский автопром и разнообразием марок. Даже в лучшие для советского автопрома 1980-е годы, когда уже появились новые переднеприводные, а устаревшие заднеприводные еще не были сняты с производства был следующий модельный ряд легковых автомобилей:

  • «Лада-Спутник» (2 модификации)
  • «Жигули» (4 модификации)
  • «Москвич-2141»
  • «Москвич-412» (3 модификации, включая «комби» и «каблук», которые выпускались в Ижевске)
  • «Таврия»
  • «Запорожец»
  • «ЛуАЗ»
  • «Волга» (2 модификации)
  • УАЗ-469.

Всего 9 моделей («Чайка» на тот момент уже не выпускалась). Да, формально, моделей было больше. Например, в случае «Жигулей» это были ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107. Но это был чисто советский симулякр, создающий видимость ассортимента. По факту — все это разные модификации одного автомобиля. У иномарок в рамках каждой модели модификаций куда больше. Например, у той же Toyota Corolla модели E90 из конца 1980-х годов было порядка 30 модификаций, отличия между которыми были куда более существенны, чем даже у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Это очень скромный модельный ряд для автопрома такой большой страны в целом, сопоставимый с модельным рядом таких небольших в 1980-х годов фирм как Опель и Мазда. Для сравнения, в одной только Западной Германии (ФГР) на тот момент одновременно выпускалось более 40 марок различных легковых автомобилей от маленьких «Гольфов» до «шестисотых Мерседесов». Примерно столько же моделей выпускалось в Японии. Еще порядка 30 моделей одновременно выпускалось во Франции и Италии. Суммарный же модельный ряд американских производителей переваливал за 100 моделей.

Но 9 советских моделей легковых автомобилей — это самый конец 1980-х годов, когда СССР потратил не малые запасы золота и валюты для «апгрейда» автопрома за счет широкого привлечения иностранных компаний: Porsche, General Motors, Renault, Bosch и целого ряда других. На момент начала перестройки модельный ряд был еще скромнее — всего 7 моделей, при этом «Чайки» и УАЗы населению не продавались Фактически, доступными для приобретения было всего четыре модели: «Запорожец», ЛуАЗ, «Москвич» двух разновидностей, «Жигули» и «Волга», но последнюю можно было даже при наличии денег купить только по очень большому блату.

Если в легковыми автомобилями в СССР было просто — каждая модель имела собственную платформу, то у грузовиков и автобусов одна платформа могла использоваться несколькими моделями. В позднем СССР грузовики и автобусы выпускались на следующих платформах:

  • легковая платформа ГАЗ (ГАЗ-21, ГАЗ-24) — фургоны и микроавтобусы РАФ и ЕрАЗ;
  • платформа УАЗ (тоже базирующаяся на платформе ГАЗ-21) — «головастики» и «буханки»;
  • малотоннажная платформа ГАЗ в двух поколениях — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ПАЗ, КаВЗ и разные «барбухайки», производимые полукустарным способом на непрофильных заводах;
  • среднетоннажная платформа ЗиЛ в двух поколениях — ЗиЛ-157 (с середины 1970-х производился на разных непрофильных заводаз), ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, КАЗ-608, ЛиАЗ-677, ЛАЗы, различные военные спецшасси;
  • платформа Урал высокой проходимости (базирующаяся на платформе ЗиЛ) — Урал-375 (карбюраторный), Урал-4320 (дизельный);
  • «Ярославская» платформа — изначально выпускаемые на Ярославском автозаводе крупнотоннажные дизельные грузовики, производство которых было передано на КрАЗ и МАЗ, комплектуемые ярославскими двигателями и коробками передач;
  • платформа КамАЗ;
  • специализированная платформа троллейбусов ЗиУ (планируемый выпуск автобусов и грузовиков на этой платформе так не был освоен);
  • специализированная платформа четырехосных тягачей МАЗ с двигателями и коробками передач завода «Барнаултрансмаш»;
  • специализированная платформа карьерных самосвалов БелАЗ.

Тоже не так много. Всего 10 платформ из которых 3 — узкоспециализированных.

Детройтское с Нижегородским

Первым построенным в СССР стал автозавод в Нижнем Новгороде, позже, вместе с городом, переименованный в Горьковский автозавод (ГАЗ). Завод строился компанией «Форд» под лицензионный выпуск актуальных тогда моделей Форд-А (легковой) и Форд-АА (легкий грузовик), ставших в СССР, соответственно, ГАЗ-А и ГАЗ-АА (знаменитая «полуторка»), продержавшаяся на конвейере до конца Великой отечественной войны. Естественно, завод работал на американском оборудовании, что и определило особенности всего его последующего модельного ряда вплоть до «Волги» ГАЗ-31105 из 2000-х годов. Горьковские машины были «самыми американскими» из всех советских. Ближе к концу 1930-х годов завод начал создавать уже собственные модели, первой из которых стал ГАЗ-М1. Двигатель новой машины был уже не лицензионным фордовским, а копией мотора Chrysler flathad. Этот мотор, известный как ГАЗ-11 с небольшими модернизациями дожил на конвейере до 1993 года и устанавливался на ГАЗ М12, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-52, автобусы и спецтехнику на их базе. Кабины ГАЗовских грузовиков весь период их выпуска тоже делались в хорошо узнаваемом американском стиле.

При этом ни один из послевоенных автомобилей ГАЗ не был прямой копией зарубежных машин. Конструкторы лишь ориентировались на американскую школу автомобилестроения, но ничего прямо не копировали. Следует сказать, что несущие кузова у «Победы» и «Волги» появились раньше, чем на американских машинах.