Обсуждение:Наука в России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Черновик статьи

Глава «Курчатовского института» М. Ковальчук выступил на заседании СФ в рамках «Времени эксперта»

Современное состояние

Отечественной наукой гордятся всего 4% россиян

Организационная структура

Наука в России представлена набором резко разобщенных и административно разделенных научных структур. В отличие от остальных стран мира в РФ есть как прикладная так и фундаментальная наука. Имеются четкие разграничения между научными учреждениями занимающимися преимущественно "чистой" фундаментальной наукой и исследователи которые должны заниматься "грязной" прикладной наукой. Формально различают академическую науку где РАНовские ученые занимаются фундаментальными исследованиями и медицинская и сельскохозяйственная академии наук занимаются ориентированными фундаментальными и прикладными исследованиями. Отчасти можно говорить об отраслевых исследовательских структурах и ВУЗовской науке которая в какой-то степени утратила свое существование, большая часть таких структур не финансируется.

История

В какой-то мере такая система обусловлена наследием Советского союза, когда научные учреждения взаимодействовали друг-с другом и хозяйствующими субъектами в рамках плановой экономики. После распада Советского Союза система взаимодействия между научными учреждениями была утрачена. Ввиду того что в отраслевых НИИ и научных отделах при заводах и фабриках научные исследования могли проводиться только за счет прибыли - произошло немедленное закрытие большинства отраслевых лабораторий и центров, утратилась связь с наукой и производством. В конце 90-х годов был принят закон о приоритетной поддержке фундаментальных исследований, что было воспринято как преимущественное финансирование РАН, что привело к деградации прикладных исследований и отраслевых академий. Сегодня мы имеем относительно эффективные научные коллективы в бывшей РАН, в МГУ, СПбГУ изолированные от прикладных исследователей и исследований в других ведомствах. Крайне незначительное участие ученых в развитии инновационной экономики страны также следует считать национальной особенностью. Предпринятые властями попытки сместить центр научной активности в ВУЗы в полной мере блокируется тем, что у преподавателей в ВУЗах РФ самая большая аудиторная нагрузка в мире и научная деятельность ученых в ВУЗах, как правило, не оплачивается вообще.

О функциональном назначении научных институтов

Идеологическая функция - Развитию науки в Советском Союзе способствовал и тот факт что марксистско-ленинское учение рассматривалась как научная сфера деятельности и государственная идеология базировалась на научных принципах. В какой-то мере научные институты рассматривались как альтернатива религиозным институтам что и привело к существенной государственной поддержке. Сегодня мы можем говорить об утрате этой роли в РФ и, соответственно, от научных учреждений не требуется решать абстрактные вопросы о сущности бытия и постижения вселенной т.к. все ответы уже есть в библии. Развитие и поддержание инновационной и высокотехнологичной экономики. Как упоминалось выше, искусственное разделение фундаментальных и прикладных исследований резко ограничивает возможности использования теоретических научных знаний в практической деятельности. Невозможность продажи интеллектуальной собственности из государственных НИУ в частные руки и отсутствие мотивации для рядовых ученых генерировать инновационные идеи также блокирует переток научных идей из "прикладных" НИУ в производство.

Оказание уникальных услуг и создание уникальных технологий для производства, медицины. Решение сложных и разнообразных научных задач требует порой создания уникальных приборов и технологий. Многие экономически-неэффективные, на начальном этапе, результаты такой деятельности оказываются востребованы бизнесом. Например, мало какой фарм-компании нужен в постоянное пользование ЯМР-томографa однако сам факт наличия в регионе подобного прибора, возможность им воспользоваться может оказаться единственной причиной появления нового высоктехнологичного производства.

К уникальным услугам можно отнести синтез радиоактивных изотопов, поиск и мониторинг новых инфекций, работы по селекции, диагностика и лечение редких болезней (бизнесу такие процессы невыгодны, однако и существовать современное общество без решения вышеупомянутых задач не может)

Образование - если в ВУЗах исчезнут преподаватели занимающиеся наукой, то станет невозможным готовить студентов на современном уровне, это очевидно каждому, полагаю.

Дополнения

Лев Анатольевич Животовский пишет: «Корни лысенкоизма у нас в том, что ученых в России всегда сбивали в молчаливые толпы под руководством облагодетельствованных властью вожаков. Вожаки эти, опираясь на зависящее от них покорное большинство, рекламируют себя и игнорируют научные достижения других, стараются убрать несогласных, используют в адрес оппонентов уничижающие и уничтожающие эпитеты — как это происходит сейчас с именем Т.Д. Лысенко. Пропагандируя новое, но не созидая его, — разрушают прежнее. Создают структуры, деятельность которых заранее объявляется как научно инновационная и имеющая мировое значение. Всё это приводит к забвению истинных научных ценностей и оборачивается для нашей страны крупными материальными потерями и невозвратимыми интеллектуальными утратами. Наибольший вред нашей науке наносило и продолжает наносить намеренное искажение значимости научного исследования, превратное представление о вкладе ученого, нетерпимость к иным точкам зрения — будь то научный поиск, воплощение в жизнь идеи или взгляд на историю науки, а главное — вмешательство властных государственных и академических структур в сугубо научные вопросы».

Достижения

  • Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) России собирается создать телекоммуникационное оборудование, электронику нового поколения двойного назначения с использованием многослойных гибридных микросхем, а также системы радиоэлектронной борьбы и перспективные беспилотники, сообщил РИА Новости представитель корпорации [1].