Правопреемство между Россией и СССР

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Флаги России и СССР

В данной статье собраны часто задаваемые вопросы (F.A.Q.) о правопреемстве, передаче полномочий или собственности между Россией (до 25 декабря 1991 года РСФСР) и СССР.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому[1]. О правопреемстве России по отношению к СССР объявил президент Б.Н. Ельцин в декабре 1991 года[2]:

Российская Федерация в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязанности СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Прошу рассматривать настоящее письмо как свидетельство полномочий представлять Российскую Федерацию в органах ООН всем лицам, имеющим на данный момент полномочия представителей СССР в ООН

МИД РФ прямо заявил, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР[3]. Тем не менее, спустя десятилетия существует миф, что СССР не распался и продолжает юридически существовать, а Россия, соответственно, является незаконным образованием. Сторонники мифа фактически объединились в движение «Граждане СССР» – они считают себя советскими гражданами, поэтому не признают не только действия российских документов, но и законов[4]. Одна из таких организаций – «Союз славянских сил Руси» – в 2019 году была признана экстремисткой[5][6]. Данный миф подробно разобран в профильной статье.

Часто задаваемые вопросы

Существует ли СССР в правовом поле?

Подписание Беловежского соглашения

СССР прекратил свое существование еще в начале 1990-х. Соответствующий документ (Беловежское соглашение) подписали 8 декабря 1991 года главы России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич):

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

Остальные республики СССР присоединились к соглашению в соответствии с протоколом к нему от 21 декабря 1991 года. В тот же день была принята Алма-Атинская декларация, подтвердившая, что СССР прекращает свое существование и его заменяет СНГ.

Официальной датой распада СССР принято считать 26 декабря 1991 года – принятая в этот день декларация, которая констатировала, что «с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование»[7].

Продолжают ли действовать Конституция СССР и другие советские нормативные акты?

Существует мнение, что Конституция 1977 года не была признана утратившей силу[1] и, соответственно, якобы является действующей.

Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан[8]. Конституция 1977 года не может рассматриваться в качестве де-факто действующего нормативного правового акта. Причина проста – СССР не существует в настоящее время как регулируемый ею субъект правоотношений. Конституция не может существовать без государства и его элементов – отсюда, например, отсутствие юридической силы у статей, которые регулируют работу Верховного совета СССР и других органов власти.

Конституция 1977 года не указана как действующая ни в электронных базах нормативных актов[9][10], ни на сайтах, посвященных публикации исторических документов[11][12]. Крупнейшая русскоязычная справочная правовая система «КонсультантПлюс» по этому поводу приводит справку следующего содержания[13]:

Документ фактически утратил силу на территории РФ в связи с принятием Постановления ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1, установившего, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств. Одновременно Соглашением было констатировано, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование.

Исторический опыт конституционализма в России показывает, что действие любой конституции автоматически прекращалось после принятия новой конституции. Так, например, Конституция СССР 1936 года («Сталинская») была отменена не по отдельному указу или закону, а по факту принятия Конституции 1977 года («Брежневская»). В случае Конституции 1977 года прекращения её действия де-факто и де-юре отличаются – первое произошло в связи с распадом СССР, второе после принятия Конституции 1993 года.

Если говорить про Конституцию РСФСР 1978 года, то распад СССР не отменял её действия, ибо Беловежское соглашение и прочие документы касались общесоюзного законодательства. Поэтому Россия продолжала жить по Конституции РСФСР, которая в полной мере утратила силу 12 декабря 1993 года с принятием действующей Конституции России[14]. Отмена предыдущей конституции принятой прямо прописано в Конституции России («заключительные и переходные положения»)[15]:

Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.

В том же разделе Конституции России прописано, что другие нормативные акты советской эпохи продолжают свое действие[16]:

Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Как определил Конституционный Суд (№13-П) в отношении актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posterior derogat priori» («последующий закон отменяет предыдущие»). По этому правилу даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон.

Какая существует правовая связь между РСФСР и Россией?

25 декабря 1991 года РСФСР была переименована в Российскую Федерацию[2] (Россию):

Верховный Совет РСФСР постановляет:
  • 1. Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия).
  • 2. Наименование Российская Федерация употребляется в официальных актах и других документах, в текстовом оформлении государственных символов, а также в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках.
  • 3. Допустить в течение 1992 года использование прежних наименований «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», «РСФСР» в официальном делопроизводстве (бланки, печати и штампы).
  • 4. Внести на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР проект Закона РСФСР «Об изменениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в связи с изменением наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».
  • 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его принятия.

Соответствующие изменения в Конституцию РСФСР были внесены уже в 1992 году, после распада СССР. На VI-ом Съезде народных депутатов РСФСР (апрель 1992) принят закон закон о внесении изменений в текст Основного Закона. В том же законе было установлено, что наименования государства Российская Федерация и Россия равнозначны. Таким образом, РСФСР и РФ являются одним и тем же субъектом правоотношений.

Есть ли документы о правопреемстве, передаче полномочий или собственности между РСФСР и Россией?

Договоров между РСФСР и Россией не может существовать в принципе! РСФСР была переименована в РФ – сменилось название, а не утверждение нового субъекта правоотношений. Прибавим к этому факт действия Конституции РСФСР после распада СССР, а также другие факты.

Что касается правопреемства между Россией и СССР, то оно было закреплено в Беловежских соглашениях и ряде других документов, как-то:

  • Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР (текст);
  • Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР (текст);
  • Соглашение глав государств Содружества Независимых Государств о собственности бывшего Союза ССР за рубежом (текст);
  • Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (текст);

Ссылки

Примечания

  1. На этот счет Минюст указывает следующее:
    При этом, несмотря на то, что Конституция (Основной Закон) СССР от 7 октября 1977 г. не была признана утратившей силу, де-факто она не может рассматриваться в качестве действующего нормативного правового акта ввиду прекращения существования регулируемого ею субъекта правоотношений – СССР.
  2. Название «Российская Федерация» использовалось как сокращенный вариант РСФСР, в том числе в конституциях:
    49. Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:
    д) Принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее. // Конституция РСФСР 1918 года
    Советская власть гарантировала всем народам России равноправие и свободное самоопределение, предоставила трудящимся подлинно демократические права и свободы. Образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов. // Конституция РСФСР 1978 года